Библиографическое описание:

Борисов А. А. Сохранение здоровья детей в период адаптации к школе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 74-76.

Начало обучения в школе – один из самых сложных периодов в жизни ребенка не только в социальном, психологическом, но и в физиологическом плане. Поступая в школу, ребенок переходит от беззаботного детства к сложной учебной деятельности, заполненной чувством ответственности. Меняется вся его жизнь, появляются задачи, не связанные с предшествующим опытом, что требует максимальной мобилизации интеллектуальных, эмоциональных и физических резервов развивающегося организма. И этот переходный период должен проходить максимально спокойно без ущерба для здоровья ребенка.
Развитие ребенка – это комплексный процесс изменений, включающий рост и физическое развитие всех органов и систем организма, в том числе мозга, развитие познавательных функций – внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, моторных и сенсорных функций, а также психическое (личностное) развитие и социокультурное развитие. Ни одно из этих направлений развития не идет отдельно, самостоятельно, вне связи с другими компонентами.
С поступлением в школу изменяются базовые механизмы организации всех физиологических и психофизиологических функций, растет напряжение адаптационных процессов. Школьная адаптация – это приспособленность к процессу обучения и школьной деятельности. Адаптация к школе – длительный процесс, имеющий физиологические, психологические и социальные аспекты, связанные с развитием ребенка.
Индикатором трудностей адаптации являются такие изменения в поведении ребенка, как чрезмерное возбуждение и даже агрессивность или, наоборот, заторможенность, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, нежелание идти в школу. В первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Каковы же основные причины нарушения успешного адаптационного периода детей к школе?
Освоение обычных видов деятельности школьника вызывает серьезное напряжение ряда физиологических систем. Например, изучение реакции организма первоклассников на уроках по показателям деятельности сердечно-сосудистой системы выявило, что напряжение этой системы ребенка можно сравнить с напряжением той же системы космонавта в состоянии невесомости. При этом интеллектуальные и эмоциональные нагрузки первоклассника сопровождаются длительным статическим напряжением, связанным с сохранением определенной позы при работе в классе. Причем статическая нагрузка для детей 6—7 лет наиболее утомительна, так как при удержании определенной позы, например, при письме, необходимо длительное напряжение спинных мышц, недостаточно развитых у детей этого возраста. Сам процесс письма (особенно безотрывного) сопровождается длительным статическим напряжением мышц руки (сгибателей и разгибателей пальцев). [1, с.216]
В 6—7 лет начинается собственно формирование навыка письма, а все графические движения и действия, которые ребенок освоил до этого возраста, служат базисом для их развития. Основные характеристики письма у детей этого возраста: нестабильность, неровность, нечеткость штрихов, сильное мышечное напряжение (часты жалобы детей — ≪болит рука≫, ≪устала рука≫), несовершенны механизмы регуляции позы (ребенок очень
быстро нарушает правильную позу при письме), фактически каждое движение в серии выполняется отдельно, нет плавности и связности движений. Это тот этап, когда ребенок еще не может произвольно менять скорость письма, сохраняя качество (движения могут быть медленными и правильными или быстрыми, но неправильными). Все это свидетельствует о том, что моторная программа еще только формируется и необходима постоянная коррекция и оценка по ходу движения. [1, с.281]
Любое взаимодействие человека с окружающей средой, любое действие связано с движением или включает в себя движение. Взгляд, улыбка, жест, ходьба, физические упражнения, письмо и речь — все это движения. Просто стоять, поддерживая определенную позу, — значит тоже совершать определенные движения. Вполне справедливо мнение известного российского физиолога И. М. Сеченова: «...Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению — мышечному движению. Вне зависимости от того, нужно ли вам почесать нос, выполнить сложнейшее танцевальное "па" или поставить свою подпись, в реализацию движения включаются разные звенья нервной системы от коры мозга до двигательных нервов, приводящих в действие мышцы нашего тела». [6, с. 91]
Исследователями установлено, что при чтении вслух обмен веществ возрастает на 48%, а ответ у доски, контрольные работы приводят к учащению пульса на 15—30 ударов в минуту, к увеличению систолического давления на 15—30 мм рт. ст., к изменению биохимических показателей крови и т. п. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в первые недели обучения, учебные занятия можно сравнить с влиянием на взрослый, хорошо тренированный организм в экстремальных условиях. Эти примеры показывают насколько труден для ребенка процесс физиологической адаптации к школе. [1, c.406]
Только на пятой неделе обучения постепенно повышаются и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т.е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу. Однако считается, что весь первый год учебы (если сравнить его со следующими периодами обучения) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма ребенка. [1, c.412]
Социально-психологическая адаптация тоже все чаще проходит у современных первоклассников с трудностями. Одним из показателей удовлетворенности ребенка пребыванием в школе является его эмоциональное состояние, которое тесно связано с эффективностью учебной деятельности. Положительное эмоциональное состояние влияет на усвоение школьных программ и норм поведения, на успешность социальных контактов и в конечном итоге на формирование личности учащегося.
Успешность адаптации во многом зависит от развития у детей положительной оценки себя как ученика. Этот процесс сравнивания себя с другими учениками по критериям педагога и на основе этого сравнения выработка положительного мнения о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах начинается с первого школьного дня. Постепенно у ребенка складывается ощущение благополучия или неблагополучия. Позитивная адекватная самооценка облегчает процесс адаптации к школе. [1, c.401]
Социальное здоровье учащихся находится в тесной связи со здоровьем и компетентностью педагога. У нездорового учителя ниже качество работы, а значит, ученики хуже усваивают материал, больше подвергаются стрессу, быстрее утомляются. Безграмотность учителя в вопросах здоровьесбережения, пренебрежение к физическому и психологическому состоянию учащихся не компенсируется призывами заботиться о здоровье и даже проведением уроков здоровья. Несоответствие педагогических требований и возможностей ребенка ведет к неблагоприятным изменениям функционального состояния центральной нервной системы, к резкому снижению учебной активности и работоспособности. Поэтому у значительной части школьников в конце учебных занятий отмечается резко выраженное утомление. [2, с.98]. «В громадном большинстве случаев не прирожденная тупость (нравственная или умственная) ребенка, а педагогические ошибки подготовляют ребенку горькую будущность, оставляя на его личных проявлениях и привычках неизгладимые следы нравственной порчи и умственного бессилия». [5, с.26]
Отдых во второй половине дня, ночной сон не всегда достаточны для расслабления первоклассников. Почти у всех детей в начале школьных занятий наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника. Естественно, что легче переносят период адаптации и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным функционированием всех систем организма и гармоничным физическим развитием, имеющие 1 группу здоровья. Но их число в школах, как правило, не превышает 20%.
Слабое физическое развитие ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, негативно влияют на состояние центральной нервной системы. А это служит причиной более тяжелого протекания адаптации, что ведет к снижению работоспособности, высокой утомляемости, ухудшению здоровья и снижению успешности обучения. Организм должен быть функционально готов, т.е. развитие отдельных органов и систем должно достичь такого уровня, чтобы адекватно реагировать на воздействия внешней среды.
Следует специально остановиться на таком факторе, влияющем на успешность адаптации, как возраст начала систематического обучения. Не случайно продолжительность периода адаптации у шестилеток в основном дольше, чем у семилеток. У шестилетних детей наблюдаются более высокое напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность. Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для его физического, функционального и психического развития. Поэтому многие исследователи считают, что оптимальный возраст поступления в школу — не 6 (до 1 сентября), а 6,5 и даже 7 - 7,5 лет. Именно на шестом году формируются многие важные психологические новообразования: интенсивно развиваются регуляция поведения, ориентация на социальные нормы и требования, закладываются основы логического мышления, формируется внутренний план действий, обеспечивающие готовность к школьному обучению.
Специалисты выделяют факторы, которые существенно облегчают адаптацию к школе всех детей, особенно «неготовых» и ослабленных, — факторы, которые во многом зависят от учителя и родителей. Наиболее важные из них — рациональная организация учебных занятий (паузы во время уроков, разбивка большого задания на несколько мелких и др.) и рациональный режим дня.
Обеспечение соответствия внутреннего морфофункционального и внешнего социально-педагогического факторов — является необходимым условием благоприятного преодоления адаптационного периода детей к школе. Этого можно достигнуть только через кропотливую целенаправленную и постоянную работу по поддержанию оптимального соответствия режима учебных занятий, методов преподавания, содержания и насыщенности учебных программ, условий внешней среды возрастным и индивидуальным функциональным возможностям первоклассников. Критериями благополучной адаптации детей к школе будут выступать улучшение динамики работоспособности ученика на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.

Литература:
  1. Безруких М.М., Фарбер Д.А., Сонькин В.Д. Возрастная физиология. – М., 2002.

  2. Безруких М.М., Фарбер Д.А., Дубровинская Н.В. Психофизиология развития. – М., 2005.

  3. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собр. соч. – Т. 4.

  4. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: Знание, 1999. – 352 с.

  5. Лесгафт П.Ф. Психология нравственного и физического воспитания / Под редакцией М.П. Ивановой. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1998. – 416 с. (Серия «Психология отечества»).

  6. Сеченов И.М. Избранные произведения. — М., 1952. — Т. 1.


1


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle