Библиографическое описание:

Николаев О. С. Использование российских воинских традиций в военно-патриотическом воспитании учащихся [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 93-94.

Чтобы воспитать защитника Отечества, необходимо, прежде всего, вернуть любовь и уважение народа к Вооруженным силам Российской Федерации. На всем протяжении русской истории почитали воина, защитника Отечества. Почетом и уважением пользовались дружинники Дмитрия Донского, Александра Невского, воины Петра I, Суворова, Кутузова, солдаты и офицеры Великой Отечественной войны.

Задача состоит в том, чтобы сохранить вековые традиции и нравственные ценности – любовь к Родине, уважение к труду, национальную и религиозную терпимость, справедливость, готовность к защите Отечества. «Будем же уважать наше прошлое, ибо без него все мы – как дерево без корней. Будем чтить священную память людей из былого времени – с их нелегкой и сложной судьбой», – завещал нам писатель Валентин Пикуль. [6, 97]

Особая роль в духовной жизни общества принадлежит религии. Безрелигиозных народов история не знает. Мировые религии (христианство, буддизм, ислам) охватывают своим влиянием большинство верующего населения земного шара. В связи с этим нельзя не отметить тот факт, что духовный климат в российском обществе в целом и в армейской среде в частности стал изменяться к лучшему. Среди знаковых перемен – строительство храмов, распространение среди молодежи духовной литературы, осуществление священнослужителями своих пастырских обязанностей среди молодежи.

Россияне всегда, при первых невзгодах умели защищать родную землю от иноземцев. В силу этого в их ментальность прочно вошло преемственность традиций, обычаев, обрядов. В наше время прогрессивные традиции имеют важнейшее значение, что прослеживается на примере военно-патриотического воспитания подрастающих поколений. Если в семье ценят заслуги дедов и отцов в защите Отечества, заботятся о здоровье и благополучии старших, то это свидетельствует о здоровом морально-психологическом климате в быту.

В основе воспитания молодого поколения в России всегда лежала идея выполнения воинского долга перед Отечеством. Этот долг русские солдаты и офицеры выполняли во всех войнах, и по праву военнослужащие считались самым патриотичным слоем общества. [2, 14]

Воспитание на воинских традициях играет важную роль в становлении гражданина и патриота своего Отечества ив наше время:

  • верность военной присяге, Боевому знамени;

  • служение интересам народа, а не отдельным политическим партиям и их лидерам;

  • самоответственность и самопожертвование ради достижения общей победы;

  • массовый героизм и мужество в период, когда решается независимость Отечества;

  • воинская доблесть, умение стойко переносить трудности военной службы;

  • взаимопомощь и взаимовыручка между военнослужащими;

Рассмотрим конкретные примеры этих воинских традиций.

Верность Боевому знамени – одна из древнейших традиций российского воинства. Древние славяне почитали свои знамена выше всех других символов. Потеря знамени влекла за собой жестокое наказание всех офицеров и солдат в русской армии.

Основной, наиболее распространенной российской воинской традицией является отвага, бесстрашие в бою и презрение к смерти. Тому есть многочисленные примеры в годы Великой Отечественной войны, когда за мужество, беззаветную преданность Родине, непреклонную волю к победе, массовый героизм свыше 11, 6 тысяч советских воинов удостоены звания Героя Советского Союза и более 7 миллионов награждены орденами и медалями.[3, 76]

И в новейшей истории немало примеров, когда целые подразделения российских воинов показывали пример массового героизма: легендарная 9 рота 345-го отдельного полка ВДВ в Афганистане (на основе этих реальных событий Федор Бондарчук снял фильм «Девятая рота»), 6 рота 104-го парашютно-десантного полка 76-й Гвардейской Псковской дивизии ВДВ в Чечне (рота загородила путь чеченским боевикам, пытавшимся прорваться из Аргунского ущелья в Дагестан). На этих примерах должны воспитываться учащиеся на уроках истории, ОБЖ, обществоведения.

Наша армия всегда была носителем высокой культуры. Ее невозможно представить без художественной литературы, живописи, музыки, театра, кино и других видов искусств. Так, выдающееся место в русской литературе XVIII века занимает солдат Преображенского полка, после офицер гвардии Г. Р. Державин, ставший впоследствии губернатором, государственным казначеем, министром, но наибольшую известность получивший как поэт. Герой Отечественной войны 1812 года Д. В. Давыдов вошел в историю как поэт-гусар. Известными поэтами были офицеры-декабристы К. Ф. Рылеев, А. И. Одоевский, В. Ф. Раевский, Ф. Н. Глинка, А. А. Бестужев-Марлинский. Всему миру известны произведения отечественных поэтов и прозаиков XIX века А. С. Грибоедова, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского, К. Н. Баратынского, В. И. Даля. [4, 103] Поэтому учителя-предметники при проведении занятий по темам, связанным с деятельностью вышеперечисленных людей, обязательно должны подчеркивать их связь с Вооруженными силами нашей страны.

И еще одну военная традиция, которую необходимо использовать в интересах военно-патриотического воспитания учащихся, связана с христианской верой. Христианская Россия причислила к лику святых Александра Невского, Дмитрия Донского, Федора Ушакова – адмирала, не проигравшего ни одного морского сражения и всегда шедший на бой с православными иконами. Светлейшими князьями являются Александр Суворов, Михаил Кутузов и другие патриоты земли Русской. Патриарх всея Руси Сергий (1943-1944 гг.) удостоен четырех орденов Красного Знамени за вклад в победу над фашистами. Об этом необходимо упоминать учащимся на занятиях. Говоря о российских воинских традициях, особо следует выделить традицию увековечивания памяти героев-воинов.

В своем исполинском тысячелетнем деле созидатели России опирались на три великих устоя – духовную мощь Православной Церкви, творческий гений Русского Народа и доблесть Русской Армии. Зло коварно и безжалостно, для его сдерживания нужна не только духовная, но и военная сила. Необходимы люди, готовые немедленно обнажить шпагу во имя справедливости и добра в защиту чести сограждан и благополучия Отечества.

На протяжении двух столетий офицерский корпус был одной из наиболее образованных и культурных групп общества. Наука и техника России в значительной мере развивались его представителями. Многие из крупнейших русских писателей, поэтов и деятелей культуры либо сами в свое время служили офицерами, либо были выходцами из офицерских семей. «Сегодня же человек, носящий военный мундир, зачастую воспринимается соотечественниками, ровесниками как интеллектуально и культурно неполноценный».[1, 4]

Формирование активной гражданской позиции, укрепление связей между поколениями, несомненно, начинается в семье. Академик Дмитрий Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала»[5, 34]

Однако военно-патриотическое воспитание путем изучения воинских традиций не даст эффекта, если не будут осуществлены педагогические инновации в содержании существующих учебных программ, учебников и учебных пособий. Но пока этого, к сожалению не наблюдается.


Литература:

  1. Золотарев, О. В. Армия и культура [Текст] / О. В. Золотарев. – М., 1991. – С. 4.

  2. Каменкова, Л.В. Как воспитать патриота [Текст] / Л. В. Каменкова // Народное образование. – 1999. – № 2–3. – С. 14 – 15.

  3. Катуков, А.М., Цветаев, Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке [Текст] / А.М. Катуков, Е.Н. Цветаев. – М.: Просвещение, 1985. – С. 76.

  4. Керпельман, Е.Л. О патриотическом воспитании молодежи [Текст] / Е.Л. Керпельман // Воспитание школьников. – 2000. – №5. – С. 102 – 106.

  5. Лихачёв, Д.С. Земля родная [Текст] /Д.С. Лихачёв.– М., 1983. – С. 34.

  6. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии [Текст] / под ред. В.А. Авдеева. – М.: Воен. ун-т. – 1997. – С. 97 – 104.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle