Библиографическое описание:

Михайлова Е. А. Конфликтная составляющая современных теорий воспитания [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

В настоящее время в России идет активное формирование образовательной парадигмы. Все больше школ выбирают ту или иную теорию воспитания в качестве основы своего развития. Педагоги и родители заинтересованы в получении не только высоких показателей в учебе, но и развитии учеников как полноценных личностей, способных к быстрой социализации, а значит и успешности во взрослой жизни. Во многом этому способствует умение ученика адаптироваться к непростым жизненным обстоятельствам и ситуациям. Одними из видов таких ситуаций являются конфликты.
В данной статье делается попытка проанализировать современные теории воспитания на наличие в них конфликтной составляющей, иначе говоря, как может повлиять выбор той или иной теории воспитания на формирование конфликтоустойчивости современного ученика, а значит и на способность его социализации в обществе.
На сегодняшний день можно выделить следующие современные теории воспитания:
  • Гуманистическую (воспитание основывается, в первую очередь, на развитии творческих, интеллектуальных возможностей);
  • Теорию духовного воспитания (воспитание духовных, нравственных качеств);
  • Технократическую (воспитание на основе умения подчиняться, строго следовать правилам);
  • Антропоцентрическую (воспитание естественных способностей ученика без подавления его воли);
  • Государственно-политическую (воспитание подчинено государственным принципам, целям);
  • Функционально-ролевую (воспитание основывается на доминировании общественных интересов над личными);
  • Традиционную (воспитание на основе сложившихся традиций).
Для начала стоит вспомнить, что «конфликт есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей» [1, с.43]. Конфликт проходит в своем развитии несколько стадий: предконфликтная – конфликт зарождается, конфликтная – конфликт в развитии, постконфликтная – конфликт заканчивается.
Итак, рассмотрим теории воспитания на наличие конфликтной составляющей, разберем ее положительные и отрицательные воспитательные проявления.
1.Гуманистическая теория воспитания

2.Теория духовного воспитания


3.Технократическая теория воспитания



4. Антропоцентрическая теория воспитания

5. Государственно-политическая теория воспитания



6. Функционально-ролевая теория воспитания


7. Традиционная теория воспитания

Каждая из вышеупомянутых теорий имеет свои особенности, сильные и слабые стороны, развитие которых как в положительном, так и в отрицательном направлении во многом зависит от учителя. В рамках этих особенностей значимую роль играет конфликтная составляющая, от правильного выделения и регулирования которой зависит эмоциональная стабильность, стрессоустойчивость и степень конфликтности ученика, успешность его будущей социализации. Каждый учитель, сделав свой выбор в пользу той или иной теории воспитания, должен ответственно проанализировать все возможные последствия с точки зрения наилучшего воспитания будущего поколения.


Литература:
  1. Конфликтология / Под редакцией В. П. Ратникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
Основные термины (генерируются автоматически): теории воспитания, современные теории воспитания, духовного воспитания, современных теорий воспитания, иную теорию воспитания, Теорию духовного воспитания, 2.Теория духовного воспитания, наилучшего воспитания будущего, 1.Гуманистическая теория воспитания, конфликтной составляющей, воспитание естественных способностей, конфликтоустойчивости современного ученика, степень конфликтности ученика, следующие современные теории, непростым жизненным обстоятельствам, воспитание духовных, наличие конфликтной составляющей, формирование образовательной парадигмы, умение ученика, вопросы современной педагогики.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle