Библиографическое описание:

Острикова Е. А. Организация краеведческой деятельности в школе как отражение тенденции регионализации образования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 95-97.

Конец ХХ – начало XXI века ознаменовались для России значительными поли­тическими, экономическими, социальными изменениями. Дезинтеграционные процессы привели к распаду единого союзного государства, появлению очагов межэтнической конфронтации, социально - политическому обособлению различных регионов страны.

Кризис российской государственности сопровождался не только социально-экономическими трудностями, но и кардинальным изменением общественных ценностей, приведшим к переосмысле­нию роли и задач образования.

Ориентация образовательной политики на социо- и этнокуль­турные региональные особенности определила приоритеты развития образовательного процесса в субъектах Российской Федерации. Именно регионализация выступила доминирующей идеей струк­турно-содержательного обновления педагогического процесса в учебных заведениях различного уровня и различной направленности, основой формирования и развития регионального образовательного пространства [1].

Анализируя различные подходы к определению ключевого понятия, А.К. Костин дает следующее определение: регион - это часть территории государства, имеющая законодательно закрепленные границы, собственные органы государственного и местного управления и находящаяся в определенных юридических отношениях с центральными органами государственного управления [3, с.29].

Однако, глубже рассматривая проблему предмета исследования, определяя важность социума не как такового вообще, а регионального социума со своими проблемами развития и многочисленными связями между различными сторонами общественной жизни и сложным комплексом нравственных, политико-правовых, идеологических, социально-экономических и социально-культурных отношений, он приходит к необходимости уточнить понимание региона как территориальной и социально-культурной общности, представляющей уникальное сочетание природных, экономических, социальных и политических процессов, обеспечивающей социальное воспроизводство в биоэкологическом, экономическом, образовательном, научном, социокультурном и других аспектах.

Таким образом, регион - это не просто административная система, а действующая общность, отличающаяся единством экономической, политической и духовной жизни. Это пространство, способствующее социализации человека, формированию, сохранению и передаче норм жизни, сохранению и развитию природных и культурных богатств. Это и образовательное пространство, т.е. совокупность образовательных учреждений, расположенных на данной территории, где крепнут основные социально-экономические связи, определяющие особенности социально-культурной инфраструктуры.

Федерализация как новое качество начавшегося в 1991 году процесса регионализации образования, знаменует переход российской образовательной системы в новое состояние: от образовательного унитаризма через регионализацию образования к образовательному федерализму. Последний органически сочетает в себе два встречных потока – регионализацию и интеграцию образования, повышение уровня самостоятельности, комплексности развития региональных систем образования и закрепления единства, целостности образовательного пространства России [3, с.47].

Образовательный федерализм на современном этапе выступает как идеологическая платформа не только регионализации образования, но и его развития в целом. Он предполагает поиск и поддержание единства в богатом пространственном многообразии российского образования, гармонию общероссийских и региональных образовательных интересов. В этом контексте регион рассматривается Наумовым С.В. как на основной элемент развития системы образования страны и характеризуется с точки зрения нескольких аспектов [3, с.14].

В административно-политическом плане регион представляет собой четко обозначенную структуру, концентрирующую в себе главные рычаги планирования, управления, распределения ресурсов, контроля за их использованием и т.д.

В экономическом плане в регионе, который являет собой целостную, хотя и разнородную экономическую структуру, наиболее полно решаются задачи соответствия образования народно-хозяйственным потребностям, образовательной системы региональному рынку труда.

В социокультурном плане именно на уровне региона, прежде всего, решаются задачи учета в образовании местных культурно-исторических особенностей и традиций, специфики общественных образовательных запросов, связи образования с другими сферами общественной жизни и, соответственно, задачи превращения образования в фактор социокультурного развития конкретной территории.

В организационно-педагогическом плане региональные системы образования представляют собой единый целостный образовательный комплекс (разорванный в настоящее время по многим, большей частью ведомственным причинам), который мобилизует, интегрирует в себе весь образовательный потенциал региона, его финансово-экономические, материально-технические, кадровые, научно-методические и прочие составляющие.

Вместе с тем опыт показывает, что реальное воплощение идей регионализации в сфере образования оказывается далеко не простым делом. Это обусловлено рядом причин, важнейшая из которых - отсутствие или недостаточная концептуальная проработанность методологических и научно- теоретических основ этого процесса. Существенно и то, что сама система образования даже на региональном уровне оказывается достаточно сложным объектом управления, в котором за долгие годы развития сформировались, а в последнее время обострились серьёзные противоречия:

  • между единым государственным образовательным заказом, формирующимся в центре, и тенденциями развития региона, исторические, культурные, социально-экономические условия которого обусловливают формирование и изменение образовательных потребностей;

  • между унифицированным содержанием образования и процессами становления, самоопределения, саморазвития личности, которые происходят в конкретных условиях региона;

  • между провозглашаемой на государственном уровне необходимости всестороннего развития личности, включённости её в систему общих российских и мировых культурных ценностей и реальным снижением социально-адаптивной функции образования, снижением уровня духовных образовательных потребностей у подрастающего поколения.

Таким образом, современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает наличие развитого регионального образовательного пространства. Существенным фактором развития регионального образовательного пространства может стать интеграция географических, исторических, экологических, биологических и других компонентов в рамках краеведческой деятельности.
Целью краеведческого образования является формирование у учащихся системного представления о территории проживания (области, крае, республике) как целостном географическом регионе и одновременно как субъекте Российской Федерации и мирового (глобального) географического пространства, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления, а также развитие представлений о регионе как сложном, динамически развивающемся географическом пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности; в котором взаимосвязи природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений имеют большое практическое значение. Цель краеведческого образования состоит и в том, чтобы сформировать общечеловеческую культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям по географии, истории, биологии, литературе и экологии своего региона.

Краеведение - не традиционная наука, оно принадлежит к складывающемуся в современной науке новому типу междисциплинарного знания [5]. Сегодня мы наблюдаем возникновение новых наук на стыках нескольких традиционных, а импульсом к возникновению таких наук является не появление какого-то нового объекта для исследования, а обнаружение проблемы, которая не может быть решена усилиями лишь одной науки.

К краеведению из них наиболее близки такие передовые участки гуманитарной науки как локальная история, история повседневности [2]. Комплексные науки связаны не столько с объектами реальности, сколько с различными аспектами деятельности человека, преобразующего эту реальность. Краеведением может заниматься человек с любым профессиональным образованием, просто он должен знать и соблюдать общие методы и процедуры, обеспечивающие научную обоснованность результатов, которые он предлагает и учёным, и - что особенно важно в краеведении - широкой общественности. Комплексные науки обладают огромным интегративным потенциалом, позволяющем включать в своё содержание различные знания и формы практики.

С этой точки зрения краеведение предстаёт прекрасным и убедительным примером междисциплинарного знания, которое включает в себя географические, исторические, биографические, демографические, фольклорные, литературоведческие, экологические, социологические, музееведческие, бытописательские, библиографические аспекты [5]. Эту идею подчёркивает и С. О. Шмидт, утверждая, что краеведческое знание - комплексное знание: географическое, экологическое, историческое и шире - историко-культурное (историко-литературное, историко-экономическое), что метод краеведения опирается на междисциплинарные научные связи, учитывает и выводы научных теорий и первичные наблюдения обычной житейской практики, что краеведение соединяет научную, научно-популяризаторскую и общественную деятельность, к которой причастны и учёные-специалисты и значительно более широкий круг лиц, преимущественно местные жители [6]. Взаимодействие в краеведческой работе различных видов человеческих знаний и деятельности способствует постепенному формированию научно-теоретического ядра краеведения в тесной связи с общекультурной просветительской работой.

Особым потенциалом в формировании научных знаний, расширении культурного кругозора, эстетическом и нравственном воспитания подрастающего поколения обладают различные виды краеведческой деятельности, в частности поисковая деятельность краеведческого характера. Для школьного уровня, возможно, более важным являются не научные результаты исследования, а образовательно-воспитательное значение исследовательского метода как пути активного познания действительности.

Краеведческая проблематика ученических исследований всегда имела свою специфику, так как краеведческие объекты или темы, как правило, являются малоизученными - особенно история отдельных населенных пунктов, предприятий, учреждений, что создает большие возможности для успешной поисково-исследовательской работы учащихся. Помимо этого изменения, произошедшие в нашем обществе в течение последних десятилетий, переход на новую структуру исторического образования, обновление его содержания, процесс «открытия» архивов - делают исследования краеведческой тематики актуальными, интересными, значимыми.

Наиболее распространенными направлениями изучения родного края являются: историко-краеведческое; туристско-краеведческое; архитектурно-краеведческое; социально-экономическое краеведение; культурологическое краеведение.

Важнейшей формой организации краеведческой деятельности школьников в контексте регионализации образования может выступить научное общество учащихся (НОУ). К основным воспитательно-развивающим целям НОУ можно отнести:

  • выявление учащихся, способных к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;

  • привлечение учащихся к научной и исследовательской деятельности краеведческого характера и развитие их творческих способностей;

  • формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследования;

  • содействие в профессиональной ориентации учащихся;

  • самовоспитание у обучающихся целеустремленности и системности в учебной, настоящей и предстоящей трудовой деятельности;

  • самоутверждение учащихся благодаря достижению поставленной цели и публикации полученных полезных результатов.

Начиная работу по организации НОУ в общеобразовательной школе, следует помнить о факторах успешности исследовательской деятельности учащихся на основе регионального материала. Анализ работ Леонтовича А.В., Савенкова А.И. показывает, что успех школьных исследований зависит, прежде всего, от следующих факторов:

  • соблюдение принципа добровольности занятий учащихся исследовательской работой;

  • добровольность выбора темы учащимся, т.к. только та тема может быть любимой, а, следовательно, и хорошо выполненной, к которой у учащегося проявляется интерес;

  • максимальная самостоятельность учащихся в процессе проведения исследования;

  • компетентное, заинтересованное руководство преподавателя ученической исследовательской работой;

  • учет возрастных и индивидуальных способностей учащихся при выборе темы исследования;

  • уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей и педагогов школы, осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими работы в учебновоспитательном процессе и на краеведческом уровне;

  • системы мотивации и поощрения за исследовательскую работу.

Таким образом, в условиях быстро нарастающего разнообразия экономического развития отдельных регионов и областей возрастает необходимость того, чтобы местное население и особенно новое молодое поколение хорошо знали свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного возрождения и развития.

Организация краеведческой деятельности школьников в контексте регионализации образования помогает реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования: воспитание гражданственности и любви к Родине; защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства; формирование у учащихся картины мира, адекватной современному уровню знаний; формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической, экологической культуры; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами; содействие реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений с учетом многообразия мировоззренческих подходов; гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей.


Литература:

  1. Белогуров А. Ю. Становление и развитие этнорегиональных образовательных систем в России на рубеже XXXXI веков: монография. – М.: МПА, 2003. – 247 с.

  2. Зайцева Н.Л., Маловичко С.И. Историческое краеведение и новая локальная история в условиях сосуществования разных парадигм исторического знания // Будущее нашего прошлого: Материалы Всероссийской научной конференции, 15-16 июня 2011 г. - М., 2011. - С. 127-137

  3. Костин А. К. Регионализация образования – стратегическое направление образовательной политики // Педагогика. Научно-теоретический журнал. – 2005. – № 8.

  4. Наумов С. В. Управление инновационными процессами в региональной системе образования: автореф. дис. ... докт. пед наук. – СПб, 2009. – 47 с.

  5. Строев К.Ф. Краеведение. – М.: Просвещение, 1984.

  6. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992. -С. 4-5

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle