Библиографическое описание:

Рустамов Л. Х. Концепция систематизации непрерывной педагогической практики [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 183-185.

В настоящей статье автор раскрывает суть разработанной и апробированной в рамках специального исследования «Концепции систематизации непрерывной педагогической практики», в частности характеризует его методологические, теоретические основы, принципы и условия её реализации.

Ключевые слова: педагогическая практика, концепция, принцип, идея, систематизация, физическая подготовка, физическое образование.


В концепции непрерывного образования, принятой в нашей республике, в качестве важного фактора непрерывного образования подчеркивается осознанная потребность личности в постоянном развитии, удовлетворяемая регулированием различных систем образования. Реализация данной концепции связана со стратегической реорганизацией всей системы образования, в том числе и непрерывного физического воспитания. В предложенной концепции определены основные цели развития физического воспитания и спорта в Республике Узбекистан – увеличение числа граждан, занимающихся физическим воспитанием и спортом, улучшение физической подготовки и физического развития населения.

Понятие «концепция» имеет в научной литературе достаточно широкое толкование. Концепция – это примерный план достижения цели, обоснованный закономерностями данной сферы, или научно обоснованная гипотеза 2, С. 66-67.

Применительно к нашему исследованию, концепция выступает как комплекс теоретических положений, опирающихся, с одной стороны, на социальных и педагогических условиях, с другой стороны, на методологических основах исследования, позволяющих принимать научно обоснованные решения.

Задачу ориентации физического воспитания и образования населения на новые задачи, придания ему общечеловеческой и общекультурной направленности, обеспечения условий для формирования личности, обладающего единством физическим образованием и воспитанием, т.е. принятия участия в создании нового образца физического воспитания общества способны лишь высоко квалифицированные специалисты 3, С. 54-58.

Подготовка именно таких специалистов – процесс сложный, многогранный и продолжительный. Актуальность проблемы подготовки востребованного специалиста определяется также сложностью и не предсказуемостью событий общественной жизни.

Непрерывная педагогическая практика студентов образовательных учреждений физической культуры является одним из эффективных путей профессиональной подготовки будущих специалистов. К сожалению, проблемы её организации и проведения изучены на сегодняшний день не достаточно.

Разработанная в рамках настоящего исследования, и апробированная в учебно-воспитательном процессе направления физической культуры трех вузов (Ташкентского государственного педагогического университета, Андижанского государственного университета, Джизакского государственного педагогического института) концепция систематизации непрерывной педагогической практики состоит из семи компонентов.

1. Методологические основы: философские, антропологические, социологические и педагогические концепции, определяющие профессиональное образование в качестве решающей внутренних и внешних условий развития личности в процессе усвоения профессиональных ценностей: психологические концепции личности, культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С.Выготского; концепция личностной направленности в профессиональной подготовке; психологические концепции саморазвития, концепция развития личности в профессиональной деятельности.

2. Нормативные основы: Закон «Об образовании» (1997), Национальная программа по подготовке кадров (1997) 1, С. 64.

3. Основные идеи систематизации непрерывной педагогической практики студентов направления физической культуры вузов:

- идея соответствия профессионального становления специалиста физического воспитания, определенного в квалификационных характеристиках с внешними нормами;

- идея соответствия внутренним закономерностям профессионального становления специалиста физического воспитания в качестве субъекта изменения в профессиональной деятельности и самореализации в профессиональной среде;

- идея непрерывности в качестве прохождения специалистами высшего профессионального образования аттестационных курсов и практик педагогических работников, улучшения условий аттестации кандидатов на квалификационные разряды.

Профессиональное становление специалиста неразрывно связано с его личностным становлением. В основе как личностного, так и профессионального становления лежит саморазвитие, являющееся основой способности лица превратить свою жизнедеятельность в предмет творческой самореализации – высшей формы жизнедеятельности.

4. Сущностные характеристики. В ходе исследования мы оперировали следующими понятиями.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения на благо человека, общества, государства с учетом достижения обучаемыми установленных государством уровней образования.

Физическое воспитание – составная часть культуры, состоящая из нравственных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательной активности. Сфера общественной деятельности; педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и нравственно развитого, морально устойчивого молодого поколения, укрепление здоровья человека, повышения его работоспособности, творческой активности.

Непрерывное физкультурное образование – создание необходимых условий для гармоничного развития индивида независимо от его возраста, профессии, специальности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Непрерывное физкультурное образование специалиста в вузе физкультурного направления – непрерывная, поэтапная учебная деятельность будущего специалиста, неотъемлемая и естественная часть его образа жизни.

Непрерывная педагогическая практика в вузе физкультурного профиля как система непрерывного профессионального образования – часть учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, состоящая из последовательных взаимосвязанных этапов создания всех условий для достижения им нового, более высокого уровня с целью укрепления и углубления полученных студентом знаний, усвоения им навыков и умений практической работы по специальности.

Систематизация непрерывной педагогической практики в вузах физкультурного профиля – это организация в определенной последовательности компонентов непрерывной педагогической практики в соответствии с закономерностями, открытыми в ходе реализации педагогическими условиями и принятыми принципами.

5. Теоретические основы: общие закономерности педагогической антропологии (взаимосвязь биологических, психологических и общественных аспектов деятельности человека); общие закономерности педагогической деятельности (взаимосвязь, единомыслие, выбор, инновационные возможности, развитие); закономерности и постулаты концепции гуманной личности (саморазвитие, творческая самореализация); общие закономерности управления развитием общественных систем, в том числе, высшего профессионального образования (органичность управления, системность).

В соответствии с предметом нашего исследования предусматривается:

1) изменение начальных принципов непрерывной педагогической практики как личностно ориентированной системы;

2) изменение критериальной основы при оценке управляемости процесса непрерывной педагогической практики;

3) на основе программно-целевого подхода и разработки программ развития непрерывной педагогической практики изменение методов управления процессом непрерывной педагогической практики (в соответствии с этапом, видом, специализации);

4) изменение механизма управления сотрудниками в целях поддержки педагогического творчества преподавателей, стимулирования их социально-педагогической инициативы, превращения инновационной деятельности в механизм развития физкультурного образования.

6. В процессе проектирования и реализации непрерывной педагогической практики применяются следующие принципы, взаимосвязанные с принципами непрерывного образования и отражающие особенности непрерывной педагогической практики в высшем учебном заведении физкультурного направления:

Гуманистический принцип предусматривает развитие творческой индивидуальности каждого, взаимное обучение, создание благоприятных условий для диалога субъектов процесс непрерывной педагогической практики.

Принцип соответствия профессии способствует достижению цели высшей школы по подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

Принцип непрерывности практической профессиональной деятельности рассматривается как развитие студента, состоящее из последовательных этапов создания условий для непрерывного профессионального роста обучаемого и достижения им нового, более высокого уровня на каждом.

Принцип педагогической рефлексии. В психологии рефлексия – это процесс субъектом осознания внутренних психологических явлений и состояний. Рефлексия происходит как внутренний диалог, в ходе которого человек анализирует, оценивает, принимает или отрицает те или иные ценности. С помощью рефлексии человек может измениться и сформироваться в результате осознания своей среды пребывания, своего место в данной среде и самого себя.

Принцип профессиональной подготовки в вузе физкультурного направления. Данный принцип основан на том, что подготовка специалистов физической культуры проходит в многоступенчатой системе. Высшее образование – это многоступенчатая система подготовки бакалавров, магистров, специалистов. Имеющая внутреннюю целостность, исходящая из модели будущей профессиональной деятельности специалиста физкультуры система непрерывной педагогической практики является важным элементом всего учебно-воспитательного процесса вуза.

Принцип педагогического маркетинга включает в себя: определение и удовлетворение потребностей студентов при организации их профессиональной деятельности; педагогическое направление маркетинговой службы в привлечение к ней студентов; постоянное внимание и изучение конкурентов; прогнозирование социально-экономической политики государства и изменения потребности в специалистах области физкультуры и спорта; обеспечение подготовки высоко квалифицированных специалистов в области физической культуры.

Систематизация непрерывной педагогической практики предусматривает реализацию выше перечисленных комплекса принципов, определяемых в соответствии с этапом или направлением педагогической практики

7. Условия реализации концепции систематизации непрерывной педагогической практики:

- разработка соответствующей нормативно-правовой основы систематизации непрерывной педагогической практики (регулирующей процесс, условия и результаты непрерывной педагогической практики);

- развитие общественного сотрудничества физических и юридических лиц на уровне республиканских субъектов;

- реализация целевых программ;

- кадровое обеспечение всех уровней и направлений педагогической практики;

- усовершенствование программ педагогической практики;

- подготовка научно-методической базы;

- организация активной образовательной среды, внедрение педагогических технологий, развитие психолого-педагогического обеспечения педагогической практики;

- развитие системы мониторинга педагогической практики;

- развитие учебно-производственных комплексов;

- финансовое обеспечение непрерывной педагогической практики.

Концепция систематизации непрерывной педагогической практики рассчитана на длительное время и требует внимания и действия всего общества.

В настоящее время во всех вузах интенсивно осуществляются процессы, направленные на достижение цели и задач педагогической практики, однако лишь часть из них направлена на реализацию идеи непрерывности. Апробированная «Концепция систематизации непрерывной педагогической практики» направлена на полную реализацию данной идеи.


Список использованной литературы:

1. Каримов. И. А. “Ўзбекистон Республикаси Кадрлар тайёрлаш милий дастури. // Баркамол авлод – Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори”. –Т.: Шарқ матбаа – нашриёт концерни, 1997.

2. Шарипов Ш.С., Арипов М., Бегимқулов У.Ш., Йўлдошев У., Муслимов Н.А. Тоҳиров Ў.О. ва бошқ. Билим олишнинг интеллектуал тизимини ишлаб чиқиш назарияси ва амалиёти. Монография. – Т.: Фан, 2011.

3. Куликова Л.М. Модернизация содержания и организации непрерывной педагогической практики в физкультурном вузе.-М., 2004.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle