Библиографическое описание:

Коновалова О. Н. Применение комплексной методики детского клуба «КАЙ» для образования и развития детей младшего школьного возраста с нарушениями здоровья в процессе медико-педагогической реабилитации [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 121-125.

Существующая система образования характеризуется значительной вариативностью программ обучения, реализация которых сопровождается интенсификацией учебного процесса, увеличением учебной нагрузки, снижением двигательной активности, что само по себе негативно влияет на состояние здоровья детей и способствует развитию патологии костно-мышечной системы и повышению общей заболеваемости. Дети школьного возраста с отклонениями в состоянии здоровья составляют около 700 тысяч, однако коррекционные занятия с данной категорией детей проводятся только 20-30% случаев.[2, стр.11] Отношение к образованию детей с физическими отклонениями - это определённый индикатор: от того, как государство относится к образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, можно судить и о государственной стратегии по обеспечению равных возможностей для всех детей. Практика показывает, что система социальной защиты и общего образования с проблемами связанными с особенностями развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата не справляется. Сегодняшний досуг детей часто является однообразным, в нем преобладают пассивные формы проведения свободного времени. А ведь именно различные структуры дополнительного образования владеют неограниченным потенциалом в деле воспитания и социальной адаптации детей. Система дополнительного образования, в силу особенностей ее организации имеет возможность осуществлять индивидуальный подход при использовании методических приемов в зависимости от потребностей в реабилитации каждого из воспитанников. Кроме того, дополнительное образование в большой своей части связано с различными видами творчества, имеющего огромный оздоравливающий потенциал.[3,с.27] Физическая культура - важный фактор, оказывающий разностороннее влияние на укрепление организма, в том числе детей с разнообразными нарушениями здоровья. Особенно актуально привитие детям стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, обучение их доступным двигательным умениям в младшем возрасте. В этом возрасте происходит активное физиологическое и духовное формирование ребенка, ребенок очень восприимчив, авторитет взрослого непререкаем, что позволяет заложить правильные понятия, нравственные установки и культуру здорового образа жизни.

В данной работе мне бы хотелось описать опыт работы с детьми младшего школьного возраста на базе детского спортивно-оздоровительного клуба «КАЙ» в рамках дополнительного образования с использованием комплексной методики развития и образования детей, в том числе детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нервной системы. Именно комплексное применение различных педагогических методов дает положительный результат и способствует разностороннему развитию ребенка, его успешной адаптации, а также повышает эффективность медицинской реабилитации детей с нарушениями здоровья. Образование, в том числе и дополнительное и воспитание детей младшего школьного возраста представляет особый интерес для рассмотрения, и его особенности связаны с возрастными особенностями детей, о которых необходимо упомянуть отдельно. Также необходимо осветить те нарушения здоровья и связанные с этим педагогические и психологические проблемы детей, о которых пойдет речь в данной работе.

Младший школьный возраст охватывает период жизни от 6-7 до 10-11 лет и определяется важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его поступлением в школу.

Б.Т. Лихачев пишет: "Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни". Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.»[10] В это время происходит интенсивное биологическое развитие детского организма (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, деятельности внутренних органов). В основе такой перестройки (ее еще называют вторым физиологическим кризом) лежит отчетливый эндокринный сдвиг - включаются в действие "новые" железы внутренней секреции и перестают действовать "старые". Такая физиологическая перестройка требует от организма ребенка большого напряжения для мобилизации всех резервов. [1, с.114] В то же время происходят глубокие изменения в личности младшего школьника, свидетельствующие о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт деятельности и поведения в этом мире. [11] К 7 годам морфологически созревают лобные отделы больших полушарий головного мозга, что создает основу для большей, чем у дошкольников, гармонии процессов возбуждения и торможения, необходимой для развития целенаправленного произвольного поведения. Поскольку мышечное развитие и способы управления им не идут синхронно, то у детей этого возраста есть особенности в организации движения. Развитие крупных мышц опережает развитие мелких, в связи с чем дети лучше выполняют сильные и размашистые движения, чем мелкие и требующие точности (например, при письме). Мышцы в младшем школьном возрасте еще слабы, особенно мышцы спины, и не способны длительно поддерживать тело в правильном положении, что приводит к нарушению осанки. Мышление у детей в этом возрасте также отличается наглядно-образным характером, неотделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связано с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме словесного выражения они не связаны с конкретной действительностью.

Формировать личность - отмечают многие писатели, педагоги, деятели культуры (Д.Б. Кабалевский, А.С. Макаренко, Б.М Неменский, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский), - особенно важно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. «Главная цель развития личности - полная реализация человеком самого себя, своих способностей, возможностей, полное самовыражение и самораскрытие. Но это качество невозможно без участия других людей, в ситуации изоляции и противопоставления себя людям ». [2, с.21]

Хочется упомянуть еще о таком аспекте. Детей с различными нарушениями здоровья или психическими особенностями подчас не принимают в секции и кружки, не берут в спортивные команды. Часто педагоги, не желая возиться с таким учеником, не привлекают этих детей в различные мероприятия, выбирая более способных и развитых. Таким образом, дети с нарушениями в нашей стране обречены. Они не получают возможностей для развития полноценной и полноправной личности. Такие дети не нуждаются в жалости, которая только способствует развитию комплекса неполноценности и ощущению ребенком имеющегося физического дефекта, они нуждаются в помощи и отношении к ним, как к обычным детям и самореализации. Привлечение таких детей в конечном счете, это приводит к развитию у ребенка силы воли. Сила воли может стать тем фактором, который определит его победы или неудачи в жизни. Люди с сильной волей преуспевают, а слабовольные легко пасуют перед любыми трудностями. Если с детства не готовить человека преодолевать неизбежно возникающие в жизни проблемы, он вырастает слабовольным.

Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание атмосферы психологического комфорта и поддержки.8 Одной из причин недостаточного внедрения методов образования, обеспечивающих творческое применение знаний, является слабая разработанность теоретической концепции методов образования, которой свойственны описательность, эмпиризм. Вследствие чего образование, социально- педагогическая адаптация, реабилитация и интеграция таких детей проходит очень медленно. «Каждый ребенок уникален по-своему, а больной – вдвойне»[4,с.31] .

Учебно-воспитательной работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, свойственна коррекционная специфика. Она направлена на развитие личности ребёнка, на закаливание его организма, развитие движений, чувственного опыта и мышления, включение ребёнка в посильный труд.

В своей работе с такими детьми мы используем принцип комплексности. Работа ведется в трех направлениях, обычно не пересекающихся между собой. Это спортивное, оздоровительное и творческое направления. И именно такая комплексная работа позволят добиться хороших результатов. Важно и необходимо выявлять и сочетать традиционные педагогические методы, методы лечебной реабилитации и ЛФК, методы восточных единоборств и другие инновационные методы педагогики, позволяющие сделать процесс образования более доступным и оптимальным для таких детей, а процесс восстановления и реабилитации более эффективным и быстрым. Коррекция нарушений нервной системы и опорно-двигательного аппарата производится с помощью методов лечебной физкультуры и рефлексотерапии, разработанных на кафедре реабилитации спортивной медицины и лечебной физкультуры Российского Государственного медицинского университета в сочетании с оздоровительными средствами восточных единоборств и методами театральной педагогики. Принцип интеграции «способствует снятию напряжения, перегрузки детей за счет переключения на разнообразные виды деятельности в ходе занятия». [5, с.14] Важно отметить, что основным интеграционным механизмом являются методы театральной педагогики, позволяющие сделать все применяемые методы более доступными и интересными для детей за счет присоединения эмоционально-образного восприятия, воображения и фантазии. При помощи методов театральной педагогики, можно значительно повысить эффективность лечебных и реабилитационных мероприятий и одновременно решить различные психологические и педагогические проблемы ребенка. В процессе таких занятий ребенок находится в наиболее естественных для себя условиях игры, что приводит к повышению качества выполнения поставленных перед ребенком задач. ИГРА - форма деятельности в условных ситуациях, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. В игре, как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной действительности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. [6,с.79] Теорию игры, исходя из её социальной природы, разрабатывали Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев. Связывая игру с ориентировочной деятельностью, Д.Б. Эльконин определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. Действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития». [9, с.32] Единицей игры и в то же время центральным моментом, объединяющим все её аспекты, является роль. А потому, чтобы ход общей игры не прерывался, необходимо через всю последовательность упражнений провести сюжетно-ролевое содержание игры. В игре происходит формирование произвольного поведения ребёнка, его социализация. «Как феномен педагогической культуры игра выполняет важны функции: социализации, коммуникации, самореализации, диагностики и коррекции». [2, с.41] Двигательные умения можно с успехом тренировать у каждого ребенка, что во многом зависит от природной одаренности — точного мышечного чувства, моторной ловкости. Способность регулировать различные сферы психической жизни имеет большое значение и складывается из конкретных контролируемых умений. Умения произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении, умения различать и сравнивать мышечные ощущения, умения определять соответствующий характер ощущений (напряжение — расслабление, тяжесть — легкость и др.), характер движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила — слабость, резкость — плавность, темп, ритм), умения менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений. Есть возможность помочь детям развить это умения, используя механизм функционального психофизического единства. Этот механизм лежит и в основе Восточных единоборств, ведь восточные единоборства и каратэ, в частности - это «сложная система психофизического тренинга, способствующая развитию физической и духовной культуры», [4, с.42] как любое искусство. Методами театральной педагогики можно развить фантазию и воображение, а адекватные образы фантазии и яркие эмоции позволяют сделать движение более точным и правильным, «каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения». [7, с.84] Каждое упражнение включает фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения ребенка для того, чтобы он учился произвольно воздействовать на каждый из элементов этой триады. "В творческом состоянии большую роль играет полная свобода тела, то есть освобождение его от того мышечного напряжения, которое бессознательно для нас самих владеет им не только на сцене, но и в жизни, как бы сковывая и мешая ему быть послушным проводником наших психических движений.... Поэтому развить в себе привычку к освобождению тела от излишней напряженности - значит устранить одно из существенных препятствий к творческой деятельности" [8, с.67]

Еще одним важным фактором для создания оптимальной среды развития детей является привлечение и проведение занятий и мероприятий с детьми разного возраста, одновременно со здоровыми детьми и детьми с различными нарушениями и отклонениями. Формируется общество, в котором старшие отвечают за младших, младшие чувствуют поддержку, все дети чувствуют себя полноценными и востребованными. Таким образом, развитие личности, формирование у нее личностных установок, нравственных понятий, ответственности, социальной активности происходит естественным путем, а не директивно.

Для подтверждения наших наблюдений и предположений о необходимости и важности применения комплексной методики в процессе образования и воспитания детей с нарушениями здоровья было проведено исследование. В данном исследовании мы хотели доказать, что применение различных методов и их сочетание позволяет сделать процесс образования и развития более оптимальным и интересным, а следовательно эффективным, облегчить и ускорить лечение и восстановление, способствует нормализации нервно-психической сферы деятельности ребенка. Именно комплексное применение лечебно-оздоровительных методов, методик изучения восточных единоборств и средств театральной педагогики позволит наиболее эффективно и быстро решать педагогические проблемы детей данной категории.

Целью исследования было выявление оптимальных сочетаний традиционных педагогических и лечебных методов, методик изучения каратэ и методов театральной педагогики, составление программ, позволяющих сделать образовательный процесс более быстрым и качественным. Эксперимент осуществлялся с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушения нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Все дети имели психологические проблемы и являются пациентами Центра психолого-педагогической реабилитации. В ходе эксперимента были отобраны, опираясь на физиологическую обоснованность, определенные упражнения и методы театральной педагогики, ЛФК, методики изучения каратэ. В течение эксперимента к детям применялась комплексная методика образования. Дети осваивали упражнения психо-физического актерского тренинга, пластики, рече-голосового тренинга, в сочетании с традиционной лечебной физкультурой и восточными единоборствами. В течение года дети участвовали в постановках этюдов, сказок, показательных выступлений. Постоянно проводился мониторинг состояния ОДА и нервной системы. Одновременно проводились занятия с контрольной группой детей без применения данной методики, занятия проводились по одному какому-либо направлению. По истечении срока эксперимента была произведен осмотр детей в присутствии педагога дополнительного образования, социального педагога, психолога, дефектолога, врача ЛФК, педиатра и детского хирурга-ортопеда данных о состоянии детей. Затем был произведен анализ полученных данных и сравнение этих данных с данными, полученными при осмотре контрольной группы детей.

Оценка данных производилась по следующим критериям:

1). Общее состояние ребенка.

  • Настроение;

  • Состояние общей резистентости организма (заболеваемость острыми респираторными инфекциями за год)

  • Активность, желание и готовность ребенка к участию в коллективной деятельности;

2). Состояние опорно-двигательного аппарата.

  • Тестирование состояния осанки: выявление признаков ассиметрии положения лопаток, надплечий, треугольников талии, положение и форма позвоночника, наличие и выраженность кифоических изменений.

  • Определение состояния свода стопы: плантография, исследование походки.

  • Определение состояния мышечного аппарата: исследование тонуса, сухожильных рефлексов, динамометрия.

  • Определение двигательных функции: объем произвольных движений, координированность при выполнении этих движений

  • Определение состояния вестибулярного аппарата и функций мозжечка:

Тест для определения развития координации (отклонения в 2-х или более пунктах подтверждает наличие нарушений развития координации).

3). Состояние нервной системы и психики.

  • Определение и выявление признаков невротизации: наличие беспокойства, характер сна, страхи, повышенная утомляемость, головные боли.

  • Определение состояния возбудимости и торможения;

  • Определение и выявление патологических процессов: логоневрозов, заикания, синкинезий, дисграфии, дислалии и т.д.

  • Определение состояния эмоциональной сферы: частота и причина смены настроения, явления агрессии, обстоятельства проявления раздражительности и т. д.

  • Определение общей тревожности;

4). Состояние других систем и функций организма.

  • Физическое развитие: определение соответствия роста и веса, окружности головы и грудной клетки.

  • Определение параметров функционирования сердечнососудистой системы: измерение частоты сердечных сокращений, артериального давления, аускультация тонов сердца, функционального состояния с помощью нагрузочных тестов.

  • Определение состояния дыхательной системы: измерение частоты дыхания, аускультация легких, спирометрия.

5). Сбор анамнестических данных.

  • Данные по развитию ребенка;

  • Данные о свойствах общения: в семье, в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования;

  • Данные о свойствах учебной деятельности и течении процесса адаптации в школе и других детских коллективах: мотивация, учебно-познавательная активность;

  • Данных о свойствах самосознания.

Следует отметить, что в результате применения комплексного подхода в процессе медико-педагогической реабилитации дети за короткий срок получили необходимое коррекционное воздействие на организм. Приобрели полезные навыки, которые были освоены ими на эмоциональном, интеллектуальном и двигательном уровнях. Они научились чувствовать и понимать собственное тело, владеть им, проявлять свои индивидуальные особенности. Дети раскрепостились и избавились от многих комплексов. Они совершенно естественно и спокойно чувствовали себя на занятиях и во время проведения различных коллективных мероприятий. Все это отразилось и на их внешних контактах и возможностях. Несомненно, занятия оказали положительное влияние на процесс социальной адаптации, особенно у детей, первый год обучающихся в школе.

После оценки полученных данных, их обработки и сравнения данных, полученных при осмотре детей экспериментальной группы с данными, полученными при осмотре детей контрольной группы, были сделаны следующие выводы:

  1. Применение комплексной методики в процессе медико-педагогической реабилитации в рамках дополнительного образования оправдано и необходимо.

  2. Комплексная методика образования, включающая методы театральной педагогики, методы обучения каратэ, методы лечебной физкультуры и оздоровления, позволяет ускорить и облегчить процесс восстановления нарушенных функций организма.

  3. Процесс реабилитации с применением данной методики у детей младшего возраста физиологически обоснован и оптимален.

  4. Образовательный процесс детей младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата и нервной системы в результате применения комплексной методики клуба «КАЙ» становится более интересным и доступным для данной категории детей, а восстановление и социальная адаптация проходят более эффективно.

В жизни ребенка двигательная деятельность является основным фактором активной биологической стимуляции механизмов адаптации к жизни, главным физиологическим фактором его развития. Дети с нарушениям нервной системы и двигательных функций ограничены с своих возможностях и, соответственно, не имеют возможности нормально развиваться и реализовывать себя. Таким образом, создание оптимальных методик образования, развития и реабилитации, создание программ для таких детей и применение методов, позволяющих повысить эффективность образовательного процесса таких детей, кажется нам актуальным и обоснованным.

Литература:

  1. Белов С.Ю. «Физиология детей и подростков» Москва 2003г. Стр.114

  2. «Внешкольник» №1 2008г. стр.21

  3. «Дополнительное образование и воспитание» №6 2007г. стр.27

  4. «Дополнительное образование и воспитание» №8 2007г. стр.31

  5. «Дополнительное образование и воспитание» №9 2006г. стр14

  6. Соколов Д. «Сказки и сказкотерапия», изд. Класс 2005г. ср.79

  7. К.С. Станиславский «Моя жизнь в искусстве» Москва «Вагриус» 2000г.стр84

  8. К. С. Станиславский "Работа актера над собой", Москва 1998 стр.67

  9. Д.Б. Эльконин «Психология игры» М. 1997г. стр.32

  10. www.5ballov.ru

  11. http://image.websib.ru/05/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle