Библиографическое описание:

Кошелев А. А., Козырева О. А., Сметанникова Ю. Б., Шварцкопф Е. Ю. Портфолио как результат формирования культуры самостоятельной работы школьника [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающегося как дидактическая единица процесса обучения, социализации, саморазвития, самореализации представляет собой единичный факт получения такого рода результата, детально иллюстрирующего качественное протекание процесса и выявление позитивных преобразований как в структуре личностного генеза, так и в структуре деятельностного, культурологического и полисистемного (мультисредового) генезов. В процессе индивидуального обучения данная возможность доказана многовековой практикой домашнего воспитания и обучения, в результате чего личность ситуативно и осмысленно воспринимает социальный опыт с его культурологическими, деятельностными, акмеологическими, аксиологическими, мультисредовыми, антропологическими нюансами ретрансляции и восприятия социальных норм, приоритетов, эталонов культуры и деятельности в системе ограничений и возможностей саморазвития, социализации, самореализации и самосовершенствования.
Необходимо уточнить, как возможность формирования культуры самостоятельной работы обучающихся связана с результативностью данной деятельности, т.е. выделить критерии и показатели сформированности культуры самостоятельной работы обучающихся в спектре распределения способностей, склонностей, предпочтений, уровня здоровья, качества жизни семьи и социального и профессионального статуса родителей, сформированности мотивации учения, уровня притязаний личности, сформированности интеллектуального, физического, социального, трудового и прочих видов воспитания в системе полисубъектных отношений. Известно, что на результативность формирования любого качества влияют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам относят наследственность, т.е. система генетических ограничений, предопределяющих результаты самореализации и саморазвития личности в среде и деятельности, в культуре и спорте, в науке и искусстве и пр. К внешним факторам относят факторы социальной среды и педагогического взаимодействия.
Продуктивность как качество личности рассматривается рядом педагогов с позиции креативности, гуманизма, состоятельности, конкурентоспособности, устойчивости, мобильности и прочих ценностей современного педагогического поля, реализующего цели и задачи современного образования на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.
Если выделить общепринятые критерии сформированности культуры самостоятельной работы – личностный, социальный и профессиональный, то можно упустить тот факт, что в условиях учета особенностей нормального распределения всех качеств и характеристик у обучающегося, можно потерять саму личность, выступающую в полусубъектные отношения и преобразования на микро-, мезо-, макро- и мегауровнях.
Всевозможные достижения у обучающегося могут представлять труд педагогической практики и системной мотивации достижений результатов в достаточно высоком уровне притязаний личности, включенной в неустанный процесс смены ролей, отношений, моделей социализации, саморазвития, самореализации, где роль среды и поля профессионалов и педагогов недооценить не возможно. Так практика моделирования портфолио обеспечивает своеобразное поле саморазвития, социализации и самореализации обучающегося в деятельности и общении на различных уровнях рассмотрения данного феномена или явления.
Портфолио – совокупность объективных, систематизированных, структурно-взаимосвязанных данных о человеке как субъекте деятельности и культуры, составленных и представленных лично или заинтересованным лицом (родители, тренера, воспитатели, педагоги и пр.), отражающих достижения данного субъекта в различных областях деятельности, науки, культуры, искусства, спорта и пр.
Цель портфолио – наглядное, структурно-содержательное, объективное, субъектно ориентированное отражение результатов деятельности и общения школьника, обучающегося суза (среднего учебного заведения) или любого другого субъекта обучения и образования в свободной, воспитательно-образовательной среде, создание перспектив ближайшего и дальнего развития, определяющих принятие моделей социализации и саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
Рассмотрим портфолио с позиции сохранения по четырехуровневой модели форми­рования самостоятельности обучающегося:
1) репродуктивный уровень – уровень, на котором обучающийся по аналогии составляет свой продукт анализа и синтеза, старается выглядеть на фоне чужих, ранее моделированных работ не хуже, а может быть и лучше, но данная работа ведется им не осознанно, а в соответствии с моделью социализации и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах;
2) репродуктивно-вариативный уровень – уровень, на котором обучающийся предлагает и реализует вариации традиционной, классически рассматриваемой модели портфолио;
3) поисковый уровень – уровень, на котором обучающийся пытается найти своё уникальное, это может быть наиболее оптимальный путь моделирования формы и содержания портфолио и деятельности, где обучающийся поставлен перед выбором создания продукта в его деятельности или продукта, констатирующего его деятельность, в результате происходит становление личности, его формирование и развитие, в которых он принимает социальные нормы и констатирует результаты своих поисков, становясь в них творцом и результатом преобразований среды, культуры, общения и пр.;
4) творческий уровень – уровень, на котором обучающийся становится личностью в полном смысле этого феномена, продуктивность и состоятельность, самостоятельность и креативность, гуманизм и духовность, конкурентоспособность и устойчивость, обеспеченность и благополучие, здоровье и искусство являются показателями сформированности и востребованности личности в среде социальных и профессиональных отношений, адаптированности и социализированности.
В рамках данных критериев можно определить показатели сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося: репродуктивность (низкий уровень) и продуктивность (достаточный уровень) или же репродуктивность (объектный уровень сформированности культуры самостоятельной работы) и продуктивность (индивидуальный, субъектный и личностный уровни сформированности культуры самостоятельной работы).
Качественные преобразования модели социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегасредах обеспечивают сохранение уровня здоровья, создание условий для не только потребления материальных и моральных благ, но и для их производства, что немаловажно в современном социокультурном пространстве.
Кроме того, взаимосвязь школьной и внешкольных практик обеспечивают более гибкое формирование моделей самореализации, саморазвития и социализации, в структуре которых хорошо прослеживается процесс формирования культуры самостоятельной работы обучающегося или школьника.
В анализе результатов моделирования портфолио часто используют балльно-рейтинговую систему оценки, т.е. за каждую номинированную ценность в выбранном критерии предлагается выставить или набрать определенное количество баллов, а затем данные участников ранжируются (устанавливается упорядоченная последовательность лиц, набравших определенное количество баллов, т.е. на первом месте – один (с самым большим результатом баллов), на втором – другой и т.д., участники списка представлены в убывающей последовательности баллов).
В связи с проблемой объективной оценки результатов моделирования портфолио можно ввести следующие критерии оценки:
  • Адекватность, научность, достаточность представляемой информации в структуре портфолио.
  • Структурированность и аккуратность в отражении результатов деятельности, занесенных в портфолио.
  • Владение и уместное использование средств новых информационных технологий обучения в структуре иллюстрации/презентации портфолио.
  • Соблюдение норм русского языка, владение эстетикой, богатством, тонкостью и проницательностью русского слова в структуре оформления портфолио.
  • Информационно-оформительские компоненты портфолио (эстетичность, наглядность, аккуратность, системность, систематическое обновление результатов деятельности в портфолио, использование разнообразия согласованных средств оформления, выполнения и презентации портфолио и пр.).
  • Умение сворачивать и разворачивать информацию.
  • Умение организовывать личный поиск в традиционных и новых информационных ресурсах (опосредован наличием различных выступлений, продуктов деятельности и общения и пр.).
  • Своевременное наполнение портфолио результатами личных и коллективных достижений, где есть личный вклад автора/владельца портфолио.
  • Инициативность и самостоятельность (опосредованы результатами обучения в различных сферах жизнедеятельности школьника).
  • Соблюдение принципов гуманно-личностных отношений и основ самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
В данных критериях нет сравнения результатов деятельности, а есть только результаты оформления, которые не наносят вреда здоровью обучающегося, а стимулируют в соревновательном плане развитие эстетических вкусов, потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации, общении. В таком контексте реализуется модель «Нельзя объять необъятное». По любым разработанным критериям можно легко ввести шкалирование с любой одной или более шкал, известных и широко практикуемых в современной системе оценки результатов.
Мы бы остановились на порядковой шкале или интервальной шкале. Так, например, все выставленные показатели мы бы оценивали по классической пятибалльной шкале, а затем суммировали результаты и приводили их в качестве показателей качества моделирования портфолио.
Или же можно взять 10-балльную шкалу в качестве показателя сформированности каждого критерия (у нас выделено 10 критериев), в итоге получается максимальный результат суммы, равный 100. Данный результат легко переходит в процентное представление результатов оформления портфолио, содержащего не только результаты оформления, но и результаты деятельности школьника, где гибкость, тактичность, дальновидность, лояльность педагога позволяют стимулировать деятельность и общение школьника.
Можно минимизировать расчетно-графические работы, логико-статистические расчеты по выявлению уровня сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося в соответствии с выбранными критериями и показателями в системе представления репродуктивно-продуктив­но­го знания за счет использования двоичной системы обозначения результатов, т.е. «0» – отсутствие сформированного качества или способности, освоения модели деятельности общения, предопределивших низкий уровень сформированности исследуемого явления – процесса формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, а также «1» – уровень сформированности культуры самостоятельной работы обучающегося достигнут. Данные меры можно использовать, т.к. в системе представления данных о нормальном распределении всех явлений, событий, качеств и результатов в педагогике и психологии сформированность культуры самостоятельной работы обучающегося является одним из формируемых свойств личности, сведенной к культурологической основе, выраженной в полидефинитном явлении и процессе, раскрытом нами в нескольких смыслах и моделях, раскрывающих особенности и специфику формирования культуры самостоятельной работы обучающихся. В соответствии с данным положением мы можем выделенное количество обучающихся, участвовавших в эксперименте в любой момент увеличить и провести новый подсчет результатов в соответствии с наличием продуктов или увеличением количества их в практике социальных, школьных, внешкольных взаимоотношений, системно способствующих становлению личности и, как следствие, социализации, самореализации, самосовершенствованию и саморазвитию в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Данное явление легко изучать по наличию портфолио обучающегося/школьника.

Литература:
  1. Кошелев, А.А. Портфолио школьника: учебное пособие / А.А. Кошелев, О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2011. – 38 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–615–9.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle