Библиографическое описание:

Цыпляева А. В. Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 128-130.

Вопросы организационно-педагогических основ воспитания личности в условиях дополнительного музыкального образования всегда были и остаются в центре внимания нашего государства и общественных структур и поэтому являются весьма важными и актуальными, особенно на современном этапе развития нашего общества, перестройке социально-экономических и политических отношений, развитии демократии и научно-технического прогресса.

Справедливо пишет автор статьи «Большая Москва, Медведково» Е.Полякова, что ребёнок, который на долгие часы приковывает себя дома к телевизору, перестаёт порой замечать солнечный закат или цвет морской воды, реже размышляет над книгой, нотами или картиной, реже остаётся наедине со своими думами и переживаниями. Обступающий нас мир в котором многое быстро становится для ребёнка привычным, а потому лишается свежести и ветшает. Как сохранить на долгие годы присуще детскому сознанию «чувство изумления», которым прониклась в стране чудес Алиса из прелестной сказки Люис Кэрролл? Не таится ли в быстром угасании этого наивного чувства опасность для развития высокой человеческой культуры, которую двигает не стандартизированная, а индивидуальная мысль – фантазия, часто представляющаяся удивительной, необычной, невозможной, парадоксальной…[7,с. 145]

Как воспитать личность ребёнка, воспитать человечность в маленьком развивающемся человеке? Один из принципиальных недостатков воспитания – вера в магическую силу логических поучений и велений, которые обрушиваются на воспитуемого с разных сторон – из уст педагога, родителей, со стороны детских изданий, из средств массовой информации, поучений и велений, которые нужно воспринять, вобрать в себя, усвоить, «проглотить» для того, чтобы стать достойным членом общества. А если воспитуемый не поддаётся воздействию, то усиливается поток нравоучений, забывая, что самое правильное, ценное, дорогое, облачённое в стандартно назойливую форму, способно вызвать внутренне сопротивление и привести к обратному результату.

Исследования известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость раннего развития у детей музыкальных способностей, а вместе с ними формирование у ребёнка памяти, мышления, воображения. Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние времена музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечнососудистой системы. Эмоциональное воздействие гармоничных звуков усиливается многократно, если человек обладает тонкой слуховой чувствительностью. Развитый музыкальный слух предъявляет более высокие требования к тому, что ему предлагается. Обострённое слуховое восприятие окрашивает эмоциональные переживания в яркие и глубокие тона.

Музыкальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетический строй ребёнка, но и на его умственное развитие с учётом возрастной психологии. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи, воспитание ладового чувства связано с развитием способности нервной системы процессов торможения и возбуждения и других процессов, протекающих в организме.

Эта способность лежит в основе поведения человека и оказывает влияние и на физическое здоровье детей:

  • развивает дыхательные мышцы;

  • укрепляет нервную систему;

  • помогает устранению дефектов речи (заикание, картавость, гнусавость).

Основной формой обучения музыке и музыкального воспитания является хоровое пение, так как оно оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы сплочённости, формируя творчески социально-активную личность. Хоровое пение обладает большой силой эмоционального воздействия и эффективнейшим средством воспитания эстетического, художественного вкуса, инициативы, фантазии, творческих способностей и определяет, таким образом, моральный облик личности.

Проблематика детского вокально-хорового воспитания в условиях дополнительного музыкального образования всегда служила основой специальных исследований. Многим видным учёным, деятелям педагогики и хоровой культуры. Тематика статей и публикаций Л.Абелян, И.Алиева, О.Апраксиной, В.Багадурова, Л.Бартеневой, В.Морозова, Л.Шаровой, И.Левидова, К.Никольской-Береговской, Т.Овчинниковой, Д.Огородновой В.Попова, И.Прянишникова, В.Сафоновой, Г.Струве, Г.Стуловой, П.Халабузарь и др. отличалась очень широким охватом. Создавались многие, в том числе экспериментальные методики, отражающие различные взгляды и подходы к вокальному воспитанию. Детский хор Института художественного воспитания, Ансамбль песни и пляски Московского дворца пионеров и школьников, Большой детский хор телерадиовещания, детские хоровые студии «Пионерия», «Весна», «Веснянка», «Радость», десятки и сотни других хоровых коллективов по всей стране стали оплотом хорового воспитания детей.

Однако, несмотря на важность и актуальность музыкального воспитания и, в частности, хорового пения как неотъемлемую часть комплекса развития личности обучающихся наша педагогика далеко не исчерпала все формы и методы работы с детьми, особенно на современном переломном этапе развития страны. Поэтому нам предстоит исследовать, развивать и совершенствовать новые перспективные и более эффективные методы воспитания творческой социально-активной личности школьника в условиях дополнительного музыкального образования.

Период перестройки приносит нам как положительные, так и отрицательные стороны. Так, в нынешних условиях появилась возможность расширения сети новых музыкальных учебных заведений различных типов на условиях самоокупаемости (хоз.расчёта), изменять содержание учебных планов, программ с учётом возрастающих потребностей в специалистах, разрабатывать самим учебным заведениям новые учебные программы, вводить в учебные планы новые предметы.

Но в то же время большое количество молодёжи ринулись в коммерческую деятельность. Меняется психология детей. Родителей больше беспокоит финансовое благополучие детей, чем призрачное музыкальное будущее. В связи с этим образовался отток части талантливой молодёжи из учреждений дополнительного музыкального образования (детских музыкальных школ, школ искусств, центров творчества и т.д.). Сократилась финансовая поддержка государственными структурами учреждений дополнительного образования детей.

В этих условиях с особой остротой становится проблема интереса, увлечённости детей музыкой как фундаментальная проблема школы. Обучающимся на уроках нужно учиться прилагать определённые усилия к достижению более высоких художественных результатов в исполнении музыкальных произведений. Но процесс духовного познания музыки должен приносить радость при живом соприкосновении с искусством.

«Учитель музыки, - отмечает Д.Б. Кабалевский, - всегда должен помнить, что если скука нетерпима на любом уроке, то трижды она нетерпима на уроке музыки, искусства» [5]. И Д.Б.Кабалевский выдвинул цель в своей программе: сформировать у школьников музыкальную культуру на основе целостного представления о музыкальном искусстве, его общественной роли и социальном назначении. Композитор видит огромную силу музыки в её способности эмоционального воздействия на духовную сферу человека, особенно в его детские и юношеские годы и поэтому рассматривает музыкальное воспитание как ничем не заменимое средство формирования мировоззрения молодёжи.

За минувшее время появились разные методики музыкального воспитания и обучения, многие из которых претендовали на исключительную истинность, но ни одна из них, пройдя проверку временем, не оказалась объективно совершенной, так как каждый преподаватель, работая по данной методике, получал свой, часто непохожий на оригинал, результат. До сих пор остаются спорным и трактуются по-разному эталон звучания детского голоса, детского хора, особенно это заметно на смотрах, конкурсах хоров, во время обсуждения. Чисто или фальшиво поёт хор – это ясно всем, а вот звук?! Здесь бытует субъективное мнение – нравится, не нравится. Часто хоровой коллектив оценивается по чисто технологическим признакам. И упускается главная задача музыкальной деятельности: творить. Порой одноголосное пение ярко раскрывает содержание музыки и может поспорить с «крепким», но невыразительным 3х голосием. В детском хоровом искусстве появляется опасная тенденция «техницизма». Технология исполнения выходит на первый план. Мы иногда слышим детские хоры, демонстрирующие хорошую степень технической подвинутости, но оставляющих слушателей совершенно равнодушными. Их пение мало музыкальное, невыразительное, в нём нет одухотворённости. А ведь хоровое пение – это не только чисто выстроенное звучание, это живая, трепетная музыкальная мысль, вызывающая в нас, слушателях, ответные мысли, эмоции, настроение. Если в исполнении нет эмоциональной наполненности – тогда и нет пения, как вида музыкального искусства. Такое пение не воспитывает ни самих исполнителей, как творческую, активную личность, ни слушателей. Нельзя допускать, чтобы в «погоне» за техническим совершенством упускалась главная задача музыкальных занятий – воспитание творческой личности школьника. Музыка должна приносить детям радость.

Торжественному шествию техницизма, внешних эффектов в исполнительстве способствуют резко возросшее количество смотров, конкурсов, фестивалей и т.д. На подготовку к ним уходит много времени и сил. Любой ценой победить, получить призовое место, грамоту, диплом! В ходе этой деятельности уже не до высоких задач воспитания, состояния детской души, его голосового аппарата. Музыка – это не спорт. Здесь нужны другие формы, критерии и способы оценки.

Хоровому воспитанию в эстетическом воспитании принадлежит самое значительное место. Это отмечают видные деятели культуры и учёные. «Пение – удивительное искусство. Оно достойно того, чтобы почитать его одним из самых великих. Песня побуждает в человеке лучшее, что в нём есть, заставляет звучать самые тонкие и нежные струны сердца и всегда обращает его чувства к Родине, вызывает радостное ощущение её красоты и величия. Пение помогает не только острее воспринять жизнь, сильнее и глубже чувствовать, но и ярко и красиво выражать свои мысли и впечатления», - говорил А.В. Свешников [8, с.11].

К сожалению, в последнее время происходят изменения в духовно-нравственных ориентирах и идеалах общества. Потерялся былой интерес к хоровому пению, из множества замечательных детских хоровых студий, хоровых кружков остались единицы, в школах зачастую отсутствуют уроки пения. Утрачивается лучшая отечественная традиция вокально-хорового исполнительства, которая всегда основывалась на школьном обучении, поскольку именно в школе существовала возможность целенаправленного вокально-хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития.

Задача современного детского вокально-хорового образования: воспитать в обучающемся чувство коллективизма, дружбы, сплочённости; сформировать творчески социально-активную личность. Немаловажную роль в этом нужно отдать и сохранению, во многом, уже утраченных традиций певческой хоровой культуры. Организационно-педагогические основы воспитания творческой личности школьника в условиях дополнительного музыкального образования на современном этапе, воспитание и развитие детских голосов, теоретические проблемы и основы детского хорового пения – вот условные вопросы, которые необходимо решать в настоящее время.


Литература:

  1. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс-Л., 1963

  2. Блинов М.П. Некоторые вопросы музыкального воспитания школьников в свете учения о высшей нервной деятельности: Пособие для учителей пения. М., Просвещение, 1964.

  3. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. – М.,1967

  4. Верб М.А. Эстетическая культура школьников: Курс лекций. – СПб. 1997

  5. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: кн. Для учителя/ сост. В.И.Викторов. – М.: Просвещение, 1981

  6. Подласый И.П. Педагогика /Процесс воспитания ч. 3 кн. 2. М.: Владос, 2003

  7. Полякова Е. Большая Москва, Медведково. Новый мир №10 – М.,1967

  8. Свешников А.В. Могучее средство воспитания - Л., 1978

  9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1947

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle