Библиографическое описание:

Топаков Р. С., Сметанникова Ю. Б., Козырева О. А., Шварцкопф Е. Ю. Возможности и структура электронного учебника «Социальная педагогика» в системе обучения и самообучения в педагогическом вузе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Современное воспитательно-образовательное пространство и антропологическая среда, создающие условия для обучения и самообучения студентов в конце XX века, получили одно из самых гибких средств обучения и самообучения – электронные учебники. Система обучения и самообучения студентов при использовании ресурсов образовательных сайтов учреждений может гибко строить свои планы и программы в соответствии с потребностями, возможностями и системой ограничений как самого субъекта обучения и самообучения, так и социально-педагогического пространства.
Электронный учебник «Социальная педагогика» – одно из средств фасилитации формирования компетенций будущих педагогов по физической культуре в Кузбасской государственной педагогической академии и Новокузнецком училище (техникуме) олимпийского резерва, данный учебник исследовался с использованием анкет-опроса, в ходе которого было результативным то положение, что все составные анализа в среднем своем значении были более 70 % (в опросе принимало участие 50 человек, случайно выбранных с факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии, 50 человек, случайно выбранных с естественно-географического факультета Кузбасской государственной педагогической академии), а это говорит о состоятельности разработки и востребованной, и значимой, и доступной, и эстетичной, и пр.
Культура, ее норма и отношения, правила и модели подвигают нас в свободном образовательном пространстве моделировать новые средства обучения. Одним из этих средств является электронный учебник. В таком контексте выбор направления исследования отражает потребность социального, воспитательно-образовательного пространства и самих студентов, включенных в деятельность и общение в системе спузовского и вузовского образования.
Анкета-опрос состояла из следующего материала:

Электронный учебник «Социальная педагогика»

Выполнен: Топаковым Русланом Сергеевичем

Размещен: на сайте Kuzspa.ru в разделе «Научные публикации» (http://www.kuzspa.ru/science-work/nauchn-publikacii/uchebnye-posobiya)

Научный руководитель: к. п. н., доцент Козырева О.А.

Опрос

Фамилия Имя Отчество
Учебное заведение
Факультет
Курс Группа
1. Выскажите свое мнение относительно изучения дидактического материала в электронных учебниках.
2. Как вы оцените по 10-балльной шкале электронный учебник «Социальная педагогика»? Ненужное вычеркнуть или обвести необходимое количество баллов.
- целостность материала 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- структурированность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- наличие необходимых гиперссылок и кнопок 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- дидактический тест 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- идентичность текстовому варианту 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- возможность использования дидактического материала на лекциях в аудитории для обучения, а также для фронтального опроса студентов 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- эргономичность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- эстетичность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- социальная востребованность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- профессиональная востребованность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- уникальность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- возможность модификации 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- возможность цитирования 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- оригинальность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- своевременность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
- современность 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
3. Выскажите свое пожелание для дальнейшей разработки электронных учебников и дополнения и переработки этого.
Благодаря такой структуре были выявлены особенности дополнения и трансформации дидактического материала в учебнике.
Проблемы современного обучения и самообучения лежат в поле низкой мотивации учения как главной составляющей в структуре формирования компетенций и компетентности будущего специалиста.
Современная система реконструкции качества и предметного содержания профессионально-педагогических дисциплин социально-педагогическое знание в стандарте третьего поколения в своих составных частях раздробило на два курса – это курсы «Теоретическая педагогика» и «Практическая педагогика». Сложность изучения материала в сравнении со стандартами второго поколения состоит в том, что дисциплины «Социальная педагогика», «Теория и методика воспитания», «Теория обучения», «Педагогические технологии», «Психолого-педагогический практикум», «Управление образовательными системами», «Нормативно-правовое обеспечение образование» изучаются в двух курсах-дисциплинах, суммарное количество часов на которые выделяется менее прежнего, а педагогика – это наука, кроме того, одна из нелегких наук, т.к. на базе знаний, умений, компетенций, моделей профессиональной деятельности и общения создаются условия для оттачивания мастерства или искусства планирования и организации полисубъектных отношений, фасилитирующих включение подрастающего поколения в систему взаимоотношений в микро-, мезо-, макросредах, предопределяющих исход социализации, адаптации, самореализации, саморазвития, самосовершенствования и пр.
Кроме того, теперь есть еще одна сложность, которая заключается еще в способе обучения нескольких курсов в одном, а уровень сформированности культуры самостоятельной работы студентов не всегда тот, который обеспечивает возможность самообучения и самообразования, фасилитирующих включение в социально-профессиональные отношения будущих педагогов-мастеров своего дела.
Так электронные учебники, с одной стороны, создают предпосылки для качественного, гибкого обучения и самообучения студентов, а с другой стороны, тормозят возможности продуктивной педагогики, т.к. в структуре электронного учебника, как и в классическом учебнике, предусмотрены два уровня знаний – репродуктивного и продуктивного, но, к сожалению, проверить продуктивный уровень формируемых знаний, умений, компетенций может только педагог, хотя все структуры методологического знания, предопределяющие формирование культуры самостоятельной работы будущих педагогов представлены и в такого рода учебниках.
Данный учебник содержит материал для фронтального изучения и контроля (дидактический тест), кроме того, есть возможность его своевременной переработки – дополнения, уточнения, углубления и пр. дидактического материала, он доступен каждому желающему – можно бесплатно и легко скачать с сайта Кузбасской государственной педагогической академии.
Титульный лист электронного учебника «Социальная педагогика»

Электронный учебник – одно из средств современной педагогической теории и практики, его одного в структуре гносеолого-герменевтического конгломерата не достаточно, но мы попытались создать адекватный аналог электронного ресурса, чтобы обеспечить студентов-педагогов в разнообразии взглядов и представлений на проблему социально-педагогического знания. Электронный учебник «Социальная педагогика» уникален, т.к. нет аналога в практике изучения данного курса в педагогических вузах и спузах. Мы не претендуем на единственно верное решение проблемы обучения и самообучения, формирования культуры самостоятельной работы студентов и педагогов, наша работа всего-навсего – попытка представления классических данных [1] в данные электронных ресурсов, фасилитирующих адекватное формирование компетенций будущих педагогов в структуре изучения курса «Социальная педагогика».

Литература:
  1. Козырева, О.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle