Библиографическое описание:

Богачева Л. С. Компетентность и компетенция как понятийно-терминологическая проблема [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется глобальными преобразованиями во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе и в сфере профессионального образования. Современный рынок труда, основными характеристиками которого выступают гибкость, изменчивость и высокая инновационная динамика, предъявляет новые требования к соискателям рабочих мест. Среди этих требований выступают: готовность к непрерывному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации, грамотная деловая коммуникация, способность к кооперации (сотрудничеству), действиям в нестандартных и неопределенных ситуациях, способность к принятию ответственных решений, критическому мышлению, самоуправлению поведением и деятельностью, навыки работы с различными источниками информации и эффективного поведения в конкурентной среде, в условиях стрессогенных факторов и т.д. Как мы видим, требования работодателей определяются не столько знаниями выпускников высших учебных заведений, сколько способами деятельности («умение», «способность», «готовность»).

Таким образом, речь идет об особых новых образовательных результатах системы профессионального образования, в рамках которых знания выступают необходимым, но не достаточным условием достижения требуемого качества профессионального образования – о «профессиональной компетентности» и таких ее составляющих как специальные профессиональные и ключевые (базовые) компетенции.

Эти изменения в части целей образования нашли свое отражение в Федеральном законе «Об образовании», в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, в решении Коллегии Минобрнауки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации» в 2005 г., в Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг., что определило характер российского образования как компетентностно-ориентированного.

В современной отечественной педагогике понятия «компетентность» и «компетенция» активно начали употребляться в 90-е гг. ХХ века в работах П.П. Борисова, И.А. Зимней, В.А. Кальней, А.Г. Каспржак, В. Ландшеер, А.А. Пинского, М.В. Рыжакова, А.В. Хуторского, М.А. Чошанова, Е. Шишова, Б.Д. Эльконина др. В настоящее время, в силу формирования концепции компетентностного подхода, существует проблема единого определения содержания терминов «компетентность» и «компетенция». Осуществленный нами анализ научной литературы выявил терминологическую разобщенность мнений по данному вопросу.

Приступая к анализу позиций исследователей по данному вопросу, обратимся к лингвистическому толкованию данных лексем. В Толковом словаре русского языка находим следующие определения: «Компетентный – знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-либо области; а также второе значение – обладающий компетенцией [5]. В «Большом энциклопедическом словаре» под компетенцией понимается: 1) круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области» [1, с.557]. Как мы видим и в том и в другом анализируемом понятии присутствует знаниевый компонент, а также компонент сферы деятельности. Выявить специфику данных понятий и определить отношения между двумя научными категориями становится целью нашего доклада.

Группа разработчиков новых образовательных стандартов во главе с академиком В.Д. Шадриковым исходит из определения, согласно которому, «компетентность – это новообразование субъекта деятельности, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности» [9, с.5]. Компетенция – это круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав. «Таким образом, мы видим, что компетенция относится не к субъекту деятельности, а к кругу вопросов, относящихся к деятельности. Другими словами, компетенции – это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать. Компетентность же относится к субъекту деятельности. Это приобретение личности, благодаря которому человек может решать конкретные задачи» [10, с. 15].

В рамках традиционного понимания результата образования осознается компетентность Э.Ф. Зеером. По его мнению, компетентность это интегративное качество личности, включающее в себя систему необходимых знаний, умений и навыков, достаточных для выполнения определённого вида профессиональной деятельности [2, c.23].

Л.Ю. Степашкина определяет компетентность через «…умение человека мобилизовать в конкретной ситуации полученные знания и опыт» [4].

Уточняя качественные характеристики компетентности, М.A. Чошанов выделяет три основных: критичность мышления, мобильность знания, вариативность метода, используемого при решении функциональных задач [8, с. 4]. Причем под первым понимается способность специалиста из «множества решений выбирать наиболее оптимальное, аргументировано опровергать ложные решения, подвергать сомнению эффектные, но не эффективные решения» [8, с. 4]. Такое качество как мобильность знания подразумевает способность человека к постоянному обновлению знания, освоению новой информации. Третья характеристика вариативность метода фиксирует умение специалиста из множества методов и способов решения проблемы найти наиболее оптимальный для данных ситуативных условий.

Как ситуативно-деятельностную категорию, рассматривают компетентность А.Г. Бермус, Г.К. Селевко, О.М. Мутовкина, С.Е. Шишов, А.В. Хуторской. С позиции данных ученых, это не просто набор знаний, умений, навыков и личностных качеств, а способность использовать их в конкретной ситуации. Соотношение двух категорий попытался описать А.В. Хуторской. По его мнению, «компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [7]. Таким образом, если компетенция – заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке человека, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере, то компетентность – уже состоявшееся качество личности (совокупность качеств) ученика и минимальный опыт деятельности в заданной сфере [6, с. 62].

Интересное уточнение вносит в понимание термина «компетенция» как составляющей «компетентности» И.А. Зимняя. Под компетенцией она предлагает понимать «…некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования: знания, представления, программы (алгоритмы) действий, систем ценностей и отношений, которые затем выявляются в компетентностях человека» [3, с. 40]. Такое понимание основных категорий педагогики сквозь призму культуры человека, его воспитанности и ценностей, позволяет решать не только методологические проблемы, но и проблему качества образования в общем контексте его гуманизации.

Обобщая мнения исследователей по вопросу специфики терминов компетентность/компетенция подчеркнем обобщенный интегральный характер этих понятий по отношению к «знаниям», «умениям» и «навыкам» (не противоположный им, а включающий в себя все их конструктивное содержание.) В понятие компетенции в качестве структурных компонентов входят знания, умения, навыки, а также личностные качества (инициативность, целеустремленность, способность к целеполаганию, ответственность, толерантность и пр.), социальная адаптация (умение работать в команде и вне ее), критическое мышление, а также опыт профессиональной деятельности в избранной сфере. Лишь в совокупности эти компоненты формируют поведенческие модели, а соответственно компетентность человека в решении поставленных перед ним задач.

Предложенное выше рассмотрение компетенции/компетентности в общем плане становления компетентностного подхода к образованию свидетельствует, как это отмечается всеми исследователями, об очень большой сложности их измерения и оценивания, что дает возможность наметить новые пути в разработке данного научного направления.


Литература:

  1. Большой энциклопедический словарь. – М., 1997. – 1456 с.

  2. Зеер Э.Ф. Ключевые компетенции, определяющие качество образования. // Образование в Уральском регионе: научные основы развития: Тез. докл. II науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед.ун-та. – 2002. – Ч.2. – С. 23-25.

  3. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 34-42.

  4. Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции. // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября. – http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-09.htm.

  5. Толковый словарь русского языка // http://www.vedu.ru/ExpDic/12640.

  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования. // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

  7. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002. – http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

  8. Чошанов М.A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие – М.: Народное образование, 1996. – 160 с.

  9. Шадриков В.Д. Базовые компетенции педагогической деятельности. // Сибирский учитель. – 2007. – N 6. – С. 5-15.

  10. Шадриков В.Д. Личностные качества педагога как составляющие профессиональной компетентности. // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Психология – № 1. – 2006. – С. 15-21.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle