Библиографическое описание:

Святкина Н. А., Юдина Г. В. Развитие дизайнерского мышления младших школьников в процессе работы с бумагой на уроках технологии и художественного труда в начальных классах [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 100-103.



В современном мире слово «дизайн» прочно занимает ключевое место среди понятий, связанных с образом жизни, социальным статусом, уровнем комфорта. Содержательное многообразие дизайна как практического способа художественного осмысления среды обитания изменилось в конце XIX века, когда дизайн понимали только как техническое, а в дальнейшем художественное проектирование в области индустриального развития производства предметов быта. В настоящее время направление дизайна используется в системе многих социальных услуг, промышленности, как основного направления эргономики, совершенствуется в процессе развития человеческого общества. Сейчас это не только метод проектирования удобных и красивых вещей, но и часть культуры современного общества и человека.

Исследуя дефиницию «дизайн» в энциклопедических, толковых и специальных словарях, в учебно-методической литературе, мы сформулировали рабочее определение данного понятия, под которым мы понимаем художественно-проектную деятельность, направленную на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов.

Организация дизайнерского образования перешла на новый этап своего развития стала дисциплиной, изучаемой в системе начального, среднего и высшего образования. Педагогический аспект развития дизайнерского мышления детей младшего школьного возраста представлен в работах многих авторов: А. В. Брушлинского, И. П. Волкова, Л. П. Малиновской, Н. М. Конышевой, Т. Я. Шпикаловой и др. В проекте Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Исследуя направление дизайна как форму развития дизайнерского (конструкторского, творческого) мышления у детей младшего школьного возраста нами были разработаны и апробированы задания в области конструирования из бумаги на уроках технологии и художественного труда.

Рассмотрим процесс формирования дизайнерского мышления младших школьников в начальных классах в процессе обработки бумаги и картона. Занимаясь исследовательской деятельностью в области дизайна нельзя не затронуть такое понятие как «конструирование», которое предусматривает поэтапное создание, разработку и конструирование каждой детали выполняемого изделия. Для того, чтобы сконструировать дом из бумаги, необходимо не только представить его внешний вид, но и определить форму, цвет, фактуру, размер и материал из которого он будет выполняться. В процессе работы ребенок продумывает взаимное расположение всех частей макета, т.е. полностью разрабатывает его. Таким образом, мы видим, что он демонстрирует элементы дизайнерского мышления, где конструктивная или дизайнерская деятельность является творческой, по определению.

Н. М. Конышева отмечает, что «...определив основную особенность конструирования – его творческое начало, мы должны иметь в виду, что в своем настоящем, абсолютно творческом виде этот процесс присущ сравнительно небольшому числу людей. Что касается младших школьников, то конструктивные способности у них предстоит целенаправленно развивать, а не просто использовать. Но развивать эти способности можно именно в конструктивной деятельности» [2, с. 42]. Она предлагает использовать следующие принципы дизайна в процессе конструирования изделия: единство цвета и формы; сочетание материала и формы; соответствие формы назначению предмета; пропорциональность различных форм в композиции.

Работая с бумагой и картоном на уроках изобразительного искусства и художественного труда, дети младшего школьного возраста знакомятся с особенностями формотворчества из листовых материалов, в нашем случае - бумаги, которая является одним из самых простых, доступных и легко обрабатываемых материалов. В настоящее время существует много различных видов бумаги, обладающих разными свойствами и пластическими возможностями, которые можно целенаправленно использовать при создании разнообразных изделий.

Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием: цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная, шпагат и т.д. В зависимости от замысла и назначения изделия применяют бумагу различную по толщине, фактуре, текстуре и цвету. В процессе создания изделия используют бумагу с разнообразной текстурой: для работ, связанных с многократным складыванием, используют тонкую писчую или цветную бумагу; для изготовления жестких конструкций применяют плотную бумагу или полукартон.

Обращаясь к основам бумажной пластики, мы показываем учащимся ряд сведений из различных областей. Здесь имеется в виду умение читать простейшие схемы и чертежи, что необходимо для выполнения выкроек, шаблонов различной сложности; способность чувствовать пространственную среду; владение основными способами изображения на листе и знания о начальных представлениях в области конструирования. Другие недостающие навыки могут быть приобретены детьми в результате дизайнерской деятельности, чему способствуют упражнения по созданию несложных композиций и отдельных изделий. Необходимо отметить, что конструирование предполагает аналитический характер деятельности, формирует способность нестандартного мышления. Различные стороны дизайнерского мышления могут проявляться в изобразительных, художественно-конструкторских способностях, творческой индивидуальности. Таким образом, работа с бумагой поможет ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а главное - творческим человеком. Из выше сказанного можно сделать следующий вывод, младший школьный возраст дает прекрасные возможности для развития дизайнерского мышления, и от того, насколько правильно будут использованы возможности ребенка, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

В. П. Копцев отмечает, что в основе искусства бумагопластики лежат приемы обработки и способы соединения бумаги, освоение которыми можно организовать двумя путями: выполняя специальные упражнения или художественно-творческие задания [2, с. 56]. На первых занятиях по обработке бумаги и картона необходимо знакомить детей с правилами использования специальных инструментов, экономным раскроем листа, раскрыть свойства каждого предмета: проанализировать форму, величину, положение в пространстве, фактуру, текстуру, цвет, светотень и функционально-эстетическое значение. Художественно-творческие задания должны быть интересными в познавательном плане и доступными их возрасту. Посильность работы с постепенным возрастанием сложности способствует развитию интереса, навыков работы, мобилизирует творческую активность и воображение детей.

В. П. Копцев рассматривает несколько примеров бумагопластики, которые имеют ряд специфических особенностей. Например, сложные пластические композиции доступны для выполнения после обучения простейшим приемам обработки бумаги и картона. Изготовление деревьев произвольной формы или по шаблону предполагает овладение приемами надрезания, вырезывания, сгибания и надгибания (см. рисунок 1).

Рис. 1. Композиция деревьев

Однако в основе приемов обработки бумаги лежат два элемента: разрывание и сминание, для выполнения которых используют ножницы, резак, иглу размерного циркуля, шило, пробойник. Для формотворчества маски, снеговика или бонбоньерки используют разные способы складывания – прямолинейное и криволинейное, а также сгибания – цилиндрическое и коническое (см. рисунок 2).

Рис. 2. Снеговик

Одной из часто используемых технологий бумагопластики является соединение бумаги. Существуют два типа соединения, неразъемное и разъемное. К неразъемным соединениям относятся торцевое склеивание и склеивание внахлест. Этот способ применяют для квиллинга, который является одним из видов декоративного искусства из бумаги (см. рисунок 3).

Рис. 3. Снежинка

К разъемным соединениям относятся такие виды работы, которые позволяют без особого повреждения изделия собрать его и разобрать: соединение в замок, плетение, соединение скрепками, клейкой лентой (см. рисунок 4).

Рис. 4. Плетеный коврик

Наиболее интересным, но редко используемым в практике является соединение в замок, при выполнении новогодней гирлянды, звезды используется наружное зацепление в замок (см. рисунок 5).

Рис. 5. Новогодняя звезда


В практике объемного моделирования очень удобно применять способ соединения листов бумаги канцелярскими скрепками. Он отличается от склеивания тем, что позволяет легко и быстро временно соединять многослойные конструкции. Например, можно закрепить края согнутого цилиндра или конуса, а при необходимости так же легко подкорректировать.

С учетом всего вышесказанного и опираясь на опыт работы, предлагаем следующую систематизацию типов изделий из бумаги: изделия в технике обрывной и разрезной аппликации; изделия в технике тиснения; изделия из полосок; изделия на основе коробок; изделия на основе цилиндра; изделия на основе конуса; изделия на основе прямой складки; изделия на основе кривой складки; рельефные изделия; изделия на основе геометрических тел; изготовление разнообразных макетов. Последовательность предлагаемых типов должна включать разные виды композиции: фронтальную, объемно-пространственную и глубинно-пространственную [3, с. 23].

Постановка и решение дизайнерских проблемных ситуаций на основе специальных заданий в процессе обработки бумаги и картона через приобщение детей к основам бумагопластики, способствует активизации творческого потенциала личности. Усложнение содержания дизайнерских заданий на занятиях художественной деятельности, влияет на переход детей от пассивного к активному, творческому мышлении. В результате проведенного исследования нам удалось показать, что путем целенаправленной работы можно прогнозировать формирование у учащихся элементов особого стиля мышления, мы назвали дизайнерским, для которого характерно понимание основных критерий гармоничной вещи (целесообразность и эстетическая выразительность), стилевое чутье, эстетическое отношение к миру вещей.


Литература:

  1. Искусство и дети: эстетическое воспитание за рубежом / под ред. В. П. Шестакова. – М. : Искусство, 1968. – 57 с.

  2. Конышева, Н. М. Методика трудового обучения младших школьников. Основы дизайнобразования: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Н. М. Конышева. – М. : Академия, 1999. – 192 с.

  3. Копцев, В. П. Бумажная пластика: пособие для учителя / В. П. Копцев. – М. : Академия, 1990. – 89 с.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle