Библиографическое описание:

Аветисян Р. Р. Происхождение медицинских знаний [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 28-29.

Каждая эпоха в истории человечества имеет свое лицо, отраженное в зеркале врачебного искусства. Корни самых ранних медицинских представлений указывают на многовековое параллельное развитие знаний в странах Востока и Запада.

Древнее искусство врачевания существенно отличается от современного научного знания. Основа традиции — сокровенное, скрытое от непосвященных, эзотерическое знание, которое передается в устном виде. Цель обучения такому знанию — не столько передача информации, сколько приобщение человека к духовному источнику, изменяющему его сущность, помогающему увидеть ориентиры нравственного совершенства. Традиционное знание было разным в разных культурах, оно встраивалось в различные религиозные и философские системы того времени и неизменно включало в себя медицинское искусство (древнеегипетские папирусы называли его «необходимым искусством»). Смысл и цели его были гораздо более широкими, чем те, которые мы относим к современным «медицинским знаниям». [4,стр 125].

Из традиционных медицинских систем древности дошли до наших дней, сохраняя непрерывность своего развития, средиземноморская, индийская и китайская. За несколько столетий до нашей эры они были систематизированы в крупные своды, ставшие классическими. Они на много веков определили развитие медицины в этих регионах и оказали влияние на становление медицинских систем в соседних и даже более отдаленных странах, связанных с ними культурными и торгово-экономическими отношениями. Сближение цивилизаций в дальнейшем привело к их взаимному обогащению в области медицинских знаний. С начала первого века нашей эры индийские представления оказывали влияние на развитие античной медицины. Традиции индийского и китайского врачевания легли в основу тибетской медицины. Благодаря грекам древнеегипетская медицина проникла в Рим и Византию, а затем — в науку арабов и европейскую медицину. Сочинения арабских врачей содержали множество заимствований из индийских медицинских трактатов. [5, с.106].

Для лечения различных заболеваний древняя медицина Востока разрабатывала эффективные методы и приемы. К ним можно отнести водные процедуры, ванны из настоев трав, воздействие на биологически активные точки организма, растирания, лечение гипнозом, дыхательные упражнения, гимнастика и т.д. Традиция очищения организма от шлаков и периодическое голодание, было частью ритуала жреческой медицины египтян и позже перешло к грекам. «Если тело не очищено, — учит Гиппократ, — то чем более будешь его питать, тем более будешь ему вредить». Страбон, упоминая о мудрецах Древней Индии, писал, что врачи этой страны «лечат болезни главным образом пищевым режимом, а не лекарствами». «Чтобы сохранить свое тело здоровым и сильным, — учил М. Маймоннд в XI в., — следует вести радостный образ жизни». Он рекомендовал для улучшения настроения слушать приятную музыку и читать веселые рассказы: музыка радует душу, а смех расширяет грудь. «Мы видим, — писал он, — как человек крепкого сложения, с громким голосом, румяный, если он неожиданно получает очень печальное известие, сразу бледнеет, блеск его глаз исчезает, осанка пропадает, пульс становится меньше, кожа становится холодной, аппетит исчезает... [1, с 56.]. И, наоборот, у человека слабого телосложения, с нежным цветом кожи, сила тела укрепляется, если он получает радостную весть; голос у него становится тверже, пульс усиливается, кожа становится теплее». Его современник, великий Авиценна, писал о «третьем состоянии организма», промежуточном между здоровьем и болезнью. Современная медицина исследует происхождение этого «третьего состояния», его зависимость от экологии, стрессов и авитаминоза, влияние современной техники на организм человека. Медицинские знания имеют тысячелетнюю историю. В них заложены не только основы известных методов лечения болезней, но и представления о причинах и условиях долгой счастливой жизни, здоровья и благополучия человека. Все народы, населяющие Землю, в глубокой древности слагали мифы и легенды о чудодейственных свойствах лекарственных растений. [2,с.109]. Рекомендации по их использованию встречаются в египетских папирусах, в клинописных текстах вавилонских глиняных табличек, в книгах Древнего Китая, сделанных из панцирей черепах и бамбуковых планок. Из трав, обладающих наркотическим действием, готовили успокоительные и болеутоляющие вещества, а также «напитки бессмертия», игравшие большую роль в религиозных и магических ритуалах. В честь лекарственных трав слагали гимны, слова которых свидетельствуют о священных текстах стран Древнего Востока. Уже в Египте и Вавилоне жрецы-врачеватели применяли лекарства, приготовленные алхимиками. [3,с.152]. Алхимические тексты, для которых характерен загадочный, «темный» язык, традиционно содержали большое количество символических имен различных веществ и соединений.


Литература:

  1. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. по спец. «История». - 5-е изд., испр. - М.: Высш. шк., 1999. - С. 90-93.

  2. Большая медицинская энциклопедия. Т. 14/ Гл. ред. Б. В. Петровский. – М.: Советская энциклопедия, 1980.

  3. Заблудовский П. Е., Крючок Г. Р., Кузьмин М. К., Левит М. М. История медицины. – М.: Медицина, 1981.

  4. Куманецкий К. История культуры древней Греции и Рима, с. 300 - 301. М.: Высшая школа, 1990 — 456 с.

  5. Сорокина Т. С. История медицины. – М.: Академия, 2005.



Обсуждение

Социальные комментарии Cackle