Библиографическое описание:

Петрова И. Х. Исследование наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 143-145.

В статье рассматриваются особенности наглядно-образного мышления у детей младшего школьного возраста с нарушениями интеллекта. Представлено описание и результаты опытно-экспериментального исследования наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью в легкой степени.
Ключевые слова: умственная отсталость, исследование наглядно-образного мышления младших школьников.

In article features of evident and figurative thinking at children of younger school age with intelligence violations are considered. The description and results of a skilled pilot study of evident and figurative thinking of younger school students with intellectual backwardness in easy degree is presented.
Keywords: intellectual backwardness, research of evident and figurative thinking of younger school students.

Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга, определяется двумя основными законами: тотальностью недоразвития и его иерархичностью. Это выражается в том, что недостаточность отдельных высших психических функций (гнозиса, праксиса, памяти, внимания) проявляется меньше, чем недоразвитие собственно мыслительной деятельности, высших мотивационно-волевых и эмоциональных компонентов, личностного развития в целом. То есть в любом варианте деятельности страдает наиболее сложный его уровень, связанный с обобщением, анализом и синтезом[9, С.180-195].
У детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью легкой степени наглядно-образное мышление имеет следующие особенности:
  • конкретность мышления, слабость обобщений;
  • непоследовательность мышления;
  • стереотипность мышления;
  • затрудненность абстрагирования;
  • слабость регулирующей роли мышления;
  • некритичность мышления.
Актуальность исследования обусловлена тем, что в период младшего школьного возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире перестраивает сложившиеся ранее у детей житейские понятия, а школьное мышление способствует развитию теоретического мышления в доступных учащимся этого возраста формах.
Целью исследования было – теоретически изучить и практически подтвердить особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи исследования:
  1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования и выявить особенности наглядно-образного мышления у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени;
  2. Охарактеризовать выборку и проанализировать результаты исследования.
Для выполнения поставленных задач и проверки гипотезы исследования был использован комплекс методов, адекватных предмету исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение опыта работы образовательных учреждений в аспекте рассматриваемой проблемы; методы опроса; беседа; экспериментальные методы исследования (констатирующий эксперимент).
Для исследования особенностей наглядно-образного мышления младших школьников с умственной отсталостью легкой степени использовались следующие методики:
  • «Исключение предметов» (Л.С. Рубинштейн) [4, С. 187-190];
  • «Классификация понятий» (методика Гольштейна-Выготского-Зейгарник) [4, С.197-200];
  • «Последовательность событий» (8 задание теста Векслера, Д) [5, С.197-210].
Исследование проводилось на базе Есаульской специальной (коррекционной) школы-интерната для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (VIII вида), с ограниченными возможностями здоровья в 2011 г.
В исследовании участвовали 10 учащихся, в возрасте от 8 лет 2 мес. до 10 лет 5 мес., из второго и третьего классов. Основной диагноз у испытуемых - умственная отсталость легкой степени (по МКБ F – 70,0). Сопутствующие диагнозы - системное недоразвитие речи при психическом недоразвитии разной степени – от легкой до тяжелой, трудности формирования письменной речи, синдром статико-моторной недостаточности, синдром двухсторонней пирамидной недостаточности, диссомнический синдром, фенилкетонурия. Учащиеся из неблагополучных семей, живут и обучаются в интернате круглый год. Большинство учащихся имеют братьев и сестер с диагнозом умственная отсталость легкой степени (F – 70,0). Успеваемость у детей на среднем уровне. Большинство ошибок в тетрадях по русскому языку – орфографические, грамматические ошибки. Знания об окружающем мире конкретные, обобщенные, связаны с повседневной жизнью. Кругозор ограничен. Большинству детей нравиться учиться. Сложные предметы – математика, русский, потому что «думать надо».
Со всеми испытуемыми были проведены методики на исследование наглядно-образного мышления. Результаты исследования по данным методикам приведены в сводной таблице. Описание таблицыпредставлено ниже.

Испытуемые №

МЕТОДИКА №1

«Исключение предметов»

МЕТОДИКА №2

«Классификация предметов»

МЕТОДИКА №3

«Последовательность событий»

Общий уровень мышления по трем методикам

балл

уровень

балл

уровень

балл

уровень

1 испытуемый

31

Низкий

7

Низкий

7

Низкий

Низкий

2 испытуемый

33

Низкий

7

Низкий

6

Низкий

Низкий

3 испытуемый

24

Низкий

7

Низкий

7

Низкий

Низкий

4 испытуемый

43

Средний

15

Высокий

8

Средний

Средний

5 испытуемый

42

Средний

13

Средний

8

Средний

Средний

6 испытуемый

28

Низкий

7

Низкий

6

Низкий

Низкий

7 испытуемый

37

Средний

11

Средний

5

Низкий

Средний

8 испытуемый

30

Низкий

8

Низкий

7

Низкий

Низкий

9 испытуемый

32

Низкий

9

Низкий

6

Низкий

Низкий

10 испытуемый

37

Средний

12

Средний

8

Средний

Средний


Распределение уровня мышления по 3 методикам:
Высокий – 0% - 0 человек
Средний – 40% - 4 человека
Низкий – 60% - 6 человек
Низкий уровень развития наглядно-образного мышления по трем методикам показали 60% - 6 испытуемых. Способность к обобщению и абстрагированию развита слабо, испытуемые не могут выделить существенные признаки предметов (слов), не учитывают их иерархию, не используют существенные связи между понятиями. Испытуемые правильно и самостоятельно указывают «лишний» предмет (слово), но называют родовое понятие для обозначения объединяемых в одну группу предметов (слов) и «лишнего» предмета (слова) только с помощью исследователя. Не находят последовательность событий изображенных на картинках даже с помощью взрослого. Не понимают смысл изображения, объем конкретных знаний и словарный запас ограничен, поэтому с трудом объясняют происходящее на рисунках. Составление рассказа даже с помощью наводящих вопросов затруднено.
Средний уровень развития наглядно-образного мышления по трем методикам показали 40% - 4 испытуемых. Испытуемые не всегда могут выделить существенные признаки предметов (слов). Испытуемые не всегда правильно и самостоятельно указывают «лишний» предмет (слово), но в случае ошибки самостоятельно могут исправить ошибку. Не всегда испытуемые могут логически обосновать свои действия. Находят последовательность событий изображенных на картинках самостоятельно и составляют рассказ с незначительной помощью взрослого. При ошибках самостоятельно устанавливают правильную последовательность картинок. Грамматически связная, не всегда развернутая, лаконичная либо с тенденцией к излишней детализации устная речь. Бедный словарный запас.
Ни один из испытуемых не показал высокий уровень развития наглядно-образного мышления по трем методикам – 0% - 0 человек. При высоком уровне испытуемые должны правильно и самостоятельно называть родовое понятие для обозначения объединяемых в одну группу предметов (слов) и «лишнего» предмета (слова), самостоятельно устанавливать правильную последовательность изображенных событий, не допускать ошибок при выполнении задания, находить последовательность картинок, составлять логичный рассказ. Испытуемые не обладают грамматически связной, развернутой речью, богатым словарным запасом.
Таким образом, можно сделать вывод, чтов мышлении младшего школьника с умственной отсталостью легкой степениобнаруживается неупорядоченность, бессистемность самостоятельно выполняемого анализа, беспорядочное называние того, что бросается в глаза, без выделения главного, существенного, мышление имеет следующие особенности – некритичность мышления, его непоследовательность, стереотипность; слабость процессов обобщения, анализа, синтеза, сравнения. Испытуемые воспроизводят материал упрощенно, опускают многие, иногда наиболее значимые его части, изменяют последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливают необходимых взаимоотношений между ними, обобщения оказываются слишком широкими, недостаточно дифференцированными. Особенно затрудняет учеников изменение однажды выделенного принципа обобщения, т. е. объединение объектов по новому основанию.

Литература:
  1. Астапов, В.М., Микадзе, Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития/ В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе. Хрестоматия, 2-е изд. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.: ил. – (Серия «Хрестоматия»). – 3000 экз. – ISBN 978-5-91180-847-1
  2. Болотина, Л. Р. Развитие мышления учащихся // Начальная школа - 1994 - №11. – С. 13-18 - ISSN 0027-7371
  3. Долгова В.И., Иванова Л.В., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации / Библиотека специального психолога: Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – Челябинск: Изд-во «АТОКСО», 2008. – 100с. – ISBN 5-8227-0133-7
  4. Иванова, Н.Н. Интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья: содержание, формы, методы:метод. реком. / сост. Иванова Н.Н., Можейко А.В., Монастырский В.А.; Федеральное агентство по образованию Рос. Федерации; Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2006. - 51с.
  5. Марцинковская, Т. Д. Диагностика психического развития детей/Т.Д. Марцинковская. - М.: Линка-пресс, 1997г. – 176с.
  6. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы/ А.А. Осипова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000г. – 240 с. – 10000 экз.
  7. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов/ А.А. Осипова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000г – 2 т. – 509с. – ISBN 5-89144100-4
  8. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология».— 3-е изд., перераб. и доп./С.Я. Рубинштейн.—М.: Просвещение, 1986г. – 190с.
  9. Саенко, Ю.В. Специальная психология/Ю.В. Саенко: Учебное пособие. – М.: Академический Проект, 2006г, - 182 с. – (“Gaudeamus”). – 3000 экз. – ISBN 58291-0758-9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle