Библиографическое описание:

Тяско О. И. Сравнительный анализ деятельности по устройству детей-сирот в России в XIX и XXI веках [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 35-39.

Деятельность по устройству детей-сирот всегда занимала важное место в истории социальной жизни России, т.к. число сирот растет с каждым годом. Поэтому содержать таких детей очень сложно. А те условия, в которых они содержатся, не всегда соответствуют нормам. Такая обстановка препятствует нормальному физическому и психическому развитию детей.

В словаре С.И. Ожегова приводится такое определение: «Сирота - ребенок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя. Круглый сирота - без отца и матери»[1].

Дети, оставшиеся без родителей, не могут быть изолированы от общества. Мы всегда будем рядом с ними. От того, какими будут эти дети, зависит и наша жизнь. Если не заниматься сиротами, то они начнут решать свои проблемы самостоятельно. Будут воровать, грабить и жить в таком обществе будет просто опасно.

Актуальность проблемы заключается в том, что на протяжении всей истории ведется поиск по-настоящему действенных форм по устройству детей-сирот. Для того чтобы улучшить положение сирот, необходимо обращаться к истории и возрождать наиболее оптимальные формы, анализировать накопленный веками опыт. Большое внимание следует уделить истории XIX века т.к. в этом веке лежат истоки эффективного решения данной проблемы. Именно в этом веке появились различные учреждения (училища, Московский и Гатчинский сиротские институты, патриотические школы и т.д.), благодаря которым сироты начали осваивать различные профессии. К сожалению, такие учреждения остались в прошлом России, но их возрождение могло бы изменить будущее детей-сирот.

Целью данной работы является сравнительный анализ деятельности по устройству детей-сирот в России в XIX и XXI веках.

Основными критериями для сравнения деятельности по устройству детей-сирот в России в XIX и XXI веках являются:

  • наличие документов регулирующих положение детей-сирот;

  • разнообразие форм по устройству детей-сирот;

  • мотивы, побуждающие заботится о детях-сиротах;

  • активность граждан в благотворительной деятельности;

Анализируя документы, регулирующие социальное положение детей-сирот следует отметить, что 11 октября 1803 года вышел Указ, который позволял бездетным дворянам «усыновлять ближайших законнорожденных родственников через передачу им при жизни фамилии и герба и оставление после смерти в наследство недвижимого имущества». Несколько позже была издана целая серия указов по проблемам усыновления (1817, 1822, 1825 гг.), в которых четко соблюдался принцип сословности. В 1891 году в России был издан Закон «О детях усыновленных и узаконенных», в котором разрешались многие вопросы, связанные с охраной прав незаконнорожденных детей. В нём разрешалось не только узаконивать, но и усыновлять детей. Причём, это правило распространялось на всех детей, независимо от происхождения и вероисповедания. Этот закон позволил признать институт усыновления «как способ установления родительской власти» и как призрение «юридического положения детей»[2, 38].

В настоящее время в целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001г. №374. Указанным документом увеличено в 3 раза ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. [3]

Таким образом, в XIX веке отношение государства и общества к институту усыновления детей-сирот было сдержанным: законом устанавливались различные ограничения. При наличии своих детей, например, усыновление других было вообще запрещено. Позднее был издан Закон «О детях усыновленных и узаконенных», в котором разрешалось не только узаконивать, но и усыновлять детей. В настоящее время, главным документом, регулирующим социализацию детей-сирот, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет. В соответствии с Федеральным законом предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти различные гарантии (при получении образования, в области труда и занятости, при медицинском обслуживании и т.д.).

Рассматривая формы по устройству детей-сирот необходимо выделить, что кроме таких форм заботы о детях-сиротах, как опека, попечение и усыновление в России XIX века существовали патронат и патронаж. «Патронат» - совокупность мер материальной поддержки и помощи нравственно опустившимся лицам (лица, освободившиеся из мест лишения свободы и т.д.) с целью обеспечения им перехода к честной трудовой жизни. Несколько иным был патронат как институт церковного права, который «предусматривал предоставление определенной совокупности прав и обязанностей лицу, находящемуся на церковной должности, особенно, когда речь шла о замещении». Как видно, такое понимание патроната далеко от современного значения этого слова. «Патронаж»- «помещение беспризорных детей, больных и других лиц, нуждающихся в заботливом домашнем уходе, в частные семьи»[2, 41].

Во второй половине XIX в. широкое распространение получили городские и сельские ясли-приюты, были приюты даже для детей арестантов. Особенными успехами ясли-приюты пользовались на селе в страдную пору. Иногда общины выделяли 10 копеек на питание ребенка, а крестьяне сами приносили в приюты продукты.[4]
В начале XXI века появилось понятие «семейный детский дом» – 19 марта вышло Постановление Правительства РФ «О детском доме семейного типа»[5]. Согласно Постановлению, детский дом семейного типа организуется на базе семьи при желании обоих супругов взять на воспитание не менее 5 и не более 10 детей. Срок пребывания ребенка в детском доме семейного типа определяется в договоре, который заключается органами опеки и попечительства и детским домом семейного типа. На воспитателей такого детского дома распространяются условия оплаты труда, предоставления ежегодных отпусков и т.д.

С 1 января 2007 г. введена новая система пособий для семей, берущих на воспитание сироту. Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей» от 05.12.2006 №207-ФЗ семье, берущей на воспитание сироту, выплачивается единовременное пособие, равное тому, что получает сегодня женщина при рождении младенца. [6] Если же усыновляемый ребенок окажется уже вторым в семье, то согласно Федеральному закону «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29.12.2006 №256-ФЗ семья получает право на «материнский капитал», размер которого ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. [7]

В настоящее время в нашей стране формы устройства детей-сирот можно разделить на три категории: семейные, государственные и государственно-общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства. Последние иногда называют альтернативными формами устройства детей. К семейной форме устройства детей-сирот относятся усыновление (удочерение), а также опека (попечительство).

  • Усыновление (удочерение) ребенка — это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми (ст. 32, 33 ГК РФ).

  • Опека (попечительство) - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно (ст. 32, 33 ГК РФ).

Государственно-общественные формы устройства детей-сирот сочетают длительное или кратковременное пребывание ребенка в семье с его полным государственным обеспечением и выплатой денежного пособия лицам, взявшим на себя заботы о воспитании ребенка. К ним относятся семейные детские дома, детские деревни – SOS, временные приемные, а также патронатные семьи.

  • Детский дом семейного типа - обычная семья, принявшая на воспитание 5 и более детей.

  • Приемная семья - это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью), на срок, установленный договором.

  • Детская деревня «СОС - Киндердорф» - одна из моделей детского дома с воспитанием, приближенным к семейному. В России уже действуют три такие деревни - в пос. Томилино Московской области (на 100 детей), под Орлом и под Санкт-Петербургом. Воспитание детей осуществляется в семье из 5 - 8 детей, которой руководит одинокая женщина («мать»). Каждая семья имеет дом, общее хозяйство («очаг»). В семье культивируются родственные отношения и привязанности между детьми. Двухэтажные коттеджи, которые занимают семьи, очень уютные, прекрасно оборудованы. В них есть все необходимое не только для хорошей жизни, но для развития детей. Такие условия уже сами по себе оказывают сильное реабилитационное воздействие. Дети ходят в школу и детский сад, находящиеся в поселке. После школы, в свободное от подготовки уроков время, с удовольствием помогают по хозяйству и на кухне.[8]

В настоящее время существуют различные типы учреждений для устройства детей-сирот, к ним относят:

  • дома ребенка (лечебно-профилактическое учреждение Министерства Здравоохранения РФ, обеспечивающее медицинскую, педагогическую и социальную помощь детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. В доме ребенка воспитываются дети с рождения и до 4х лет);

  • детские дома и школы-интернаты различного типа для детей в возрасте от 3 до 18 лет;

  • детские приюты;

  • социально-реабилитационные центры.

  • центры временного содержания детей.

В последнее десятилетие в России стало развиваться усыновление российских детей иностранными гражданами. В интересах защиты прав детей при усыновлении детей-граждан Российской Федерации российскими и иностранными гражданами, принято постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года №275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющимися гражданами РФ». В соответствии с Семейным кодексом РФ, Постановлением Правительства РФ от 28 марта 2000 года №268 « О деятельности органов и организаций иностранных государств по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ и контроле за ее осуществлением» Минобразованием России в 2000 году были выданы разрешения на открытие представительств 18 иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) детей.[9]

На основании вышеизложенного нужно отметить, что в XIX веке были многие формы, которые существуют в настоящее время, отличие в том, что в XXI веке одни из них усовершенствовались, другие кардинально изменились, также появились совершенно новые формы по устройству детей-сирот. Безусловно, у каждой из них есть свои плюсы и минусы, и какую форму выбрать зависит от личных качеств будущих родителей, решившихся на данный шаг. Открываются и развиваются иностранные организации, осуществляющие деятельность по усыновлению (удочерению) детей.

В XIX веке мотивы, побуждающие людей, заботится о детях-сиротах, носили чисто нравственный характер, а в XXI веке большой акцент ставится на материальном положении, недостаток которого ограничивает многие семьи взять на воспитание ребенка. С другой стороны участились случаи, когда люди берут детей-сирот в опеку, попечительство или усыновляют для собственной выгоды (для эксплуатации детского труда, или получения различных пособий, льгот и т.д.), или пытаются самоутвердиться или спастись от скуки. Однако решать свои проблемы за счет личности ребенка с его индивидуальным внутренним миром - это просто не этично. Принятие ребенка должно быть мотивировано только, желанием помочь лишенному семейного тепла и уюта ребенку.

Несмотря на благоприятные условия, создаваемые для молодых приемных родителей, приемных семей очень мало. Возможными причинами, почему так происходит, является то, что люди просто не готовы к данному шагу. Поэтому очень важно больше освещать эту проблему, рассказывать об удачных опытах усыновления детей, а также совершенствовать законодательную базу данного процесса.

Особую активность в благотворительной деятельности по устройству детей–сирот проявила супруга Павла I Мария Федоровна, которая была «министром благотворительности», так как особенно заботилась о вдовах, сиротах, слепых и глухонемых. Она была назначена начальником Воспитательного общества благородных девиц, а позже воспитательных домов. По ее предложению детей из воспитательных домов отдавали на воспитание в «государственные деревни» крестьянам «доброго поведения» до 11 лет для мальчиков и до 15 лет для девочек. За воспитанием этих детей в крестьянских семьях был установлен надзор, который осуществлялся подобранными Марией Федоровной инспекторами. Александр I предоставил особому попечению императрицы также все женские учебные заведения. При содействии Марии Федоровны были открыты педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские классы в женских институтах, которые готовили учительниц и гувернанток.

В 1817 г. начали работать патриотические школы для воспитания девочек из беднейших слоев населения. В них обучались либо круглые сироты, либо девочки из совсем бедных семейств. В каждой школе было 20 приходящих воспитанниц и от 8 до 13 пансионерок. Приходящие воспитанницы получали в школе форменное платье, обувь и пищу. Вечером переодевались в свое старое платье и возвращались домой. Пансионерки жили постоянно в школах и одевались за счет благотворителей и членов императорской фамилии. [10]

В конце 30-х годов XIX в. были созданы Московский и Гатчинский сиротские институты. В Московском институте воспитывались только девочки, которые готовились быть домашними воспитательницами и наставницами, а в Гатчинском – только мальчики, которые готовились к работе домашними учителями, а позднее – правоведами и канцелярскими служащими. Одновременно в те же годы активно развивались и благотворительные формы заботы об обездоленных детях, детях-сиротах. Ею занимались не только различные общества, такие, как Дамское попечительское общество, Попечительство о народной трезвости, Общество об испорченных детях и т. п., но и частные лица. Многое делалось и приходскими благотворительными организациями, которые создавали богадельни для престарелых и содержали приюты для детей, где они получали питание, уход и школьные обучение, приобретали ремесленные навыки. В те же годы создаются детские летние колонии, инициатором которых была Е.Н. Орлова, создавшая еще в 1887 г. в своем имении первую такую форму занятости детей. “Московское общество попечения о бедных и больных детях” в 1899 г открыло 86 учреждений для 848 детей-сирот в возрасте от 3-х до 10 лет.[11]

В современной России защита и поддержка детей-сирот осуществляется в рамках программы «Дети России», которая получила статус президентской, т.е. пользуется поддержкой Президента в ее реализации. Она включает отдельно программу «Дети-сироты», также она включает программы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и «Развитие социального обслуживания семьи и детей».[12] Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вызвал процесс развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений. Детским домам все чаще стали помогать спонсоры, благотворители. Помогают фирмы, отдельные люди, политические партии, благотворительные российские и зарубежные организации.

Таким образом, следует выделить, что во второй половине XIX века интерес к проблеме государственной и общественной благотворительности в отношении бесприютных детей усиливается, что в немалой степени связано с оживлением благотворительной деятельности императрицы Марии Федоровны и созданием ею соответствующих учреждений в пределах всей России. Активно развивались и благотворительные формы заботы об обездоленных детях, детях-сиротах. Ею занимались различные общества, такие, как Дамское попечительское общество, Попечительство о народной трезвости, Общество об испорченных детях и т. п., и частные лица. В настоящее время в России существует огромное число благотворительных фондов, союзов, объединений и организаций, которые успешно добиваются отличных результатов в своей деятельности и оказывают помощь колоссальному числу детей-сирот, нуждающихся в помощи и поддержке.

Сравнительный анализ показал, что возможными путями решения проблемы устройства детей-сирот могут стать:

  • возрождение образовательных учреждений для детей-сирот (школ, училищ, институтов и т.д.);

  • проведение профориентационной работы на каждом этапе развития детей-сирот, с целью выявления индивидуальных наклонностей и способностей ребенка к той или иной профессиональной деятельности с учетом его интеллектуального и физического потенциала (различные тренинги и тестирования, беседы, встречи с представителями разных профессий, экскурсии на предприятия и т.д.), а также развитие выявленных способностей;

  • возрождение приютов для детей, совершивших какие-либо правонарушения, с целью изменить их статус, повлиять на нравственное развитие и бороться с порочными привычками их прежней жизни.

  • совершенствование системы опеки и попечительства;

  • поощрение государством семейных форм устройства детей-сирот;

  • создание индивидуальных программ работы с детьми, воспитывающихся в детских домах, с учетом их психологических и физических особенностей;


Литература:

  1. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М: Азбуковник, 1999.-719с.

  2. Терновая И.П. Особенности организации процесса семейно-ролевой социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Монография. – Таганрог.-2010. –С.38-41.

  3. Постановление Правительства РФ от 14 мая 2001г. №374. «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Справочная правовая система «Консультант +».

  4. Кавашкина О.Д. Семейное воспитание в России (развитие идей от Древней Руси до начала ХХ в.) // Семья в России.-1994.-№2.-С.69-79.

  5. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 «О детском доме семейного типа» // Справочная правовая система «Консультант +»

  6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей: федер. закон от 05.12.2006 №207-ФЗ // Российская газета. — 2006. — 12 декабря.

  7. О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей: федер. закон от 29.12.2006 №256-ФЗ // Российская газета. — 2006. — 31 декабря.

  8. Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с органами опеки и попечительства: Методические рекомендации. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2003. – 128.

  9. Доклад о положении детей в г. Петрозаводске в 2002 г. - Петрозаводск. 2003. - С.120.

  10. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века. – М.: Аспект Пресс, 1994.

  11. Кавашкина О.Д. Семейное воспитание в России (развитие идей от Древней Руси до начала ХХ в.) // Семья в России.-1994.-№2.-С.69-79.

  12. Дементьева Н.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика.-Серия: Семья и воспитание / Н.Ф. Дементьева. - М. -2000.- С. 6.


Обсуждение

Социальные комментарии Cackle