Библиографическое описание:

Матвеев А. А., Тарасов К. И., Козырева О. А. Особенности, типология и показатели сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Культура как категория современной системы наук объективно отражает потребность в формировании механизмов и условий антропологической среды в выявлении, реконструкции и ретрансляции объектов и продуктов деятельности человека в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах. Не секрет, что студент инженер-строитель в таком контексте рассмотрения выступает в многоплановых ролях и отношениях как продукт культуры и ее объект, как творец и саморазвивающаяся система. В условиях саморазвития и самореализации множество ученых реализуют идеи гуманизма и толерантности, продуктивности и состоятельности, креативности и мастерства. Таких ученых можно было бы объединить по идеям и продуктам на следующие направления исследований:
- продуктивная педагогика и ее модели реализации в учебно-практической и учебно-производственной деятельности (Дж. Дьюи, У.Х. Килпатрик, С.Я. Батышев, С.А. Шапоринский, Н.В. Басова, В.И. Андреев, М.Т. Громкова, Е.А. Климов, М.И. Махмутов, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый и др.);
- педагогика креативности в реализации идей изобретательства и рационализаторства (Г.С. Альтшуллер, А.В. Хуторской, А.В. Морозов, Д.В. Чернилевский, И.П. Раченко, В.Н. Рыжов и др.);
- модульное обучение (Г.К. Селевко, А.В. Хуторской, М.М. Буланова-Топоркова и др.);
- адаптивное профессиональное обучение (Н.П. Капустин, М.М. Буланова-Топоркова, Г.А. Бордовский, Н.Ф. Радионова А.В. Тряпицина, В.А. Ситаров и др.);
- контекстное обучение (А.А. Вербицкий, М.Д. Ильязова и др.) и т.д.
Культура как продукт антропологической среды представляет собой гносеолого-аксиологическую или аксиолого-герменевтическую матрицу, создающих предпосылки для саморазвития и самореализации личности, включенной в деятельность и общение в личностном, социальном и профессиональном планах, предопределяющих сохранение и преумножение благ и богатств в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, реализующих идеи современной педагогики и психологии, фасилитирующих включение личности в систему полисубъектных отношений и субъект-объектных преобразований, раскрывающих личность в полном смысле данного феномена в игре, учении, труде и отдыхе.
Под культурой самостоятельной работы инженера-строителя мы будем понимать совокупность формально-логических, содержательно-методологических требований и норм, предъявляемых к самостоятельной работе как психолого-педагогическому феномену, обуславливающему становление, формирование и развитие личности, способной адекватно строить профессионально-деятельностные модели, фасилитирующие изучение проблем, их анализ и решение в традиционной и нестандартной формах, приводящих к оформлению патентов на изобретения и рацпредложениям, а также разнообразным трудам интеллектуальной собственности и благам, создающим предпосылки для развития средств, форм, условий, технологий профессионально-трудовой деятельности и общения.
В условиях перехода на двухуровневую структуру высшего профессионального образования можно построить дефиницию термина «культура самостоятельной работы инженера-строителя» с позиции основной гносеолого-дидактической единицы (компетенции) – это матрица преобразований структур, качеств, ценностей, моделей, мотивов, целей и задач личности, включенной в систему социально-профессиональных, гражданско-правовых и культурно-досуговых отношений в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, предопределяющая построение и реализацию вектора саморазвития, самосовершенствования и самореализации в социально и личностно значимых направлениях, определяющих условия для создания, потребления и распределения материальных благ в соответствии с нормами общественных и индивидуальных отношений, создающих и сохраняющих человеческое в человеке и обществе.
В контексте компетентностного подхода можно привести еще одно определение культуры самостоятельной работы инженера-строителя – это социально обусловленный и личностно значимый механизм формирования разнообразных компетенций у субъекта деятельности, культуры и общения, предопределяющий и/или фасилитирующий включение личности в профессионально-деловые, социально-педагогические, культурно-до­су­го­вые отношения, где смыслы деятельности и общения лежат в поле ресурсов и результатов антропологического генеза, а ценность и смысл результатов преобразования есть история рождения и становления общества и каждого человека в полном смысле этого слова.
Иными словами культура самостоятельной работы это мерило человеческого в человеке, где сам человек становится на позицию первооткрывателя, родоначальника, мастера, творца истории, техники, культуры, производства, спорта и прочих областей деятельности человеческого разума, нравов и физического труда, создающих человека в социально важных, личностно значимых направлениях, в ходе которых рост и становление есть функция деятельности, самосовершенствование и самореализация – продукты, благополучие и устойчивость личности – условия сохранения, результаты проверки истинности моделей отношений и преобразований в средах.
Моделирование и его результативность в структуре формирования культуры самостоятельной работы инженера-строителя есть функция и процесс включения личности в решения задач и проблем профессионально-делового уровня, обеспечивающих формирование таких ценностей, как становление, самоопределение, конкурентоспособность, мобильность, самосовершенствование, самореализация, а система принципов полисубъектного взаимодействия представляет собой набор векторов саморазвития, самореализации, самосовершенствования, рефлексии, гуманизма и толерантности, фасилитирующих становление личности в среде и деятельности.
Кроме того, необходимость в выделении типологии формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя объективна. Представим одну из типологий сформированности культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя:
1) исполнитель (низкий уровень сформированности КСР будущего инженера-строителя, который обусловлен возможностью выполнения заданий, определяющих перспективы использования различных заданий, напрямую связанных с формированием знаний, умений, навыков и компетенций общеучебного генеза, где способы фиксации информации являются базой, предопределяющей переход на более высокий уровень сформированности КСР);
2) обучающийся (средний уровень сформированности КСР будущего инженера-стро­ителя – знание способов фиксации информации позволяют студенту моделировать различные компоненты ведущей деятельности, где практика и ее частный случай – производственная практика является критерием эффективности организуемой деятельности);
3) работник (высокий уровень сформированности КСР будущего инженера-строите­ля – знание способов фиксации информации, компетентность в моделирование инновационных средств обеспечивают должный уровень и качество осуществляемой работы и высокую квалификацию работника);
4) мастер (профессиональный уровень сформированности КСР инженера-строите­ля – на данном уровне у инженера строителя появляется штат сотрудников, занимающихся решением поставленном им проблемы; данный уровень достижим только у студентов заочной формы обучения, включенных в систему управления производством и качеством выпускаемой продукции).
Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагоги­ческого и психолого-педагогического взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.
Обусловленность формирования культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя системно отражена в феноменологической и технологической модели формирования культуры самостоятельной работы, где система принципов формирования культуры самостоятельной работы будущего инженера-строителя играет роль границ возможностей и допущений в системе формирования ценностей, моделей, знаний, умений, компетенций и способов рациональной организации труда; совокупность методов и средств предопределяет выбор технологии обучения и уровень сформированности компетенций в структуре педагогического взаимодействия; критерии и показатели сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя вытекают из специфики организуемого исследования и объясняют полученный и прогнозируемый результат организуемого процесса.
Итак, рассмотрим определения понятия «критерий» и выделим критерии сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя.
Критерий (греч. kriterion – средство для суждения) – признак, на основании которого проводится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки [1].
Критерий – признак, на основании которого производится оценка чего-либо; мерило; условная принятая мера, позволяющая произвести измерение объекта и на основании этого дать ему оценку [2].
Критерии сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя можно построить в следующей системе:
  • Организационно-деловой раскрывает перспективы ведущей деятельности и общения в контексте ее организации и формирования необходимых качеств, ценностей, компетенций.
  • Профессионально-акмеологический предопределяет выявление моделей, способов, методов, средств, условий, технологий, специфики и возможностей организуемой деятельности с позиции вершин формирования профессионализма и состоятельности, продуктивности и конкурентоспособности.
  • Информационно-коммуникативный высвечивает систему формирования общеучебных знаний, умений, навыков, компетенций, фасилитирующих включение в социально-про­фес­сио­наль­ные отношения и способствующие таким направлениям формирования и становления личности, как саморазвитие, самореализация, самосовершенствование.
Каждый критерий оценивается по показателям сформированности (уровни сформированности) сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя.
Обозначим показатели сформированности (уровни сформированности) сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя: объектный (низкий), индивидуальный (допустимый), субъектный (средний), личностный (высокий).
Данную систему показателей сформированности культуры самостоятельной работы студента инженера-строителя можно отобразить в структуре продуктивности (появления продукта профессиональной и учебно-производственной деятельности) и качества обучения (обучения на оценки «хорошо» и «отлично»).
Возможности и результат формирования культуры самостоятельной работы студентов отражаются и на деятельности педагога, моделирующего и внедряющего индивидуально-личностные аспекты общения и деятельности в воспитательно-образовательном поле, а последствия данных процессе – на качестве жизни и благополучии общества и состоятельности личности в нем.

Литература
  1. Борытко, Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова ; под ред. Н.М. Борытко. – М.: Академия, 2008. – 320 с. – ISBN 978–5–7695–3930–5.
  2. Педагогика: большая современная энциклопедия / сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: Современное слово, 2005. – 720 с. – ISBN 985–443–481–8.
  3. Козырева, О.А. Культура самостоятельной работы как условие развития профессиональных компетенций будущих инженеров-строителей / О.А. Козырева, А.А. Матвеев // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2011. – № 2(4). – С. 107-113.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle