Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абзалова, С. С. Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках обществознания / С. С. Абзалова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 73-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2804/ (дата обращения: 23.04.2024).

Целостность общества обеспечивается не только воспроизводством новых поколений, но и неразрывной связью поколений, освоением молодежью культурно-исторических достижений своего народа.

Будущее цивилизованного общества зависит от духовности и нравственности его граждан. К сожалению, в настоящее время детские и молодежные организации не играют заметной роли в формировании мировоззрения и нравственных ориентиров молодого поколения. Поэтому особо возрастает значимость уроков гуманитарных дисциплин в решении этой актуальной проблемы.

Уроки обществознания призваны формировать ценностные ориентации учащихся, научить их глубоко и серьезно анализировать жизненные установки, понимать историческое прошлое своей страны, убедить в том, что в их руках ее будущее, а человек будущего должен быть разумным и пытливым, гуманным и деятельным, всесторонне развитой личностью, прекрасным специалистом, эрудитом и патриотом.

Одним из возможных путей духовного и нравственного возрождения человека является приобщение его с детства к изучению своей малой родины. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.

В своей педагогической практике я активно использую краеведение как одну из действенных форм духовно- нравственного, гражданско-патриотического воспитания. Например, в 8 классе при изучении тем «Человек и природа», «Глобальные проблемы человечества» даю учащимся групповое задание - провести экологическую разведку окрестностей села и написать свой творческий отчет и предложения по улучшению экологической обстановки родного края. Ученики выпускают стенгазеты, пишут творческие работы (сочинения, стихи, эссе) на темы: «О чем скорбит природа моего края?» «О чем рассказали мне родники родного края?» «Легенды родного края о реках и родниках», готовят проекты по экологическому оздоровлению села. По итогам этой большой исследовательской и творческой работы провожу научно- практическую конференцию учащихся «Живи, мое село, живи!» совместно с учителем биологии, руководителем школьного музея. На это мероприятие приглашаются старожилы, знающие об истории села, о его достопримечательных местах, представители местного самоуправления, ЖКХ, отвечающие за экологическое благополучие населенного пункта.

Дети получают огромное удовлетворение от своей работы, учатся отстаивать свою жизненную позицию, выявлять и критиковать негативные явления в обществе, стремятся внести свой посильный вклад в дело оздоровления экологии родного края.

При изучении темы «Личность и социальная среда» в 8 классе провожу конкурсы поисково-исследовательских работ « Человек с большой буквы», «Людей неинтересных в мире нет», «Всем смертям назло». В процессе исследовательской деятельности учащиеся встречаются с земляками, чья жизнь, по их мнению, является примером для подражания, берут у них интервью, пишут о своих впечатлениях об этих людях. Итоги этой работы подводим на уроке-встрече с замечательными земляками, которых выбрали сами дети. Они увлеченно рассказывают о своих односельчанах, об их отношении к жизни, людям, труду. Такие внеклассные мероприятия воодушевляют и вдохновляют подростков, помогают формировать их духовный мир без изъянов и пороков.

Работу над темой « Товар и деньги» завершаю уроком – дискуссией «Роль денег в жизни человека». На этот урок приглашаю старожилов, известных в селе меценатов и спонсоров, земляков, которым помогли благотворители, нумизматов, руководителя школьного музея. От этой встречи учащиеся получают настоящий урок жизни, урок доброты, душевной щедрости. Ведь значительная часть современной молодежи, еще не имея устоявшихся духовных ценностей, больше, чем другие слои населения, ориентирована на «легкие деньги». Поэтому очень важно, чтобы подростки знали цену заработанного своим трудом рубля, возможности для их разумного, гуманного вложения, знали о конкретных примерах благотворительности и милосердия.

Изучение тем «Семья»(8 класс), «Семья и брак» (11 класс) тоже тесно связываю с краеведением. Ребята получают увлекательное поисково-исследовательское задание для всей семьи: «Моя родословная», «Я горжусь своей семьей», «Традиции моей семьи», «Памятная фотография в семейном альбоме», «Дорогая и памятная вещь в моей семье» и др. Итог этой исследовательской работы подводим на научно-практической конференции «Семья- начало всех начал», на которой ученики знакомят товарищей со своими интересными работами, проникаются чувством гордости за свою семью, желанием в будущем быть хорошим семьянином и продолжать лучшие семейные традиции.

Важной воспитательной задачей современной школы является воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Решению этой гуманной задачи способствуют уроки обществознания и внеклассные мероприятия по темам: «Нации и народности»( 8 класс), »Религия», (9 класс), «Межнациональные отношения» (11 класс), на которые приглашаю земляков - представителей разных национальностей, живущих в селе. Ребята на деле убеждаются в том, что только дружба, взаимопонимание и

взаимоуважение могут способствовать миру и процветанию общества. Незабываемыми событиями в жизни учащихся стали вечера встреч «Я тоскую по тебе, Узбекистан», «Страна восходящего солнца»( О Японии), «Я видел мир, большой и прекрасный».

Краеведение и музейная педагогика представляют благодатный материал при изучении тем «Религия», «Духовная культура» в 9 классе. Я практикую экскурсии и походы с учащимися в духовные заведения родного края, встречи с представителями различных религиозных конфессий, поисково-исследовательскую деятельность учащихся, посвященную истории культовых заведений края . Во время изучения тем: « Культура», «Искусство» организую встречи с народными умельцами села, вместе с учащимися создаем в школьном музее экспозицию «Творчество золотых рук моих земляков».

Можно с уверенностью утверждать, что приобщений детей к краеведению помогает воспитанию современного человека, как гражданина и патриота, носителя и продолжателя национальных традиций, человека высокой нравственности и духовной культуры, созидателя и гуманиста, а труд учителя делает еще более значимым и необходимым.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, духовная культура, итог этой, класс, школьный музей, высокая нравственность, моя семья, решение этой, современная школа, урок обществознания.

Похожие статьи

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании...

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания... родной край, духовная культура, школьный музей, итог этой, класс, урок обществознания, современная школа, моя семья, высокая нравственность, решение этой.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

В этот период закладываются основы личностной культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, начальная школа, родной город, Лебедянь, Россия, внеурочная деятельность, духовно-нравственный человек, Город...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в

Это и отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и

В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.В современном мире...

Конспект мероприятия внеурочной деятельности по...

...по духовно-нравственному направлению в 4 классе «Экспедиция в старину».

− гордость за родной край, ощущение причастности к его истории. Познавательные

Этими ремёслами и по сей день славится русский народ. В кончиках наших пальцев заложена вековая память опыта...

Основы духовно-нравственной культуры народов России...

Нравственностьэто правила, определяющие поведение, духовные и.

[2, с. 54] Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании...

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся.

С этой целью в Нурлатской СОШ Зеленодольского района РТ был создан «Музей родного края».

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

народ, ребенок, праздник, отношение, Семья, озеленение территории школы, Татарстан, учебно-воспитательный процесс, родной край, начальная школа, народная культура, младший школьный возраст, традиция.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

1. Высокая целеустремлённость.

Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы.

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.

Нравственность в современной школе | Статья в журнале...

Нравственность в современной школе. Автор: Громов Роман Михайлович.

Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности.

Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности.

Похожие статьи

Роль краеведения в духовно-нравственном воспитании...

Краеведение как средство духовно-нравственного воспитания... родной край, духовная культура, школьный музей, итог этой, класс, урок обществознания, современная школа, моя семья, высокая нравственность, решение этой.

Краеведение как средство формирования духовно-нравственной...

В этот период закладываются основы личностной культуры.

Основные термины (генерируются автоматически): родной край, начальная школа, родной город, Лебедянь, Россия, внеурочная деятельность, духовно-нравственный человек, Город...

Семья — основа духовно-нравственного становления ребёнка

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в

Это и отсутствие у родителей (или наличие искаженных) знаний о законах духовной жизни и

В православной семье весь уклад жизни связан с церковным календарем.В современном мире...

Конспект мероприятия внеурочной деятельности по...

...по духовно-нравственному направлению в 4 классе «Экспедиция в старину».

− гордость за родной край, ощущение причастности к его истории. Познавательные

Этими ремёслами и по сей день славится русский народ. В кончиках наших пальцев заложена вековая память опыта...

Основы духовно-нравственной культуры народов России...

Нравственностьэто правила, определяющие поведение, духовные и.

[2, с. 54] Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача...

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка...

Роль музейной педагогики и краеведения в воспитании...

Воспитание нравственности, чувства гордости за свой родной край не проходит без участия школьного музея, особенно если он создан с помощью самих учащихся.

С этой целью в Нурлатской СОШ Зеленодольского района РТ был создан «Музей родного края».

Этнокультурный компонент как важнейшее средство воспитания...

народ, ребенок, праздник, отношение, Семья, озеленение территории школы, Татарстан, учебно-воспитательный процесс, родной край, начальная школа, народная культура, младший школьный возраст, традиция.

Моя малая Родина (из опыта работы) | Статья в журнале...

1. Высокая целеустремлённость.

Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы.

Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край.

Нравственность в современной школе | Статья в журнале...

Нравственность в современной школе. Автор: Громов Роман Михайлович.

Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности.

Современная образовательная среда, как фактор духовно-нравственного воспитания личности.