Библиографическое описание:

Берлёв С. В. Активизация познавательной активности посредством включения экранно-звуковых средств обучения в процесс учебной деятельности [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 193-194.

Подготовка современного специалиста с использованием последних достижений науки и техники – это одно из приоритетных направлений нынешнего высшего профессионального образования.

Следует учесть, что методика преподавания и обучения является одним из основных факторов, определяющих качество подготовки будущих специалистов. Главное и сложное заключается в том, насколько профессионально и квалифицированно, можно обеспечить изучение своей дисциплины, в рамках учебно-познавательной деятельности.

Развитие познавательной активности учащихся в процессе обучения не происходит само собой, а требует особого внимания и специального педагогического воздействия. Подготовка к познанию должна складываться в определённую систему обучения, требующую использования новых обучающих технологий, поскольку традиционные учебные технологии, построенные на объяснительном способе передачи информации, в данном случае не дают должного эффекта, поэтому важнейшим условием эффективной работы педагога, является правильная организация учебно-познавательного процесса.

Эффективное представление учебной информации является одной из важных проблем обучения. Виды и формы представления информации существенным образом зависят от форм существования той или иной информации.

Всю информацию, которую способен воспринимать человек, можно разделить на два основных класса:

  • по воздействию на органы чувств: оптически-акустическая, оптически-осязательная и т.п.;

  • по технической однородности: текстовая, акустическая, использующая изображения, цветовая [2].

Экспериментально установлено, что при устном изложении материала обучающийся за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц, так как возникает ассоциация ощущений, которая ведет к повышению эмоционального тонуса и уровня работоспособности [1].

Применение аудиовизуальных средств обучения, в которых, сочетание видео - и звуковых эффектов обеспечивает одновременное воздействие на два важнейших органа чувств человека – зрение и слух, что существенно повышает информативность учебного процесса и эффективность его восприятия (см. рис. 1).

Воздействуя на органы чувств комплексом звуков и словесных интонаций, аудиовизуальные средства обучения вызывают многообразные ощущения, которые анализируются, сравниваются, сопоставляются с уже имеющимися представлениями и понятиями [3]. Поэтому совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении аудиовизуальных средств, основанных на зрительном и слуховом восприятии материала.


Рис. 1. Пирамида познания демонстрирует эффективность усвоения информации

при различных методах обучения [5].


Применение технических средств обучения (ТСО) в учебном процессе, также должно обеспечить следующие дидактические составляющие:

  • рационализация преподнесения учебной информации;

  • показ изучаемых явлений в развитии, динамике;

  • высокая информационная насыщенность.

  • отображения действительности приближенное к реальности;

Перечисленные компоненты способствуют реализации принципов целенаправленности, наглядности, а также положительного эмоционального фона образовательного процесса.

Совре­менные ТСО имеют бесспорные пре­имущества перед техническими средст­вами предыдущего поколения, особен­но в качестве и динамике передачи изображения и звука, в скорости осу­ществления обратной связи между преподавателем и учащимся. Максимальное использование их дидактических возможностей повышает эффективность изучения курса технической направленности. Однако для этого необходимо со­вершенствование деятельности преподавателя и методики применения средств новых информационных технологий и традиционных ТСО в учебном процессе [4].

Аудиовизуальные средства обучения позволяют глубже раскрыть содержание учебных дисциплин, организовать активную деятельность учащихся, разнообразить учебные приемы, переключать учащихся с одного вида учебной деятельности на другой, тем самым способствуя развитию у учащихся внимания и интереса к изучаемому вопросу, готовности затратить волевые усилия для преодоления возникающих трудностей.

Современные технические средства обучения способствуют восприятию, усвоению и систематизации учебного материала, однако следует отметить, что педагогическая эффективность экранных пособий во многом зависит от методики их включения в учебный процесс.


Литература:

  1. Воронин Ю.А. Технические и аудиовизуальные средства обучения: Учебное пособие / Ю.А.Воронин. – Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2001.

  2. Григорьев С.Г. Мультимедиа в образовании / С.Г.Григорьев, В.В.Гриншкун. - М.: Педагогика, 2002.

  3. Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М.Коджаспирова, К.В.Петров. – М.: Аcademia, 2001.

  4. Носкова Т.Н. Аудиовизуальные технологии в образовании / Т.Н.Носкова. - СПб.: СПбГУКиТ, 2004.

  5. Формы и методы общеобразовательной подготовки (изд-е 2-5:
    доп. и перераб.) Под ред. М. И. Махмутова. - М.: Педагогика,
    2002.



Основные термины (генерируются автоматически): учебной деятельности, познавательной активности, Активизация познавательной, средства обучения, Активизация познавательной деятельности, средств обучения, обучения английскому языку, уроках теоретического обучения, теоретического обучения профессиональных, обучения профессиональных дисциплин, организации учебной деятельности, Активизация познавательной активности, Формирование лидерских качеств, познавательной активности учащихся, процесс учебной деятельности, экранно-звуковых средств обучения, прогнозировании познавательной активности, аудиовизуальных средств обучения, возраста познавательной активности, Аудиовизуальные средства обучения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle