Библиографическое описание:

Скрябина А. Г. Интерактивное обучение как развитие познавательной активности учащихся гуманитарного направления [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 103-104.

Развитие познавательной активности учащихся является одним из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Познавательная активность учащихся проявляется по разному. Один из видов активности – это интерес к учебно-познавательной деятельности. Учебно–познавательная деятельность старших школьников заключается в избирательной мотивационной направленности, в повышенной восприимчивости к тем или иным сторонам обучения.

Большое внимание развитию познавательной активности обучаемых уделяли в своих работах такие видные педагоги и психологи, как Б.Г. Ананьев, Л.П. Аристова, В.С. Ильин, В.И. Лозовая, Т.И. Шамова и др.

С переходом в профильно-дифференцированное обучение все больше и больше становится гуманитарных школ, лицеев, практически во всех общеобразовательных школах есть классы гуманитарного направления. А также, гуманитарные классы создаются в школе-комплексе в соответствий с Законом РФ "Об образовании" для обеспечения вариатив­ности общего образования, практической реализации принципов гумани­зации образовательного процесса, дифференциации и индивидуализации обучения учащихся. Все это связано с тем, что гуманитарное образование становится все более и более престижным.

Гуманитарные классы - это инновационные учебные классы в составе II и III ступеней общего образования, ориентированные на широкое гуманитарное образование наиболее способных и одаренных детей с 8 по 11 классы. Гуманитарные классы призваны реализовать потребности личнос­ти, общества и государства, преодолеть единообразие организации, содержания, форм и методов образовательного процесса. Под гуманитарной школой понимается школа с расширенным преподаванием предметов гуманитарной направленности.

Хорошее знание языков сейчас чуть ли не первое требование на любой работе. Кроме того, сейчас везде требуются специалисты с высокой квалификацией, коммуникабельные, с шармом и внутренней культурой.

На сегодня действуют множество гуманитарных школ, например школы, специализирующиеся на гуманитарно-правовом воспитании (профилирующие предметы - история и обществоведение), ряд школ практикует наряду с базовой программой этнокультурные компоненты в образовании, которые воспитывают детей в русле национальных традиций. В данных школах, кроме языка, добавляются еще и сведения по культуре, истории, народным ремеслам, праздникам. В последние 10 лет в моду входят православные школы и гимназии. Воспитание детей там базируется на православной традиции, практикуются общие молитвы, разумеется, вместо истории религий в таких школах преподают Закон Божий, как и было до революции. Большинство православных школ негосударственные. Нужно отметить, что большинство наиболее авторитетных и солидных специализированных, в том числе гуманитарных школ – это частные школы. У частных школ больше возможностей создать необходимые условия, у них есть все средства для приглашения лучших педагогов, вывозить своих учеников на языковую практику за рубеж.

Отбор обучающихся в гуманитарные классы у большинства школ осуществляется специальной комиссией школы-комплекса в течение учебного года.

Комплектование гуманитарных классов осуществляется на основании решений педагогического совета школы-комплекса:

  • по итогам отборочных контрольных работ в соответствии с отделением обучения;

  • по результатам собеседования с учетом медико-психологических особенностей обучающихся;

  • желания учащихся и их родителей (законных представителей).

Многие школы, при этом учитывают участие учащихся в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях, а также учитывают данные медико-психологические консультации о готовности учащихся к обучению в гуманитарных классах, которые в большинстве являются рекомендательными.

Исследователи-методисты, ученые и учителя занимающиеся изучением преподавания математики в гуманитарных классах придерживаются того что математика в школьном курсе необходима, только в ином плане. Итак, большой сторонник усиления прикладной направленности курса математики ученый – методист М.И. Башмаков призывает при обучении учащихся гуманитарных классов обращать внимание к исследованиям приложения математики в гуманитарной сфере, которые отнюдь не так «инструментальны» как в технической сфере. Уместно вспомнить одного из ведущих математиков - методистов, автора ряда учебников по математике Г.В. Дорофеева, который подчеркивает, что изучение языков – и русского, и иностранных – может оказать неоценимую помощь в изучении математики, поскольку именно в процессе изучения языков может формироваться вербально - логический компонент интеллекта, столь важные для усвоения математики. Важным считает значимость изучения «математики для всех» - точнее, «для тех, кому она не нужна», и именно ее образовательная функция – обучение и развитие с помощью математики. [1]

Не секрет, что большинство гуманитарных классов общеобразовательных школ увеличено число часов на гуманитарные дисциплины, за счет сокращения времени, отводящего на естественные науки.

Математические идеи и методы интенсивно проникают в самые традиционные гуманитарные науки, прививая им строгий стиль мышления. Широкое применение находят математические методы в психологии, социологии, некоторых исторических исследованиях. Математика занимает в школьном курсе, совершенно исключительное место. Тем самым математика становится одной главных дисциплин среди других дисциплин в гуманитарной школе. Поэтому от преподавателя требуется преподнести ее именно в гуманитарном плане, ставя во главу угла ее общечеловеческий характер. Изучая математику, школьники должны почувствовать ее красоту. Воспитание чувства прекрасного едва ли не главная задача гуманитарной школы и здесь не обойтись без математики.

Всему этому должны соответствовать содержание курса, способы, методы преподавания. Основной целью преподавания математики в гуманитарных классах: это обеспечение усвоения системы математических знаний и умений, которые являются элементами общей культуры; развитие логического и системного мышлений и пространственного воображения, дать знания необходимые в выбранной специальности.

Чтобы заинтересовать своим предметом учителя стараются проводить различные типы уроков, используют разные формы и методы ведения уроков. На уроках используют новые современные информационные, педагогические технологии.

В последнее время возрос интерес ученых и учителей к интерактивному обучению. Это обусловлено, прежде всего, процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами; необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых; задачами, стоящими перед современным образованием. В концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования – это «ориентация образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.

«Интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия коллег и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем». При этом осуществляется постоянная смена режимов деятельности: игры, дискуссии, работа в малых группах, небольшой теоретический блок (мини-лекции). [2]

Интерактивное обучение предлагает обучение не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

В этой связи, интегрированные уроки (как одно из средств интерактивного обучения) связывают независимые на наш взгляд дисциплины, науки и сферы деятельности.

Все отрасли современной науки взаимосвязаны между собой, поэтому и школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга. Межпредметные, связи являются педагогическим условием и средством изучения цельности мира. Интеграция способствует глубокому усвоению знаний, формированию научных понятий и законов, формированию научного мировоззрения, единства материально мира, взаимосвязи явлений в природе и обществе. Они способствуют повышению научного уровня учащихся, развитию логического и системного мышления, творческих способностей, воспитанности учеников.

Таким образом, теоретические и практические исследования показывают что, в гуманитарных классах приветствуется преподавание математики с элементами интеграции, которые на примере более объемно и глубоко показывают необходимость в тех или иных сферах деятельности использования математических методов.


Литература:

  1. Дорофеев Г.В. Способствует ли обучение математике повышению уровня интеллектуального развития школьников?// Математика в школе. №4, 2007. С.24-29. Стр. 26.

  2. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Т.С.Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С.Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.

Основные термины: познавательной активности учащихся, Развитие познавательной активности, гуманитарных классах, гуманитарных школ, развитие познавательной активности, развитию познавательной активности, образовательного процесса, Формирование познавательной активности, формировании познавательной активности, повышения познавательной активности, учащихся гуманитарных классов, уроках математики, гуманитарные классы, преподавания математики, учащихся гуманитарного направления, Познавательная активность учащихся, индивидуализации обучения учащихся, множество гуманитарных школ, числе гуманитарных школ, Гуманитарные классы

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle