Библиографическое описание:

Кульмухаметова З. Г. Роль технологии развивающего обучения в формировании психосоциальной компетентности обучающихся [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Научно-технический и социальный прогресс общества повысил требования к образованности и культуре человека, вызвал необходимость модернизации системы образования. Наука не может развиваться без постоянного исследования своего предмета. Педагогика, как и многие другие науки, направляет свои усилия на изучение вопросов воспитания, образования и обучения. Педагогика развивалась и продолжает развиваться за счет педагогических описаний, передового опыта воспитания и обучения, педагогических открытий и педагогических исследований. Методы исследования – это способы, при помощи которых изучаются различные стороны воспитания, образования и обучения. Методы считают душой всякого научного исследования. А его компасом справедливо считается научная методология, т.е. подход к исследованию, общий метод познания и преобразования мира. Научная методология определяет выбор методов, их сочетание, конструирование каждого метода, она определяет интерпретацию и оценку результатов исследования.

В последние годы школа активно переходит на гуманистическую парадигму развивающего обучения, что поставило в центр обучения личность обучающегося как неповторимую индивидуальность, потребовала создание условий для ее развития и самореализации. Это предполагает усиление в обучении мотивации учения и собственной деятельности обучающегося. Деятельностный подход – основа развивающего обучения, а его ядро – решение проблем. В предметной деятельности формируется понятийный аппарат, развивается познавательная активность, интеллект и другие сферы личности [1, c 4].

Методика и технологии развивающего обучения помогают учителю (педагогу) развивать у обучающихся способность осуществлять учебную деятельность и достигать в ходе этого процесса следующих целей:

  1. Формирование теоретического сознания мышления, усвоения учебного знания на уровне научных понятий.

  2. Формирование способов умственных действий.

  3. Воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.

  4. Умение делать содержательные обобщения – конкретизировать генетически исходное всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем, удерживаемых в таком единстве, которое обеспечивает мысленные переходы от общего к частному и обратно.

  5. Умение переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их на практике и обратно.

  6. Овладение новыми средствами учебной деятельности в виде знаковых моделей.

Развивается каждый обучающийся, опираясь на всеобщие, обусловленные природой человека, закономерности его развития.

Система образования построена на всеобщих, инвариантных основаниях. Выделяем три методологических основания природосообразной системы обучения:

  1. Диалектическое мышление (умение видеть причинно следственные связи).

  2. Активная целенаправленная деятельность.

  3. Содержание выстроено согласно всеобщему закону развития человеческого познания, в соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному.

Для развития диалектического мышления обучающихся используются типы заданий, которые связаны с исследованием природы самих понятий, вскрывают переходы, движение, развитие. При этом рассудочная логика входит в состав диалектической, как логики более высокой формы.

Суть теоретического мышления по В.В. Давыдову, состоит в том, что это способ подхода человека к пониманию вещей и событий путем анализа условий их происхождения и развития. Базой теоретического мышления служат мысленно идеализированные понятия, системы символов. Все понятия можно разделить на такие типы: тематические, общепредметные и общенаучные. При изучении всех тем предусматривается усвоение в первую очередь общенаучных понятий – теория, закон, закономерность, метод, гипотеза, технология и т.д.

Для организации активной целенаправленной деятельности учебного процесса, урок можно разделить на три этапа:

I этап. Орентировочно-мотивационный. На этом этапе создаются учебно-проблемные ситуации, актуализируются мотивы обучающихся. В результате внутри начинается движение к удовлетворению наметившейся потребности, т.е. обучающийся внутренне готов к совершению конкретных практических действий. Далее определяем границы этой потребности и формулируем конкретную цель, а потом планируем действия по реализации этой цели, соотнося их со временем, местом и необходимыми средствами.

II этап. Операционально-исполнительский. На этом этапе обучающийся выполняет действия, направленные как на усвоение содержания, так и способов деятельности. Этот этап завершается моделированием полученных знаний и способов познания.

III этап. Рефлексивно-оценочный. Обучающийся осуществляет действия по приложению этих способов к нестандартны условиям. На этом этапе предусмотрены задания по выведению обучающегося за пределы содержания данного урока и формулировка цели последующего урока, что является элементом творческой учебной деятельности [1, c 85].

Чтобы познать себя, нужно на уроке действовать. Это способствует смене позиции ученика с объекта воздействия на субъект деятельности. Учителю самому нужно поменять свою позицию. Эта позиция доброго, требовательного, но предельно уважительного, корректного, замечающего любые продвижения ученика к успеху. Эти продвижения на базе самооценки способствуют формированию и развитию познавательного интереса учащихся.

Действия учителя на уроке должны быть направлены не на изложение, а на организацию действий учебной деятельности обучающихся. Это способствует превращению ученика в активного субъекта учения – деятеля.

Успешной организации совместной педагогической деятельности учителя и учебной деятельности обучающихся способствует процесс реализации учителем взаимоподчиненной системы воспитывающей, развивающей и образовательной функции обучения. Основанием этой системы выступает воспитывающая функция, которая в своей основе есть процесс формирования и развития учащимися адекватной самооценки. Для формирования процесса самооценки в первую очередь следует сформировать, а потом и развивать на уроке умение учащихся к общению. Сначала учить адекватно оценивать друг друга, это интуитивная взаимооценка на качественном уровне. Затем, организовывать процесс формирования способности оценивать свои знания на четырех уровнях: 1 – на визуальном (то есть на уровне представления); 2 – на вербальном; 3 – на уровне предметных действий; 4 – на творческом уровне. Как показывает практика, самое главное при этом учителю следует добиваться того, чтобы в этот процесс подключились все учащиеся, так как организация собственных действий самими учащимися и сам процесс самооценки ими своих действий на уроке способствуют к проявлению активной собственной позиции.

Учащиеся развивающего обучения отличаются от учащихся традиционного обучения. Проявляется это в том, что они сами стремятся активно познать сущность изучаемого факта или явления. Эти учащиеся готовы к продуктивному сотрудничеству, направленному на развитие среды, где они творят.

Помимо этого, развивающее обучение особое внимание уделяет комплексу поведенческих навыков, которые формируются у ребенка в процессе его социализации. Обучение жизненно важным навыкам как специальная дидактическая задача – для российской педагогики тема достаточно новая. Жизненно важные навыки – комплекс поведенческих навыков, обеспечивающий способность к социально адекватному поведению, позволяющий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни.

Навыки позитивного и конструктивного отношения к собственной личности – способность познавать свой характер, свои достоинства, недостатки и желания.

Навыки позитивного общения – способность взаимодействовать с окружающими. Эти навыки помогают устанавливать и поддерживать дружеские взаимоотношения, добрые отношения в семье.

Навыки самооценки и понимания других – способность адекватно оценивать себя и воспринимать других, осознанная возможность принять людей такими, какие они есть. Эти навыки позволяют правильно вести себя в ситуациях общения и взаимодействия с различными людьми, в том числе и в тех случаях, когда людям необходима помощь и забота.

Навыки управления собственными эмоциями и эмоциональными состояниями – осознание качества эмоций в нас самих и других, знание того, как эмоции влияют на поведение.

Навыки продуктивного взаимодействия – способность конструктивно выстраивать отношения с другими людьми.

Навык самостоятельного принятия решений – способность принимать взвешанные решения. Человек, обладающий этим навыком, умеет учитывать различные мнения и прогнозировать то, как его решения могут повлиять на конкретных людей и ситуацию в целом.

Навык решения проблемных ситуаций – помогает справиться с проблемами. Владение этим навыком дает человеку возможность грамотно и уверенно вести себя в сложных ситуациях, последовательно и разумно подходить к решению проблем.

Навыки работы с информацией – способность объективно анализировать, систематизировать и умело использовать информацию любого вида.

Навыки творчества – способность нестандартно, творчески решать различные задачи в любом виде деятельности, опираясь на свой собственный опыт и знания, а также на информацию об опыте, знаниях и достижениях других людей [2, c 5].

Жизненно важные навыки – основа психосоциальной компетентности. Психосоциальная компетентность – это способность человека эффективно действовать в повседневной жизни, соответствовать ее требованиям и изменениям. Данная компетентность может сыграть важную роль в сохранении здоровья и благополучия. Следовательно, развитие психосоциальной компетентности может считаться одной из важнейших педагогических задач.

Существенные коррективы в реализацию развивающего обучения вносят современные тенденции и приоритеты образования. Знания, информация становятся важной человеческой ценностью, человеческим ресурсом, сравнимым с капиталом. Образовательное пространство стало социокультурной информационной средой, в которой значимы фундаментализация, информатизация, интеллектуализация, коммуникация. Это предполагает применение инновационных технологий. Все они – интерактивные, личностно-ориентированные, базируются на проблемности, общении, сотрудничестве, продуктивно—творческой деятельности обучающихся. Они направлены на сознательное, системное и действенное овладение предметом, на формирование психосоциальной компетентности, на развитие личности, на полноценную реализацию целей образования.


Литература:

  1. Володина Н.Ю. Организация учебной деятельности при обучении химии в условиях развивающего обучения // Методология, общие методы, технологии инновационного обучения химии. – 2008. – С. 83-91.

  2. Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам. – СПб.: Издательство «Образование – культура», 2002. – 288с., прил.

Основные термины (генерируются автоматически): развивающего обучения, учебной деятельности, психосоциальной компетентности, технологии развивающего обучения, Навыки позитивного, формировании психосоциальной компетентности, основа развивающего обучения, теоретического мышления, парадигму развивающего обучения, действий учебной деятельности, основа психосоциальной компетентности, реализацию развивающего обучения, способность человека эффективно, средствами учебной деятельности, учебной деятельности детей, развитие психосоциальной компетентности, Учащиеся развивающего обучения, Навыки самооценки, формирование психосоциальной компетентности, Навыки позитивного общения.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle