Библиографическое описание:

Щербакова И. И., Чеснова Е. Л., Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю. Культура самостоятельной работы педагога по физической культуре в структуре успешности профессионально-педагогической деятельности [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Профессионально-педагогическая деятельность и ее успешность с точки зрения здоровьесберегающих основ современной педагогической теории и практики представляет интерес не только у педагогов по физической культуре, но и у широкого круга исследователей и просто любопытствующих или самосовершенствующихся родителей и лиц, заинтересованных в качественном образовании нашего подрастающего поколения.
Под профессионально-педагогической деятельностью будем понимать совокупность гносеолого-герменевтической, аксиолого-акмеологической, социокультурной и субъектно-личностной составляющих педагогического взаимодействия, реализуемого педагогом-профессионалом, системно трансформирующем опыт социальных отношений в деятельности и общении у обучающихся и воспитанников в контексте решения системы противоречий современной педагогики, отражающих поставленные перед обществом цели и задачи современного образования, обучения, развития, воспитания, социализации, самоопределения, самореализации, саморазвития и самосовершенствования.
Под культурой самостоятельной работы педагога по физической культуре (КСР педагога по ФК) будем понимать механизм и средство саморазвития, самореализации, самосовершенствования в структуре профессионально-педагогического взаимодействия педагога в контексте идей гуманно-личностной и здоровьесберегающей педагогики, исследуемой нами по продуктам деятельности педагога в системе образования и мультисредовых отношений (объективно-деятельностный компонент сформированности КСР) и отзывам, характеристикам, поведению коллег (объективно- или субъективно-деятельностный или культурологический компонент сформированности КСР).
Культура самостоятельной работы педагога будет рассматриваться нами с позиции 4-х уровневого преобразования внутреннего мира личности педагога и внешних его проявлениях (см. феноменологическую модель, а также этапы и уровни сформированности КСР педагога).

Феноменологическая модель сформированности КСР педагога

Мультисреда – это единое биоэнергетическое поле, создаваемое природой и действием объектов и субъектов социального или воспитательно-образовательного пространства в ситуациях, связанных с деятельностью и общением в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, накладывающих свои гносеологические и методологические векторы на систему преобразования, жизнедеятельности и развития внутреннего (человек, индивид, субъект, личность) и внешнего (объекты и субъекты) генеза. Это описание можно проиллюстрировать феноменологической моделью формирования КСР педагога. В течение всей жизнедеятельности у педагога формируется система качеств, компетенций в структуре человек-индивид-субъект-личность, которая фасилитирует определение и понимание всех условий и продуктов антропологической среды в ее микро-, мезо-, макро- и мегахарактеристиках в моделях деятельности и общения.

Этапы и уровни сформированности КСР педагога:

Первый уровень – это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.).
Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов.
Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств.
Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педагоги­ческого взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
Данные этапы и уровни необходимо пересмотреть с позиции идей здоровьесберегающей педагогики и специфики профессионально-педагогической деятельности педагога по физической культуре, а также внести в систему данных уровней критерий успешности и отразить в модели его объективную и субъективную грани сравнения.
Профессионально-педагогическая деятельность и ее успешность в таком контексте представляет собой куклу, которой играет общество обучающихся, коллег, родителей, граждан с ее ресурсами (внутренний мир, достижения, модели преобразования объективной реальности в контексте социализации, самоопределения, самореализации, саморазвития, самосовершенствования и других категориальных феноменологических явлений, раскрывающих личность профессионала с позиции современной педагогической теории и практики). И как любая кукла, которой играет ребенок (ребенок – это взрослеющий сообразно различным средовым преобразованиям неустанно, целеустремленно, ситуативно, индивидуально, с пространственно-временными ограничениями и возможностями обучающийся) профессионально-педагогическая деятельность может быть с позиции внутреннего (сам педагог ее оценивает) и внешнего (оценивают обучающиеся, студенты, воспитанники, родители, коллеги, общество, государство, цивилизация и пр.) востребована, любима, состоятельна, дорога, конкурентоспособна, а в среде и деятельности трудолюбива, продуктивна, креативна и пр.
Под успешностью профессионально-педагогической деятельности будем понимать выявление продукта личностно, социально и профессионально значимого в контексте историко-культурных, пространственно-временных, субъектно-личностных, деятельностно-практических, гносеолого-герменевтических, аксиолого-акмеологических, антрополого-системных механизмов, средств и условий изучения, сравнения и систематизации результатов труда в рамках реализации основ профессионального взаимодействия педагога.
Успешность профессионально-педагогической деятельности мы будем исследовать по профессионально-педагогическим кейсам, портфолио, анкетам, беседам.
Представим одну из анкет, фасилитуирующую понимание и результат анализа системы преобразований внутреннего и внешнего генеза в становлении педагога-профессионала.

Врезка1

Данная анкета в материале выше представленных вопросов представляет собой лист формата А4 с линованными линиями для ответов, которых достаточно, чтобы вписать свой продуманный ответ.
Другая анкета представляет собой оценку достижений коллеги. Она разработана для изучения особенностей оценки педагогов другими педагогами и состоит из вопросов, которые фасилитируют понимание аксиолого-герменевтического генеза профессионально-педагогической практики коллеги. Данный материал может быть как объективным, так и субъективным. Совокупность достижений можно взять из личного листка по учету кадров и трудовой книжки. Субъективность оценки свидетельствует о некоторой деформации социально-профессионального или личностного генеза, где успех и результат иногда рассматривается в системе предоставления данных, которые заведомо являются ложными или зависть, корысть, ревность и прочие отрицательные чувства не могут объективно отразить всё то, что коллега сделал на текущий момент педагогической практики. Эту анкету можно заполнить при непосредственном общении с другим педагогом, чтобы не травмировать сознание его интересом к работе и личности коллеги. Кроме того, выявленное в ходе беседы будет объективнее с позиции истинной оценки заслуг и труда данного педагога.

Врезка2

Любое исследование не должно наносить вреда здоровью испытуемого, поэтому все полученные результаты должны быть представлены в последующих работах (статьях) в форме с шифрами или порядковыми номерами в списке анализа данных.
Никто не может утверждать об истинности всех выявленных закономерностей и условий, способов и результатов, ценностей и компетенций, моделей и практики педагогической деятельности в стопроцентной защите от субъектного и субъективного актов проделанной работы, т.к. полисубъектное пространство всегда имеет в себе данные тенденции, без которых на современном этапе организации социологических и психолого-педагогических исследований нельзя обойтись. Все характеристики и оценки мы даем с позиции модели Анаксагора «Человек есть мера всех вещей».

Литература:
  1. Козырева, О.А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография / О.А. Козырева. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. – 410 с. – ISBN 978–5–7148–0346–8.
  2. Kuzspa.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle