Библиографическое описание:

Панфилова Е. В. Культурная социализация городской и сельской студенческой молодёжи: пути и особенности формирования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

В условиях преобразований, осуществляемых в современном российском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего практического развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по формированию у молодёжи высокой гражданственности, культуры и патриотизма. Решение и осмысление данной проблемы не может не рассматриваться без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей совокупности факторов – социально-экономических, политических, культурных, духовно-нравственных и т. п. оказывающих, в целом, существенное воздействие на современную молодежь.

Отношение к студенческой молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в воспроизводстве уже существующих элементов структуры, непрерывно пополняя социальный потенциал страны. Поэтому её роль в стабилизации и преобразовании всех сфер жизнедеятельности современного социума приобретает особую значимость. С другой стороны, характер и содержание деятельности молодежи в обществе, как субъекта социального развития, напрямую зависит от объективных условий социальной среды, предлагающих ей определенные модели ценностных ориентаций.

Стержневой проблемой общественного и политического развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для российского общества является культурная социализация, которая включает определённую совокупность культурных образцов, признаваемых большинством его членов и реализуемую в жизнедеятельности. Каждый индивид с раннего детства усваивает принятые нормы поведения и образцы мышления, причем процесс продолжается до тех пор, пока большинство из них не становится привычным. Подобное вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, культурных традиций и ценностных ориентаций, образцов и навыков поведения, позволяющих ему существовать в качестве полноправного члена общества, т.е. осуществляется целенаправленная социализация, в том числе и культурная. Основная причина данного процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и потому постоянно он вынужден практически заново обучаться тому, как понимать окружающий мир. Поэтому личность детерминирована социокультурной системой, которая формирует структуру ролей, наделяет индивидов субъективными и объективными характеристиками. Их поведение и деятельность определяются обычаями, нормами и ценностями, которые имеются в составе культуры, изменяются, исчезают и возникают в зависимости от процессов, происходящих в обществе. Осваивая социальные традиции, человек приобретает необходимые для функционирования в данной среде навыки, знания, нормы и образцы поведения. При этом личность выступает носителем культуры своего общества. Без неё культура не может существовать, а в самой личности присутствует лишь часть общественной культуры, усвоенная в процессе культурной социализации [2].

В формировании культурной социализации и ценностей молодёжи определяющую роль продолжают играть институты образования, которые претерпели значительные изменения в современной ситуации. Передача духовного и культурного опыта предыдущих поколений и выработка молодёжью своих жизненных ценностей, убеждений, взглядов и осознание своих интересов происходит во многом в процессе обучения. Отличительной особенностью культуры учащейся молодёжи можно считать инновационный потенциал. Противоречие между универсализмом и специализацией как глобальными векторами развития образовательных социальных институтов определяет динамику профессиональных мотиваций, ориентации и установки молодых людей. Поэтому сегодня складывается принципиально новый подход к взаимовлиянию процессов формирования культуры и культурных процессов в сфере образовательных учреждений. Он ставит в центр проблему личности с её постоянным стремлением к самопознанию, саморазвитию в целях осознанного выбора индивидуального жизненного плана и стиля жизнедеятельности. Отсюда, целью культурной социализации является включение молодого индивида в систему общественно – культурных отношений, а также вживание в существующую социальную структуру, т. е. воспитание гуманности и культуры в каждой отдельной личности. Достигается это путем формирования базовых духовных ценностей и включения человека в общественный процесс.

Культурологический подход к изучению явлений и процессов культуры и культурной социализации личности, как и любых иных фактов, событий и явлений, не однозначен. Он вбирает в себя множество направлений, обусловленных многообразием научных школ, концепций, теорий. Методологическая позиция ориентирована на открытый диалог различных концептуальных подходов к проблеме культурной социализации, позволяющих анализировать данный объект исследования как рефлексивный, самоорганизующий индивидуальный процесс и результат социальной интеграции. С другой стороны, любой исследователь субъективен, и его научные теории зависят, во-первых, от объективно сложившейся ситуации в обществе; во-вторых, от собственных социальных представлений, установок, ценностных ориентаций; в – третьих, от влияния ближайшего социального окружения и тех общественно – политических сил, которые представляют для него общественный интерес.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных культурной социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. По мнению советского культуролога Крыловой Н.Б. культура выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности» [4]. Упорядоченная специфика культурной социализации состоит в том, что она, представляя собой известные ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни. Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил жизни и т.п. Культура – цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним.

Проблема культурной социализации личности всегда находилось в центре исследований культуры. Это естественно, ведь культура и личность неразрывно связаны между собой. С одной стороны, в культуре формируется определенный тип личности, например, общее историческое и культурное прошлое, историческая память, пространственно-временные отношения, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, система общезначимых моделей-образцов и т.п. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. «Самореализация человека осуществляется в культуре, и только в культуре в том смысле, конечно, что сама культура протекает в истории. Хотя история содержательно есть личностный процесс, но все – таки собственно личностный процесс – это процесс культуры, а история выступает как сфера объективации культуры». Молодой индивид в процессе культурной социализации не просто приспосабливается к окружающей среде, как это свойственно всему живому, но и сам создает свой собственный «микромир». Это имеет огромное значение для понимания и созидания собственной культуры, ибо своя культура строится в соединении двух возможностей – возможности отграничить себя от другой культуры и возможности открыть себя в другой культуре. Человек отличается тем, что отделяет себя как деятеля культурных и исторических процессов от результатов своей деятельности. Он отдает продукты своего труда другим.

Каждая культура формирует свои ценности, знания, традиции. Например, ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных и культурных принципов и определяют мотивацию в образовании и профессиональной деятельности. По мнению Здравомыслова А.Г. «ценность» означает высокую социально-культурную значимость какого-либо общественного предмета, явления или символа (семья, здоровье, образование, достаток – все это социальные или общественные ценности) [3]. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностей и ценностных ориентаций личности образует своего рода систему этнических координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим поведение индивида. Поэтому в условиях многообразия культуры многие молодые индивиды теряются, не могут найти верные пути и направления своего духовного развития. Отсутствие развитых оценок и суждений, которые появляются уже в зрелом возрасте, не позволяет в процессе потребления отделить истинные ценности от мнимых, аморальных. Поэтому молодёжь всё больше удаляется от «высокой» культуры, что проявляется чаще в городе не как территориальная изоляция от этих благ, а становится внутренне присущим ей образу жизни.

Многообразие культуры – знаний, ценностей, норм, образцов – создаёт для личности ситуацию выбора социокультурной информации. Но индивид способен воспринимать и упорядочить лишь ограниченное число воздействий. Сегодня молодежь, в большинстве случаев, не справляются с обилием культурной информации. Они пытаются выбрать свой собственный жизненный путь, свои ценности и образцы для обеспечения согласия с самим собой и со своим близким социальным окружением. Однако наблюдается разрыв между возможностями саморазвития и характером использования этих возможностей, созданных ситуацией демократизации общества. Использование возможностей в интересах удовлетворения потребностей и развития способностей происходит в соответствии с социальной групповой принадлежностью индивида – горожанина, а не с его простой принадлежностью к городскому сообществу в целом. Господствующей установкой молодого человека, смыслом его жизнедеятельности сегодня становятся доход, потребление и досуг. А в развитии культуры молодой личности проявляется духовная отсталость, которая существует как широчайшее распространение «массовой культуры», ослабление установок на высокие, подлинные духовные ценности, своего рода – стандартизация потребностей и вкусов. В условиях многообразия культуры многие молодые индивиды теряются, не могут найти верные пути и направления своего духовного развития. Отсутствие развитых оценок и суждений, которые появляются уже в зрелом возрасте, не позволяет в процессе потребления отделить истинные ценности «от мнимых», аморальных. Поэтому молодёжь всё больше удаляется от «высокой» культуры, что проявляется в городе не как территориальная изоляция от этих благ, а становится внутренне присущим ей образу жизни [1].

Для молодой личности актуальной становится возможность самоопределения. При этом одни ориентируются на привычные культурные ценности и нормы, другие опираются на новизну. В ответ на возникшую ситуацию они выстраивают актуальные ценности и нормы, освобождаются от устаревших. Но не всякое новое в практике оказывается весьма положительным. Наиболее целесообразна ориентация на сохранение традиций и реорганизацию своей жизнедеятельности с учётом данной социокультурной ситуации. Молодёжь оказывается перед множеством трудностей, реакция на которые определяются её ориентацией на стереотипы или инновации. Современная городская культура стимулирует личную свободу и ответственность, она помогает личности найти своё место в жизни, но не даёт готовых решений, только показывает путь к творческой деятельности высшего уровня. Как видим, социокультурная ситуация современного города характеризуется тенденцией к усложнению, которое выражается в многообразии, интенсивности воздействия на молодого индивида и динамике происходящих изменений, вызывающие различного рода проблемы.

Безусловно, сельская культурная среда имеет свои отличительные особенности от культурной среды города. Глубокий социально-экономический кризис на селе оказывает негативное влияние на формирование целостной культурной среды сельской студенческой молодёжи. Это способствует распространению в её среде негативных процессов, например, снижение репродуктивной функции, ухудшение физического здоровья, неуверенность в завтрашнем дне, безработица, пьянство и т. п. Ориентация на те, или иные культурные ценности во многом зависит от типа поселения (деревня, село, посёлок). В крупном селе выше образовательный уровень и в целом культурный потенциал, больше интеллигенции и молодёжи – носителей новых культурных ценностей, образцов, связанных с процессами преобразования. Но в тоже время именно в крупных сельских поселениях из жизни и быта вытесняется этническая культура, а её место занимает массовая. Традиционные формы культуры заполняют вакуум в малых типах поселений, где много верующих и сохраняются праздники и обряды, связанные с древней культурой и бытом. Например, в условиях сельской общины испокон веков складывались и передавались из поколения в поколение нормы и правила, определяющие сложившуюся жизнедеятельность. Они существовали в виде народных обычаев, традиций, образцов культурного поведения, которые жёстко, но негласно регулировали действия и поступки людей. Эти нормы и правила передавались устным способом в процессе самой деятельности и общения на уровне обыденного сознания. Бедственное положение культурного досуга на селе способствует развитию изолированности, еще большему отставанию сельской молодёжи от городской, как в культурном, так и в образовательном плане. Высокая значимость для сельской молодёжи духовно – нравственных и общечеловеческих ценностей определяется тем, что в духовной культуре сельского населения, и молодёжи в частности, важное место занимают национальные ценности. Именно они препятствуют активному проникновению в сельскую молодёжную среду худших элементов западной культуры. Поэтому, чем большее место в системе жизненной ориентации индивида занимают установки на традиции, этнонациональные ценности, тем более глубоки нравственные убеждения сельской молодёжи. Надёжным средством преодоления этих явлений у сельской молодёжи является сохранение и развитие лучших достижений отечественной национальной культуры, повышении грамотности и уровня информированности среди молодёжи. Сложные условия выживания в период реформирования села, распространение рыночных отношений при отсутствии значимой поддержки селян со стороны государства в лице местных органов власти, способствовали формированию у большинства молодых людей установки на то, чтобы преодолеть трудности, защитить свои интересы можно только собственными усилиями, своей инициативностью и активностью. В этой связи процесс культурной социализации молодёжи представляет и находит благоприятную среду синтеза культурных традиций, цикличности и прогресса, коллективизма и индивидуализма.

Проводя сравнительный анализ между сельской и городской молодёжью, можно заметить, что ценностные ориентации сельской и городской учащейся молодёжи в большинстве своём совпадают. Это проявляется, например, в отношении к здоровью, семье, к материальному благополучию и способах его добывания. Богатство (деньги), как и профессиональная карьера, входят в число ведущих ценностей подрастающего поколения. Богатство принимается юношами и девушками как условия большой свободы, выбора, удовлетворения разнообразных потребностей и личностных благ. Однако сельчане, в большей степени, чем их городские сверстники, отдают предпочтение таким жизненным ориентирам, как стабильность в обществе, любовь к своей малой родине, патриотизм, милосердие и религия.

Сама городская и сельская молодёжь, в большей степени, чем поколение её родителей, ориентирована на самореализацию личностных способностей. Иждивенческие настроения постепенно заменяются в сознании и поведении сельской молодёжи установками на собственную активность и самостоятельность. Осознание того, что социальная активность располагает неблагоприятными условиями для реализации данных ценностей культуры, формирует убеждения молодых людей в том, что успеха или профессиональной карьеры в жизни может достичь человек с деловой хваткой, а также с сильным «иммунитетом» против трудностей реальной жизни, умеющим постоять за себя, и стремящейся к личностному развитию. Формирование таких ценностей обусловлено потребностями сельской молодёжи в обеспечении своего «выживания». Однако трансформационные процессы в молодёжной среде в условиях личностной свободы и социального выбора создают определённые социализационные риски, среди которых особо следует выделить размывание системы традиционных культурных ценностей, сложившегося механизма преемственности поколений и, как следствие, разрыв социокультурных связей, процессы унификации духовной и материальной культуры. Каскадное заимствование западных ценностей и образцов поведения, не всегда и не во всём приемлемо для сложившегося менталитета российского общества, способствует усилению бездуховности, падению образовательного и культурного уровня значительной части учащейся молодёжи и вызывает в обществе моральные паники, негативно влияющие на все стороны её общественной жизни [5].

Таким образом, культурная социализация современной личности обусловлена объективными и субъективными факторами, связанными с состоянием внутреннего мира, духовным обликом, системой мотивов и ценностей, реализующихся в поведении и деятельности, определяющих её культурную активность. Влияние различных вкусов, предпочтений и мнений, форм общения, способов проведения досуга, социально-психологического климата в семье и коллектива зависит от культурной направленности личности и её ценностных ориентаций. Личность в процессе культурной социализации не просто приспосабливается к окружающей культурной действительности, но и сама создаёт своё собственное культурное пространство. С одной стороны, она способна выйти из своего мира в чужой неупорядоченный, проникнуть в иные культуры, в чужую духовную жизнь, и определить свое отношение к ним, создать «новое» на основе этого отношения. С другой, в каждом обществе постепенно формируется свой характер культурной социализации личности, который осуществляется в условиях культурных тенденций и социокультурных кризисов, растущей роли нестабильности современных социальных процессов, столкновении и ассимиляций культурных парадигм. В этих условиях едва ли не единственным средством развития культуры становится приобщение к истокам национальной культуры, понимание опасности потери культурной идентичности, критическое отношение к культурной глобализации.

В заключение хотелось бы отметить, что культурная социализация молодёжи и формирование культурного мировоззрения – очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Поэтому современный молодой человек (в каком бы населённом пункте он не проживал) – должен уметь самостоятельно функционировать в современном социуме и нести личную ответственность за свои выборы и их последствия. Для этого необходимо наличие внутреннего стержня, который позволяет без каких-либо установлений выстраивать личное отношение к возможным альтернативам, выносить личную оценку и принимать решения, наиболее полно отражающие потребности, где основным средством социализации личности является культура, призванная реализовать многие социальные функции. В современных условиях в процессе социализации культура должна формировать «нового» человека, способного к активным новаторским действиям.


Литература:

  1. Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // СОЦИС. 2007. №2. С. 78-84.

  2. Демидова Л.С. Социальные проблемы села в новых условиях хозяйствования // Общество и экономика. – 2008. – №7. С. 41-46.

  3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М. 1980. С. 123-124.

  4. Крылова Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности. – М.: Знание. 1978. С. 35-37.

  5. Пак Л.Г. Социализация студенческой молодежи в социокультурном контексте / Л.Г. Пак // Соц. гуман. знания. 2008. – N4. С. 163-169.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle