Библиографическое описание:

Рустамов Л. Х. Концепция систематизации непрерывной педагогической практики [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 183-185.

В настоящей статье автор раскрывает суть разработанной и апробированной в рамках специального исследования «Концепции систематизации непрерывной педагогической практики», в частности характеризует его методологические, теоретические основы, принципы и условия её реализации.

Ключевые слова: педагогическая практика, концепция, принцип, идея, систематизация, физическая подготовка, физическое образование.


В концепции непрерывного образования, принятой в нашей республике, в качестве важного фактора непрерывного образования подчеркивается осознанная потребность личности в постоянном развитии, удовлетворяемая регулированием различных систем образования. Реализация данной концепции связана со стратегической реорганизацией всей системы образования, в том числе и непрерывного физического воспитания. В предложенной концепции определены основные цели развития физического воспитания и спорта в Республике Узбекистан – увеличение числа граждан, занимающихся физическим воспитанием и спортом, улучшение физической подготовки и физического развития населения.

Понятие «концепция» имеет в научной литературе достаточно широкое толкование. Концепция – это примерный план достижения цели, обоснованный закономерностями данной сферы, или научно обоснованная гипотеза 2, С. 66-67.

Применительно к нашему исследованию, концепция выступает как комплекс теоретических положений, опирающихся, с одной стороны, на социальных и педагогических условиях, с другой стороны, на методологических основах исследования, позволяющих принимать научно обоснованные решения.

Задачу ориентации физического воспитания и образования населения на новые задачи, придания ему общечеловеческой и общекультурной направленности, обеспечения условий для формирования личности, обладающего единством физическим образованием и воспитанием, т.е. принятия участия в создании нового образца физического воспитания общества способны лишь высоко квалифицированные специалисты 3, С. 54-58.

Подготовка именно таких специалистов – процесс сложный, многогранный и продолжительный. Актуальность проблемы подготовки востребованного специалиста определяется также сложностью и не предсказуемостью событий общественной жизни.

Непрерывная педагогическая практика студентов образовательных учреждений физической культуры является одним из эффективных путей профессиональной подготовки будущих специалистов. К сожалению, проблемы её организации и проведения изучены на сегодняшний день не достаточно.

Разработанная в рамках настоящего исследования, и апробированная в учебно-воспитательном процессе направления физической культуры трех вузов (Ташкентского государственного педагогического университета, Андижанского государственного университета, Джизакского государственного педагогического института) концепция систематизации непрерывной педагогической практики состоит из семи компонентов.

1. Методологические основы: философские, антропологические, социологические и педагогические концепции, определяющие профессиональное образование в качестве решающей внутренних и внешних условий развития личности в процессе усвоения профессиональных ценностей: психологические концепции личности, культурно-историческая концепция развития высших психических функций Л.С.Выготского; концепция личностной направленности в профессиональной подготовке; психологические концепции саморазвития, концепция развития личности в профессиональной деятельности.

2. Нормативные основы: Закон «Об образовании» (1997), Национальная программа по подготовке кадров (1997) 1, С. 64.

3. Основные идеи систематизации непрерывной педагогической практики студентов направления физической культуры вузов:

- идея соответствия профессионального становления специалиста физического воспитания, определенного в квалификационных характеристиках с внешними нормами;

- идея соответствия внутренним закономерностям профессионального становления специалиста физического воспитания в качестве субъекта изменения в профессиональной деятельности и самореализации в профессиональной среде;

- идея непрерывности в качестве прохождения специалистами высшего профессионального образования аттестационных курсов и практик педагогических работников, улучшения условий аттестации кандидатов на квалификационные разряды.

Профессиональное становление специалиста неразрывно связано с его личностным становлением. В основе как личностного, так и профессионального становления лежит саморазвитие, являющееся основой способности лица превратить свою жизнедеятельность в предмет творческой самореализации – высшей формы жизнедеятельности.

4. Сущностные характеристики. В ходе исследования мы оперировали следующими понятиями.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения на благо человека, общества, государства с учетом достижения обучаемыми установленных государством уровней образования.

Физическое воспитание – составная часть культуры, состоящая из нравственных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования двигательной активности. Сфера общественной деятельности; педагогический процесс, направленный на формирование здорового, физически и нравственно развитого, морально устойчивого молодого поколения, укрепление здоровья человека, повышения его работоспособности, творческой активности.

Непрерывное физкультурное образование – создание необходимых условий для гармоничного развития индивида независимо от его возраста, профессии, специальности, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Непрерывное физкультурное образование специалиста в вузе физкультурного направления – непрерывная, поэтапная учебная деятельность будущего специалиста, неотъемлемая и естественная часть его образа жизни.

Непрерывная педагогическая практика в вузе физкультурного профиля как система непрерывного профессионального образования – часть учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении, состоящая из последовательных взаимосвязанных этапов создания всех условий для достижения им нового, более высокого уровня с целью укрепления и углубления полученных студентом знаний, усвоения им навыков и умений практической работы по специальности.

Систематизация непрерывной педагогической практики в вузах физкультурного профиля – это организация в определенной последовательности компонентов непрерывной педагогической практики в соответствии с закономерностями, открытыми в ходе реализации педагогическими условиями и принятыми принципами.

5. Теоретические основы: общие закономерности педагогической антропологии (взаимосвязь биологических, психологических и общественных аспектов деятельности человека); общие закономерности педагогической деятельности (взаимосвязь, единомыслие, выбор, инновационные возможности, развитие); закономерности и постулаты концепции гуманной личности (саморазвитие, творческая самореализация); общие закономерности управления развитием общественных систем, в том числе, высшего профессионального образования (органичность управления, системность).

В соответствии с предметом нашего исследования предусматривается:

1) изменение начальных принципов непрерывной педагогической практики как личностно ориентированной системы;

2) изменение критериальной основы при оценке управляемости процесса непрерывной педагогической практики;

3) на основе программно-целевого подхода и разработки программ развития непрерывной педагогической практики изменение методов управления процессом непрерывной педагогической практики (в соответствии с этапом, видом, специализации);

4) изменение механизма управления сотрудниками в целях поддержки педагогического творчества преподавателей, стимулирования их социально-педагогической инициативы, превращения инновационной деятельности в механизм развития физкультурного образования.

6. В процессе проектирования и реализации непрерывной педагогической практики применяются следующие принципы, взаимосвязанные с принципами непрерывного образования и отражающие особенности непрерывной педагогической практики в высшем учебном заведении физкультурного направления:

Гуманистический принцип предусматривает развитие творческой индивидуальности каждого, взаимное обучение, создание благоприятных условий для диалога субъектов процесс непрерывной педагогической практики.

Принцип соответствия профессии способствует достижению цели высшей школы по подготовки специалистов в области физической культуры и спорта.

Принцип непрерывности практической профессиональной деятельности рассматривается как развитие студента, состоящее из последовательных этапов создания условий для непрерывного профессионального роста обучаемого и достижения им нового, более высокого уровня на каждом.

Принцип педагогической рефлексии. В психологии рефлексия – это процесс субъектом осознания внутренних психологических явлений и состояний. Рефлексия происходит как внутренний диалог, в ходе которого человек анализирует, оценивает, принимает или отрицает те или иные ценности. С помощью рефлексии человек может измениться и сформироваться в результате осознания своей среды пребывания, своего место в данной среде и самого себя.

Принцип профессиональной подготовки в вузе физкультурного направления. Данный принцип основан на том, что подготовка специалистов физической культуры проходит в многоступенчатой системе. Высшее образование – это многоступенчатая система подготовки бакалавров, магистров, специалистов. Имеющая внутреннюю целостность, исходящая из модели будущей профессиональной деятельности специалиста физкультуры система непрерывной педагогической практики является важным элементом всего учебно-воспитательного процесса вуза.

Принцип педагогического маркетинга включает в себя: определение и удовлетворение потребностей студентов при организации их профессиональной деятельности; педагогическое направление маркетинговой службы в привлечение к ней студентов; постоянное внимание и изучение конкурентов; прогнозирование социально-экономической политики государства и изменения потребности в специалистах области физкультуры и спорта; обеспечение подготовки высоко квалифицированных специалистов в области физической культуры.

Систематизация непрерывной педагогической практики предусматривает реализацию выше перечисленных комплекса принципов, определяемых в соответствии с этапом или направлением педагогической практики

7. Условия реализации концепции систематизации непрерывной педагогической практики:

- разработка соответствующей нормативно-правовой основы систематизации непрерывной педагогической практики (регулирующей процесс, условия и результаты непрерывной педагогической практики);

- развитие общественного сотрудничества физических и юридических лиц на уровне республиканских субъектов;

- реализация целевых программ;

- кадровое обеспечение всех уровней и направлений педагогической практики;

- усовершенствование программ педагогической практики;

- подготовка научно-методической базы;

- организация активной образовательной среды, внедрение педагогических технологий, развитие психолого-педагогического обеспечения педагогической практики;

- развитие системы мониторинга педагогической практики;

- развитие учебно-производственных комплексов;

- финансовое обеспечение непрерывной педагогической практики.

Концепция систематизации непрерывной педагогической практики рассчитана на длительное время и требует внимания и действия всего общества.

В настоящее время во всех вузах интенсивно осуществляются процессы, направленные на достижение цели и задач педагогической практики, однако лишь часть из них направлена на реализацию идеи непрерывности. Апробированная «Концепция систематизации непрерывной педагогической практики» направлена на полную реализацию данной идеи.


Список использованной литературы:

1. Каримов. И. А. “Ўзбекистон Республикаси Кадрлар тайёрлаш милий дастури. // Баркамол авлод – Ўзбекистон тараққиётининг пойдевори”. –Т.: Шарқ матбаа – нашриёт концерни, 1997.

2. Шарипов Ш.С., Арипов М., Бегимқулов У.Ш., Йўлдошев У., Муслимов Н.А. Тоҳиров Ў.О. ва бошқ. Билим олишнинг интеллектуал тизимини ишлаб чиқиш назарияси ва амалиёти. Монография. – Т.: Фан, 2011.

3. Куликова Л.М. Модернизация содержания и организации непрерывной педагогической практики в физкультурном вузе.-М., 2004.

Основные термины: педагогической практики, непрерывной педагогической практики, систематизации непрерывной педагогической, непрерывной педагогической практики», Систематизация непрерывной педагогической, общие закономерности педагогической, физического воспитания, Концепция систематизации непрерывной, физической культуры, педагогической практики студентов, развития непрерывной педагогической, процессе педагогической практики, процесс непрерывной педагогической, компонентов непрерывной педагогической, реализации непрерывной педагогической, процесса непрерывной педагогической, принципов непрерывной педагогической, процессом непрерывной педагогической, особенности непрерывной педагогической, обеспечение непрерывной педагогической

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle