Библиографическое описание:

Жуйкова Т. П. Компьютерные технологии как средство формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 47-50.

Использование компьютеров в образовании уже перестало быть необычным явлением. Характеристики и возможности современных персональных компьютеров и программного обеспечения постоянно улучшаются. Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей новые средства деятельности, которые принципиально отличаются от всех существующих игр и игрушек. Все это предъявляет качественно новые требования и к дошкольному воспитанию - первому звену непрерывного образования, одна из главных задач которого - заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Поэтому в систему дошкольного воспитания и обучения необходимо внедрять новые информационные технологии.

В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной, компьютерными средствами возникают психические новообразования (теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др.), которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.

Сам по себе компьютер не играет никакой роли без общей концепции его применения в дошкольном образовании, соответствующего задачам развития, воспитания и обучения ребенка, а также его психофизическим возможностям. Успех приобщения дошкольника к овладению информационными технологиями возможен, когда компьютерные средства становятся средствами его повседневного общения, игры, посильного труда, конструирования, художественной и других видов деятельности [1, с. 53].

Основная образовательная цель введения компьютера в мир ребенка - это формирование мотивационной, интеллектуальной и операционной готовности ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности.

Он овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Анализ работы в комплексе игрового обучения и развития детей позволяет сделать следующие выводы:

  • развивающие и обучающие игры вызывают интерес и стремление детей достигать поставленные цели;

  • помогают им лучше овладеть знаниями в разных видах деятельности;

  • развивают у детей положительные эмоциональные реакции;

  • выявляют пробелы в тех или иных видах деятельности;

  • обеспечивают достижение детьми определенного уровня интеллектуального развития, необходимого для дальнейшей учебной деятельности [2, с. 76].

Например, дошкольники пятилетнего возраста пробуют считать с компьютером. В этом им помогает компьютерная программа фирмы "Никита", "Малыш-3". Развитие элементарных математических представлений, количественный счёт основаны на последовательном изложении в курсе информатики «Путешествие по компьютерной стране «Лучика» истории вычислительной техники. Начиная осваивать счёт древних людей на пальцах, узелочках, зарубках, мы постепенно переходим к счётам, как первому техническому устройству, помогающему людям считать, а уже в классах шестилеток знакомимся с калькулятором. По принципу поэтапного усложнения дошкольники осваивают и ряд компьютерных программ, развивающих количественный счёт, дающих непосредственно наглядный материал для его закрепления: «Малыш-1», «Малыш-3», «Мышиная математика», «Игровая энциклопедия» [3, с. 32].

Данная компьютерная программа разработана центром развивающего обучения В.В. Давыдова «Математика. Начальная школа» - Ю.М. Горвица.

Хорошо продуманное оформление программы, яркие краски, знакомые предметы, оценочная система вызывают интерес детей и желание работать. Малышам в этом возрасте трудно мыслить абстрактно, поэтому наглядно-образное представление задач позволяет всем легко справляться с ними.

На занятиях математикой выполнение арифметических вычислений на первых порах вызывает у детей много трудностей. На «уроках информатики» дети могут закреплять знания, полученные во время уроков математики, используя игровой компьютерный материал.

В одном из заданий программы "Малыш-1" детям предлагается посчитать примеры на сложение и вычитание, компоненты которых представлены в виде набора определенных предметов, а ответ нужно указать в числовом ряду на экране монитора. Происходит осмысливание знаков математических действий "+" "-" совершенствуются вычислительные навыки. Положительный эффект вызывает у детей оценка компьютером результата их вычислений: улыбающийся дедушка на экране при верном решении или огорченный в случае неудачного ответа. В течение занятия каждый ученик может работать в меру своих способностей, в удобном для него темпе, добиваясь правильных ответов. Одна из программ позволяет запоминать порядок следования чисел в пределах до 20. Указывая последовательно числа, дети рисуют на экране контуры фигур, а затем раскрашивают их компьютерными фломастерами. Неожиданное появление контуров рисунков вызывает у детей огромный интерес, а вместе с этим идет непроизвольное запоминание числового ряда [4, с. 96].

Много проблем возникает у дошкольников при закреплении знаний состава числа, во время решения примеров на различные действия. Часто дети с трудом считают, а количество выполненных примеров определяет качество усвоения материала. И здесь на помощь приходит компьютер. Несколько программ тренажерного характера позволяют ученикам совершенствовать вычислительные навыки. Эти программы учитывают возрастные и психологические особенности обучаемых, имеют разные уровни сложности, содержат игровые приемы, повышающие мотивационную деятельность детей.

Зачастую трудным оказывается изучение темы "Единицы времени". Здесь может быть применена компьютерная программа "Изучаем часы" фирмы "Никита". Разные уровни сложности позволяют использовать эту программу практически во всех классах начальной школы и даже группах детского сада. Наибольшую сложность вызывает у детей задание "Сортировка". Здесь сказывается слабая подготовка детей в области решения нестандартных задач, что обусловлено особенностями программ начальной школы. Во время теоретической части урока мы рассматриваем задачи по упорядочиванию чисел по возрастанию и убыванию, после чего предлагается подобная работа за компьютером с единицами времени. В детском саду дети знакомятся с принципами работы механических часов, учатся различать время суток и действия людей в разное время суток. Кроме умения работать с единицами времени, дети получают сведения из истории возникновения часовых механизмов, о видах часов, о необходимости появления единиц времени [5, с. 84].

Графические средства ПК помогают знакомить детей с разными геометрическими понятиями. Ребята учатся строить на экране монитора прямые и наклонные линии, закрепляют понятие "отрезок, луч". В детском саду и в 1 классе дети конструируют на экране предметы из геометрических фигур по заданию учителя и создают свои фигуры, запоминая их, определяя сходства и различия. Во 2 и 3 классах графический редактор знакомит детей с приемами построения замкнутых ломаных линий, геометрических фигур – овальных, прямоугольных [6, с. 87].

Анализ занятий с применением ПК показывает эффективность использования компьютерных технологий для развития математических способностей детей при формировании и совершенствовании вычислительных навыков, закреплении и углублении числовых и геометрических понятий, овладении основами абстрактно-логического мышления [7, с. 75].

Компьютерная техника, которая используется в дошкольном образовательном учреждении, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей".

Основная цель педагога — не выучить ту или иную компьютерную программу с детьми, а использовать ее игровое содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у конкретного ребенка. А этого можно достигнуть, если сам малыш с удовольствием выполняет всю программу. Каждая компьютерная математическая игра проводится с учетом основных компонентов комплексного метода. От педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно «оживить», расширить, закрепить полученный детьми опыт. Игровые проблемные ситуации, связанные с содержанием игровых задач, могут быть созданы посредством незначительных изменений в содержании математических игр.

Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов, начиная с 1986 года, и исследования, проведенные во Франции, показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;

  • глубже постигаются понятия числа и множества;

  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве

  • тренируется элективность внимания и память;

  • раньше овладевают чтением и письмом;

  • активно пополняется словарный запас;

  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.

  • уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора;

  • воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность;

  • развивается воображение и творческие способности;

  • развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления[8, с. 42].

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Объективно все это означает начало овладения основами теоретического мышления, что является важным моментом условием при подготовке детей к обучению школе. По-нашему мнению, одной из важнейших характеристик компьютерных игр является обучающая функция. Компьютерные игры выстроены так, что ребенок может получить себе не единичное понятие или конкретную учебную ситуацию, но получит обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях.

Использование компьютерных игр развивает «когнитивную гибкость» — способность ребенка находить наибольшее количество принципиально различных решений задачи. Развиваются также способности к антиципации. Формирование элементарных математических представлений происходит на основе построения и использования детьми наглядных моделей. В ходе занятия дети учатся построению предметных моделей на взаимно однозначном соответствии заместителей. Такая модель позволяет наглядно представить количественные отношения: замещение предметов происходит путем наложения или приложения заместителей, что способствует пониманию смысла замещения.

Компьютерные математические игры, помогая закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формируют элементарные формы логического мышления, учат анализировать, сравнивать, обобщать предметы, требуют умения сосредоточиться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно. Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых заданий, тем самым, обеспечивая индивидуальный подход к обучению[9, с. 64].

Компьютерные математические программы и дидактические задания, разработанные, педагогами для детей старшего дошкольного возраста строятся по принципу самоконтроля. Сам сюжет программы подсказывает детям, верное или неверное решение они приняли. В дошкольном возрасте широко применяются приемы внешнего поощрения: при правильном решении игровых задач ребенок слышит веселую музыку, либо видят печальное лицо, если задача неправильно решена. Дети ждут оценку, эмоционально реагируют на ее характер. У них отмечается яркое эмоциональное положительное отношение к занятиям, к компьютеру.

Использование интерактивного оборудования при обучении старших дошкольников математике помогает закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствует совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план, формирует элементарные формы логического мышления.

Например, программа «Компьютер и ребёнок» Маханёва М.Д. Цель: Знакомство с особенностями компьютера. Формирование творческой интеллектуально-активной личности. В программе используются рабочие тетради по математике «Игралочка» (программа Бунеева – «Школа 2100»), «Ступеньки» Л.Г.Петерсон. Разделами программы являются: представление детей о геометрических фигурах, счёт до 20, количество и счёт, величина, ориентировка в пространстве.

Следует отметить, что в детских садиках педагоги разрабатывают проекты, серии занятий, мультимедийные презентации. Дарбаева М.Т. утверждает, что разработанные материалы по использованию компьютера в обучении старших дошкольников могут быть использованы в практике воспитателей детских дошкольных учреждений.

Итак, подводя итог можно сделать следующие выводы:

  1. В педагогической теории проблема оптимизации развития математических представлений посредством информационных технологий в условиях современного дошкольно образовательного учреждения, несмотря на достигнутые успехи, остаётся до сих пор недостаточно решённой.

  2. Создавать в детских учреждениях педагогических условий: учёт возрастных особенностей при подборе компьютерной игры; использовать различные формы и методы; развивать интерес у детей; учитывать индивидуальные особенности детей.

  3. На основе теоретического анализа литературы по проблеме оптимизации развития математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий, решать следующие задачи:

  • выявлять сущность понятия «новые информационные технологии»;

  • изучать особенности формирования элементарных математических представлений у детей пяти – семи лет;

  • теоретически обосновывать и раскрывать педагогические условия развития математических представлений посредством информационных технологий.


Литература:

  1. 1.Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М.: МПСИ, 2002. –С. 53

  2. Грашин, А.А. Компьютерный зал для дошкольников. // Техническая эстетика. – 1994. - № 23. -с.73-79.

  3. Гушлевская, Г.С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1. – С. 32

  4. Зворыгина, Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. // Информатика и образование. – 1990. -№ 6. -с.94-102. С.96

  5. Моторин, В.В. Педагогические приемы формирования компьютерной грамотности дошкольника // Детский сад от А до Я. – 2003. - № 1. – С. 84

  6. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: вопросы теории и практики. М., Владос ,2004. – С. 87

  7. Новоселова, С.Л. Новая информационная технология в детском саду. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. - 1989.-№9.-73-76 С.

  8. Коробейников, Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр. Детский сад и семья, 2002, № 5. – С.42

  9. Горвиц, Ю. Развивающие игровые программы для дошкольников. НИТ в дошкольном образовании. М.: Линка-Пресс, 1998. – С.64

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle