Библиографическое описание:

Проскуряков П. К., Карагаева Р. Р., Козырева О. А., Зубанов В. П. Особенности самореализации и социализации спортсменов в спортивной пулевой стрельбе [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 22-25.

Специфика и проблема самореализации и социализации спортсменов, занимающихся спортивной пулевой стрельбой в г. Новокузнецке, Кемеровской области (региональный аспект изучения) представляет собой интерес с позиции формирования гражданских ценностей и патриотизма, здорового образа жизни, культуры и спорта (получение высоких достижений), искусства преподавания и формирования потребностей в самореализации и саморазвитии.
Мы остановимся на направлениях нашего исследования, которое осуществляется в нескольких ракурсах: теоретическом – уточнении понятийного аппарата, фасилитирующего понимание, специфику и особенности организации исследования; разработке анкеты и модели исследования процессов социализации и самореализации спортсменов, занимающихся спортивной пулевой стрельбой в тире КМК (ныне ГОУДОД ОСДЮСШОР по пулевой стрельбе), изучение истории и специфики проведения тренировочных занятий; эмпирическом – выявление результатов спортсменов, занимающихся в ГОУДОД ОСДЮСШОР по пулевой стрельбе и их статистический анализ; выявление тенденций социализации и самореализации спортсменов, занимающихся стрелковым спортом.
Самореализация как категория современной педагогики рассматривается как категория, средство, метод, форма, ресурс, условие, продукт антропологической среды, системно отражающийся в моделях и результатах апробации данных моделей на практике. Специфика феномена «самореализация» в нашем исследовании будет лежать в области гуманно-личностной, продуктивной педагогики, отражающей идеи современности в ракурсе гуманизма, здоровьесбережения, акметехнологий и условий реализации условно бесконфликтных отношений (без деструктивных конфликтов). Ведь известно, что у спортсменов с раннего возраста формируются оптимальные условия развития и становления личности, где первостепенны социализация, саморазвития, самосовершенствование, самореализация. А процесс самореализации в стрелковом спорте имеет ряд преимуществ, которые доступны только данному виду спорта. Несомненно, есть и ограничения, связанные с выбором данного спорта профессиональным. Но мы будем акцентировать на позитивных направлениях деятельности спортсмена-профессионала в стрелковом спорте.
Хотелось бы заострить внимание, что спортивная пулевая стрельба – это сложный, координационный и физически трудный спорт, и чтобы добиться высоких результатов – необходимо постоянно работать над собой согласно методике организации тренировочного процесса. Спортивная пулевая стрельба требует всестороннего развития, а посему является идеальным средством формирования личности. Так можно отметить, что стрелок – это не просто человек, умеющий стрелять из оружия, а человек с очень устойчивой психикой, отлично развитыми физическими качествами, такими как выносливость, сила и реакция, аналитическими способностями и гибкими стратегиями выступлений на соревнованиях.
Стрелковый спорт развивается в г. Новокузнецке с 50-х годов ХХ века. Организовывались стрелковые клубы на предприятиях, организациях, вузах, техникумах, школах. Стрелковые учреждения существовали в каждом районе города. Ведущая роль в городе принадлежала стрелковому тиру КМК. Стрелковый спорт на КМК начал развиваться в начале 50-х годов со строительством 50-ти метрового тира на стадионе «Металлург». Организатором стал штатный инструктор тира подполковник запаса Д. С. Терещенко. С 2010 года на базе тира КМК создана областная специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по пулевой стрельбе. Возглавляет ее Д. А. Давыдов.
Под самореализацией будем понимать процесс самостоятельной постановки цели и задач развития и взаимодействия субъекта деятельности и общения в личностно, социально и профессионально значимых направлениях, фасилитирующих социализацию и продуктивность отношений как мерил истинности реконструируемой модели и практики данного процесса.
Под самореализацией будем понимать средство и механизм саморазвития, самосовершенствования и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегасредах в различных направлениях социокультурной, профессиональной и профессионально-педагогической деятельности и общения.
Под самореализацией в стрелковом спорте будем понимать претворение модели саморазвития и самосовершенствования в контексте идей продуктивной педагогики и состоятельности многофункциональной практики спортсмена, фасилитирующих поиск и решение противоречий самоопределения, саморазвития, самосовершенствования в деятельностно-практической и досуговой сферах взаимоотношений.
Под продуктами деятельности спортсмена в стрелковом спорте мы будем выделять продукты саморазвития (материально оформленные – статьи, книги, рукописи и пр., неоформленные или неосознанные, т.е. интуитивно построенные – стратегии, модели, идеи и пр.) и соревнований (различные уровни соревнований и их награды).
Под социализацией будем понимать процесс реализации условий социального, социально-педагогического, профессионального отношений, в ходе которых человек-индивид-субъект-лич­ность востребованы в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, раскрывающих специфику деятельности и общения данного человека в среде определенного уровня (микро-, мезо-, макро- и мега-), включенного в описываемый процесс и корректируемый извне и самостоятельно результатами и практикой достижений и продуктов деятельности и общения как одного рассматриваемого человека, так и общества в целом.
Известно, что модели социализации и самореализации взаимосвязаны [1], специфичность выбранного направления отражает перспективы социального и социально-профессионального взаимодействия, т.е. это – спорт, наука, искусство и религия.
Педагогические условия социализации и самореализации обучающихся лежат в поле систем принципов социально-педагогического взаимодействия, фасилитирующих понимание и построение профессиональной и педагогической деятельности, предопределяющих выявление акмеперспектив личности в одном или нескольких видах деятельности, в ходе которой и рождается личность, способная, гибкая, креативная, продуктивная и состоятельная.
Совокупность принципов, сведенных к системе, в современной педагогической теории и практике представляет собой типичную задачу продуктивной гуманно-личностной педагогики. Опыт моделирования и апробации такой работы осуществлялся и осуществляется на занятиях по педагогике в Новокузнецком училище олимпийского резерва (НУОР) и Кузбасской государственной педагогической академии (КузГПА) [3, 4].
Мы попытаемся сформировать систему принципов социально-профессионального взаимодействия в подготовке будущих профессионалов:
1. Принцип состоятельности идей продуктивной педагогики в подготовке спортсменов и реализации модели воспитания, обучения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации и социализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах:
  • принцип научности, системности, систематичности, доступности, последовательности, актив­ности, культуросообразности и природосообразности как основа репродуктивной составляющей в педагогической практике, лежащей в структуре знаний продуктивной педагогики фунда­мен­том или являющейся фундаментальным явлением со времен отца дидактики – Я.-А. Ко­менс­кого;
  • принцип иерархичности, многофункциональности и гибкости организации тренировочного процесса;
  • принцип синергетичности и диалектичности развития личности спортсмена;
  • принцип индивидуализации и эзотеричности педагогического, социально-педаго­ги­чес­ко­го и профессионально-педагогического взаимодействия;
  • принцип единства и преемственности в планировании и организации деятельности и общения у спортсмена в коллективе и тренировочном процессе;
  • рационализации и оптимизации в построении и реконструкции модели профессиональной деятельности в контексте самореализации, социализации и самосовершенствования спортсмена.
2. Принцип формирования самостоятельности, культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры спортсмена.
3. Принцип личностного развития спортсмена в тренировочном процессе и на соревнованиях различных масштабов:
  • принцип формирования личности через деятельность и общение;
  • принцип ситуативного раскрытия способностей в структуре ведущей деятельности спортсмена и реализации программы самосовершенствования, саморазвития и самореализации;
  • принцип формирования характера, воли, качеств, самооценки, уровня притязаний и иерархии мотивов и ценностей, фасилитирующих процессы самореализации и социализации в микро-, мезо-, макрои мегамасштабах;
  • принцип реконструкции модели самореализации и социализации в спорте через науку и искусство.
4. Принцип выявления допустимости моделируемых и апробируемых инноваций с позиции идей здоровьесберегающей педагогики.
Анкета

Врезка1

Для организации анкетирования выберем 2 группы, состоящих из 20 спортсменов, занимающихся в ГОУДОД ОСДЮСШОР по пулевой стрельбе. Анкетирование проведем в двух группах – мастеров и новичков. В данных группах выделим по 20 человек. Затем сопоставим их результаты со средним значением, сведем к таблитизированной форме отображения результатов анкетирования и анализа продуктов деятельности спортсмена, содержащей и статистические расчеты по доказательству гипотезы проводимого нами исследования, и относительные величины, характеризующие как каждого респондента отдельно, так и группу в целом.
Процесс изучения особенностей самореализации и социализации спортсменов в спортивной пулевой стрельбе носит характер выявления тенденций, закономерностей и условий принципов социально-профессионального взаимодействия, констатации и доказательства влияния специфики, антропологической и синергетической обусловленности мультисреды, раскрывающей личность в различных аспектах деятельности и общения, процессов социального и социально-пе­да­го­ги­чес­ко­го взаимодействия, самоопределения, саморазвития, самореализации, самосовершенствования, характеризующих личность в структуре поэтапного развития, начиная с объектного уровня, затем переходя к индивидуальному уровню сформированности личности с позиции формирования культуры самостоятельной работы спортсмена, занимающегося спортивной пулевой стрельбой, затем переходя к субъектному и личностному уровню, характеризующим состоятельность идей социального и социально-профессионального взаимодействия в микро-, мезо-, макро- и мегасредах.

Литература:
  1. Козырева, О. А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА , 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
  2. Козырева, О. А. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 279 с. [ + приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–353–0.
  3. Кошелев, А. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: монография / А. А. Кошелев, О. А. Козырева. – Новокузнецк : изд-во КузГПА, 2012. – 113 с. – ISBN 978-5-85117-675-3.
  4. Горбунова, И. А. Профессионально-педагогический кейс педагога по физической культуре: учебное пособие / И. А. Горбунова, О. А. Козырева. – Кемерово : изд-во КРИПКиПРО, 2012. – 79 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978-5-7148-0378-9.
  5. Гайко, М. Е. Спортивная пулевая стрельба как средство формирования, саморазвития и самореализации личности в стрелковом спорте в Новокузнецке / М. Е. Гайко, П. К. Проскуряков, О. А. Козырева // Инновации в науке: связи с общественностью, образование, экономика как детерминанты развития специалиста XXI века : сборник статей Международной научно-практической конференции. – Новокузнецк: КузГПА, 2011. – С. 135-137.

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle