Библиографическое описание:

Макеева И. А. Школьный музей: история и перспективы развития [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 125-127.

Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Следовательно, «музейность» здесь приобретает новое качество – передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется как акт творческой реализации и самореализации, воспитывающего культуротворчества.

Проблемы возникновения, развития и использования в воспитательном процессе школьных музеев исследуются достаточно широко, как в работах зарубежных, так и отечественных авторов, начиная с рубежа XIX-XX вв. Так в работах Я. Борина, И.М. Гревса, А.У. Зеленко, А. Лихтварка, Н.А.Хитькова и др. раскрывается специфика работы музея с детской аудиторией. В работах В.Е.Туманова, М.Ю. Юхневич, Е.Г. Вансловой, Г.Ю. Элькина, З.А. Огризко обобщен опыт работы школьных музеев, освящены цели, задачи, формы их деятельности. В работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б Давыдова обоснованы основные педагогические принципы и подходы, которые используются в деятельности школьных музеев.

К школьному музею как типу наиболее близок детский музей, который, как и школьный обращен к детской аудитории и семье, направлен на развитие и воспитание детей и подростков. Характеризуя сущность и содержание деятельности музея с детьми, понятия «школьный музей» и «детский музей» можно рассматривать как идентичные, поскольку они обозначают не столько месторасположение музея (в школе или вне школы), а специфику работы с детской аудиторией.

Историографический обзор научных исследований в сфере музейной педагогики позволяет утверждать, что нет единой точки зрения на вопрос, где именно впервые появились детские музеи. Ряд исследователей считает, что родиной детских музеев является Англия, где в 1872 г. принцем Уэльским в Лондоне был открыт Музей детства, который являлся частью Южно-Кенсингтонского музея и специализировался на собирании разного рода раритетов, но в особой степени – на коллекциях костюмов, игрушек и игр разных стран. Однако целенаправленная работа с детьми и учителями началась лишь с 1920-х годов [1,С.53].

Многие специалисты считают США родиной детских музеев, где в период с 1899 по 1925 г. появилась целая группа музеев, которые в своей деятельности опирались на педагогические концепции. Первый из них – Бруклинский детский музей (Нью-Йорк) – был создан по инициативе учителя естественной истории А. Галупп в 1899 году. В соответствии с ее концепции, музей должен стать средой, где дети не только имеют возможность видеть разнообразные экспонаты, но и ощущают себя свободными участниками интересных и разнообразных событий, приключений, действий [2]. Следовательно, с этого времени начинается история совершенного нового типа музея, в котором все – состав коллекций, приемы экспонирования, методы и формы работы с аудиторией – имеет свою специфику, обусловленную ориентацией на интересы и потребности детей.

В России тесное и гармоничное взаимодействие музеев и образовательных учреждений началось еще в середине XIX века. Можно выделить несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеивание школы» (XIX век), «школоцентристская» модель (начало ХХ века), появление школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-е годы ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификация взаимоотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века).

Школьный музей рубежа XIX и ХХ вв. в значительно меньшей степени, чем какой-либо другой, был собранием раритетов. Н.А.Хитьков – автор одной из первых монографий о подобных музеях писал, что под школьным музеем нельзя понимать такое учреждение, где собраны те или иные редкости, потому что в школьном музее они только желательны, но не необходимы. Школьный музей есть просто собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание, поэтому программа такого музея должна быть самая обширная и многообразная [3].

Другой исследователь этого периода отмечал, что всякий предмет мог представлять ценность для такого музея: «камень, валяющийся на дороге... коробочка от спичек... старое гнездо птички, шмеля, нарост на дереве, раковина, пуговица», коль скоро он становился объектом пристального наблюдения и средством познания окружающего [4]. Причем особое значение при сборе материалов придавалось связи с местными условиями, с краеведением.

Таким образом, школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода преподавания, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Другой отличительной его особенностью было то, что он являлся, как правило, плодом общих усилий, совместного творчества учащихся и педагогов, которые вместе занимались собиранием или изготовлением пособий.

Я.Борин отмечал, что помимо того, что музей в школе являлся условием для воспитания полезных и необходимых для жизни навыков, для возбуждения любознательности, для построения правильных представлений и понятий об окружающей жизни, он был способом налаживания контактов, одухотворения взаимоотношений учителя с детьми, служил также «прекрасным побудителем к дальнейшему самообразованию и самого учителя» [5, С.13].

Детские музеи, которые создаются в 1920–1930 гг., можно назвать, если пользоваться современной терминологией, авторскими, поскольку за каждым из них стояла яркая личность его создателя.

А.У. Зеленко был автором неосуществленного проекта Детского музея-дворца, концепция которого в то время не знала аналогов. Основываясь на том, что ребенок познает мир через все органы чувств, и радость его «от впервые виденного, ощупанного, понюханного, испробованного несравненно ярче, чем у взрослых, а потребность в таких ощущениях сильнее», он считал, что детский музей «должен подойти к детям, прежде всего, методом чувственных восприятий и... помочь в выработке «чувственной грамотности» [6, С.87]. Все в нем следует устроить так, чтобы дети загорелись желанием увидеть, услышать, пощупать, попробовать, а также совершить открытия и что-нибудь сделать своими руками. Поэтому в проекте А.У.Зеленко есть отделы «смешных вещей» и «вкусных вещей», «света и тьмы», «шумов и музыки», «ощупай и угадай», «любопытных запахов», а наряду с этим – «серьезных научных интересов», «открытий и изобретений», «общественных интересов и современной жизни», «замечательных людей» др.

Ф.И. Шмит считал, что образовательный музей представляет собой мастерскую, где «возможны замены подлинников слепками, копиями, моделями, фотографиями памятников»[7, С.42]. Одновременно с тем, что детский музей как вариант учебного является мастерской, образовательным пространством, местом проявления активности ребенка, он, по замыслу Ф.И.Шмита, представляет ценность как центр изучения психологии детского творчества.

С начала 1930-х гг. школа была ориентирована на осуществление идей политехнизации с широким использованием краеведения. В инструкции Наркомпроса РСФСР «Об укреплении работы и связи музеев со школами» (1938) прямо указывалось на необходимость организации выставок, уголков краеведения в школе [8].

Таким образом, подводя итог краткому ретроспективному обзору развития школьных (детских) музеев, можно выделить следующие тенденции: с начала своего возникновения на рубеже ХIХ–ХХ вв. вплоть до конца 1920-х гг. школьный музей создавался исходя из потребностей в наглядном преподавании; в 30-40-е гг. – в связи с развитием школьного краеведения; с середины 50-х гг. – обозначается новая тенденция – ориентация на государственные музеи. К середине 1980-х гг. в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев, которые в количественном отношении стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны.

К концу ХХ столетия число детских музеев существенно сократилось, тем не менее, в нашей стране представлены практически все типы музеев, которые существуют за рубежом: детские музеи, которые возникают в структуре традиционных, «взрослых» музеев на правах специально созданных подразделений; музеи, которые являются частью других, не музейных, детских культурно-образовательных центров; музеи, являющиеся частью инфраструктуры двух сфер – культуры и образования; самостоятельные детские музеи и др.

Современные исследователи развивают свое представление о детском (школьном) музее опираясь на подходы родоначальников музейной деятельности с детской аудиторией. По мнению Т. В. Галкиной детский музей – это интерактивное пространство для детской и семейной аудитории, в котором осуществляется познавательно-досуговая деятельность в специально организованной среде. Она отмечает, что в детском музее понятие «музейный предмет» подвергается трансформации – оно включает как предметы, обладающие признаками раритетности, так и типичные предметы. Более того, большинство экспонатов находится в открытом доступе, что неприемлемо для традиционных музеев. Наконец, самим детям предоставлена возможность «создавать музейный предмет». Такая установка детского музея, который не копит фондовые залежи, а работает с каждым музейным предметом, предлагая его для знакомства и изучения посетителю, что свидетельствует о повышенном внимании детского музея к другой сфере деятельности – культурно-образовательной [9].

Ю.Б.Яхно считает, что целью создания и деятельности школьного музея, является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы воспитанников, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [10].

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Необходимо создать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать.

Особенностями школьного и детского музея являются:

  • наличие постоянной аудитории

  • возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных (воспитательных) мероприятий;

  • участие детей в ответственном деле сохранения музейных коллекций;

  • большая, чем в других музеях доступность музейных коллекций;

  • возможность проверить себя в будущей профессии;

  • комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом)

  • собственные нормы социального поведения [11].

Таким образом, школьные и детские музеи являются одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей (как и детский музей, созданный при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого труда) - по существу универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом педагогического воздействия в осуществлении нравственного, патриотического, гражданского воспитания.


Литература:

  1. Музееведение: История и историография.– СПб.: СПбГАК, 1995.–234 с.

  2. Макарова Н.Г. Детские музеи Америки: история и современность. М.:б.м., 1997. – 136 с.

  3. Хитьков Н.А. Школьный музей, его значение и организация. – Киев:б.м., 1915. – 23 с.

  4. Завзин Школьный музей в Дрездене и народное образование в Саксонии // Учительский вестник. – 1910. – № 6. – С.30-31.

  5. Борин Я. Как мы составляли у себя школьный музей // Вопросы и нужды учительства. – 1910 – Вып. 5. – С.51-54.

  6. Зеленко А. У. Школьный музей. – М.: Работник просвещения, 1927. –104 с.

  7. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. – Ленинград: А С А D Е М I А, 1929. –245 с.

  8. Именнова Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дисс. …. канд. пед. наук. – Москва, 2004. – 213 с.

  9. Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – Выпуск 4 (94). С.63-76.

  10. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства// Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. Б\м, 2006

  11. Микулан И.Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма учащихся. Дисс. … кан. пед наук. – Ставрополь. 2006. – 176 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle