Библиографическое описание:

Беседина А. Ф. Ознакомление с природой [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 41-44.

Нельзя не сказать о беде, в которой оказалась природа. На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Немало растений и животных из–за этого уже исчезло с лица Земли, а многие вот – вот исчезнут.

Вместо лесов во многих местах по вине людей появились пустыни, а вместо чистых рек потекли мутные потоки, из которых нельзя пить, в которых опасно купаться. На лесных опушках год от года, все меньше бабочек, стрекоз, цветов, но больше мусора, кострищ, поломанных деревьев [1, с. 5].

Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете, а экологическое образование детей способствует воспитанию основополагающих моральных ценностей - доброты, отзывчивости, сердечности, сопереживания, бережного и заботливого отношения к природе, это огромный потенциал их всестороннего развития. По мнению В. А. Сухомлинского: «у ребенка необходимо воспитывать любовь ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувства теплого человеческого сердца. Речь идет о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному» [8, с. 17].

Воспитателю же следует помнить, что очень многое зависит от того, как он сам относится к тому, о чем сообщает детям. К. Д. Ушинский писал: «В воспитании всё должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливает только из живого источника человеческой личности» [10, с.28]. А при ознакомлении детей с окружающей их природой это имеет решающее значение.

Наше дошкольное образовательное учреждение находиться недалеко от естественного уголка леса, растительный мир которого весьма разнообразен, как и на территории детского сада. Многие деревья, кустарники, травянистые растения во всем своем разнообразии дают возможность показать детям приспособленность растений к условиям существования, в том числе к сезонным изменениям и человеческого влияния на природу [2, с.31]. Такое окружение способствует глубокому усвоению знаний о природе.

В связи с этим мы поставили перед собой задачи развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир. Поддерживать проявления избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, лес), о многообразии существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, городе), о взаимосвязи человека и природы. Поощрять самостоятельный опыт практической деятельности детей по уходу за растениями участка детского сада и уголка природы группы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.

Обращая внимание детей на происходящее в природе, воспитатели постепенно подводят их к пониманию различных взаимосвязей, существующих между животным и растительным миром.

Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление с окружающей средой: это фитоуголок, где совместно с детьми посажены растения с различными запахами (мелисса, мята, лаванда, базилик, шалфей и др.), дети приходят к нему и, бережно трогая эти растения, вдыхают понравившийся аромат. Это и растения, растущие на огороде детского сада которые дети высаживают совместно с взрослыми и ухаживают за ними с большим удовольствием, наблюдают за ростом и развитием, а затем относят их на кухню, чтобы повара использовали для приготовления обеда.

Педагогический коллектив учреждения широко использует экологические тропы на территории детского сада и в естественной природной зоне.

Здесь вместе с воспитателями дети разрабатывают карты- схемы, рисуют плакаты об охране природы, моделируют объекты природы, готовят литературно- музыкальные композиции и выступают с ними перед детьми, родителями и гостями детского сада. Это очень увлекает детей и решает многие задачи экологического воспитания.

Система нашей работы предполагает комплексный подход к изучаемой теме в течение недели, что дает возможность многократно повторить изучаемый материал, обеспечивая этим более прочное его усвоение.

Большое внимание уделяется природным взаимосвязям. На их примере дети постигают причинно-следственные связи в окружающем мире. Говоря о воздухе, изучаем летающих живых существ, распространение семян и многое другое, что связано с этим явлением природы [6, с.39]. Регулярно обращаем внимание детей на:

  • правила поведения в природе;

  • растения и животных (какие они, что где растет, кто где живет);

  • дикие и культурные растения;

  • времена года;

  • поверхность нашей земли;

  • нужно ли уничтожать ядовитые грибы;

  • почему они исчезают;

  • где живут комнатные растения в природе;

  • пищевые цепочки природы

  • большие деревья и маленьких жуков;

  • веселых птиц и мрачных пауков;

  • чудесные цветы и пестрых бабочек;

  • мохнатых шмелей и ковер из цветов;

  • самую обычную траву под ногами.

Беседы проводятся в доступной форме, сопровождаются стихами, сказками, вопросами и заданиями, демонстрацией разнообразного наглядного материала (иллюстраций, картин, моделей, схем, предметов и тому подобное). Это делает общение более эмоциональным, живым, помогает концентрировать внимание детей, вызывает у них интерес. По ходу беседы отдельные ситуации усложняем и драматизируем, чтобы нагляднее обозначить проблему и показать ее решение.

Помимо того что беседы расширяют познание об окружающем мире и развивают самосознание детей, они позволяют им получить навыки общения с взрослыми и сверстниками, умение вступать в диалог, высказывать свое мнение, обосновывать его.

Ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому во всех наших видах деятельности с детьми используются различные игры, в том числе и экологического содержания, например: «Путаница», «Чьи это ноги», «Кто где живет», «Магазин цветов», «В лесу, на лугу, в поле», и др.

Игры- путешествия - есть прекрасное средство развития воображения у ребёнка. Их можно бесконечно возобновлять, видоизменять в зависимости от времени года, настроения детей. Мы с детьми путешествуем везде: в помещении и на улице. Темы путешествий определяем знаниями детей и уровнем развития их воображения. Содержание игры усложняем постепенно, обогащая его новыми событиями, персонажами [4,с.26]. В процессе игры используем разнообразные наглядные пособия, музыкальное сопровождение.

В настоящее время парадигма экологического подхода к человеку исходит из того, что, являясь частью природы, человек может жить лишь в достаточно определенной и весьма ограниченной природной среде.

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Мы не всегда торопимся с ответом, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно, либо предлагаем спросить у папы и мамы, а затем рассказать всем детям. В результате родители и дети обращаются за помощью к энциклопедиям, познавательной литературе, ведь семья и детский сад- два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребёнку экологический опыт, но только в сочетании друг с другом можно создать оптимальные условия для вхождения маленького человечка в большой мир.

Воспитательное значение природы трудно переоценить: общение с природой положительно влияет на человека и пробуждает в нем лучшие чувства. Особенно велика роль её в воспитании детей.

Правильные представления о природе, полученные в детстве, создают прочную основу для дальнейшего ее познания, любви и бережного отношения к ней. Мы учим детей осторожно и внимательно относиться: к животным, земноводным, пресмыкающимся (ужи, ящерицы, черепахи) и не бояться их. Они безопасны и сами никогда не нападут на человека. Дошкольники знают, что надо охранять тишину леса, беречь деревья, не вбивать в стволы гвозди. Раненое дерево очень быстро погибает. Нельзя разжигать костров, не сжигать сухую траву, так как убивается все живое и часто приводит к пожарам.

Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к окружающему миру. Нет ни одного объекта или явления, к которому они остались бы равнодушными. Особый интерес у наших детей вызывают птицы, прилетающие на участок детского сада. С целью привлечения птиц весной с детьми развешиваем скворечники и синичники. Надолго остаётся в памяти детей «День птиц», который организуется в старших группах для закрепления и уточнения полученных знаний. Этот праздник проводится в начале марта. Дети читают стихи, поют песни, загадывают загадки о птицах, развешивают домики для них. Осенью для птиц устраиваем кормушки в спокойном месте участка и дети ежедневно подкармливают и наблюдают за тем, какие птицы прилетают, как по разному клюют корм. Учим детей особенно заботиться о птицах в зимнее время. Дети должны знать, что когда птицы накормлены, никакой мороз не страшен. Весной и летом заботимся о том, чтобы в жаркие дни на участке стояли поилки с водой. В детском саду дошколятам объясняем, что птенцов, выпавших из гнезда, не следует подбирать, так как их выкормить почти невозможно.

Удовлетворить любознательность, не подавить при этом интерес к познанию мира, формировать необходимые представления о нём, прививать навыки активности и самостоятельности мышления есть важная задача работы с детьми.

Растения окружающей нас природы почти половину года не имеют зелёного покрова, а без листьев и цветов они теряют всякую привлекательность для детей. Хорошим материалом для наблюдений являются комнатные растения. Они остаются зелёными круглый год, имеют все характерные признаки растений, что даёт возможность пробуждать интерес детей к изучению, активизировать эмоционально- чувственную сферу, получать научные знания.

Ухаживая за комнатными растениями, дети всегда стараются понять, почему всё происходит именно так, а не иначе. Ответы и догадки бывают и правильными, и самыми невероятными, подчас фантастическими. Они служат поводом для обсуждений, споров, побуждающих детей мыслить, сравнивать, запоминать, а главное - искать правильное решение.

Чтобы получить ответы на многие вопросы, мы с детьми стали проводить опыты над комнатными растениями. Для этого в группе создали исследовательский центр «Почемучка». Используя разную литературу, подобрали темы для исследований с использованием комнатных растений.

Перед проведением опыта определяем проблему, которую нужно решить и затем способ правильного ее решения. В процессе исследований дети учатся использовать необходимые материалы, ставить опыты, наблюдать за тем, что происходит с объектом, объяснять происходящее, делать выводы.

Благодаря исследовательской деятельности дети научились получать на свои многочисленные «почему» (почему цветы тянутся к солнцу, имеют воздушные корни, вянут и сбрасывают листву) объяснения.

Поддерживая жизнь растений, учатся сохранять красоту, продлевать цветение, жизнь, а в итоге - пользу и радость окружающим и себе: теперь стараются не срывать цветы с газонов и клумб. Дети знают и понимают, что нельзя собирать большие охапки цветов, так как они скоро завянут. А с каким сожалением замечают дети увядшие листья, стебли и пытаются вернуть растения к жизни!

Полученные знания при исследовании воспитанники используют в своём повседневном уходе за комнатными растениями в уголке природы.

А для родителей наших воспитанников проводятся открытые занятия, где дети демонстрируют своё умение думать, рассуждать, быть самостоятельными при уходе за комнатными растениями.

Большую помощь детскому саду в воспитании у ребят любви и бережного отношения к окружающей природе оказывают родители. Для того чтобы эта работа проходила более успешно, мы знакомим родителей с определёнными правилами поведения в природе во время прогулок в лес, на водоём, на луг, которые предлагаем на родительском собрании, при проведении консультаций, бесед, помещаем на стендах для родителей

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека нашей планеты. Экологическое воспитание детей - это огромный потенциал их всестороннего развития [7, с.41]. Поэтому мы успешно интегрируем, практически со всеми образовательными областями. Это обеспечивает способность расширения представлений ребенка о мире, обогащает его эмоциональный опыт во время наблюдения объектов природы. Для этого в педагогическом процессе используются следующие темы: «Круглый год», «Там на неведомых дорожках», Кладовая природы» и многое другое. Мы считаем, что продуманное, системное знакомство ребёнка с миром природы позволяет развивать у него умение устанавливать взаимосвязи, сравнивать, анализировать и обобщат. Мы думаем, что наша работа поможет полноценному развитию личности ребенка, пробудит у них любовь к природе родного города, края, страны и всего земного шара.

Ребёнок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Достичь этого можно в том случае, если знакомить детей с ее таинствами, показывать интересное в жизни растений и животных, учить наслаждаться запахами цветущих трав, красотой цветов, пейзажами родных мест.

Восприятие природы также помогает развивать такие качества, как жизнерадостность, эмоциональность, чуткое, внимательное отношение ко всему живому.

Природа способствует и умственному развитию детей, их логическому мышлению и образной речи.

Природа полна необычных чудес. Она никогда не повторяется, и мы стараемся учить детей искать и находить новое в уже известном - виденном.

Детям мы прививаем знания о том, что человек преобразует природу рационально, с целью ее улучшения и охраны. Только тогда природа предстанет перед человеком доброй, щедрой, дающей свои богатства и радость общения с ней.

Цель экологического образования - формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Мы также надеемся, что овладение детьми разными способами познаний мира природы способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности, любящей её.


Литература:

  1. Алешин, Н. В. Ознакомление дошкольником с окружающим и социальной действительностью /Н.В. Алешин. - М.: ЦГЛ, 2004.

  2. Бабаева, Т. И. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. И. Михайлова. – СПб: ООО Издательство Детство- Пресс, 2011.

  3. Бондаренко, Т. М. Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет / Т.М. Бондаренко.- Воронеж, 2007

  4. Горькова, Л. Г Сценарий занятий по экологическому воспитанию /Л.Г. Горькова.- М.: Вако, 2008

  5. Добро пожаловать в экологию / О. А. Воронкевич.– СПб: Детство – Пресс, 2003

  6. Лучич, М. В. Детям о природе / М.В. Лучич. – М.:Просвещение,1989

  7. Плешаков, А. А. Зеленые страницы / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение,1995

  8. Сухомлинский, В.А

  9. Тушаева, Г. П. Экспериментальная деятельность для детей дошкольного возраста / Г. П. Тушаева, А. Е.Чистякова. - СПб: Детство – Пресс, 2009

  10. Ушинский, К.Д.

  11. Шарыгина, Т. А. Наша Родина- Россия / Т.А. Шарыгина.- М, 2011

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle