Библиографическое описание:

Аветисян Р. Р. Происхождение медицинских знаний [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 28-29.

Каждая эпоха в истории человечества имеет свое лицо, отраженное в зеркале врачебного искусства. Корни самых ранних медицинских представлений указывают на многовековое параллельное развитие знаний в странах Востока и Запада.

Древнее искусство врачевания существенно отличается от современного научного знания. Основа традиции — сокровенное, скрытое от непосвященных, эзотерическое знание, которое передается в устном виде. Цель обучения такому знанию — не столько передача информации, сколько приобщение человека к духовному источнику, изменяющему его сущность, помогающему увидеть ориентиры нравственного совершенства. Традиционное знание было разным в разных культурах, оно встраивалось в различные религиозные и философские системы того времени и неизменно включало в себя медицинское искусство (древнеегипетские папирусы называли его «необходимым искусством»). Смысл и цели его были гораздо более широкими, чем те, которые мы относим к современным «медицинским знаниям». [4,стр 125].

Из традиционных медицинских систем древности дошли до наших дней, сохраняя непрерывность своего развития, средиземноморская, индийская и китайская. За несколько столетий до нашей эры они были систематизированы в крупные своды, ставшие классическими. Они на много веков определили развитие медицины в этих регионах и оказали влияние на становление медицинских систем в соседних и даже более отдаленных странах, связанных с ними культурными и торгово-экономическими отношениями. Сближение цивилизаций в дальнейшем привело к их взаимному обогащению в области медицинских знаний. С начала первого века нашей эры индийские представления оказывали влияние на развитие античной медицины. Традиции индийского и китайского врачевания легли в основу тибетской медицины. Благодаря грекам древнеегипетская медицина проникла в Рим и Византию, а затем — в науку арабов и европейскую медицину. Сочинения арабских врачей содержали множество заимствований из индийских медицинских трактатов. [5, с.106].

Для лечения различных заболеваний древняя медицина Востока разрабатывала эффективные методы и приемы. К ним можно отнести водные процедуры, ванны из настоев трав, воздействие на биологически активные точки организма, растирания, лечение гипнозом, дыхательные упражнения, гимнастика и т.д. Традиция очищения организма от шлаков и периодическое голодание, было частью ритуала жреческой медицины египтян и позже перешло к грекам. «Если тело не очищено, — учит Гиппократ, — то чем более будешь его питать, тем более будешь ему вредить». Страбон, упоминая о мудрецах Древней Индии, писал, что врачи этой страны «лечат болезни главным образом пищевым режимом, а не лекарствами». «Чтобы сохранить свое тело здоровым и сильным, — учил М. Маймоннд в XI в., — следует вести радостный образ жизни». Он рекомендовал для улучшения настроения слушать приятную музыку и читать веселые рассказы: музыка радует душу, а смех расширяет грудь. «Мы видим, — писал он, — как человек крепкого сложения, с громким голосом, румяный, если он неожиданно получает очень печальное известие, сразу бледнеет, блеск его глаз исчезает, осанка пропадает, пульс становится меньше, кожа становится холодной, аппетит исчезает... [1, с 56.]. И, наоборот, у человека слабого телосложения, с нежным цветом кожи, сила тела укрепляется, если он получает радостную весть; голос у него становится тверже, пульс усиливается, кожа становится теплее». Его современник, великий Авиценна, писал о «третьем состоянии организма», промежуточном между здоровьем и болезнью. Современная медицина исследует происхождение этого «третьего состояния», его зависимость от экологии, стрессов и авитаминоза, влияние современной техники на организм человека. Медицинские знания имеют тысячелетнюю историю. В них заложены не только основы известных методов лечения болезней, но и представления о причинах и условиях долгой счастливой жизни, здоровья и благополучия человека. Все народы, населяющие Землю, в глубокой древности слагали мифы и легенды о чудодейственных свойствах лекарственных растений. [2,с.109]. Рекомендации по их использованию встречаются в египетских папирусах, в клинописных текстах вавилонских глиняных табличек, в книгах Древнего Китая, сделанных из панцирей черепах и бамбуковых планок. Из трав, обладающих наркотическим действием, готовили успокоительные и болеутоляющие вещества, а также «напитки бессмертия», игравшие большую роль в религиозных и магических ритуалах. В честь лекарственных трав слагали гимны, слова которых свидетельствуют о священных текстах стран Древнего Востока. Уже в Египте и Вавилоне жрецы-врачеватели применяли лекарства, приготовленные алхимиками. [3,с.152]. Алхимические тексты, для которых характерен загадочный, «темный» язык, традиционно содержали большое количество символических имен различных веществ и соединений.


Литература:

  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История». - 5-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1999. - С. 90-93.

  2. Большая медицинская энциклопедия. Т. 14/ Гл. ред. Б. В. Петровский. – М.: Советская энциклопедия, 1980.

  3. Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

  4. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима, с. 300 - 301. М.: Высшая школа, 1990 — 456 с.

  5. Сорокина Т. С. История медицины. – М.: Академия, 2005.



Основные термины (генерируются автоматически): медицинских знаний, Происхождение медицинских знаний, медицинских систем, области медицинских знаний, медицинских систем древности, ранних медицинских представлений, знаний студентов, История медицины, индийских медицинских трактатов, становление медицинских систем, параллельное развитие знаний, студентов медицинских вузов, типология медицинских учреждений, компетентности медицинских сестер, грекам древнеегипетская медицина, Древнее искусство врачевания, развитие античной медицины, жреческой медицины египтян, знаний студентов вуза, Аветисян Рубина Рубиковна.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle