Библиографическое описание:

Логачева Н. В., Соболевская Е. П., Козырева О. А., Сметанникова Ю. Б., Шварцкопф Е. Ю. Особенности социализации, саморазвития и самореализации девушек в легкой атлетике [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Возможности современной педагогической науки и практики в контексте построения и реализации моделей социализации, саморазвития и самореализации девушек вызывает интерес, а опыт создания условий для организации данных процессов в легкой атлетике, несомненно, иллюстрирует богатство арсенала педагогического мастерства тренеров-преподавателей по легкой атлетике. Хотелось бы отразить условия позитивного саморазвития, социализации и самореализации в системе принципов социально-педагогического взаимодействия, фасилитирующих включение девочек-подростков и девушек в систему социальных и профессиональных отношений, рассматриваемых нами с позиции формирования культуры самостоятельной работы, информационной культуры, культуры социально-педагогических отношений (будущие педагоги по физической культуре), общей и профессиональной культуры, предопределяющих становление личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Итак, система принципов социально-педагогического взаимодействия представляет собой ничто иное, как вектор социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегавзаимоотношениях личности и среды определенного масштаба. Все начинается с микросреды. Рождается ребенок и этот ребенок впитывает все нюансы социальных отношений в своём неустанно пополняемом социальном опыте, ситуативно и личностно, социально и средово корректируемом. Если ребенок развивается в благоприятной социальной среде его успешность и востребованность в социальном пространстве не взывает сомнения, а если ребенок воспитывается в неблагоприятной социальной среде, где он никому не нужен, от него в разных смыслах отворачиваются и родители, и педагоги, и знакомые – он поставлен на грань асоциального поведения, в таком конгломерате несостоятельности социального пространства происходит становление личности, которая деформирована жестким разграничением желанного и нежеланного, красивого и безобразного, необходимого и невостребованного и пр., единственное решение данного явление – поиск модели саморазвития, самореализации и социализации. Одним из таких направлений является спорт, а одним из видов спорта является легкая атлетика. Не будем заострять внимание на категориальных дефинициях, рассматриваемых в работе, а попытаемся отразить сложную (иерархическую или разветвленную) систему принципов социально-педагогического взаимодействия:
1. Принцип реализации идей гуманистической педагогики «Учить всех и всему» через призму научности, доступности, системности, систематичности, последовательности, прочности, учета индивидуальных особенностей личности, природосообразности, культуросообразности.
2. Принцип оптимизации процесса социально-педагогического взаимодействия в контексте ситуативного, дихотомически и диалектически, синергетически и субъектно корректируемого выбора совокупности методов, приемов, средств, форм, технологий организации профессиональной и профессионально-педагогической деятельности, социализации, саморазвития и самореализации в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах:
- принцип минимизации затрат в социобиокультурной системе как ресурса антропологического пространства в самосохранении личности, включенной в различные виды деятельности и общения;
- принцип оптимального сочетания традиционного и инновационного в выборе решения противоречий здоровьесбережения и высоких результатов в спорте;
- принцип социально, личностно и профессионально оправданных с точки зрения совокупности представлений педагогики и психологии о возможностях и необходимости побед, вершин саморазвития, реализации методической работы в структуре занятий спортом (легкой атлетикой).
3. Принцип фасилитации становления личности в спорте и физической культуре при учете аксиологических и акмеологических основ в формировании педагогических задатков и способностей личности, включенной в поиск решения выявляемых противоречий, социализацию, самореализацию и саморазвитие в спорте и общении, учебе и науке, искусстве и культуре.
4. Принцип активизации личности и опоры ее на высокие достижения в спорте как одном из видов и механизмов, средств и условий социализации и самореализации:
- принцип реконструкции социального опыта в системе личностно и социально обусловленных факторов и тенденций развития общества и общественных отношений, модернизации системы образования, культуры и спорта, учета ресурсов социальных институтов и политики государства в пропаганде здорового образа жизни, популяризации видов спорта;
- принцип формирования активной жизненной позиции в формировании мотивации деятельности и общения, уровня притязаний, самооценки и модели самоопределения и самореализации.
5. Принцип единства социализации, саморазвития и самореализации личности в современном социальном пространстве:
- принцип социальной значимости и востребованности личности в микро-, мезо-, макро- и мегасредах, системно способствующих осознанию уникальной природы человека и мультисредового конгломерата, создающего личность в различных ее феноменологических явлениях, процессах, практиках и ресурсах;
- принцип единства построения основ социализации, саморазвития и самореализации;
- принцип перехода от воспитания, обучения, развития к самовоспитанию, самообучению и саморазвитию;
- принцип организации досуга и зрительности в спорте как основы позитивного построения социального опыта, фасилитирующего гносеолого-герменевтические, аксиолого-акмеологические, профессионально-педагогические механизмы становления личности.
Итак, саморазвитие и самореализация связаны с моделями, функциями, типами, условиями, тенденциями и пр. социализации личности. Рассмотрим распределение данных анкетного материала [1], проведенного со спортсменами-легкоатлетами в женской гендерной выборке респондентов города Н***. Всего в анкетировании было задействовано 130 человек – это вся совокупность занимающихся на легкоатлетическом манеже, из них нас будут интересовать 79 обучающихся (девушки). Таблицы 1-15 содержат материал об абсолютном и относительном распределении исследуемых явлений у девушек, занимающихся легкой атлетикой.

Таблица 1

Место учебы/
распределение

СОШ, ООШ

Система НПО, СПО

Вузы

Спорт – работа

Количество, чел.

71

5

2

1

Относительный результат, %

89,87

6,33

2,54

1,26


Таблица 2

Продолжительность занятий л/а

Меньше года

От года до двух лет

От 2-х до 4-х лет

Более 4 лет

Количество, чел.

43

25

6

5

Относительный результат, %

54,43

31,65

7,59

6,33


Таблица 3

Какие достижения в л/а Вы имеете?

Нет разрядов

Есть разряды

Количество, чел.

23

56

Относительный результат, %

29,11

70,89


Таблица 3.1

Достижения в л/а (разряды)

Город

Область

Регион

Россия

КМС

МСМК

Количество, чел.

31

18

6

6

3

1

Относительный результат
в выборке ( 61 чел. )

50,82

29,51

9,84

9,84

4,92

1,64

Относительный результат
в совокупности ( 79 чел.)

39,24

22,78

7,59

7,59

3,8

1,27


Таблица 4

Кто порекомендовал заниматься л/а?

Педагоги

Родители и другие родственники

Друзья

Сам и другие лица

Переход из другого вида спорта

Количество, чел.

25

22

22

10

нет

Относительный результат, %

31,65

27,85

27,85

12,65

0


Таблица 5

Что Вам нравится в л/а?

Что-то нравится

Нейтрально

Нет любимого в л/а

Количество, чел.

79

0

0

Относительный результат, %

100

0

0


Таблица 6

Что Вам не нравится в л/а?

Не нравится

Нейтрально

Нет нелюбимого в л/а

Количество, чел.

12

14

53

Относительный результат, %

15,19

17,72

67,09


Таблица 7

Какими видами спорта Вы занимались кроме л/а?

Л/а – единственный вид спорта

2 вида спорта

Количество, чел.

28

51

Относительный результат, %

35,44

64,56


Таблица 8

Чем Вы занимаетесь в свободное время?

Спорт

Учеба

Помощь
родственникам

Культура

Чрезмерно занят

Отдыхаю

Количество, чел.

53

53

3

5

10

8

Относительный результат, %

67,09

67,09

3,8

6,33

12,65

10,13


Таблица 9

Количество тренеров

1

2

3

Количество, чел.

56

18

5

Относительный результат, %

70,89

22,78

6,33


Таблица 10

Что Вы знаете об истории л/а?

Ничего

Мало

Много

Количество, чел.

41

25

13

Относительный результат, %

51,9

31,65

16,45


Таблица 11

Ваши любимые предметы в школе

Количество, чел.

Относительный результат в выборке, %

Биология

12

15,19

География

2

2,54

ИЗО

16

20,25

Иностранный язык

5

6,33

Информатика

5

6,33

История

11

13,92

Литература

14

17,72

Математика

28

35,44

Музыка

10

12,65

ОБЖ

4

5,06

Обществознание

5

6,33

Русский язык

26

32,91

Технология

7

8,86

Труд

1

1,26

Физика

12

15,19

ФК

56

70,89

Химия

4

5,06

Черчение

2

2,54

Нет любимых предметов

2



Следует обратить внимание на появление результатов, приведенных в таблицах 11, 12, выделенных фоном, с данными девушками необходимо работать в социальном конгломерате непринужденных бесед, игр, библиотерапии, арт-терапии и прочих методов и средств современной психолого-педагогической системы научного знания, фасилитирующих поиск своего «я», реконструкции модели самореализации, самосохранения, самоопределения и социализации.

Таблица 12

Вы считаете себя успешным человеком?

Да

Нет

Нет ответа

Не очень, не знаю

Количество, чел.

52


0

17

Относительный результат, %

65,83


0

21,52


Таблица 13

Занятия легкой атлетикой одобряют ваши родители и друзья/подруги? / причина ответа

одобряют

нет

Пропуск ответа


%


%


%

Польза здоровью

18

22,78

0

0

1

1,26

Спорт – это круто

4

5,06

0

0

Это интересно, это нравится

10

12,65

0

0

«Да» без объяснения

34

43,04

0

0

Не знаю

0

0

0

0

Дисциплина

2

2,54

0

0

Занятость

4

5,06

0

0

Так хотят родители

2

2,54

0

0

Нет

0

0

4

5,06


Таблица 14

У Вас есть друзья или подруги, занимающиеся л/а?

Да

Нет

Количество, чел.

78

1

Относительный результат, %

98,74

1,26


Таблица 15

Что бы Вы порекомендовали тому, кто сомневается в выборе л/а своим видом спорта?

Да

Нет

Нет ответа

Затрудняюсь
ответить

Количество, чел.

70

1

5

3

Относительный результат, %

88,61

1,26

6,33

3,8


Мы показали особенности и необходимость социализации, саморазвития, самореализации, объяснили специфику построения системы принципов социально-педагогического взаимодействия, фасилитирующего выявление и построение моделей социализации и самореализации.

Литература:
  1. Kuzspa.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle