Библиографическое описание:

Беседина А. Ф. Ознакомление с природой [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 41-44.

Нельзя не сказать о беде, в которой оказалась природа. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из–за этого уже исчезло с лица Земли, а многие вот – вот исчезнут.

Вместо лесов во многих местах по вине людей появились пустыни, а вместо чистых рек потекли мутные потоки, из которых нельзя пить, в которых опасно купаться. На лесных опушках год от года, все меньше бабочек, стрекоз, цветов, но больше мусора, кострищ, поломанных деревьев [1, с. 5].

Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете, а экологическое образование детей способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей - доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к природе, это огромный потенциал их всестороннего развития. По мнению В. А. Сухомлинского: «у ребенка необходимо воспитывать любовь ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувства теплого человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» [8, с. 17].

Воспитателю же следует помнить, что очень многое зависит от того, как он сам относится к тому, о чем сообщает детям. К. Д. Ушинский писал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливает только из живого источника человеческой личности» [10, с.28]. А при ознакомлении детей с окружающей их природой это имеет решающее значение.

Наше дошкольное образовательное учреждение находиться недалеко от естественного уголка леса, растительный мир которого весьма разнообразен, как и на территории детского сада. Многие деревья, кустарники, травянистые растения во всем своем разнообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования, в том числе к сезонным изменениям и человеческого влияния на природу [2, с.31]. Такое окружение способствует глубокому усвоению знаний о природе.

В связи с этим мы поставили перед собой задачи развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Поддерживать проявления избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, лес), о многообразии существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, городе), о взаимосвязи человека и природы. Поощрять самостоятельный опыт практической деятельности детей по уходу за растениями участка детского сада и уголка природы группы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

Обращая внимание детей на происходящее в природе, воспитатели постепенно подводят их к пониманию различных взаимосвязей, существующих между животным и растительным миром.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление с окружающей средой: это фитоуголок, где совместно с детьми посажены растения с различными запахами (мелисса, мята, лаванда, базилик, шалфей и др.), дети приходят к нему и, бережно трогая эти растения, вдыхают понравившийся аромат. Это и растения, растущие на огороде детского сада которые дети высаживают совместно с взрослыми и ухаживают за ними с большим удовольствием, наблюдают за ростом и развитием, а затем относят их на кухню, чтобы повара использовали для приготовления обеда.

Педагогический коллектив учреждения широко использует экологические тропы на территории детского сада и в естественной природной зоне.

Здесь вместе с воспитателями дети разрабатывают карты- схемы, рисуют плакаты об охране природы, моделируют объекты природы, готовят литературно- музыкальные композиции и выступают с ними перед детьми, родителями и гостями детского сада. Это очень увлекает детей и решает многие задачи экологического воспитания.

Система нашей работы предполагает комплексный подход к изучаемой теме в течение недели, что дает возможность многократно повторить изучаемый материал, обеспечивая этим более прочное его усвоение.

Большое внимание уделяется природным взаимосвязям. На их примере дети постигают причинно-следственные связи в окружающем мире. Говоря о воздухе, изучаем летающих живых существ, распространение семян и многое другое, что связано с этим явлением природы [6, с.39]. Регулярно обращаем внимание детей на:

  • правила поведения в природе;

  • растения и животных (какие они, что где растет, кто где живет);

  • дикие и культурные растения;

  • времена года;

  • поверхность нашей земли;

  • нужно ли уничтожать ядовитые грибы;

  • почему они исчезают;

  • где живут комнатные растения в природе;

  • пищевые цепочки природы

  • большие деревья и маленьких жуков;

  • веселых птиц и мрачных пауков;

  • чудесные цветы и пестрых бабочек;

  • мохнатых шмелей и ковер из цветов;

  • самую обычную траву под ногами.

Беседы проводятся в доступной форме, сопровождаются стихами, сказками, вопросами и заданиями, демонстрацией разнообразного наглядного материала (иллюстраций, картин, моделей, схем, предметов и тому подобное). Это делает общение более эмоциональным, живым, помогает концентрировать внимание детей, вызывает у них интерес. По ходу беседы отдельные ситуации усложняем и драматизируем, чтобы нагляднее обозначить проблему и показать ее решение.

Помимо того что беседы расширяют познание об окружающем мире и развивают самосознание детей, они позволяют им получить навыки общения с взрослыми и сверстниками, умение вступать в диалог, высказывать свое мнение, обосновывать его.

Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому во всех наших видах деятельности с детьми используются различные игры, в том числе и экологического содержания, например: «Путаница», «Чьи это ноги», «Кто где живет», «Магазин цветов», «В лесу, на лугу, в поле», и др.

Игры- путешествия - есть прекрасное средство развития воображения у ребёнка. Их можно бесконечно возобновлять, видоизменять в зависимости от времени года, настроения детей. Мы с детьми путешествуем везде: в помещении и на улице. Темы путешествий определяем знаниями детей и уровнем развития их воображения. Содержание игры усложняем постепенно, обогащая его новыми событиями, персонажами [4,с.26]. В процессе игры используем разнообразные наглядные пособия, музыкальное сопровождение.

В настоящее время парадигма экологического подхода к человеку исходит из того, что, являясь частью природы, человек может жить лишь в достаточно определенной и весьма ограниченной природной среде.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, либо предлагаем спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям. В результате родители и дети обращаются за помощью к энциклопедиям, познавательной литературе, ведь семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребёнку экологический опыт, но только в сочетании друг с другом можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир.

Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой положительно влияет на человека и пробуждает в нем лучшие чувства. Особенно велика роль её в воспитании детей.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного отношения к ней. Мы учим детей осторожно и внимательно относиться: к животным, земноводным, пресмыкающимся (ужи, ящерицы, черепахи) и не бояться их. Они безопасны и сами никогда не нападут на человека. Дошкольники знают, что надо охранять тишину леса, беречь деревья, не вбивать в стволы гвозди. Раненое дерево очень быстро погибает. Нельзя разжигать костров, не сжигать сухую траву, так как убивается все живое и часто приводит к пожарам.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему миру. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Особый интерес у наших детей вызывают птицы, прилетающие на участок детского сада. С целью привлечения птиц весной с детьми развешиваем скворечники и синичники. Надолго остаётся в памяти детей «День птиц», который организуется в старших группах для закрепления и уточнения полученных знаний. Этот праздник проводится в начале марта. Дети читают стихи, поют песни, загадывают загадки о птицах, развешивают домики для них. Осенью для птиц устраиваем кормушки в спокойном месте участка и дети ежедневно подкармливают и наблюдают за тем, какие птицы прилетают, как по разному клюют корм. Учим детей особенно заботиться о птицах в зимнее время. Дети должны знать, что когда птицы накормлены, никакой мороз не страшен. Весной и летом заботимся о том, чтобы в жаркие дни на участке стояли поилки с водой. В детском саду дошколятам объясняем, что птенцов, выпавших из гнезда, не следует подбирать, так как их выкормить почти невозможно.

Удовлетворить любознательность, не подавить при этом интерес к познанию мира, формировать необходимые представления о нём, прививать навыки активности и самостоятельности мышления есть важная задача работы с детьми.

Растения окружающей нас природы почти половину года не имеют зелёного покрова, а без листьев и цветов они теряют всякую привлекательность для детей. Хорошим материалом для наблюдений являются комнатные растения. Они остаются зелёными круглый год, имеют все характерные признаки растений, что даёт возможность пробуждать интерес детей к изучению, активизировать эмоционально- чувственную сферу, получать научные знания.

Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему всё происходит именно так, а не иначе. Ответы и догадки бывают и правильными, и самыми невероятными, подчас фантастическими. Они служат поводом для обсуждений, споров, побуждающих детей мыслить, сравнивать, запоминать, а главное - искать правильное решение.

Чтобы получить ответы на многие вопросы, мы с детьми стали проводить опыты над комнатными растениями. Для этого в группе создали исследовательский центр «Почемучка». Используя разную литературу, подобрали темы для исследований с использованием комнатных растений.

Перед проведением опыта определяем проблему, которую нужно решить и затем способ правильного ее решения. В процессе исследований дети учатся использовать необходимые материалы, ставить опыты, наблюдать за тем, что происходит с объектом, объяснять происходящее, делать выводы.

Благодаря исследовательской деятельности дети научились получать на свои многочисленные «почему» (почему цветы тянутся к солнцу, имеют воздушные корни, вянут и сбрасывают листву) объяснения.

Поддерживая жизнь растений, учатся сохранять красоту, продлевать цветение, жизнь, а в итоге - пользу и радость окружающим и себе: теперь стараются не срывать цветы с газонов и клумб. Дети знают и понимают, что нельзя собирать большие охапки цветов, так как они скоро завянут. А с каким сожалением замечают дети увядшие листья, стебли и пытаются вернуть растения к жизни!

Полученные знания при исследовании воспитанники используют в своём повседневном уходе за комнатными растениями в уголке природы.

А для родителей наших воспитанников проводятся открытые занятия, где дети демонстрируют своё умение думать, рассуждать, быть самостоятельными при уходе за комнатными растениями.

Большую помощь детскому саду в воспитании у ребят любви и бережного отношения к окружающей природе оказывают родители. Для того чтобы эта работа проходила более успешно, мы знакомим родителей с определёнными правилами поведения в природе во время прогулок в лес, на водоём, на луг, которые предлагаем на родительском собрании, при проведении консультаций, бесед, помещаем на стендах для родителей

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека нашей планеты. Экологическое воспитание детей - это огромный потенциал их всестороннего развития [7, с.41]. Поэтому мы успешно интегрируем, практически со всеми образовательными областями. Это обеспечивает способность расширения представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт во время наблюдения объектов природы. Для этого в педагогическом процессе используются следующие темы: «Круглый год», «Там на неведомых дорожках», Кладовая природы» и многое другое. Мы считаем, что продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него умение устанавливать взаимосвязи, сравнивать, анализировать и обобщат. Мы думаем, что наша работа поможет полноценному развитию личности ребенка, пробудит у них любовь к природе родного города, края, страны и всего земного шара.

Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Достичь этого можно в том случае, если знакомить детей с ее таинствами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахами цветущих трав, красотой цветов, пейзажами родных мест.

Восприятие природы также помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.

Природа способствует и умственному развитию детей, их логическому мышлению и образной речи.

Природа полна необычных чудес. Она никогда не повторяется, и мы стараемся учить детей искать и находить новое в уже известном - виденном.

Детям мы прививаем знания о том, что человек преобразует природу рационально, с целью ее улучшения и охраны. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей свои богатства и радость общения с ней.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Мы также надеемся, что овладение детьми разными способами познаний мира природы способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, любящей её.


Литература:

  1. Алешин, Н. В. Ознакомление дошкольником с окружающим и социальной действительностью /Н.В. Алешин. - М.: ЦГЛ, 2004.

  2. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. И. Михайлова. – СПб: ООО Издательство Детство- Пресс, 2011.

  3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет / Т.М. Бондаренко.- Воронеж, 2007

  4. Горькова, Л. Г Сценарий занятий по экологическому воспитанию /Л.Г. Горькова.- М.: Вако, 2008

  5. Добро пожаловать в экологию / О. А. Воронкевич.– СПб: Детство – Пресс, 2003

  6. Лучич, М. В. Детям о природе / М.В. Лучич. – М.:Просвещение,1989

  7. Плешаков, А. А. Зеленые страницы / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение,1995

  8. Сухомлинский, В.А

  9. Тушаева, Г. П. Экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста / Г. П. Тушаева, А. Е.Чистякова. - СПб: Детство – Пресс, 2009

  10. Ушинский, К.Д.

  11. Шарыгина, Т. А. Наша Родина- Россия / Т.А. Шарыгина.- М, 2011

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, детского сада, внимание детей, комнатными растениями, Ознакомление детей, Ознакомление детей дошкольного, Дети дошкольного возраста, интерес детей, территории детского сада, природе родного, залогом выживания человека, Ознакомление детей старшего, познавательный интерес детей, комнатные растения, экологическое образование детей, проявления избирательности детей, природе родного края, практической деятельности детей, детей «День птиц».

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle