Библиографическое описание:

Ткаченко И. Г., Масько Н. Н. Ролевая игра как метод мотивации изучения немецкого языка в средней школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

На сегодняшний день в большинстве российских школ значительно сокращается количество учащихся, желающих изучать немецкий язык. Данная тенденция связана, прежде всего, с усилением позиций английского языка, который занимает лидирующее место в мире. Этому вопросу было посвящено выступление Е.В. Минахина на международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения и преподавания немецкого языка в России» (Москва, 2010) где автор отметил бесспорные приоритеты английского языка в современном языковом [5, с. 121]. Это обусловлено, прежде всего, по словам того же автора, социальным заказом общества и требованиями, предъявляемыми к образованной, всесторонне развитой личности.

Однако было бы ошибочным считать, что в нашей стране отсутствует социальный заказ на специалистов, владеющих немецким языком. В этой связи, вслед за М.Ф. Малининой, отметим, что управлять динамикой престижности или непрестижности иностранного языка достаточно сложно, но можно несколько «редуцировать» процесс наступления английского языка на образовательные программы через популяризацию других языков, такого как немецкий [4, www].

Возникает вопрос: как вызвать интерес у учащихся к немецкому языку, какие практические методы можно и нужно применять в работе, чтобы сформировать стойкую положительную мотивацию в отношении немецкого языка, чтобы добиться наиболее оптимального усвоения его базового уровня, особенно на средней ступени обучения иностранному языку. Ведь именно на средний этап обучения иностранному языку приходится снижение интереса и основной причиной угасания мотивации является сам процесс овладения иностранным языком, который предполагает постепенное, но не мгновенное, накопление «строительного материала» [2]. В результате этого довольно длительного процесса наступает фаза угасания интереса и, как следствие, уменьшение мотивации, «потеря встречной активности, ослабление воли, направленной на овладение иностранным языком, и снижение в целом успеваемости» [7, с. 5].

Именно в этой ситуации, чтобы не допустить остановки основного «запускного механизма» (И.А. Зимняя) все начинает зависеть от умелой работы учителя иностранного языка, со стороны которого должны быть созданы такие предпосылки, сформированы такие основания, на базе которых у учащихся возникнет личная заинтересованность в изучении немецкого языка. Другими словами, учитель может лишь опосредованно повлиять на мотивацию учащихся к изучению немецкого языка, являющую собой, по Г.В. Роговой, «сторону субъективного мира ученика, которая определяется его собственными побуждениями и потребностями» [7, с. 6]. В свете сказанного добавим, что учитель должен постараться перевоплотиться в ученика, встать на его место. Но подобное перевоплощение возможно лишь в случае хорошего знания своих учеников, их интересов и индивидуальных особенностей. Учитель, как отмечает Г.В. Рогова, должен также представлять себе весь арсенал мотивационных средств, все типы и подтипы мотивации и их резервы [7, с. 6].

Современной методике обучения иностранным языкам известно большое количество разнообразных методов и приемов мотивации учащихся. В связи с этим немаловажным оказывается вопрос эффективности тех конкретных методов и приемов мотивации, которые предлагает современная методика. Выбор методики или методов мотивации изучения немецкого языка зависит, как считают исследователи, от нескольких факторов: во-первых, от подхода, в рамках которого осуществляется процесс обучения немецкому языку; во-вторых, от структурного и содержательного плана работы; в-третьих, от языкового материала, который используется в процессе обучения немецкому языку.

В своем исследовании мы проанализировали наиболее часто используемые методы мотивации изучения немецкого языка в средней школе. Так, Н.А. Прелатова в работе с учащимися использует учебно-речевые игры, которые, по словам автора, имеют определенную методическую цель, повышают и поддерживают интерес к общению [6, www]. Д.В. Фоминых применяет различные методы и приёмы, в число которых входят различные виды сказок, нестандартные формы проведения уроков, еженедельные олимпиады по языку, необычные формы предъявления изучаемого материала, внеурочная работа по предмету, что способствует развитию познавательных мотивов учащихся при изучении иностранного языка. Е.Р. Антоненко основным методом мотивации изучения иностранного языка считает использование на уроке компьютера, что создает такие условия, при которых «учащиеся выходят навстречу знаниям, ибо получаемое в готовом виде часто скользит мимо их сознания и не оседает в памяти [1, www].

В рамках нашего научного исследования остановимся на ролевой игре как методе мотивации изучения иностранного (в нашем случае немецкого) языка. Ведь, как отмечает Н.И. Гез, «ситуация ролевого общения является стимулом к развитию спонтанной деятельности, если она является связанной с решением определенных проблем и коммуникативных задач» [3, с. 57]. Ролевая игра есть «форма организации коллективной учебной деятельности на уроке иностранного языка, имеющая своей целью формирование и развитие речевых навыков и умений в условиях, максимально близких к условиям реального общения» [9, с. 21]. Кроме того, использование ролевых игр в обучении немецкому языку позволяет тщательно изучить ситуацию, проанализировать, оценить ее сквозь призму собственного опыта и знаний. Отметим также, что ролевая игра – работа в сотрудничестве, совместная деятельность, позволяющая более глубоко изучить и понять проблему, положительно повлиять на межличностные отношения учащихся внутри группы, повысить коммуникативные способности учащихся и их самооценку. В этой связи процитируем слова И. Швердтфегера: „Das Rollenspiel gewinnt eine größere Möglichkeit, den Lernenden das Maß der persönlichen Betroffenheit beim Gebrauch der Zielsprache zu verdeutlichen... Es wird der sprachlichen Kreativität ein Raum geschaffen“ – Ролевая игра дает огромную возможность продемонстрировать учащимся величину собственного смущения в процессе использования иностранного языка… Это способствует созданию определенной атмосферы для языкового творчества (перевод автора).

В свете сказанного отметим, что ролевая игра обладает большими возможностями в практическом, образовательном и воспитательном плане. Она способствует расширению сферы общения. Это предполагает предварительное усвоение языкового материала в тренировочных упражнениях и развитие соответствующих навыков, которые позволяют учащимся сосредоточиться на содержательной стороне высказывания. Поэтому ролевой игре следует отводить достойное место на всех этапах работы над темой. В задачи педагога входит подготовить учащихся к полноценной взрослой жизни, к полноценному общению с людьми в любых сферах деятельности и в любых ситуациях. С этой точки зрения в процессе применения ролевой игры как метода изучения немецкого языка мы, вслед за Г.Е. Филатовой [8, с. 43], руководствуемся рядом основных правил:

  • о предстоящей игре учащиеся должны узнать на первом уроке по теме;

  • на первом же уроке начинается подготовка к игре: намечается сюжет, распределяются роли, обсуждается реквизит;

  • сама игра проводится на последнем уроке и является обобщающим, завершающим этапом работы над темой;

  • все остальные уроки по теме служат ступенями языковой и неязыковой подготовки к игре.

В соответствии с выше сказанным отметим, что применение на уроках ролевых игр даст учителю мгновенную обратную связь с учениками, повысит эффективность всего учебного процесса, поможет сохранить интерес учащихся и изучению немецкого языка на всех этапах обучения и на среднем этапе в частности.


Литература:

  1. Антоненко Е.Р. Компьютер как средство мотивации и индивидуализации обучения. – http://sksvu.ucoz.ru/publ/1-1-0-4.

  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с.

  3. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: Учебник / Н. И. Гез, М. В. Ляховицкий, А. А. Миролюбов и др. – М.: Высш. школа, 1982. – 373 с.

  4. Малинина М.Ф. Формирование мотивации изучения немецкого языка в общеобразовательной школе – http://shkola-n38.narod.ru/doc/german_why_not.doc

  5. Минахин Е.В. Особенности мотивации учащихся общеобразовательных учреждений и их родителей к выбору немецкого языка в качестве основного в условиях модернизации образования РФ // Актуальные вопросы изучения и преподавания немецкого языка: Язык как основа сохранения и развития идентичности российских немцев: Материалы международной научно-практической языковой конференции. – Москва, 28 октября – 01 ноября 2009 г. – М.: «МСНК», 2010. – 140 с.

  6. Прелатова Н.А. Мотивация в изучении иностранного языка – http://www.prityki.net/?s=

  7. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. – М.: Просвещение, 1991. – 287 с.

  8. Филатова Г.Е. И еще несколько слов о ролевой игре // КЛАСС! – Ростов-на Дону, 1996. – № 1-2. – С. 41-43.

  9. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков) под редакцией Азимова Э.Г., Щукина А.Н. – СПб: Златоуст, 1999.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle