Библиографическое описание:

Чикишева О. В. К вопросу использования учебной деятельности как фактора формирования интереса к чтению младших школьников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Современная школа переживает новый этап своего развития. В настоящее время в России на смену устаревшей учебно-дисциплинарной модели образования проходит личностно-ориентированная модель: подход к учащимся как полноправным партнерам в условиях сотрудничества [8, с.176].

Результативность модернизации общего и начального образования зависит от изменений, происходящих в содержании современного образования за последнее десятилетие – перенос акцента с передачи предметных знаний, умений и навыков на поддержку формирования общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий, на преодоление учащимся трудностей, возникающих в ходе учебной деятельности. Эти изменения должны быть направлены на искоренение взгляда на ребенка как на объект педагогического воздействия, неспособного и неготового к «самовзращиванию» и требующего целенаправленной работы со стороны педагога по формированию качеств, значимых с социальной точки зрения, без учета индивидуальных характеристик [3,с.313]. В этой связи забота о сохранении уникальности, своеобразия каждой личности, сотрудничество педагогов с ребенком по развитию у него средств познания и развития своих сущностных сил, должны стать основой обновления содержания общего и начального образования. Для этого необходимо создание условий для построения каждым учащимся индивидуальной образовательной и как следствие – жизненной траектории, на основе которой формируется генеральная способность к самоопределению по отношению к культуре, обществу, миру, другим людям, самому себе. В образовательном пространстве должны создаваться условия для выращивания уникальности и неповторимости каждой личности, ее личной ответственности за свою судьбу, признания ею уникальности и неповторимости других людей.

Такой подход максимально актуализирует проблему качественного изменения на первичной ступени образования – в начальных классах: от того, как в этот период будет оказана помощь младшему школьнику в заложении основ личности, выстраивании системы нравственных ценностей, развитии основ учебной деятельности, интеллектуального развития – будет зависеть успешность личностного роста и выбор жизненного пути ребенком.

Сегодня перед учителями стоит задача перестроить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Эта задача не может быть решена без серьезной работы с книгой. Почему сегодня надо уделять внимание проблеме чтения?

В век кино и телевидения происходит подмена общения с книгой просмотром видеофильмов и компьютерной продукции. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе. В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом, книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления [4, с.124].

Требования, предъявляемые к ребёнку на начальном этапе литературного образования, в основном направлены на знания, умения и навыки ребёнка, а не на его индивидуальное развитие. В младшем школьном возрасте идёт чрезвычайно быстрое развитие эмоциональной сферы, так называемого чувственного интеллекта. Обращая большое внимание на эту особенность младшего школьного возраста, учитель может добиться высокой эффективности в своей работе по формированию интереса к чтению. На базе положительных эмоциональных переживаний появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Именно в младшем школьном возрасте происходит накопление чувств и переживаний. Поэтому младшие школьники ищут в чтении:

  • занимательности, сильных эмоциональных переживаний. Их воображение захватывают остросюжетные произведения, героические подвиги кажутся нормой жизни, а любимые герои – это, прежде всего, герои действия;

  • для детей младшего школьного возраста нужны произведения, которые учат их удивляться. Способность удивиться событию, явлению, человеку для ребёнка очень необходима: из удивления рождается интерес к жизни, жажда познания, умение видеть прекрасное и дорожить им;

  • игнорируя литературные пристрастия учащихся младшего школьного возраста, можно на долгие годы «погубить» у них всякий интерес не только к литературе как к учебному предмету, но и к чтению вообще [1, с.216].

Но, несмотря на существующую в методике теоретическую базу, вопрос об интересе к чтению детей в практике обучения остается открытым. Дети по-прежнему не овладевают в первом классе основами типа правильной читательской деятельности, что значительно снижает и уровень их литературного развития. В связи с этим интерес к чтению у школьников вместо того, чтобы развиваться, уже в первом классе начинает угасать, а к четвертому классу почти полностью пропадает.

Одна из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению на протяжении всего периода обучения в школе. Компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации.

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга» [7, с.265].

Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. От того, читают ли дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению – кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося [6, с.25,28].

Именно поэтому ФГОС нового поколения выделил новые, отличные от предыдущего стандарта, цели изучения литературного чтения:

  • Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;

  • Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

  • Совершенствование всех видов читательской деятельности; умение работать с различными видами информации;

  • Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;

  • Овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;

  • Воспитание интереса к чтению и книге;

  • Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;

  • Развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран [5, с.63].

Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Надо только суметь этой способностью воспользоваться. Речь идет о том, чтобы от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника – предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла. Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, он может получить оперативную, многоаспектную информацию по любому вопросу. Однозначной помехой общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно-познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека [2, с.466].

ФГОС предлагает образцы учебной деятельности школьников, которые в полной мере должны использоваться в учебной и домашней деятельности обучающегося:

  • Чтение вслух и «про себя»;

  • Формы чтения: чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжительное чтение;

  • Виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное чтение, перечитывание;

  • Эмоциональный отклик на прочитанное;

  • Обсуждение прочитанного;

  • Составление плана, схем, закладки и выписки, цитаты;

  • Пересказ полный, сжатый, выборочный;

  • Вопросы и ответы по прочитанному;

  • Коллективная драматизация художественных произведений;

  • Реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»;

  • Игры с исполнением, сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.), исполнителя (слушателя или зрителя);

  • Работа с текстом: его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средствами выразительности);

  • Создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкции);

  • Коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;

  • Обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составлении памяток и алгоритмов.

Таким образом, новый стандарт нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению новой важной задачи – формированию читательской самостоятельности. Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Это становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям и аннотации, пользоваться оглавлением; при необходимости самостоятельно пользоваться справочниками, словарями.


Литература:

  1. Актуальные проблемы обучению чтению в начальных классах / Под ред. М.С. Васильевой, М.И. Омороковой, Н.Н. Светловской. М.: Педагогика, 1977. – 216 с.

  2. Ежеленко В.Б. Новая педагогика массовой школы. Теоретическая педагогика: теория и методика педагогического процесса. СПб: Изд-во РГГГУ им. А.И. Герцена, 2005. – 466 с.

  3. Куликова JI.H. Проблемы саморазвития личности. Хабаровск: Изд-во ХГПУ, 1997.–С.25.– 313 с.

  4. Оморокова М.И. Чтение в начальных классах. Тула: ООО Изд-во «Родничок», 2003. – 124 с.

  5. Сборник нормативных документов: Начальная школа / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. – 63 с.

  6. Светловская Н.Н. Чтение как обязательный компонент современной системы образования // Начальная школа. 2002. – № 7. – С.24-29.

  7. Сухомлинский В.А. О воспитании / Составитель и автор вступит, очерков С. Соловейчик. М., 1985. – 265 с.

  8. Якиманская И.С. Технология личностно ориентированного обучения в современной школе. – М.: Сентябрь, 2000. 176 с.

Основные термины (генерируются автоматически): младших школьников, учебной деятельности, младшего школьного возраста, деятельности младших школьников, чтению младших школьников, читательской деятельности, младших школьников чтению, Влияние детско-родительских отношений, младшем школьном возрасте, учебной деятельности школьников, формирование интереса, Начальная школа, образования младших школьников, проблема обучения чтению, опыта младших школьников, учебной деятельности младших, чтению школьника, умственной отсталости школьников, чтению детей, эмоциональных переживаний.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle