Библиографическое описание:

Грачева Е. Ю. Формы проведения занятий в Центре повышения квалификации немецких учителей [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 209-211.

Повышение квалификации в Германии является обязанностью учителя как государственного служащего, при этом учителя располагают достаточно большим количеством времени для своего профессионального развития. Задача данной статьи – раскрыть формы проведения занятий в Центре повышения квалификации педагогов в Германии. Основным источником для написания статьи являются собственные наблюдения автора за работой Центра, находящегося в городе Маннгейм (Федеральная Земля Баден-Вюртемберг, ФРГ).

Центры повышения квалификации обычно предлагают учителям краткосрочные (3-4 недели) или долгосрочные курсы. Ускоренная (краткосрочная) программа состоит из нескольких лекций и цикла практических занятий, а также консультационных курсов и осуществляется как во время учебного года без отрыва от работы, так и во время каникул школьников. Центры организуют также одногодичные курсы с отрывом от основной работы. Программы курсов составляются с учетом местных особенностей и проблем [1, с.256].

Наблюдения за деятельностью Центра показали, что в летний период во время каникул школьников Центр проводит активную работу по организации различных краткосрочных курсов для педагогов из близлежащих округов. Ведущими целями проведения данных курсов являются:

  • научная направленность;

  • развитие творчества;

  • развитие умения интегрировать различные методы и приемы образования.

Каждый слушатель курсов повышения квалификации получает реальную помощь в преодолении профессиональных затруднений и имеет доступ к необходимой информации, которую педагог может получить как в библиотеке Центра, так и при консультации с личным тьютором.

Занятия у учителей проводятся с 8.00 до 16.00 с часовым перерывом на обед. С утра до обеда учителя присутствуют на лекциях, а в послеобеденное время для них проводятся различные практические занятия. После занятий учителя большую часть времени проводят в библиотеке, где занимаются теоретической подготовкой.

Анкетирование немецких учителей (всего 42 человека – 27 женщин и 15 мужчин) показало, что по определенным причинам они могут отказаться от посещения предложенных им курсов повышения квалификации с отрывом от работы. Среди основных причин учителя назвали:

  • отказ в допуске к курсовой подготовке по причине сформированности учебной группы (причину указали почти 34% женщин и 42% мужчин);

  • невозможность отлучиться из дома по семейным обстоятельствам (33% и 14%);

  • отсутствие учителя на замену во время отъезда (18% и 26%);

  • слишком большая занятость коллег на замену (25% и 21,5%).

Минимум учителей отметили большую профессиональную или личную занятость, нежелание оставлять класс, отсутствие интересующих предложений, а также проживание во время обучения за свой счет, неудобство проезда либо сроков, предпочтение дистанционной формы повышения квалификации.

Раскрывая формы проведения занятий, отметим, что в Центре проводятся лекции (Vorlesung), семинары (Seminar), практические занятия (Uebung), дополнительные практические занятия (Tutorium), подготовительные занятия к экзаменам (Klausurenkurs). Рассмотрим их подробнее.

Лекция (Vorlesung) - классическая форма обучения в Центре. Во время лекций профессора излагают материал, педагоги делают записи по ходу лекции, а затем (вне лекции) прорабатывают тему дополнительно. Отметим, что читать лекции на данных курсах могут только профессора. Лекция обязательно сопровождается компьютерной презентацией. Причем часто во время проведения лекции профессор ссылается на тот или иной материал, представленный на его собственном сайте. Открытые страницы Интернет-сайта можно увидеть здесь же в аудитории на интерактивной доске.

Проанализировав сайт одного из профессоров, было отмечено, что на сайте кроме различных полезных материалов и ссылок в электронном виде представлены все лекции, читаемые данным профессором. После каждой лекции следует список вопросов, заданий, а также дополнительный список литературы по теме лекции с обязательным указанием источника, где данную литературу можно прочитать (Интернет-ссылка либо конкретный каталог и номер источника в библиотеке Центра). Было также замечено, что большинство педагогов приносит на лекции планшетные компьютеры либо нетбуки и по ходу проведения лекции, слушая профессора и просматривая электронный вариант лекции, записывают для себя необходимый материал и, кроме того, возникающие у них вопросы. По окончанию лекции преподаватель обязательно оставляет 15-20 минут до конца занятия с целью ответить на вопросы слушателей, которых всегда бывает достаточно. Также вопрос профессору можно задать на его личном сайте и в самое ближайшее время получить на него квалифицированный ответ.

На семинарах (Seminar) педагоги и преподаватели совместно прорабатывают учебный материал. Семинары бывают двух видов: семинар-дискуссия и семинар-беседа. Разница заключается как в форме проведения семинара, так и в количестве присутствующих на нем педагогов. Проводят семинары, как правило, научные сотрудники Центра (Wissenschaftlicher Mitarbeiter).

Семинар-беседа проводится со всем количеством педагогов, присутствующих на данном курсе повышения квалификации (как правило, 30-35 человек). На семинар приглашается специалист, работающий в той сфере деятельности, которой посвящен проводимый семинар. Личное присутствие на семинаре-беседе, проводимой по теме «Обучение школьников-эмигрантов: сущность проблемы и поиски пути ее решения», позволило отметить следующее. На семинаре была организована Интернет-видео-конференция с представителем Министерства по делам иностранцев Федеральной Земли Баден-Вюртемберг, который он-лайн изложил основные статистические данные об общем количестве иностранцев, прибывающих для постоянного поселения из-за границы, а также количество детей-эмигрантов. Далее к Интернет-конференции был подключен представитель Министерства образования и культуры, который раскрыл основные проблемы в сфере образования школьников-иностранцев. Оба представителя Министерств, постоянно оставаясь на связи, участвовали в беседе с педагогами, присутствующими на семинаре. Модератором при этом выступал научный сотрудник, проводивший данный семинар. Далее было заслушано интересное сообщение одной из учительниц, которая рассказала о своем личном трехлетнем опыте по решению проблемы обучения детей-эмигрантов. Данный опыт, заключающийся в привлечении к работе в классе одного или двоих родителей-эмигрантов (к примеру, турка или араба), выполняющего роль тьютора и официально получающего зарплату, вызвал значительный интерес и огромное число вопросов как у учителей, так и у представителей Министерств. Семинар-беседа продолжалась в течение трех часов, и даже после ее окончания учителя, объединившись в разные группы, обсуждали услышанное.

Семинар-дискуссия проводится в небольших группах учителей (как правило, 10-12). На семинарах-дискуссиях преподаватели Центра совместно с учителями углубляют полученные на лекциях знания путем дискуссионного обсуждения актуальных проблем обучения школьников, воспитания и развития. Слушатели готовят доклады, представляют как теоретическое осмысление проблемы, так и собственный опыт, что способствует созданию на семинаре интересной творческой дискуссии. Доклад выступающего ограничен во времени (7-10 минут), после которого проводится дискуссия по услышанному и увиденному. Доклад обязательно сопровождается компьютерной презентацией, где на слайдах грамотно, лаконично и схематично представлен подготовленный материал, а также различные фотографии и видеоматериалы.

Личное присутствие на семинарах показало, что немецкие учителя тратят большое количество времени на самообучение при подготовке к семинарам. Было замечено, что успех всех посещенных семинаров заключался в огромном интересе аудитории к обсуждаемым проблемам. Кроме того, подготовка к семинарам иногда осуществляется и в группах. Групповые проекты и задания считаются в Германии неотъемлемой частью учебного процесса. Именно таким образом учителя (начинающие и опытные) оттачивают навыки работы в команде и организации. Для выполнения коллективных заданий в Центре предусмотрены специальные комнаты для групповой работы – с длинными столами и хорошей звукоизоляцией. Их резервируют заранее.

На практических занятиях (Uebung, дословный перевод – упражнение) учителя с помощью преподавателя-модератора приобретают дополнительные знания, навыки в решении различных заданий и практического применения новых знаний. Т.е. на данных занятиях знания специфической научной методики применяются в практическом отношении к определенной тематике ранее проводимой лекции. На практических занятиях присутствуют также небольшие группы учителей, разделенные, как правило, по преподаваемому предмету. Личное присутствие на подобном занятии с учителями истории дало возможность оценить действия учителей при решении различных ситуационных задач. При этом учителя были разделены на две группы – выполняющие роли «учеников» и собственно «учителей». «Ученики» задавали своим «учителям» различные интересные вопросы, связанные с историческими личностями, фактами, событиями и т.д. Например, любопытно было послушать, как отвечает «учитель» «ученику» на каверзный вопрос о Берлинской стене и об ограниченной возможности ее преодолеть, попав при этом из Восточного Берлина в Западный. «Учитель» грамотно и содержательно рассказал о том, как много людей погибло при попытках пересечь стену и о наказаниях, применяемых к людям, совершившим такую попытку. Кроме собственных ситуационных задач, придумываемых учителями на практических занятиях, они также изучают и решают задачи, представленные в специальном сборнике, где каждая ситуационная задача разобрана до мельчайших подробностей и соотносится с конкретным преподаваемым предметом. Кроме задач, на практических занятиях ведется работа по обучению учителей современным информационным технологиям, постоянно ведется работа с интерактивной доской, с ее новыми возможностями по сравнению с предыдущим вариантом доски, прорабатываются различные варианты компьютерных презентаций.

Неотъемлемой частью образовательного процесса в Центре является проведение специальных дополнительных занятий, на которых можно приобрести дополнительные навыки практического применения новых знаний. Эти мероприятия называются туториями (Tutorium) и проводят их преподаватели Центра (тьюторы). На этих занятиях, проводимых параллельно с лекциями, выполняются различные упражнения, углубляются и применяются на практике знания, полученные на лекциях. Тутории не обязательны для посещения, но, как было замечено, на них всегда присутствует некоторое количество учителей, желающих получить более углубленные знания по теме прослушанной накануне лекции. Как правило, это те учителя, исследовательская работа которых тем или иным образом связана с темой прочитанной лекции (в Германии каждый учитель ведет исследовательскую научную деятельность, работая над определенной темой в течении нескольких лет).

На подготовительных занятиях к экзаменам (Klausurenkurs) прорабатываются экзаменационные задания с предыдущих экзаменов. На этих занятиях учителя подготавливаются к непосредственной сдачи экзамена.

После успешного посещения тех или иных занятий педагоги, обучающиеся на курсах, получают справку (Schein), только при наличии которой учитель допускается к экзамену, который он обязан сдать в последние два дня проведения курсовой подготовки. Все посещения занятий педагогом, сдача рефератов, контрольных работ и т.д. отражены не только в данной справке, но и на электронной карте слушателя, являющейся непременным спутником обучения педагога на курсах. Доступ к информации на электронной карте имеет, кроме самого учителя, и любой преподаватель Центра при наборе соответствующего личного кода учителя в специальной компьютерной системе. Таким образом, каждый преподаватель Центра может просмотреть и оценить работу учителя при обучении на курсах и дать соответствующие рекомендации.

В случае получения положительной оценки на заключительном экзамене педагог получает свидетельство об окончании данного курса повышения квалификации, которое влияет на дальнейшую успешную карьеру педагога и также на увеличение его заработной платы, являющейся одной из самых высоких в ФРГ.


Литература:

  1. Грачева Е.Ю. Особенности системы повышения квалификации учителей в Германии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2010. - №10. – С.255-263.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle