Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров вузовских библиотек города Ульяновска | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Демьянова, И. В. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров вузовских библиотек города Ульяновска / И. В. Демьянова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2012. — С. 188-190. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2734/ (дата обращения: 17.04.2024).

Успешная деятельность любой библиотеки в значительной степени определяется профессиональным уровнем её сотрудников.

Процесс реформирования системы подготовки и переподготовки библиотечных кадров идет по многим направлениям. Расширен перечень профессиональных специальностей и специализаций в библиотечно-информационной сфере. Созданы образовательные стандарты нового поколения. Но главное - складывается система непрерывного библиотечного обра­зования. Ее интегральным звеном становятся повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров, поскольку они несут основную нагрузку по адаптации библиотекарей к выполнению новых функциональных обязанностей, связанных с повышением социальной роли библиотек в жизни современного общества и их технологической модернизацией. [1, c. 41]

Не менее важна и компенсирующая роль дополнительного профессионального библиотечного образования, во-первых, в восполнении недостатка знаний у выпускников вузов, вызванного разрывом между образовательным процессом, осуществляемым средней и высшей профессиональной школой, и динамично развивающейся библиотечной практикой. Во-вторых, именно через профессиональную переподготовку осуществляется формирование нового кадрового ресурса современных библиотек, куда все чаще приходят работать филологи, историки, социологи, специалисты в области информационных технологий и многие другие. Именно благодаря их приходу в библиотечную сферу кадровый потенциал отрасли вырос в последние годы почти на 6%.[4, с. 37] Для этой категории библиотечных работников переподготовка - важнейшее условие вхождения в новое для них профессиональное сообщество, гарантия социальной защиты и будущего служебного роста.

Особо следует подчеркнуть роль дополнительного профессионального библиотечного образования как действенного инструмента реорганизации библиотечного дела в целом. Сегодня это самая широкая площадка освоения новых идей, концепций, технологий. Именно в системе дополнительного образования инновационный библиотечный опыт аккумулируется, изучается, оценивается, а затем транслируется в практическую деятельность.

Исходя из многофункциональной и очень важной роли дополнительного профессионального библиотечного образования в развитии отрасли, государственная образовательная политика в этой области направлена сегодня на создание многоуровневой системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных; кадров, способной привести их совокупные профессиональные знания, умения и навыки в соответствие с задачами по­ступательной модернизации библиотечного дела.

В условиях, когда в связи с переходом системы повышения квалификации на коммерческую основу и отсутствием у большинства вузовских библиотек средств для оплаты стоимости обучения на курсах и семинарах, организуемыми нашими библиотечными учебными центрами, вопросы повышения квалификации, как правило, решают на уровне областных методических центров. В большинстве вузовских библиотек города сложилась собственная практика обучения и повышения квалификации.

В Ульяновске в 2006 году была проведена методическим объединением города конференция «Традиции и новации в библиотеке вуза в области управления качеством», в этом же году состоялась Открытая научно-практическая конференция «Библиотека и образование: партнерство и развитие» на базе НБ УлГУ. Обе конференции предоставили библиотекам региона обозначить актуальные проблемы, обсудить возможные пути решения, поделиться опытом работы. В конференции «Библиотека и образование: партнерство и развитие» на базе НБ УлГУ приняли участие свыше 100 представителей вузовских, школьных, областных и городских библиотек Ульяновска и Ульяновской области, библиотек вузов Самары, Казани, Волгограда, Саранска, руководители Центрального библиотечного коллектора (г. Москва).

В рамках конференции состоялась презентация профессионального журнала «Молодые в библиотечном деле». Главный редактор Макаренко Татьяна Сергеевна подарила комплекты журнала и открыла корреспондентский пункт журнала на базе НБ УлГУ, который аккумулирует опыт библиотек города и региона, пропагандирует лучшие информационно-библиотечные проекты, организовывает профессиональные встречи и конференции.

«Круглый стол » для библиотек вузов «АИБС MARK SQL и ИРБИС- 5 лет работы в библиотеках вузов города: итоги и перспективы» прошел в 2007 году.

Наработки отдельных библиотек вузов в этой области могут и должны быть использованы библиотеками в своей индивидуальной и совместной деятельности.

Можно констатировать, что количество специалистов с высшим непрофильным образованием в вузовских библиотеках имеет наибольший показатель и положительную динамику роста. Это объясняется, с одной стороны, тем, что сами библиотеки в связи с выполнением различных функций ощущают всё большую потребность в таких специалистах как программисты, социологи, психологи и др. А с другой стороны, часто в библиотеку приходят специалисты, которые не смогли себя найти по своей основной специальности, не смогли трудоустроиться. Открытие в УлГУ культуры и искусств факультета повышения квалификации и переподготовки кадров даёт им хорошие возможности за короткий срок получить библиотечное образование, иметь перспективу профессионального роста.

Этот путь можно рассматривать и как одно из направлений, которое поможет библиотекам ликвидировать дисбаланс между потребностями в квалифицированных специалистах и невозможностями силовыми методами удержать молодых специалистов с профильным образованием в библиотеках.

Тем более что руководителям библиотек нельзя сегодня не учитывать и те изменения, тенденции, которые характерны для современной системы подготовки библиотечных кадров высшей квалификации с учётом мирового опыта. Именно подготовка специалистов с возможностями расширения сферы применения знаний и умений в условиях функционирования в обществе разнообразных информационных институтов, введение при подготовке библиотечных кадров сдвоенных специальностей, ориентация на развитие творческих успехов [3, с. 5].

Для сохранения положительных тенденций в формировании кад­ров вузовских библиотек, стабилизации и оптимизации библиотечных коллективов необходимо было бы по возможности сохранить то поло­жительное, что уже достигнуто. Выработать систему мер по повышению пре­стижа библиотечной профессии в обществе в целом и во властных структурах; разработать комплекс мер по привлечению в библиотеки молодых специалистов и закреплению их на местах; привлекать к учебе в высших и средних специальных учебных заведениях моло­дых работников библиотек, имеющих общее и не библиотечное сред­нее образование; создать условия для приоритетного приема в про­филированные вузы студентов из конкретных территорий; провести исследование состояния и перспектив развития библиотечных кадров [2, с. 162].

Активное внедрение во все сферы деятельности информационных и телекоммуникационных технологий существенно повлияло на информатизацию образовательного процесса и, как следствие, на тенденции развития библиотек высших учебных заведений, которые в условиях интернетизации общества определяются процессом интеграции в единую информационно-образовательную среду.

Сложившаяся ситуация отразилась на определении миссии вузовской библиотеки, содержании основных целей, задач и функций и привела к необходимости трансформации традиционных библиотечных технологий с учетом происходящих в высшем образовании перемен. Фактически сегодня вузовская библиотека становится информационным центром, формирующим банк научно-образовательных информационных ресурсов и предоставляющим к ним доступ [6, с. 360].

Изменение статуса вузовских библиотек, активная информатизация библиотечных технологий повлекли за собой изменение требований к уровню профессиональной компетенции работающих в них специалистов. Возросла потребность библиотек в специалистах, обладающих не только широким кругозором и высокой культурой, но и владеющих информационными технологиями, умеющих быстро реагировать на изменяющуюся обстановку и принимать адекватные решения, и наконец, стремящихся овладевать новыми знаниями. Большинство же работающих в вузовских библиотеках специалистов обучены традиционным библиотечным технологиям, а межотраслевая миграция привела к тому, что значительная часть персонала не имеет специального библиотечного образования. Социально-экономические условия развития общества затрудняют приток в вузовские библиотеки кадров, обладающих компетенциями, необходимыми для работы в условиях библиотечно-информационных технологий. В результате сложившаяся кадровая ситуация вступает в конфликт с новыми целями и задачами вузовских библиотек.

В связи с этим перед руководителями вузовских библиотек очень остро встает проблема оперативной профессиональной и социально-психологической адаптации имеющегося персонала к новым условиям профессиональной среды, основанной на библиотечно-информационных технологиях, которая требует комплексного подхода в решении и предполагает не только актуализацию знаний, но и интеграцию психологических, социальных и профессиональных механизмов личности в единую систему. Это позволит сделать кадровый потенциал библиотек адекватным предъявляемым требованиям [5, с. 161].

Следует отметить, что координация работы вузовских библиотек возложена на Центральную библиотечно-информационную комиссию (ЦБИК) при Министерстве образования. Однако координация деятельности носит рекомендательный характер, а не административный. Такое положение закреплено соответствующим документом – Постановлением Комитета по высшей школе «О системе координации библиотечно-информационного обслуживания в вузах» (№17 от 02.04.1992). Координация деятельности библиотек вузов в регионах возложена на зональные, областные и городские методические центры. Таким методическим центром для библиотек вузов Ульяновской области является научная библиотека УлГТУ. По Приказу Министерства высшего и специального образования №521 от 03.07.1969 года научная библиотека УлГТУ была определена областным методическим центром для библиотек вузов Ульяновской области. Выбор библиотеки УлГТУ был не случайным. К этому времени в городе существовало четыре вуза и сложилось достаточно сильное методическое объединение вузовских библиотек при межведомственной библиотечной комиссии, самым активным членом которой были сотрудники УлГТУ.


Литература:

  1. Бочарникова, Е. С. Профессиональное развитие библиотечных специалистов [Текст] / Е. С. Бочарникова // Научные и технические библиотеки. - 2008. - N 6. - С. 41-45.

  2. Высоцкая, Е. К. Современная динамика развития кадров муниципальных библиотек Российской Федерации [Текст] / Е.К. Высоцкая // Библиотечное дело ХХI. – 2008. - №2(12). – С. 162-177

  3. Высоцкая, В. К. Непрерывное образование библиотекарей России: состояние и проблемы [Текст] / В.К Высоцкая // Непрерывное библиотечное образование. Бюллетень.- 2009.- №5.- С.5-10.

  4. Сударикова, Е. П. К вопросу о переходе подготовки библиотечно-информационных специалистов по четырем квалификациям [Текст] / Е. П. Сударикова // Информационный бюллетень РБА. - 2005. - N 35. - С. 37-38.

  5. Фомичева, И. К. Адаптация библиотечных специалистов к
    автоматизированным технологиям [Текст] / И. К. Фомичева // Библиотека и библиотекарь в современном мире. – Казань : Медицина, 1999 - 161-164

  6. Фомичева, И. К. Адаптация библиотечных специалистов к
    новым информационным технологиям: постановка проблемы [Текст] / И. К. Фомичева //Библиотечное дело - 2001: российские библиотеки в мировом информационном и интеллектуальном пространстве: тез. докл. 6-ой междунар. науч. конф. - М., 2001 - С. 360-361


Основные термины (генерируются автоматически): библиотека, повышение квалификации, библиотека вузов, дополнительное профессиональное библиотечное образование, специалист, Ульяновская область, MARK, вузовская библиотека, научная библиотека, образовательный процесс.

Похожие статьи

Модель электронной библиотечной системы вуза

Одним из направлений в развитии электронных библиотек - создание Электронных библиотек ВУЗов (ЭБВ).

Пользователи взаимодействуют с электронной библиотекой через автоматизированную библиотечную информационную систему (АБИС).

Автоматизированные библиотечные системы | Статья в журнале...

Так, образование библиотечного фонда является сложным процессом в структурном отношении.

Повышение квалификации сотрудников, их обучение новым технологиям

Литература: 1. Антопольский А. Б. Электронные Библиотеки России — Стратегия Развития.

Информационно-библиотечные технологии: опыт Национальной...

...что Фундаментальная библиотека Ташкентского государственного университета (сегодня информационно-ресурсный центр Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека) проводила также работу по повышению квалификации библиотекарей.

Деятельность кафедры «Информационно-библиотечные...»

Деятельность кафедры «Информационно-библиотечные системы» ТУИТ в подготовке квалифицированных специалистов.

Особая роль в этом принадлежит библиотекам вузов Узбекистана, среди которых, по праву, одно из первых мест занимает Научная библиотека...

Использование информационных технологий при обучении...

Организация и сопровождение повышения квалификации... образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование, преподаватель, обучающая среда, электронное обучение, дистанционное образование, дисциплинарный курс, образовательная...

Основные направления организации дистанционного обучения...

преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы

библиотекой и видеотекой учебных курсов

создание системой подготовки, переподготовки, и повышения квалификации кадров СДО

Специфика профориентационной работы в библиотеке

Проблема повышения качества образования в вузе. — уровень содержания образования в современном вузе; — содержания учебных курсов; — уровень квалификации преподавателей вуза и обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего...

ДПО «МАСПК»: все условия для профессиональной...

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров вузовских библиотек города Ульяновска.

Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, образовательные программы...

Место и значение электронных учебных ресурсов в повышении...

- Создание коллекций мультимедийных библиотек, электронных ресурсов в помощь классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Так же, в научном обиходе применяется термин электронные образовательные ресурсы.

Похожие статьи

Модель электронной библиотечной системы вуза

Одним из направлений в развитии электронных библиотек - создание Электронных библиотек ВУЗов (ЭБВ).

Пользователи взаимодействуют с электронной библиотекой через автоматизированную библиотечную информационную систему (АБИС).

Автоматизированные библиотечные системы | Статья в журнале...

Так, образование библиотечного фонда является сложным процессом в структурном отношении.

Повышение квалификации сотрудников, их обучение новым технологиям

Литература: 1. Антопольский А. Б. Электронные Библиотеки России — Стратегия Развития.

Информационно-библиотечные технологии: опыт Национальной...

...что Фундаментальная библиотека Ташкентского государственного университета (сегодня информационно-ресурсный центр Национального университета Узбекистана им. Мирзо Улугбека) проводила также работу по повышению квалификации библиотекарей.

Деятельность кафедры «Информационно-библиотечные...»

Деятельность кафедры «Информационно-библиотечные системы» ТУИТ в подготовке квалифицированных специалистов.

Особая роль в этом принадлежит библиотекам вузов Узбекистана, среди которых, по праву, одно из первых мест занимает Научная библиотека...

Использование информационных технологий при обучении...

Организация и сопровождение повышения квалификации... образовательный процесс, дистанционное обучение, профессиональное образование, преподаватель, обучающая среда, электронное обучение, дистанционное образование, дисциплинарный курс, образовательная...

Основные направления организации дистанционного обучения...

преподаватели различных образовательных учреждений, включая вузы

библиотекой и видеотекой учебных курсов

создание системой подготовки, переподготовки, и повышения квалификации кадров СДО

Специфика профориентационной работы в библиотеке

Проблема повышения качества образования в вузе. — уровень содержания образования в современном вузе; — содержания учебных курсов; — уровень квалификации преподавателей вуза и обеспеченность учебного процесса специалистами соответствующего...

ДПО «МАСПК»: все условия для профессиональной...

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров вузовских библиотек города Ульяновска.

Ключевые слова: повышение квалификации, дополнительное профессиональное образование, образовательные программы...

Место и значение электронных учебных ресурсов в повышении...

- Создание коллекций мультимедийных библиотек, электронных ресурсов в помощь классным руководителям, педагогам дополнительного образования.

Так же, в научном обиходе применяется термин электронные образовательные ресурсы.