Библиографическое описание:

Панфилова Е. В. Культурная социализация городской и сельской студенческой молодёжи: пути и особенности формирования [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

В условиях преобразований, осуществляемых в современном российском обществе, выдвигаются качественно новые, более сложные задачи теоретического осмысления, дальнейшего практического развития и конкретизации важнейших аспектов деятельности по формированию у молодёжи высокой гражданственности, культуры и патриотизма. Решение и осмысление данной проблемы не может не рассматриваться без тесной связи с процессами и явлениями, происходящими в нашем обществе, вне учета всей совокупности факторов – социально-экономических, политических, культурных, духовно-нравственных и т. п. оказывающих, в целом, существенное воздействие на современную молодежь.

Отношение к студенческой молодежи всегда являлось актуальным для государства и общества. Оно вбирало в себя освоение новыми поколениями достигнутого уровня развития общества и государства и выражалось в том, во-первых, насколько молодежь воспринимает жизнь данного общества и функционирование данного государства; во-вторых, что нового вносит молодое поколение в общественное развитие и деятельность государства. Будучи динамичным социально-демографическим образованием, молодежь выполняет в обществе важную функцию смены поколений, принимает непосредственное участие в воспроизводстве уже существующих элементов структуры, непрерывно пополняя социальный потенциал страны. Поэтому её роль в стабилизации и преобразовании всех сфер жизнедеятельности современного социума приобретает особую значимость. С другой стороны, характер и содержание деятельности молодежи в обществе, как субъекта социального развития, напрямую зависит от объективных условий социальной среды, предлагающих ей определенные модели ценностных ориентаций.

Стержневой проблемой общественного и политического развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для российского общества является культурная социализация, которая включает определённую совокупность культурных образцов, признаваемых большинством его членов и реализуемую в жизнедеятельности. Каждый индивид с раннего детства усваивает принятые нормы поведения и образцы мышления, причем процесс продолжается до тех пор, пока большинство из них не становится привычным. Подобное вхождение в социальный мир происходит путем усвоения индивидом необходимого количества знаний, норм, культурных традиций и ценностных ориентаций, образцов и навыков поведения, позволяющих ему существовать в качестве полноправного члена общества, т.е. осуществляется целенаправленная социализация, в том числе и культурная. Основная причина данного процесса состоит в том, что общественное поведение человека не запрограммировано природой, и потому постоянно он вынужден практически заново обучаться тому, как понимать окружающий мир. Поэтому личность детерминирована социокультурной системой, которая формирует структуру ролей, наделяет индивидов субъективными и объективными характеристиками. Их поведение и деятельность определяются обычаями, нормами и ценностями, которые имеются в составе культуры, изменяются, исчезают и возникают в зависимости от процессов, происходящих в обществе. Осваивая социальные традиции, человек приобретает необходимые для функционирования в данной среде навыки, знания, нормы и образцы поведения. При этом личность выступает носителем культуры своего общества. Без неё культура не может существовать, а в самой личности присутствует лишь часть общественной культуры, усвоенная в процессе культурной социализации [2].

В формировании культурной социализации и ценностей молодёжи определяющую роль продолжают играть институты образования, которые претерпели значительные изменения в современной ситуации. Передача духовного и культурного опыта предыдущих поколений и выработка молодёжью своих жизненных ценностей, убеждений, взглядов и осознание своих интересов происходит во многом в процессе обучения. Отличительной особенностью культуры учащейся молодёжи можно считать инновационный потенциал. Противоречие между универсализмом и специализацией как глобальными векторами развития образовательных социальных институтов определяет динамику профессиональных мотиваций, ориентации и установки молодых людей. Поэтому сегодня складывается принципиально новый подход к взаимовлиянию процессов формирования культуры и культурных процессов в сфере образовательных учреждений. Он ставит в центр проблему личности с её постоянным стремлением к самопознанию, саморазвитию в целях осознанного выбора индивидуального жизненного плана и стиля жизнедеятельности. Отсюда, целью культурной социализации является включение молодого индивида в систему общественно – культурных отношений, а также вживание в существующую социальную структуру, т. е. воспитание гуманности и культуры в каждой отдельной личности. Достигается это путем формирования базовых духовных ценностей и включения человека в общественный процесс.

Культурологический подход к изучению явлений и процессов культуры и культурной социализации личности, как и любых иных фактов, событий и явлений, не однозначен. Он вбирает в себя множество направлений, обусловленных многообразием научных школ, концепций, теорий. Методологическая позиция ориентирована на открытый диалог различных концептуальных подходов к проблеме культурной социализации, позволяющих анализировать данный объект исследования как рефлексивный, самоорганизующий индивидуальный процесс и результат социальной интеграции. С другой стороны, любой исследователь субъективен, и его научные теории зависят, во-первых, от объективно сложившейся ситуации в обществе; во-вторых, от собственных социальных представлений, установок, ценностных ориентаций; в – третьих, от влияния ближайшего социального окружения и тех общественно – политических сил, которые представляют для него общественный интерес.

О том, насколько важна культура для функционирования индивида и общества, можно судить по поведению людей, не охваченных культурной социализацией. Неконтролируемое, или инфантильное, поведение так называемых детей джунглей, которые оказались полностью лишенными общения с людьми, свидетельствует о том, что без социализации люди не способны усвоить упорядоченный образ жизни, овладеть языком и научиться добывать средства к существованию. По мнению советского культуролога Крыловой Н.Б. культура выступает как качественная сторона любой деятельности, как способ мышления и поведения. При этом она представляет собой определенные ценности, как материальные, так и духовные. В реальной жизни они слиты, но есть и различия. Материальная культура, как правило, предметна, осязаема. Духовные ценности могут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности» [4]. Упорядоченная специфика культурной социализации состоит в том, что она, представляя собой известные ценности, в то же время характеризует различные явления общественной жизни. Каждый этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных предметов культуры и способов их изготовления, усвоение и понимание опыта предыдущих поколений, связь между различными видами культурной деятельности, предметами культуры и культурой человека, дух культуры, влияющий на систему принципов, норм и правил жизни и т.п. Культура – цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним.

Проблема культурной социализации личности всегда находилось в центре исследований культуры. Это естественно, ведь культура и личность неразрывно связаны между собой. С одной стороны, в культуре формируется определенный тип личности, например, общее историческое и культурное прошлое, историческая память, пространственно-временные отношения, мифология, религиозные доктрины, общепринятые ритуалы, система общезначимых моделей-образцов и т.п. С другой стороны, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре. Без личности нет культуры, так как личность не только движущая сила и создатель культуры, но и главная цель ее становления. «Самореализация человека осуществляется в культуре, и только в культуре в том смысле, конечно, что сама культура протекает в истории. Хотя история содержательно есть личностный процесс, но все – таки собственно личностный процесс – это процесс культуры, а история выступает как сфера объективации культуры». Молодой индивид в процессе культурной социализации не просто приспосабливается к окружающей среде, как это свойственно всему живому, но и сам создает свой собственный «микромир». Это имеет огромное значение для понимания и созидания собственной культуры, ибо своя культура строится в соединении двух возможностей – возможности отграничить себя от другой культуры и возможности открыть себя в другой культуре. Человек отличается тем, что отделяет себя как деятеля культурных и исторических процессов от результатов своей деятельности. Он отдает продукты своего труда другим.

Каждая культура формирует свои ценности, знания, традиции. Например, ценности – это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных и культурных принципов и определяют мотивацию в образовании и профессиональной деятельности. По мнению Здравомыслова А.Г. «ценность» означает высокую социально-культурную значимость какого-либо общественного предмета, явления или символа (семья, здоровье, образование, достаток – все это социальные или общественные ценности) [3]. Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностей и ценностных ориентаций личности образует своего рода систему этнических координат, обеспечивающую устойчивость и преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности интересов человека. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим поведение индивида. Поэтому в условиях многообразия культуры многие молодые индивиды теряются, не могут найти верные пути и направления своего духовного развития. Отсутствие развитых оценок и суждений, которые появляются уже в зрелом возрасте, не позволяет в процессе потребления отделить истинные ценности от мнимых, аморальных. Поэтому молодёжь всё больше удаляется от «высокой» культуры, что проявляется чаще в городе не как территориальная изоляция от этих благ, а становится внутренне присущим ей образу жизни.

Многообразие культуры – знаний, ценностей, норм, образцов – создаёт для личности ситуацию выбора социокультурной информации. Но индивид способен воспринимать и упорядочить лишь ограниченное число воздействий. Сегодня молодежь, в большинстве случаев, не справляются с обилием культурной информации. Они пытаются выбрать свой собственный жизненный путь, свои ценности и образцы для обеспечения согласия с самим собой и со своим близким социальным окружением. Однако наблюдается разрыв между возможностями саморазвития и характером использования этих возможностей, созданных ситуацией демократизации общества. Использование возможностей в интересах удовлетворения потребностей и развития способностей происходит в соответствии с социальной групповой принадлежностью индивида – горожанина, а не с его простой принадлежностью к городскому сообществу в целом. Господствующей установкой молодого человека, смыслом его жизнедеятельности сегодня становятся доход, потребление и досуг. А в развитии культуры молодой личности проявляется духовная отсталость, которая существует как широчайшее распространение «массовой культуры», ослабление установок на высокие, подлинные духовные ценности, своего рода – стандартизация потребностей и вкусов. В условиях многообразия культуры многие молодые индивиды теряются, не могут найти верные пути и направления своего духовного развития. Отсутствие развитых оценок и суждений, которые появляются уже в зрелом возрасте, не позволяет в процессе потребления отделить истинные ценности «от мнимых», аморальных. Поэтому молодёжь всё больше удаляется от «высокой» культуры, что проявляется в городе не как территориальная изоляция от этих благ, а становится внутренне присущим ей образу жизни [1].

Для молодой личности актуальной становится возможность самоопределения. При этом одни ориентируются на привычные культурные ценности и нормы, другие опираются на новизну. В ответ на возникшую ситуацию они выстраивают актуальные ценности и нормы, освобождаются от устаревших. Но не всякое новое в практике оказывается весьма положительным. Наиболее целесообразна ориентация на сохранение традиций и реорганизацию своей жизнедеятельности с учётом данной социокультурной ситуации. Молодёжь оказывается перед множеством трудностей, реакция на которые определяются её ориентацией на стереотипы или инновации. Современная городская культура стимулирует личную свободу и ответственность, она помогает личности найти своё место в жизни, но не даёт готовых решений, только показывает путь к творческой деятельности высшего уровня. Как видим, социокультурная ситуация современного города характеризуется тенденцией к усложнению, которое выражается в многообразии, интенсивности воздействия на молодого индивида и динамике происходящих изменений, вызывающие различного рода проблемы.

Безусловно, сельская культурная среда имеет свои отличительные особенности от культурной среды города. Глубокий социально-экономический кризис на селе оказывает негативное влияние на формирование целостной культурной среды сельской студенческой молодёжи. Это способствует распространению в её среде негативных процессов, например, снижение репродуктивной функции, ухудшение физического здоровья, неуверенность в завтрашнем дне, безработица, пьянство и т. п. Ориентация на те, или иные культурные ценности во многом зависит от типа поселения (деревня, село, посёлок). В крупном селе выше образовательный уровень и в целом культурный потенциал, больше интеллигенции и молодёжи – носителей новых культурных ценностей, образцов, связанных с процессами преобразования. Но в тоже время именно в крупных сельских поселениях из жизни и быта вытесняется этническая культура, а её место занимает массовая. Традиционные формы культуры заполняют вакуум в малых типах поселений, где много верующих и сохраняются праздники и обряды, связанные с древней культурой и бытом. Например, в условиях сельской общины испокон веков складывались и передавались из поколения в поколение нормы и правила, определяющие сложившуюся жизнедеятельность. Они существовали в виде народных обычаев, традиций, образцов культурного поведения, которые жёстко, но негласно регулировали действия и поступки людей. Эти нормы и правила передавались устным способом в процессе самой деятельности и общения на уровне обыденного сознания. Бедственное положение культурного досуга на селе способствует развитию изолированности, еще большему отставанию сельской молодёжи от городской, как в культурном, так и в образовательном плане. Высокая значимость для сельской молодёжи духовно – нравственных и общечеловеческих ценностей определяется тем, что в духовной культуре сельского населения, и молодёжи в частности, важное место занимают национальные ценности. Именно они препятствуют активному проникновению в сельскую молодёжную среду худших элементов западной культуры. Поэтому, чем большее место в системе жизненной ориентации индивида занимают установки на традиции, этнонациональные ценности, тем более глубоки нравственные убеждения сельской молодёжи. Надёжным средством преодоления этих явлений у сельской молодёжи является сохранение и развитие лучших достижений отечественной национальной культуры, повышении грамотности и уровня информированности среди молодёжи. Сложные условия выживания в период реформирования села, распространение рыночных отношений при отсутствии значимой поддержки селян со стороны государства в лице местных органов власти, способствовали формированию у большинства молодых людей установки на то, чтобы преодолеть трудности, защитить свои интересы можно только собственными усилиями, своей инициативностью и активностью. В этой связи процесс культурной социализации молодёжи представляет и находит благоприятную среду синтеза культурных традиций, цикличности и прогресса, коллективизма и индивидуализма.

Проводя сравнительный анализ между сельской и городской молодёжью, можно заметить, что ценностные ориентации сельской и городской учащейся молодёжи в большинстве своём совпадают. Это проявляется, например, в отношении к здоровью, семье, к материальному благополучию и способах его добывания. Богатство (деньги), как и профессиональная карьера, входят в число ведущих ценностей подрастающего поколения. Богатство принимается юношами и девушками как условия большой свободы, выбора, удовлетворения разнообразных потребностей и личностных благ. Однако сельчане, в большей степени, чем их городские сверстники, отдают предпочтение таким жизненным ориентирам, как стабильность в обществе, любовь к своей малой родине, патриотизм, милосердие и религия.

Сама городская и сельская молодёжь, в большей степени, чем поколение её родителей, ориентирована на самореализацию личностных способностей. Иждивенческие настроения постепенно заменяются в сознании и поведении сельской молодёжи установками на собственную активность и самостоятельность. Осознание того, что социальная активность располагает неблагоприятными условиями для реализации данных ценностей культуры, формирует убеждения молодых людей в том, что успеха или профессиональной карьеры в жизни может достичь человек с деловой хваткой, а также с сильным «иммунитетом» против трудностей реальной жизни, умеющим постоять за себя, и стремящейся к личностному развитию. Формирование таких ценностей обусловлено потребностями сельской молодёжи в обеспечении своего «выживания». Однако трансформационные процессы в молодёжной среде в условиях личностной свободы и социального выбора создают определённые социализационные риски, среди которых особо следует выделить размывание системы традиционных культурных ценностей, сложившегося механизма преемственности поколений и, как следствие, разрыв социокультурных связей, процессы унификации духовной и материальной культуры. Каскадное заимствование западных ценностей и образцов поведения, не всегда и не во всём приемлемо для сложившегося менталитета российского общества, способствует усилению бездуховности, падению образовательного и культурного уровня значительной части учащейся молодёжи и вызывает в обществе моральные паники, негативно влияющие на все стороны её общественной жизни [5].

Таким образом, культурная социализация современной личности обусловлена объективными и субъективными факторами, связанными с состоянием внутреннего мира, духовным обликом, системой мотивов и ценностей, реализующихся в поведении и деятельности, определяющих её культурную активность. Влияние различных вкусов, предпочтений и мнений, форм общения, способов проведения досуга, социально-психологического климата в семье и коллектива зависит от культурной направленности личности и её ценностных ориентаций. Личность в процессе культурной социализации не просто приспосабливается к окружающей культурной действительности, но и сама создаёт своё собственное культурное пространство. С одной стороны, она способна выйти из своего мира в чужой неупорядоченный, проникнуть в иные культуры, в чужую духовную жизнь, и определить свое отношение к ним, создать «новое» на основе этого отношения. С другой, в каждом обществе постепенно формируется свой характер культурной социализации личности, который осуществляется в условиях культурных тенденций и социокультурных кризисов, растущей роли нестабильности современных социальных процессов, столкновении и ассимиляций культурных парадигм. В этих условиях едва ли не единственным средством развития культуры становится приобщение к истокам национальной культуры, понимание опасности потери культурной идентичности, критическое отношение к культурной глобализации.

В заключение хотелось бы отметить, что культурная социализация молодёжи и формирование культурного мировоззрения – очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Поэтому современный молодой человек (в каком бы населённом пункте он не проживал) – должен уметь самостоятельно функционировать в современном социуме и нести личную ответственность за свои выборы и их последствия. Для этого необходимо наличие внутреннего стержня, который позволяет без каких-либо установлений выстраивать личное отношение к возможным альтернативам, выносить личную оценку и принимать решения, наиболее полно отражающие потребности, где основным средством социализации личности является культура, призванная реализовать многие социальные функции. В современных условиях в процессе социализации культура должна формировать «нового» человека, способного к активным новаторским действиям.


Литература:

  1. Болгов В.И. Социологический анализ новых форм социокультурной жизни // СОЦИС. 2007. №2. С. 78-84.

  2. Демидова Л.С. Социальные проблемы села в новых условиях хозяйствования // Общество и экономика. – 2008. – №7. С. 41-46.

  3. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М. 1980. С. 123-124.

  4. Крылова Н.Б. Социальное управление и формирование культуры личности. – М.: Знание. 1978. С. 35-37.

  5. Пак Л.Г. Социализация студенческой молодежи в социокультурном контексте / Л.Г. Пак // Соц. гуман. знания. 2008. – N4. С. 163-169.

Основные термины: культурной социализации, культурной социализации личности, процессе культурной социализации, ценностных ориентаций, сельской молодёжи, студенческой молодежи, студенческой молодёжи, культуры студенческой молодежи, условиях многообразия культуры, экологической культуры студенческой, сельской студенческой молодёжи, формирования экологической культуры, «высокой» культуры, учащейся молодёжи, культурной социализации молодёжи, культурная социализация, национальной культуры, процессе социализации, формировании культурной социализации, проблеме культурной социализации

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle