Библиографическое описание:

Макеева И. А. Школьный музей: история и перспективы развития [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 125-127.

Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования. Следовательно, «музейность» здесь приобретает новое качество – передача социальной памяти, что составляет сущность любого музея, осуществляется как акт творческой реализации и самореализации, воспитывающего культуротворчества.

Проблемы возникновения, развития и использования в воспитательном процессе школьных музеев исследуются достаточно широко, как в работах зарубежных, так и отечественных авторов, начиная с рубежа XIX-XX вв. Так в работах Я. Борина, И.М. Гревса, А.У. Зеленко, А. Лихтварка, Н.А.Хитькова и др. раскрывается специфика работы музея с детской аудиторией. В работах В.Е.Туманова, М.Ю. Юхневич, Е.Г. Вансловой, Г.Ю. Элькина, З.А. Огризко обобщен опыт работы школьных музеев, освящены цели, задачи, формы их деятельности. В работах К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Н.К. Крупской, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Д.Б Давыдова обоснованы основные педагогические принципы и подходы, которые используются в деятельности школьных музеев.

К школьному музею как типу наиболее близок детский музей, который, как и школьный обращен к детской аудитории и семье, направлен на развитие и воспитание детей и подростков. Характеризуя сущность и содержание деятельности музея с детьми, понятия «школьный музей» и «детский музей» можно рассматривать как идентичные, поскольку они обозначают не столько месторасположение музея (в школе или вне школы), а специфику работы с детской аудиторией.

Историографический обзор научных исследований в сфере музейной педагогики позволяет утверждать, что нет единой точки зрения на вопрос, где именно впервые появились детские музеи. Ряд исследователей считает, что родиной детских музеев является Англия, где в 1872 г. принцем Уэльским в Лондоне был открыт Музей детства, который являлся частью Южно-Кенсингтонского музея и специализировался на собирании разного рода раритетов, но в особой степени – на коллекциях костюмов, игрушек и игр разных стран. Однако целенаправленная работа с детьми и учителями началась лишь с 1920-х годов [1,С.53].

Многие специалисты считают США родиной детских музеев, где в период с 1899 по 1925 г. появилась целая группа музеев, которые в своей деятельности опирались на педагогические концепции. Первый из них – Бруклинский детский музей (Нью-Йорк) – был создан по инициативе учителя естественной истории А. Галупп в 1899 году. В соответствии с ее концепции, музей должен стать средой, где дети не только имеют возможность видеть разнообразные экспонаты, но и ощущают себя свободными участниками интересных и разнообразных событий, приключений, действий [2]. Следовательно, с этого времени начинается история совершенного нового типа музея, в котором все – состав коллекций, приемы экспонирования, методы и формы работы с аудиторией – имеет свою специфику, обусловленную ориентацией на интересы и потребности детей.

В России тесное и гармоничное взаимодействие музеев и образовательных учреждений началось еще в середине XIX века. Можно выделить несколько моделей взаимоотношений между школой и музеем: «омузеивание школы» (XIX век), «школоцентристская» модель (начало ХХ века), появление школьных краеведческих музеев и их ориентация на государственные музеи (50—60-е годы ХХ века), формирование сети школьных музеев разного профиля и модификация взаимоотношений школы с музеями государственными (60—90-е годы ХХ века).

Школьный музей рубежа XIX и ХХ вв. в значительно меньшей степени, чем какой-либо другой, был собранием раритетов. Н.А.Хитьков – автор одной из первых монографий о подобных музеях писал, что под школьным музеем нельзя понимать такое учреждение, где собраны те или иные редкости, потому что в школьном музее они только желательны, но не необходимы. Школьный музей есть просто собрание коллекций, приборов, картин и вообще всего того, что повседневно употребляется в школе, где введено наглядное преподавание, поэтому программа такого музея должна быть самая обширная и многообразная [3].

Другой исследователь этого периода отмечал, что всякий предмет мог представлять ценность для такого музея: «камень, валяющийся на дороге... коробочка от спичек... старое гнездо птички, шмеля, нарост на дереве, раковина, пуговица», коль скоро он становился объектом пристального наблюдения и средством познания окружающего [4]. Причем особое значение при сборе материалов придавалось связи с местными условиями, с краеведением.

Таким образом, школьный музей был самым непосредственным образом включен в учебный процесс для осуществления наглядного метода преподавания, знакомства с действительностью, с требованиями окружающей жизни. Другой отличительной его особенностью было то, что он являлся, как правило, плодом общих усилий, совместного творчества учащихся и педагогов, которые вместе занимались собиранием или изготовлением пособий.

Я.Борин отмечал, что помимо того, что музей в школе являлся условием для воспитания полезных и необходимых для жизни навыков, для возбуждения любознательности, для построения правильных представлений и понятий об окружающей жизни, он был способом налаживания контактов, одухотворения взаимоотношений учителя с детьми, служил также «прекрасным побудителем к дальнейшему самообразованию и самого учителя» [5, С.13].

Детские музеи, которые создаются в 1920–1930 гг., можно назвать, если пользоваться современной терминологией, авторскими, поскольку за каждым из них стояла яркая личность его создателя.

А.У. Зеленко был автором неосуществленного проекта Детского музея-дворца, концепция которого в то время не знала аналогов. Основываясь на том, что ребенок познает мир через все органы чувств, и радость его «от впервые виденного, ощупанного, понюханного, испробованного несравненно ярче, чем у взрослых, а потребность в таких ощущениях сильнее», он считал, что детский музей «должен подойти к детям, прежде всего, методом чувственных восприятий и... помочь в выработке «чувственной грамотности» [6, С.87]. Все в нем следует устроить так, чтобы дети загорелись желанием увидеть, услышать, пощупать, попробовать, а также совершить открытия и что-нибудь сделать своими руками. Поэтому в проекте А.У.Зеленко есть отделы «смешных вещей» и «вкусных вещей», «света и тьмы», «шумов и музыки», «ощупай и угадай», «любопытных запахов», а наряду с этим – «серьезных научных интересов», «открытий и изобретений», «общественных интересов и современной жизни», «замечательных людей» др.

Ф.И. Шмит считал, что образовательный музей представляет собой мастерскую, где «возможны замены подлинников слепками, копиями, моделями, фотографиями памятников»[7, С.42]. Одновременно с тем, что детский музей как вариант учебного является мастерской, образовательным пространством, местом проявления активности ребенка, он, по замыслу Ф.И.Шмита, представляет ценность как центр изучения психологии детского творчества.

С начала 1930-х гг. школа была ориентирована на осуществление идей политехнизации с широким использованием краеведения. В инструкции Наркомпроса РСФСР «Об укреплении работы и связи музеев со школами» (1938) прямо указывалось на необходимость организации выставок, уголков краеведения в школе [8].

Таким образом, подводя итог краткому ретроспективному обзору развития школьных (детских) музеев, можно выделить следующие тенденции: с начала своего возникновения на рубеже ХIХ–ХХ вв. вплоть до конца 1920-х гг. школьный музей создавался исходя из потребностей в наглядном преподавании; в 30-40-е гг. – в связи с развитием школьного краеведения; с середины 50-х гг. – обозначается новая тенденция – ориентация на государственные музеи. К середине 1980-х гг. в России сформировалась весьма обширная сеть школьных музеев, которые в количественном отношении стали преобладать над всеми другими группами музеев, образующих структуру музейной сети страны.

К концу ХХ столетия число детских музеев существенно сократилось, тем не менее, в нашей стране представлены практически все типы музеев, которые существуют за рубежом: детские музеи, которые возникают в структуре традиционных, «взрослых» музеев на правах специально созданных подразделений; музеи, которые являются частью других, не музейных, детских культурно-образовательных центров; музеи, являющиеся частью инфраструктуры двух сфер – культуры и образования; самостоятельные детские музеи и др.

Современные исследователи развивают свое представление о детском (школьном) музее опираясь на подходы родоначальников музейной деятельности с детской аудиторией. По мнению Т. В. Галкиной детский музей – это интерактивное пространство для детской и семейной аудитории, в котором осуществляется познавательно-досуговая деятельность в специально организованной среде. Она отмечает, что в детском музее понятие «музейный предмет» подвергается трансформации – оно включает как предметы, обладающие признаками раритетности, так и типичные предметы. Более того, большинство экспонатов находится в открытом доступе, что неприемлемо для традиционных музеев. Наконец, самим детям предоставлена возможность «создавать музейный предмет». Такая установка детского музея, который не копит фондовые залежи, а работает с каждым музейным предметом, предлагая его для знакомства и изучения посетителю, что свидетельствует о повышенном внимании детского музея к другой сфере деятельности – культурно-образовательной [9].

Ю.Б.Яхно считает, что целью создания и деятельности школьного музея, является содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы воспитанников, поддержка творческих способностей детей, формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений [10].

Главное отличие образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея от государственного заключается в том, что ребенок выступает не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Феномен школьного музея состоит в том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности. Необходимо создать условия, чтобы музей не только «хранил и показывал», но и обеспечивал активную деятельность детей в процессе приобщения к культуре. Данный подход определяется самой спецификой деятельности музея, в ходе которой ребенок способен глубже и конкретнее усваивать социальный опыт прошлых поколений, в ряде случаев практически апробировать его и выработать.

Особенностями школьного и детского музея являются:

  • наличие постоянной аудитории

  • возможность использования коллекции музея в организации и проведении системных учебных (воспитательных) мероприятий;

  • участие детей в ответственном деле сохранения музейных коллекций;

  • большая, чем в других музеях доступность музейных коллекций;

  • возможность проверить себя в будущей профессии;

  • комфортная атмосфера для ведения диалога (учителя с учеником, посетителя с музейным предметом)

  • собственные нормы социального поведения [11].

Таким образом, школьные и детские музеи являются одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективным средством обучения и воспитания подрастающего поколения. Школьный музей (как и детский музей, созданный при инициативе детей и в результате их исследовательского и творческого труда) - по существу универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом педагогического воздействия в осуществлении нравственного, патриотического, гражданского воспитания.


Литература:

  1. Музееведение: История и историография.– СПб.: СПбГАК, 1995.–234 с.

  2. Макарова Н.Г. Детские музеи Америки: история и современность. М.:б.м., 1997. – 136 с.

  3. Хитьков Н.А. Школьный музей, его значение и организация. – Киев:б.м., 1915. – 23 с.

  4. Завзин Школьный музей в Дрездене и народное образование в Саксонии // Учительский вестник. – 1910. – № 6. – С.30-31.

  5. Борин Я. Как мы составляли у себя школьный музей // Вопросы и нужды учительства. – 1910 – Вып. 5. – С.51-54.

  6. Зеленко А. У. Школьный музей. – М.: Работник просвещения, 1927. –104 с.

  7. Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. – Ленинград: А С А D Е М I А, 1929. –245 с.

  8. Именнова Л.С. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика: Дисс. …. канд. пед. наук. – Москва, 2004. – 213 с.

  9. Галкина Т. В. Музейная педагогика: коммуникативный феномен экскурсии как базовой музейно-педагогической формы //Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – Выпуск 4 (94). С.63-76.

  10. Яхно Ю.Б. Школьный музей как составляющая открытого образовательного пространства// Школа: день за днем. Электронный педагогический альманах. Б\м, 2006

  11. Микулан И.Н. Школьный музей как средство формирования патриотизма учащихся. Дисс. … кан. пед наук. – Ставрополь. 2006. – 176 с.

Основные термины: Школьный музей, детский музей, школьных музеев, школьный музей, детские музеи, детских музеев, родиной детских музеев, школьного музея, детского музея, деятельности школьного музея, средство развития, Школьный музей рубежа, детской аудиторией, музейной деятельности, деятельности музея, средство развития информационной, деятельности школьных музеев, процессе школьных музеев, близок детский музей, школьных музеев разного

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle