Библиографическое описание:

Маркина И. А. Использование проектного метода при ознакомлении дошкольников с фольклорным творчеством народов Приангарья [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 62-64.

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальных традиций.

Только на основе прошлого можно понять настоящее и предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение – народ без будущего. К большому сожалению, мы успели растерять, то, что годами копили наши деды и прадеды – забыли культуру своего народа, своего родного края.

К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях 6-7 лет.

Знакомство с разнообразными жанрами фольклора малой родины, с традициями и обычаями дедов и прадедов – важное средство воспитания основ гражданских чувств, культуры межнационального общения у дошкольников.

Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

  • во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе краеведческого материала;

  • во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.

  • в-третьих, активного включения детей;

  • в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала сибирского фольклора в создании речевой среды.

Для того, чтобы работа с дошкольниками в этом направлении велась успешно и плодотворно, педагогам необходимо использовать инновационные технологии обучения.

Проект, являясь одной из форм проектной деятельности, выступает технологией развития самостоятельности, исследовательского поведения, познавательной, творческой активности детей, позволяет интегрировать различные формы и методы в процессе его реализации. В этом и выражается его основное преимущество. Используя метод проектов в работе с дошкольниками необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Наиболее ярким и запоминающимся своей продуктивностью является проект «Край мой, Приангарье».

Вид проекта: долгосрочный, творческий, групповой.

Цель проекта: обеспечить развитие эстетического восприятия, образного мышления, художественно – творческих способностей, любви к родному краю.

Задачи проекта:

  • развитие интереса и любви к своему краю, национально – культурных традиций;

  • формирование представлений о фольклоре Приангарья: сказках, преданиях, легендах.

  • организация творческой деятельности по усвоению фольклорного наследия народов Иркутской области.

В рамках проекта были выполнены три мини-проекта:

  • Проект «Легенды Байкал озера» призван познакомить детей с легендами, сказками народов, населяющих Приангарье;

  • Проект «Предания старины глубокой» знакомит с малыми фольклорными формами: загадками. Заповедями, оберегами, наставлениями и запретами коренных народов;

  • Проект «Лейся, песня» знакомит с песенным и танцевальным творчеством жителей Приангарья.

В систему реализации проекта включены как традиционные, так и новые для ДОУ формы и мето­ды работы: игровое моделирование, компьютерная презентация, пиктограммы, которые приучали детей видеть и от­кликаться на происходящее вокруг.

Через исторические беседы, легенды и сказки, дети узнали об увлека­тельных и занимательных фактах из прошлого родного края, людях, живших раньше на территории нашего города и области.

Самостоятельная работа в уголке города и края включала в себя рассматривание ил­люстративного материала, сбор краеведче­ской информации.

На всех наших мероприятиях для детей мы всегда рады видеть родителей, бабушек и дедушек, не только в качестве зрителей, но и активными участниками. Общение детей с родителями в процессе совместного творчества, совместной деятельности в играх, хороводах на праздниках, само по себе оказывает благотворное воздействие на ребёнка, а значит и на его благополучие, на его здоровье. Популярными стали в нашем саду «Капустные вечерки», мастер-класс «Куклы наших предков», «Вечер сибирских песен и частушек», «Масленица», экскурсии в музеи года, совместные выступления с ансамблем «Красная горка».

Совместная деятельность детей и членов их семей, специально организованная практическая деятельность, на­пример: рисование «В мире сибирских сказок», «Иркутский хоровод», «На завалинке» и другие мероприятия, позволили создать атмосферу общности интересов детей и взрослых, заинтересованности в конечном результате проекта.

Регулярно устраивались выстав­ки детских работ, на которых дети сами были экскурсоводами – рассказывали о фольклоре родного края через свое творчество.

Эффективными средствами по расширению представлений о культуре родного края, были фольклорные праздники, посвященные календарным и церковным датам, которые прово­дились на знакомом материале, как эмоцио­нальный итог проделанной работы.

В ре­зультате реализации проекта у детей были сформированы умения:

  • использовать в речи пословицы, предания, заповеди народов Иркутской области;

  • проявлять интерес к приобретенным впечатлениям в самостоятельной деятельности;

  • отражать свои впечатле­ния в деятельности творческого характера.

Метод проектирования позволил объединить родителей, детей и педагогов дошкольного учреждения, развить интерес к истории родного города и края, а главное, у всех участников проекта возникло желание продолжать эту работу.

Актуальность обращения именно к традиционной народной культуре очевидна, используя возможности народной педагогики, мы, взрослые, можем в значительной степени улучшить физическое, умственное и социальное благополучие ребенка дошкольника.


Литература:

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. - М.,1987.

  2. Аполлова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошк. восп. - 1992. - № 5-6.

  3. Байбородин А. Россия древняя и вечная. Иркутск, 1992.

  4. Балашова О.Б. Русский фольклор. - М., 1995.

  5. Батурина Г.И., Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. - М., 1995.

  6. Байкала - озера сказки / Сост. Н. И. Есипенок. - Иркутск, 1989.

  7. Боронина Е.Г. Уроки фольклора в детском саду //Комплексная программа «Оберег». - Красноярск, 1994.

  8. Князева М. Д., Маханева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры //Образовательная порционная программа. - СПб., 1994.

  9. Мельников М. Н. Русский детский фольклор .- М., 1987.

  10. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока:(Русские сказки Сибири и Дальнего Востока: волшебные, о животных). - Новосибирск, 1993.

  11. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду - М., 1972. 12.Шастина Е. И. Сказки, сказочники, современность. - Иркутск, 1981.

  12. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2006.-96с.

  13. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / Штанько И.В.//Управление ДОУ. – 2004. - № 4

  14. Гилярова Н.Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М., 1994.

  15. Мухомедшина Л. Детский фольклор Приангарья. - Иркутск, 1992.

  16. Новицкая М. Ю., Науменко Г.М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть» //Русский детский игровой фольклор. - М., 1995.

  17. Филиппов 3. К. Русские народные танцы Иркутской области. -Иркутск, 1965.

  18. Хороводные игры и игровые песни Сибири//Ред. А. И. Федорова. - Новосибирск, 1981.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle