Библиографическое описание:

Матвеев А. А., Пугина Е. Р., Козырева О. А. Мультисредовый подход в структуре формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 17-20.

Культура самостоятельной работы будущего инженера-строи­теля представляет собой полисистемное образование, способствующее восприятию, преобразованию, трансформации и ретрансляции социально-профессиональных, личностно-деятельностных и акмеолого-синергетических механизмов и ресурсов антропологического поля, создающего микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, предопределяющие качественно-коли­чест­вен­ное преобразование как внутреннего мира человека, индивида, субъекта, личности, так и среды в целом.
Под социально-профессиональными ресурсами антропологического поля будем понимать специфические, субъектно-социальные и личностно-профессиональные преобразования единиц среды (человек-индивид-субъект-личность) и ее целостной системы (микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды), в структуре которых происходит становление, самосовершенствование и самореализация личности инженера-строителя, включенного в неустанный поиск своего «я», предопределяющий моделирование и апробацию моделей в структуре ведущей деятельности и досуга инженера-строителя. Так появляются проекты и их реализация в зданиях и прочих объектах гражданского и промышленного строительства.
Под личностно-деятельностными ресурсами антропологического поля будем понимать определение и совершенствование практики социально-профессио­наль­ных отношений, системно выявляющих и диалектически изменяющих тенденции становления личности в четырехуровневой модели: объект-индивид-субъект-личность, где профессиональная деятельность стимулирует все качественные переходы в четырехуровневой модели (т. е. переходы развития, а не переходы деградации), специфика взаимоотношений в среде и НТП предопределяет скорость преобразований среды и становления личности.
Под акмеолого-синергетическими ресурсами антропологического поля будем понимать мультисредовые преобразования, предопределяющие достижение и раскрытие наивысших достижений как отдельно взятой личности, так и среды в пространственно-временном ракурсе преобразования в целом того масштаба, который обеспечивает данные преобразования. Т.е. вершины развития и становления личности и общества являются ресурсами его и потенциальными возможностями.
Мультисреда – это результат включения личности в микро-, мезо-, макро- и мегасреды, объединяющие все свойства, качества, компетенции, знания, умения, навыки, ценности и прочие продукты психолого-педагогического генеза, системно отображающие личность как эталон и результат, продукт и единицу, творение и смысл всех преобразований в антропологическом пространстве, создавшем и реконструирующем человека с позиции всех достижений системы наук о человеке, прямо и косвенно связанных со всеми гранями культуры, науки, искусства в целом и в частности.
Моделирование и его результативность в структуре формирования культуры самостоятельной работы инженера-строителя есть функция и процесс включения личности в решения задач и проблем профессионально-делового уровня, обеспечивающих формирование таких ценностей, как становление, самоопределение, конкурентоспособность, мобильность, самосовершенствование, самореализация, а система принципов полисубъектного взаимодействия представляет собой набор векторов саморазвития, самореализации, самосовершенствования, рефлексии, гуманизма и толерантности, фасилитирующих становление личности в среде и деятельности. В данном преобразовании структур личности и общества в целом мультисредовый подход определяет наилучшие результаты в поиске и реализации идей гуманно-личност­ной педагогики, т.к. развивающаяся и зрелая личность включена в процесс общения и деятельности, то возникает необходимость синергетической ситуативной реконструкции среды, неустанно создающей личность, а в таком процессе и появляется мультисредовые преобразования личности социально и профессионально востребованной, мобильной, гибкой, гуманной, здоровой, креативной и пр. В структуре реализации идей обучения инженеров-строителей можно выделить наипростейший пример – строительство многоэтажного дома. Первый уровень – многоэтажный дом: социальное жилье – для многодетных семей, престарелых, сирот, инвалидов, малоимущих и т.д., – всех социально и экономически незащищенных слоёв общества. На его проектирование и реализацию проекта затрачиваются минимальные ресурсы, качество – по СНИП (строительные нормы и правила), отделка и первичное оснащение дома – минимальны. Второй уровень – многоэтажный дом, проектируемый по рыночной стоимости с минимальными затратами и специфическими проектно-строительными работами. На его проектирование и строительство уходит то количество материального обеспечения, которое может себе позволить данная категория граждан. Третий уровень – многоэтажный дом для людей среднего достатка. Специфика определяет содержание и качество данного объекта. Четвертый уровень – многоэтажный дом элитной проектировки, – строительство осуществляется по выделенным требованиям и той сумме, которую может оплатить данная категория граждан. Данная спецификация условна, а качество продукта не всегда связано только с материальным вложением, но и еще с тем уровнем общей, профессиональной и коммуникативной культуры строителей рабочих и ИТР, которые реализуют все профессионально-экономические и социально-этические отношения. Кроме того, культура самостоятельной работы будущего инженера-строителя обеспечивает ему неустанный рост в системе общепедагогических векторов преобразования личности, – это и самоопределение, и самосовершенствование, и самовоспитание, и самообучение, и саморазвитие, и самореализация, и пр.
Критерии сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя можно построить в следующей системе:
  • Организационно-деловой раскрывает перспективы ведущей деятельности и общения будущего инженера-строителя в контексте ее организации и формирования необходимых качеств, ценностей, компетенций.
  • Профессионально-акмеологический предопределяет выявление моделей, способов, методов, средств, условий, технологий, специфики и возможностей организуемой деятельности с позиции вершин формирования профессионализма и состоятельности, продуктивности и конкурентоспособности.
  • Информационно-коммуникативный высвечивает систему формирования общеучебных знаний, умений, навыков, компетенций, фасилитирующих включение в социально-профессиональные отношения и способствующие таким направлениям формирования и становления личности, как саморазвитие, самореализация, самосовершенствование.
Каждый критерий оценивается по показателям сформированности (уровни сформированности) сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя. Обозначим показатели сформированности (уровни сформированности) сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя: объектный (низкий), индивидуальный (допустимый), субъектный (средний), личностный (высокий). Низкий уровень – неудовлетворительно, допустимый уровень – удовлетворительно, средний уровень – хорошо, высокий уровень – отлично.
В системе работы по RP-технологии педагогического взаимодействия процесс формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя осуществляется в соответствии со спецификой дидактической и технологической работы, а уровни сформированности в экспериментальной выборке по результатам специальной и производственной практик представлены в таблице 1.
Под RP-технологией педагогического взаимодействия понимается уровневая технология педагогического взаимодействия, где практикуется репродуктивно-продуктивный способ изучения материала: изначально раскрывается содержание на репродуктивном уровне (4 звена: изучение нового материала; закрепление изученного; обобщение и систематизация; применение на практике), а затем на продуктивном (творческом) уровне продолжается планомерная, последовательная работа по формированию культуры умственного труда, культуры самостоятельной работы, профессиональной культуры; по развитию креативных (творческих) способностей, результатом которых является определенный продукт мыслетворчества студента, вобравший в себя его взгляд, стиль и образ мысли, формирующийся на протяжении всей его жизни. Под RP-уровнями понимается система уровневых заданий, где структурная основа представляет собой два диаметрально противоположных уровня, взаимно дополняющих друг друга: R – репродуктивный уровень с различными формами, методами, средствами репродуктивного обучения и контроля и P – продуктивный уровень с соответствующей системой обучения и контроля, обеспечивающий повышение уровня культуры самостоятельной работы, мотивации учения, активности обучающихся (слушателей) и т. д.

Таблица 1

Практика (специальная и производственная)

объектный (низкий)

индивидуальный (допустимый)

субъектный (средний)

личностный (высокий)

Количество студентов (чел.)

0

0

10

147

Относительный результат, %

0

0

6,37

93,63


Благодаря мультисредовому подходу и RP-технологии педагогического взаимодействия были получены высокие результаты сформированности профессиональной культуры, культуры самостоятельной работы, а выборка студентов охватывает всю совокупность студентов, обучающихся по специальности «270800 – Строительство» с 2003-2004 уч. г. по 2011-2012 уч. г.


Литература:
  1. Козырева, О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования : монография / О. А. Козырева. – Новокузнецк : Изд-во КузГПА ; МОУ ДПО «ИПК», 2007. – 385 с. – ISBN 5-85117-239-8.
  2. Матвеев А.А. Выпускная квалификационная работа в структуре сформированности культуры самостоятельной работы будущих инженеров-строителей / А. А. Матвеев, О. А. Козырева // Инновационные образовательные технологии в высшем образовании – 2011 : материалы II Международной научно-методической конференции г. Димитровград, 21 апреля 2011. – Димитровград : Технологический институт-филиал ФГОУ ВПО «Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия», 2011. – С.89-93.
  3. Матвеев, А. А. Некоторые функции формирования культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя / А. А. Матвеев, О. А. Козырева // Теория и практика педагогической науки : традиции, проблемы, инновации : материалы Международной научно-практической конференции : в 3-х. ч. – Ч. 3. – Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012. – С.109-113.
  4. Матвеев, А. А. RP-технология педагогического взаимодействия в структуре обучения будущих инженеров-строителей и педагогов / А. А. Матвеев, М. П. Кожин, О. А. Козырева, М. О. Меркушева // Педагогическое мастерство : материалы Междунар. заочн. научн. конф. (г. Москва, апрель 2012). : в 2-х. – Часть 2. – М. : Буки-Веди, 2012. – С. 281-283.
  5. Матвеев, А. А. Выпускная квалификационная работа как условие и результат сформированности культуры самостоятельной работы студентов инженеров-строителей / А. А. Матвеев, О. А. Козырева // Технологическое и профессиональное образование в России и за рубежом как фактор устойчивого развития общества : материалы V Международной научно-практической конференции :часть 2. – Новокузнецк, 2010. – С.92-95.
  6. Матвеев, А. А. Принципы и условия формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя / А. А. Матвеев, О. А. Козырева // Инновационные технологии в профессиональном образовании: сборник материалов II Всероссийской научно-методической конференции. – Грозный: изд-во «Грозненский рабочий», 2011. – С. 196-199.

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle