Библиографическое описание:

Шульга Я. В. Эволюция требований к профессиональной подготовке преподавателей [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 39-40.

Динамизм глобальных перемен в мире, смена экономического и социально-культурного укладов в нашей стране способствовали тому, что высшая школа должна была гибко реагировать на складывающуюся ситуацию в подготовке специалистов. В России на фоне глубоких социальных перемен с начала 90-х годов система образования находится в стадии реформирования. Необходимость реформ вызвана, в частности, тем, что в высшей школе по целому ряду направлений образовался существенный разрыв между глобальными потребностями общества и результатами образования: между объективными требованиями времени и общим недостаточным уровнем образованности; между профессиональной ориентацией и потребностью личности в гармоническом удовлетворении разнообразных познавательных интересов; между современными методологическими подходами к существующим наукам и архаическим стилем их преподавания.

Успехи в развитии образования подрастающего поколения определяются педагогическими кадрами. Содержание педагогического образования определяется отражением важнейших изменений бытия человека и его деятельности в природе, обществе и культуре, в том числе и, особенно,- в сфере образования. Школе и вузу нужен высококвалифицированный педагог-интеллектуал, новатор, психолог, исследователь, профессионал, умеющий строить свои взаимоотношения с учащимися на демократической основе и критически мыслить. Одним из важнейших свойств современного преподавателя является его гуманная и гуманитарная позиция: толерантность, способность понимать студента, умение стимулировать саморазвитие учащегося и организовывать его работу.

Так, М.Н. Костикова указывает, что в области педагогического образования, в которой в конце 80-х годов системы подготовки, переподготовки повышении квалификации стали рассматриваться содержательно и терминологически как единая и целостная система педагогического образования, необходимо учитывать следующие процессы, обладающие инновационным характером[2, 37]:

  • децентрализацию образования, что позволяет самостоятельно развивать образовательную сеть региона и формировать «портфель заказа» на конкретного специалиста;

  • демократизацию высших учебных заведений, обеспечивающих самостоятельность в определении форм, способов и условий организации педагогического процесса;

  • потребности общеобразовательной школы, диктующей заказ на педагога, способного к проектированию собственной педагогической деятельности в зависимости от типа образовательного учреждения и использующего преподаваемый предмет в качестве средств развития учеников;

  • необходимость удовлетворения личностных запросов обучающихся, ориентированных на возможность выстраивания индивидуальной образовательной программы, включающей неоднократный акт выбора содержания и уровня получаемого педагогического образования;

  • подготовку специалистов в более короткие сроки профессионального образования на базе различных его уровней.

Мощным стимулом этих процессов явились решения Всесоюзного съезда работников образования (декабрь 1988г.), которые затем получили правовое подтверждение в Законе «Об образовании». Инновационные процессы входят в противоречие с существующей традиционной подготовкой, однако между ними имеется диалектическая взаимосвязь, и можно утверждать, что в последнее десятилетие в педагогическом образовании существуют две тенденции развития образования- традиционная и инновационная. Высшее педагогическое образование в России имеет более чем полувековую историю, оно было выстроено по принципу узкой специализации, как и высшее образование. Традиционное педагогическое образование по содержанию и по организации нацелено на подготовку будущего учителя преимущественно как специалиста-предметника.

Потребности педагогической практики, массовой школы в целом, долгое время были связаны также с потребностью в специалистах традиционного стиля (преподаватель-предметник). Предметная подготовка в традиционной системе является конечной целью в иерархии целей подготовки педагогов. В традиционной системе педагогического образования проблемы развития связываются чаще с «совершенствованием», «качественным улучшением», «принципиальным обновлением». Все эти определения так же, как и стоящие за ними практические усилия, в сущности, не затрагивают ни организационную модель управления образованием, ни содержание, ни структуру учебно-воспитательного процесса.

Содержательно традиционное обучение выстраивалось как взаимосвязь двух автономных деятельностей: обучающей деятельности преподавателя и учебно-познавательной деятельности студентов; обучающиеся выступают как объекты управления, как исполнители планов преподавателя.

В.А. Сластенин указывает, что согласно личностно-ориентированной системе подготовки педагогических кадров, в основу разработки содержания педагогического образования должны быть положены следующие принципы:

  • универсальность – полнота набора гуманитарных дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку в единстве с профессиональной образовательной программами;

  • интегративность – междисциплинарная кооперация научных исследований и учебных предметов, содержательное и структурно-функиональное единство учебного процесса;

  • целостность картины мира, воссоздаваемой комплексом базовых дисциплин на основе единства цели, взаимодополнительности содержания и единства требований;

  • фундаментальность – научная основательность и высокое качество психолого-педагогической, социогуманитарной и общекультурной подготовки;

  • профессиональность – овладение многообразными педагогическими технологиями;

  • вариативность – гибкое сочетание обязательных курсов и дополнительных дисциплин по выбору с широким спектром специализированных учебных предметов психолого-педагогического и гуманитарно-культурологического профилей, многообразие алгоритмов обучения в соответствии с индивидуальными возможностями студентов, свободный выбор объема, темпов и форм образования;

  • многоуровневость – подготовка на ступенях общего, базового(бакалавр) и полного (магистр) высшего образования, аспирантура, различные формы послевузовского повышения квалификации [3].

Темпы и качество подготовки педагога во многом зависят от того, насколько четко представляют себе студенты профессионально-педагогическую деятельность. Н.М. Голянская выделяет следующие противоречия в сфере профессионального труда преподавателя, которые препятствуют успешной адаптации в профессиональной деятельности. Это, во-первых, противоречие между растущим объемом актуальной и социально-политической информации и старыми способами ее переработки, хранения и передачи; во-вторых, между растущими требованиями к профессиональному мастерству педагогов и недостаточным уровнем их сегодняшней квалификации, что объясняется приверженностью старым идеям и неумением или нежеланием принять новые идеи; в-третьих, между потребностью общества в услугах педагогического труда и сокращением резервов рабочего времени преподавателей; в-четвертых, между увеличением свободного времени у подавляющего большинства социально-профессиональных групп и противоположной тенденцией изменения бюджета времени у представителей учительской профессии; в-пятых, между ростом объективной социальной значимости профессии учителя и недостаточно высокой привлекательности педагогического труда для некоторой части молодежи [1,46].

В связи с данными требованиями к профессиональной подготовке преподавателей ключевым направлением в развитии педагогического образования России на современном этапе определена многовариативность, гибкость, мобильность и адаптивность системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в соответствии с основными направлениями реформы общего среднего образования. В условиях глобализации современных образовательных процессов, развития компьютерных процессов обучения актуализируется проблема интенсивного изучения иностранных языков, национальных культур. В этих социокультурных условиях и развивается новая концепция педагогического образования.


Литература:

  1. Голянская Н.М. О вхождении молодого специалиста-педагога в образовательную среду// Педагог.-1999. -№6. – с.45-46

  2. Костикова М.Н. Инновационные процессы в развитии педагогического образования.// Традиции и инновации в системе образования: Гуманитаризация образования. Мат. науч-прак. конф. Ч.1. Чита: изд-во ЗабГПУ, 1998.-с. 36-41

  3. Сластенин В.А. Высшее педагогическое образование в России на путях реформирования- Электрон. изд.- Режим доступа к изд.: http://www.oim.ru/reader.asp?whichpage=6&mytip=1&word=&pagesize=15&Nomer=98 – Систем. Требования :IBM PC; Internet Explorer

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle