Библиографическое описание:

Пономарева Л. И. Становление экологической культуры в системе профессиональной подготовки будущих педагогов [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 180-182.

Модернизация отечественного образования выдвигает новые требования к профессиональной подготовке педагога, которая по своим результатам отвечала бы потребностям личности в профессиональном становлении, а государства в педагогических кадрах, способных решать современные общественно значимые задачи.

И тем не менее, в педагогическом обиходе появились в ХХ веке, наряду с широким понятием обновления, еще множество вариантов продвинутого изменения образовательных систем: инновация, модификация, интеграция, дифференциация, индивидуализация и др.

Глубинная сущность модернизации образования заключается, однако, в другом: в отличие от инновации его, набравшей силу в начале 90-х годов ХХ века, модернизация образования ожила в конце 2001 года, благодаря выходу в свет Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, Закону Российской Федерации «Об образовании» и раскрыта в Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года.

В настоящее время есть веские основания для исследования следствий модернизации образования, учитывая, что основную функцию обновления выполняют при этом специальные его виды, например биологическое (экологическое) образование, которое никак не укрепляет почему-то свои позиции в учебных планах последних лет [1, 191].

Примером того может служить экологическое образование, которое, с одной стороны, «приобретает функцию обновления всего образования», а с другой стороны, «не реализует свою основную функцию обновления всего образования ... в развитии цивилизации и преодолении экологического кризиса» [2, 86].

Чтобы разумное отношение к природе стало составной частью человечества, должен произойти мировой сдвиг внутри самого человека, основанный на осознании особой ценности природы. Перспективы разрешения экологических проблем зависят от всеобщей грамотности населения, понимания истоков, сущности и путей разрешения современной кризисной ситуации. Следовательно, экологическое воспитание и образование следует рассматривать как социальный заказ педагогической практике.

Общеизвестным является тот факт, что только личность может воспитать личность, а развивать в детях экологическую культуру может только личность экологическая.

В своей статье “Экология личности” Б.Т. Лихачев раскрывает содержание понятия “Экология личности и культуры общества”, которое может быть рассмотрено как единство соответственно развитых сознания и эмоционально-психических состояний. Ядром такого сознания является особым образом ориентированная умственная аналитико-синтезирующая способность человека, гарантирующая научно обоснованное включение в природу, жизнь общества, имея в виду сохранения их равновесия. Эстетическое воспитание обеспечивает познание природы во всей ее естественной и эстетической целостности. Воображение выступает как психический прогресс предвидения последствий вмешательства в жизнь природы и общества. Чувствование основано на созидательно-бессознательном стремлении единения с природой. В содержание экологического сознания включается и утилитарно-практическое поведение. Должным образом направленная воля предполагает способность к решительному отказу от намеченных действий в случае возможности непредсказуемых последствий.

Экологическая культура человека органично связана с личностью в целом, ее различными сторонами и качествами, она возникает как новое психическое образование. Естественнонаучная образованность обеспечивает познание закономерностей природы, связей между нею и человеком; философская — дает возможность осмыслить назначение человека; политическая — обеспечивает должное равновесие между хозяйственной деятельностью и природными ресурсами; правовая — удерживает в рамках закона регулируемые взаимодействия; нравственная — одухотворяет эти отношения; эстетическая — создает возможность для переживаний восторга и наслаждения. Культура труда и хозяйственной деятельности направляет усилия человека в русло природоохранной целесообразности.

Такое широкое понимание культуры личности, продиктованное реалиями нового столетия, предполагает развитие ряда смежных научных направлений. Среди них Б.Т. Лихачев выделяет такие, как экологическая психология и педагогика, экологическая психофизиогигиена. Первая найдет свой специфический предмет в изучении становления и развития психических состояний, обеспечивающих осознание и ощущение себя частью природы, формирование установки и мотивации на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие. Возможно, она станет основой для экологически ориентированной педагогики как особой научной дисциплины, направления поиска, максимально отвечающих принципу природосообразности в его современном звучании. На их базе могут быть разработаны рекомендации по организации образа жизни ребенка, преодолению кризисных явлений, связанных с нарушением экологического равновесия (кислородное голодание, задержки в развитии, вспышки агрессивности и жестокости в отношении к животным и друг другу и т.д.). Будущие педагоги должны знать о необходимости экологической терапии и разработки путей и средств возвращения ребенка в биологически и психологически благоприятную среду обитания, предложить специальные игровые, творческие, деловые ситуации общения и деятельности, снимающие напряжение, возрождающие нормальное функционирование психики и организма в целом. Экологическое сознание требует подкрепления чувством, эмоционально целостным, глубоко нравственным отношением к природе, обществу, людям. Вся нравственная направленность ребенка должна быть ориентирована на развитие таких чувств и состояний, как любовь, волнение совести, переживание общения с природой и людьми в качестве высшего счастья. Такой подход может организовать только взрослый, поэтому студенты педагогических вузов (как будущие педагоги-психологи), должны быть готовы к организации такой развивающей образовательной среды.

Природа вненравственна, она по ту сторону добра и зла. Ее величие и спокойствие помогают осознать свое место в ней. Необходимо развить чувствование гармонии, способность восторженного отношения, переживания прекрасного, восхитительного, возвышенного.

Студенты должны осознавать, что экологическая культура личности немыслима вне ее практического отношения к действительности, которое формируется на основе совместных усилий воспитателей и воспитанников. Речь идет о создании надежной психологической установки у будущих педагогов-психологов на экологически обоснованное включение в природу, ноосферу, в жизнь общества. Это должно быть связанно с развитием природы самого человека, его способностей, физических и интеллектуальных сил, с воспитанием трудолюбия, бережного отношения, предприимчивости и хозяйственности. Важны умения и навыки охранительной и защитительной, психо- и физиотерапевтической деятельности (лесоводства, садоводства, огородничества и др.), в области зоотерапии, аутотренинга, налаживания оздоровительного общения.

Становление экологической культуры – это длительный процесс, который осуществляется на протяжении всей жизни человека. Началом становления экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие впечатления, которые надолго (порой на всю жизнь) остаются в памяти человека. Педагог-психолог должен помнить, что у детей дошкольного и младшего школьного возраста отношения с окружающей средой реализуются на бессознательной основе. Малыши, не отдавая себе отчета, не отделяются от внешней среды, ощущают себя естественной частью природы. Между детьми, животными и растениями устанавливаются интуитивное взаимоощущение и даже взаимопонимание. Ребенок открыт, чтобы воспринимать и присваивать экологические правила этих отношений, превращать их в свои привычки. Исследуя вопросы экологического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста И.Д. Зверев, Т.И. Суравегина, С.Н. Николаева и другие, рассматривают экологическую культуру детей ни как особое явление (сверхкультуру), а как культуру единения человека с природой, как гармоническое слияние социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. Важным моментом начала формирования экологической культуры у детей становится система профессиональной подготовки специалиста. Для этого будущие педагоги-психологи должны владеть определенной системой экологических знаний; ответственным отношением к окружающей природной среде, своему организму и другим людям; сформированной потребностью в здоровом образе жизни; умением организовать учебно-воспитательный процесс с использованием природосообразных и здоровьесберегающих технологий.

Таким образом, экологическая культура в современных условиях является одним из ведущих компонентов личности. Она может рассматриваться как главный системообразующий фактор, способствующий образованию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности.


Литература:

  1. Тюмасева З.И. Нужна ли модернизация общего образования в условиях его непрерывного развития? / З.И. Тюмасева // Вестник Челябинского гос.пед.университета.- 2004.- № 5. С. 190 – 204. Серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология.

  2. Тюмасева З.И., Кваша Б.Ф. Культура любви к природе, экология и здоровье человека: монография / З.И. Тюмасева, Б.Ф. Кваша.- Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003.-264.

  3. Пономарева Л.И. Эколого-валеологическая аттракция образования как необходимое условие подготовки студентов педагогического вуза / Л.И. Пономарева //Теория и практика развития современного высшего профессионального образования: мат-лы международной науч.-практ. конференции. В 2-х ч. – Москва – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2006. – Ч. 2. С. 215-223.

  4. Бойчук Ю.Д. Эколого-валеологическая культура будущего учителя: дефинитивная характеристика, структурно-функциональные компоненты и научно-методическая система формирования в условиях педагогического вуза. / Ю.Д. Бойчук // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VII-й Междунар. науч.-прак. конф.,8-9 нояб. 2011 г. – СПб.: ЦНИТ «Астерион»; Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2011. С. 13-18.


Основные термины: профессиональной подготовки будущих, Становление экологической культуры, подготовки будущих юристов, аспекты подготовки будущих, пенитенциарной системе Украины, подготовки будущих учителей, основную функцию обновления, будущих учителей физической, учителей физической культуры, Тюмасева З.И, младшего школьного возраста, модернизации образования, экологическая культура, профессиональной деятельности, частью природы, Экология личности, подготовки будущих педагогов, экологическая культура личности, обоснованное включение, экологическую культуру

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle