Библиографическое описание:

Ковалева У. Ю. Система управления развитием образовательного учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы II междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 120-124.

Статья посвящена проблемы управления процессом развития учреждения дополнительного образования детей. В статье рассматриваются аспекты управления учреждения дополнительного образования детей, применения программно-целевого подхода в управлении развитием образовательного учреждения, представлено описание системы управления развитием ГБОУ ДОД ДДТ «Преображенский» Санкт-Петербурга.

Ключевые слова: дополнительное образование детей, управление развитием учреждением дополнительного образования детей, программно-целевой подход, программа развития образовательного учреждения, система управления развитием образовательного учреждения.


В практике работы учреждений дополнительного образования все больше внимание уделяется педагогической инноватике, личностно-ориентированному, системно-деятельностному подходам в образовании. Модернизация, развитие учреждения затрагивает целевые, содержательные, организационные, технологические, управленческие и др. характеристик образовательной системы учреждения с учетом требований основных нормативных документов, определяющих деятельность учреждения дополнительного образования детей, основных современных тенденций его развития.

В современном дополнительном образовании детей наблюдается необходимость, значимость и актуальность реализации именно воспитательного потенциала, решения современных образовательных задач. Это невозможно без качественно иного уровня управления развитием учреждения дополнительного образования детей на основе программно-целевого подхода.

Развитие современного образовательного учреждения дополнительного образования детей предполагает сегодня изменение целей, содержания, форм и методов работы с детьми, а также научно-методического сопровождения деятельности педагогического коллектива, поиска новых подходов управления развитием учреждения. В этом процессе особое значение имеют систематизация, научный анализ и обобщение опыта управления развитием учреждений дополнительного образования.

Управление не только самим образовательным учреждением дополнительного образования детей, а управление развитием этого учреждения, на наш взгляд, выступает важнейшей методологической задачей, обеспечивающей прогностическое планирование образовательной системы учреждения, качественное и доступное образование.

Современное развитие образовательного учреждения дополнительного образования детей невозможно без профессионального управления этим процессом. Управление развитием образовательного учреждения понимается как часть осуществляемой управленческой деятельности, в которой посредством пла­нирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и ос­воения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива образовательного учреждения по наращиванию его образовательного по­тенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования [1, 8].

В исследовании Фоминой А.Б. [9] раскрывается сущность управленческой деятельности развитием учреждением дополнительного образования в контексте социально-педагогической деятельности. В исследовании спроектирована система управления развитием учреждения дополнительного образования детей, состоящая из следующих компонентов: социальный заказ, цели, задачи, функции, области и виды деятельности, виды структур, субъекты и уровень управления, ресур­сы, технологии.

В работе [4] рассматривается система управления развитием учреждения дополнительного образования детей как совокупность че­ловеческих, материально-технических, нормативно-правовых, программных, информационных и других взаимосвязанных компонентов, направленных на реализацию функций управления. К функциям управления образовательным учреждением относятся функции анализа и прогноза изменений социума, образовательных потребностей, социального заказа на образование; форму­лирование общих целей и системы ценностей образовательного учреждения; развитие образовательной среды и организационной культуры; разработку и реализацию программы развития образовательного учреждения; координа­цию отдельных образовательных процессов; организацию учета, диагностики и структурирования контингента обучающихся; организацию исследователь­ской, опытно-экспериментальной и инновационной деятельности; организа­цию поиска кадров и повышения их квалификации; многоканального финан­сирования и др.

Анализ научно-педагогической литературы [3, 5] позволяет выделить некоторые общие приоритетные направления (тенденции) развития учреждения дополнительного образования детей:

  • Призвание сущности права ребенка на свободное самоопределение и самореализацию, неотъемлемого права на свободу выбора себя и для себя.

  • Утверждение единства и целостности образования, где обучение и воспитание есть его составляющие, две подсистемы развития личности.

  • Развитие индивидуальности каждого человека в практике образовательного процесса.

  • Творческое сотрудничество или изменение личностных установок участников образовательного процесса в совместно продуктивно разделенной деятельности.

  • Непрерывное образование как принцип планирования и организации образовательного развития личности.

  • Осознанная системная организация управления учебно-воспитательным процессом на основе стратегии инновационного обучения.

  • Продвижение в своем развитии и обновление современного образовательного учреждения.

  • Проектирование авторских образовательных программ, как средства развития познавательной мотивации, формирования сторон базовой культуры личности и др.

Процесс управления развитием учреждения дополнительного образования детей в своей основе имеет различные подходы к управлению. В современной практике управления учреждением дополнительного образования детей выделяется программно–целевой подход, которому посвящены работы [2, 7], в котором этот подход характеризуется динамичностью, целостностью, системностью, интегративностью. В качестве его основных моментов выступают: теоретический (моделирование управления); организационно-педагогический (определение содержания, форм и методов дополнительного образования школьников); психолого-педагогический (диагностика интересов, способностей и предпочтений школьников).

Модель программно-целевого подхода к дополнительному образованию учащихся включает четыре основных содержательных блока: образование, творчество, культурно-развивающий досуг, социальный опыт. Такая организация и содержание деятельности обеспечивает вариативный выбор занятий для подростков, предусматривает многочисленные формы деятельности, широкий спектр программ, реализует возрастные возможности детей и творческий потенциал педагогов, способствует адаптации воспитанников к сложным условиям современного мира.

Важнейшей составляющей программно-целевого подхода к управлению дополнительным образованием учащихся выступает технологическая его схема, где выделяются три главных этапа: 1. формирование целевой программы (формирование и упорядочение системы целей и системы задач и операций, создание вариантов целевой программы с последующим выбором наиболее оптимального из них); 2. планирование ее выполнения (решаются задачи: упорядочение операций по времени; оценка временных характеристик операций и программы в целом; определение вероятности выполнения программы в директивный срок; формирование окончательного календарного плана выполнения программы); 3. управление ее реализацией (производятся организационные изменения информационного обеспечения, стимулирования и т. д.).

Следует отметить, что центральное место в реализации программно–целевого подхода к управлению учреждения дополнительного образования детей занимает разработка и реализация программа развития образовательного учреждения.

В работе [6] программа развития определяется как ориентированное на будущее управленческое инструментальное знание, определяющее принцип связи концептуально определенных стратегических целей и способов (механизмов) их реализации в исторически конкретной ситуации.

В государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Доме Детского Творчества «Преображенский» Санкт-Петербурга была разработана и реализуется целевая программа развития учреждения, что потребовало также разработки системы управлением развитием образовательного учреждения. Эта система представляет собой комплексную деятельность по разработке и реализации стратегий развития и созданию условий (организационно-педагогических, психологических и др.), обеспечивающих достижение целей развития образовательного учреждения и всех участников образовательного процесса. В рамках модели управления развитием ДДТ «Преображенский» осуществляется комплексное управление стратегиями развития, выраженных в реализации различных направлений подпрограмм (подпроектов) на основе гуманистических (демократических) основаниях.

Обратимся к рассмотрению некоторых компонентов системы управления развитием ДДТ «Преображенский», где с точки зрения смысловой нагрузки определения и реализации идей развития учреждения значительную роль играют: координатор (руководитель) программы развития; координационный совет развития и творческие объединения, которые собственно и проектируют, реализуют и диагностируют результаты в конкретном направлении развития образовательного учреждения.

В основные задачи руководителя (координатора) программы развития ДДТ «Преображенский» следует отнести:

  • разработка в пределах своих полномочий нормативных правовых актов, необходимых для реализации программы развития образовательного учреждения и локальных программ и подпрограмм, разработанных на ее основе;

  • осуществление отбора на конкурсной основе необходимых специалистов и исполнителей всех программных мероприятий;

  • координация и коррекция деятельности административного аппарата и педагогического коллектива по реализации всех программных мероприятий, а также по анализу и рациональному использованию ресурсов ДДТ «Преображенский», в том числе средств бюджета и средств внебюджетных источников;

  • подготовка ежегодного публичного доклада (отчета) о реализации программы развития образовательного учреждения, локальных программ и подпрограмм и т.д.

В целях привлечения педагогического коллектива к управлению развитием образовательного учреждения, локальными программами и подпрограммами руководителем (координатором) создается рабочий орган (творческие объединения) по реализации всех программных мероприятий в соответствии с направлениями целевых программ (проектов) реализации развития образовательного учреждения, куда включается руководитель направления, исполнитель, рабочие группы и т.д.). Разработка собственно программы развития ДДТ «Преображенский» осуществляется с привлечением заведующих отделами, а также заместителей директора по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе, а ее утверждение проводит координационный совет по развитию.

В состав рабочего органа (творческие объединения) могут включаться все заинтересованные педагоги ДДТ «Преображенский», деятельность творческих объединений предполагает тесное взаимодействие с заместителями директора ДДТ «Преображенский» по учебно-воспитательной работе и воспитательной работе. Кроме того, деятельность творческих объединений невозможна без взаимодействия с отделами ДДТ «Преображенский».

Можно сказать, что творческое объединение разработчиков с учетом предложений педагогов определяет конкретные шаги-действия по выполнению каждого направления реализации программы развития образовательного учреждения. Данные шаги-действия предполагают включение существующих в ДДТ «Преображенский комиссий и советов (аттестационной комиссии, педагогического совета), каждого педагога в реализацию программы, как на уровне отделов, так и на уровне ДДТ в целом.

В рамках творческого объединения выделяются компоненты: руководитель программы по направлению, чью кандидатуру представляет руководитель программы развития образовательного учреждения координационному совету на утверждение; ответственные исполнители и рабочая группа, которые подбираются непосредственно руководителем программы по направлению. В качестве основных задач руководителей творческих объедений и ответственных исполнителей выступают:

  • организуют проектирование программных мероприятий по направлениям деятельности, отдельным ее блокам проектных (творческих) объединений;

  • организуют проведение предусмотренной программами и подпрограммами методической и исследовательской деятельности направления работы творческого объединения и отдельных ее содержательных блоков;

  • разработка модели диагностики эффективности реализации проекта;

  • готовят материалы промежуточного и итогового контроля по реализации программных мероприятий по своему направлению, отдельным блокам;

  • участвуют в уточнении целевых, результативных показателей, индикаторов реализации программных мероприятий;

  • готовят предложения по совершенствованию механизмов реализации программ и подпрограмм;

  • подготовка отчетной документации по реализации программы по направлению (для руководителя), по отдельным блокам вопросов - толерантность, патриотическое воспитание, техническое творчество и т.д. (для ответственных исполнителей) и т.д.

Координация деятельности структурных подразделений, творческих объединений, отделов образовательного учреждения, его администрации по развитию образовательного учреждения управления ДДТ по реализации программы осуществляется координационным советом по развитию, который осуществляет контроль за ходом выполнения программы. Состав этого координационного совета представлен администрацией учреждения, педагогическим составом учреждения. К основным задачам координационного совета по развитию следует отнести:

  • Определение стратегических и тактических вектора развития ДДТ «Преображенский».

  • Утверждение программы развития ДДТ «Преображенский».

  • Рассмотрение и принятие проектов нормативных документов, регулирующих реализацию программы развития ДДТ «Преображенский».

  • Регулирование различных направлений развития ДДТ «Преображенский».

  • Утверждение отчетной документации по реализации различных направлений развития ДДТ «Преображенский».

  • Осуществление мониторинговой деятельности по реализации различных направлений развития образовательного учреждения.

Основными формами работы творческих объединений и координационного совета по развитию ДДТ «Преображенский» выступают конференции педагогических сотрудников, проблемные семинары (круглые, дискуссионные столы), педагогический совет образовательного учреждения, которые проводятся по принятым планам творческим объединением и координационным советом. Представленные формы организации деятельности позволят привлечь максимальное количество педагогических работников к развитию образовательного учреждения, обеспечения коллегиальных решений по развитию ДДТ «Преображенский», системности его развития.

Ежегодно на педагогических советах, дискуссионных столах, конференциях и т.д. анализируются итоги реализации очередного этапа программы, уточняются основные задачи предстоящего этапа, при необходимости корректируются действия по конкретным направлениям. Итоги реализации и перспективы дальнейшего развития ДДТ «Преображенский» обсуждаются и утверждаются в координационном совете по развитию и на педагогическом совете.

В итоге можно сказать, что основные характеристики модели управления развитием ДДТ «Преображенский» можно представить следующим образом:

  • Тип управления развитием образовательного учреждения: гуманистический (демократический).

  • Стиль работы: командный.

  • Специализация управленческого труда: разделение труда по функциям управления (учебно-воспитательная работа, воспитательная работа, научно-методическая, инновационная исследовательская, виды (направления) деятельности образовательного учреждения).

  • Субъекты управления развитием образовательного учреждения: директор, координационный совет по развитию, педагогический совет, творческие объединения, заместители директора, отделы учреждения, педагогический состав.

  • Функция управления: управление стратегиями развития образовательного учреждения.

  • Степень участия педагогов в управлении: процесс выявления и решения проблем полностью осуществляется на коллегиальной основе педагогическом коллективом.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что качественная, системная управленческая деятельность развитием учреждения дополнительного образования детей выступает как условие эффективного функционирования учреждения, удовлетворения образовательных потребностей субъектов (индивидуальных, корпоративных, социальных), обеспечения вариативности и доступности образовательных услуг и подтверждает важность учета современной нормативно-правовой базы, регламентирующей перспективы развития учреждения дополнительного образования.


Литература:

  1. Гузева, Г. И. Управление процессом модернизации в системе дополнительного образования детей: Дис. к.п.н: 13.00.01: Волгоград, 2002.

  2. Гущина, С. В. Программно-целевой подход к управлению дополнительным образованием школьников (Муниципальный аспект): Дис. к.п.н: 13.00.01: Челябинск, 2000.

  3. Дополнительное образование детей: вопросы и ответы: учебное пособие для системы повышения квалификации работников образовательных учреждений / сост.: Буданова Г. П., Буйлова Л. Н. – М., 2008.

  4. Золотарева, А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей: Дис. д.п.н.: 13.00.01 Ярославль, 2006.

  5. Иванченко, В. Н. Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие для учителей, педагогов дополнительного образования, методистов, классных руководителей, студентов и аспирантов педагогических учебных заведений, слушателей институтов повышения квалификации / В.Н.Иванченко. - Ростов-на-Дону, 2011.

  6. Методические рекомендации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» / Авторы составители: Т.А. Овечкина, М.Е. Верховкина, С.А.Ускова, И.В.Гришина, В.Н.Волков, А.О.Кравцов. Научный руководитель: Жолован С.В. – Санкт-Петербург, 2011.

  7. Репин, С.А. Программно-целевой принцип управления образованием: Монография / Под ред. Г.Н.Серикова. - Челябинск, 1999.

  8. Саранов, A.M., Гузева, Г.И. Модернизация системы дополнительного об­разования детей: Монография. - Волгоград, 2002.

  9. Фомина, А.Б. Учреждение дополнительного образования детей: ин­новационная социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. Ч. 1,2. - М., 1996.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle