Библиографическое описание:

Маркина И. А. Использование проектного метода при ознакомлении дошкольников с фольклорным творчеством народов Приангарья [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 62-64.

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. К большому сожалению, мы успели растерять, то, что годами копили наши деды и прадеды – забыли культуру своего народа, своего родного края.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.

Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников.

Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

  • во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе краеведческого материала;

  • во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.

  • в-третьих, активного включения детей;

  • в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала сибирского фольклора в создании речевой среды.

Для того, чтобы работа с дошкольниками в этом направлении велась успешно и плодотворно, педагогам необходимо использовать инновационные технологии обучения.

Проект, являясь одной из форм проектной деятельности, выступает технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной, творческой активности детей, позволяет интегрировать различные формы и методы в процессе его реализации. В этом и выражается его основное преимущество. Используя метод проектов в работе с дошкольниками необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Наиболее ярким и запоминающимся своей продуктивностью является проект «Край мой, Приангарье».

Вид проекта: долгосрочный, творческий, групповой.

Цель проекта: обеспечить развитие эстетического восприятия, образного мышления, художественно – творческих способностей, любви к родному краю.

Задачи проекта:

  • развитие интереса и любви к своему краю, национально – культурных традиций;

  • формирование представлений о фольклоре Приангарья: сказках, преданиях, легендах.

  • организация творческой деятельности по усвоению фольклорного наследия народов Иркутской области.

В рамках проекта были выполнены три мини-проекта:

  • Проект «Легенды Байкал озера» призван познакомить детей с легендами, сказками народов, населяющих Приангарье;

  • Проект «Предания старины глубокой» знакомит с малыми фольклорными формами: загадками. Заповедями, оберегами, наставлениями и запретами коренных народов;

  • Проект «Лейся, песня» знакомит с песенным и танцевальным творчеством жителей Приангарья.

В систему реализации проекта включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и мето­ды работы: игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и от­кликаться на происходящее вокруг.

Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлека­тельных и занимательных фактах из прошлого родного края, людях, живших раньше на территории нашего города и области.

Самостоятельная работа в уголке города и края включала в себя рассматривание ил­люстративного материала, сбор краеведче­ской информации.

На всех наших мероприятиях для детей мы всегда рады видеть родителей, бабушек и дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками. Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, хороводах на праздниках, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на его здоровье. Популярными стали в нашем саду «Капустные вечерки», мастер-класс «Куклы наших предков», «Вечер сибирских песен и частушек», «Масленица», экскурсии в музеи года, совместные выступления с ансамблем «Красная горка».

Совместная деятельность детей и членов их семей, специально организованная практическая деятельность, на­пример: рисование «В мире сибирских сказок», «Иркутский хоровод», «На завалинке» и другие мероприятия, позволили создать атмосферу общности интересов детей и взрослых, заинтересованности в конечном результате проекта.

Регулярно устраивались выстав­ки детских работ, на которых дети сами были экскурсоводами – рассказывали о фольклоре родного края через свое творчество.

Эффективными средствами по расширению представлений о культуре родного края, были фольклорные праздники, посвященные календарным и церковным датам, которые прово­дились на знакомом материале, как эмоцио­нальный итог проделанной работы.

В ре­зультате реализации проекта у детей были сформированы умения:

  • использовать в речи пословицы, предания, заповеди народов Иркутской области;

  • проявлять интерес к приобретенным впечатлениям в самостоятельной деятельности;

  • отражать свои впечатле­ния в деятельности творческого характера.

Метод проектирования позволил объединить родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, развить интерес к истории родного города и края, а главное, у всех участников проекта возникло желание продолжать эту работу.

Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, используя возможности народной педагогики, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие ребенка дошкольника.


Литература:

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. - М.,1987.

  2. Аполлова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошк. восп. - 1992. - № 5-6.

  3. Байбородин А. Россия древняя и вечная. Иркутск, 1992.

  4. Балашова О.Б. Русский фольклор. - М., 1995.

  5. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М., 1995.

  6. Байкала - озера сказки / Сост. Н. И. Есипенок. - Иркутск, 1989.

  7. Боронина Е.Г. Уроки фольклора в детском саду //Комплексная программа «Оберег». - Красноярск, 1994.

  8. Князева М. Д., Маханева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры //Образовательная порционная программа. - СПб., 1994.

  9. Мельников М. Н. Русский детский фольклор .- М., 1987.

  10. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока:(Русские сказки Сибири и Дальнего Востока: волшебные, о животных). - Новосибирск, 1993.

  11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду - М., 1972. 12.Шастина Е. И. Сказки, сказочники, современность. - Иркутск, 1981.

  12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.-96с.

  13. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / Штанько И.В.//Управление ДОУ. – 2004. - № 4

  14. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М., 1994.

  15. Мухомедшина Л. Детский фольклор Приангарья. - Иркутск, 1992.

  16. Новицкая М. Ю., Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть» //Русский детский игровой фольклор. - М., 1995.

  17. Филиппов 3. К. Русские народные танцы Иркутской области. -Иркутск, 1965.

  18. Хороводные игры и игровые песни Сибири//Ред. А. И. Федорова. - Новосибирск, 1981.

Основные термины (генерируются автоматически): проектного метода, Использование проектного метода, родного края, ознакомлении старших дошкольников, Роль детского экспериментирования, миром неживой природы, народов Иркутской области, метод познавательного развития, Похожая статья, работе логопеда, реализации проекта, Развитие проектного метода, фольклоре родного края, Реализация проектного метода, внедрения проектного метода, прошлого родного края, культуре родного края, творчеством народов Приангарья, ознакомлении дошкольников, видами деятельности детей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle