Библиографическое описание:

Зуева С. П. Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Детство – период начальной социализации ребенка, приобщения его к миру культуры и общечеловеческих ценностей. Педагоги считают возможным развитие ребенка во всех видах деятельности: игровой, театрализованной, музыкальной. Большой потенциал познавательного развития детей заключен в пении. Процесс пения помогает ребенку приобрести определенные навыки в развитии голоса, способствует формированию личности, развитию музыкального вкуса, содействует укреплению здоровья (развивает дыхательные мышцы, благотворно влияет на нервную систему), помогает устранению дефектов речи. В пении происходит общее развитие ребенка – формируются его высшие психические функции, развивается речь.

Опираясь на эти факты, я для себя определила цель – развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование современных образовательных технологий. Достижение данной цели считаю возможным, совершенствуя работу в образовательной области «Музыка», формируя основы певческих навыков, вокально-хоровых умений, повышая уровень певческих способностей дошкольников через развитие эмоциональной сферы.

Работу над данной проблемой осуществляю в три этапа:

1 этап – знакомство с новой песней, создание интереса (мотивация).

2 этап – разучивание песни.

3 этап – выразительное исполнение песни.

При выборе песен для разучивания с детьми обращаю внимание на их соответствие возможностям детей, включающее следующие их характеристики:

- доступное содержание;

- подобный для произношения текст;

- несложная, запоминающаяся мелодия, размер, ритм, тесситура, диапазон;

- несложный аккомпанемент, который не заглушает мелодию, а лишь

украшает и поддерживает ее;

- динамика песни, ее лад;

- рекомендации автора к исполнению.

Первый этап. Знакомство с песней начинаю с выразительного ее исполнения. Использую короткое вступительное слово, вношу яркие иллюстрации, объясняю непонятные слова, обращаю внимание на характер, настроение, темп произведения. Это поможет ребенку осознать содержание, вызвать определенное отношение к песне, соответствующее настроение. Предлагаю детям высказаться о характере прослушанной песни и определить ее настроение с помощью музыкально – дидактических игр: «Музыкальные клоуны», «Солнышко и тучка», «Выбери настроение». Для развития у детей способности эмоционально воспринимать музыку использую элементы «ТРИЗ». При помощи мимики, жестов дети передают настроение песни, «рисуют музыку» цветными карандашами, мелками. На следующем занятии предлагаю узнать песню по фрагменту, показать картинку к ней на «Загадочном круге», определить структуру (вступление, запев, припев), выстроить модель песни условными символами (треугольник, круг, квадрат).

Второй этап – разучивание песни. Предварительно провожу разминку голосового аппарата, сочетая распевание с оздоровительным самомассажем, способствующим четкой дикции и развитию артикуляции у детей. Пользуюсь техникой моделирования упражнений, вношу схемы интонационно – фонетических упражнений. Показываю, как можно пропеть тот или иной музыкальный фрагмент. Во время разучивания темп беру более медленный, чтобы дети успевали пропеть. Когда встречаются трудные мелодические обороты или скачки, прорабатываю их в виде распевок до разучивания песни, моделируя наглядно при помощи пособия «Музыкальная цепочка». Если в песне есть запев и припев, то начинаю с припева, так как детям его легче запомнить. Для активизации процесса запоминания вношу красочный иллюстративный материал, схемы – модели песен, слайд – презентации, раскрывающие ее характер, если позволяет содержание, инсценируем песню. На данном этапе совершенствую работу над вокально-хоровыми навыками (звукообразование, дыхание, дикция, чистота интонации, исполнение песен в ансамбле). Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. Активно применяю дирижерский жест, который помогает детям вовремя сделать короткий вдох. Во время пения слежу за осанкой детей, рекомендую сидеть ровно, дыхание брать свободно, петь естественным голосом. Для выразительной дикции использую комплекс упражнений артикуляционной и пальчиковой гимнастики, специальные приемы и упражнения на изменение скорости речи. Много усилий требует работа над развитием чистоты интонирования. Дети учатся петь без музыкального сопровождения и слышать в хоре не только свой голос, но и голоса других детей. Для закрепления песенного материала предлагаю петь соло, тройками, по рядам, под фонограмму, под металлофон. На данном этапе применяю технологию «ТРИЗ» Г.С. Альтшуллера, ставлю перед детьми проблемные ситуации для развития логического мышления, творческого воображения. Например: «На каком музыкальном инструменте можно исполнить звуки капели из «Песенки о весне» Г.Фрида или «Сочините сказку с помощью пособия «Салат из сказок», украсив диалоги героев сочинением собственных песенных перекличек».

Третий этап – выразительное исполнение песни. Это достигается чистотой интонирования, динамическими оттенками, четкостью дикции, точностью выбранного темпа, выразительностью мимики лица, артистичностью. Варианты исполнения могут быть разными, но повторение песен вместе с воспитателем на праздниках и в повседневной жизни, способствуют закреплению их в памяти детей.

В рамках своей деятельности использую современные образовательные технологии. Технология моделирования открывает возможности для развития памяти у детей в процессе разучивания песни. Составленные схемы упражнений для распевания формируют у детей логическое мышление. Использую пособия: «Ритмическое лото», «Музыкальная цепочка», «Нарисуй музыку»; схемы интонационно-фонетических упражнений (автор С.В. Битус); разработанные модели знакомых песен и певческих упражнений «Звуки пошли гулять», «Прятки» (по В.В. Емелянову); модель речевой игры «Жук ленивый» (Т. Боровик), схемы – модели для импровизации со звуком (Т.Э. Тютюнниковой). Варианты исполнения могут быть разными, но при этом не забываю о том, что выученная песня должна звучать красиво, доставлять детям удовольствие. Однако «жизнь» песни на этом не заканчивается. Повторение песен вместе с воспитателем, исполнение их на праздниках, развлечениях и в повседневной жизни, также способствуют закреплению их в памяти детей.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы нельзя в полной мере заинтересовать внимание детей на занятии и решить проблему развития творчества. Поэтому я стараюсь внести в педагогический процесс современные технологии, которые бы обеспечивали не только эффективное запоминание, сохранение информации, но и ее последовательное воспроизведение.

В содержание музыкального материала активно включаю элементы логоритмики, (пальчиковые и речевые игры с вокальным сопровождением, игры с палочками, фонопедические упражнения по методу В.В. Емельянова, проговаривание скороговорок, считалок и т.д.)

Чередование умственной работы с активным отдыхом осуществляю в игровой форме, что способствует снятию утомления. Дети с удовольствием выполняют упражнения для развития дыхательной системы: «Насос», «Тик – так»; для формирования правильной осанки: «У меня спина прямая», «Бутончик»; для укрепления плечевого пояса, шеи, рук: «Матрешки», «Любопытная Варвара»; на развитие подвижности пальцев рук: «Вот помощники мои», «Сидит белка на тележке»; для снятия нервного напряжения: «Шалтай–болтай», «Маятник». Опираясь на исследования В.Ф. Базарного, что «глазу удобнее воспринимать информацию в виде волны», демонстрационный материал располагаю на доске, полу, стене, панно, повторяя очертания волны. Слежу за соблюдением гигиенических условий в музыкальном зале: чистотой, температурой, свежестью воздуха, освещением. Тем самым использую здоровьесберегающие технологии, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребенка.

Мои наблюдения показали, что дошкольники с большим интересом участвуют в различных проектах, в процессе которых сами и решают определенные задачи. Актуальность данного метода заключается в том, что в нем представлена интеграция всех видов деятельности (музыкальной, театральной, изобразительной, речевой). В основе каждого проекта, лежит какая – либо проблема, которая рождается из интересов детей. Однодневный проект «Красивое рядом!» прошел в форме Дня открытых дверей. Цель данного проекта: взаимодействие дошкольного учреждения и семьи в вопросах художественно – эстетического воспитания детей. Проект «Как много бабушек хороших» посвящен месячнику пожилого человека. Бабушки стали посетителями «Осеннего кафе», где в непринужденной обстановке общались с внуками, вспоминали песни своей молодости. В рамках мероприятий, посвященных дню Победы, реализовали творческий проект «Почему нужна песня на войне?», во время которого дети познакомились с песнями военных лет, историей их создания, значением в жизни людей в военное время. Разработка и реализация проектов позволяет добиться высоких результатов в осуществлении образовательного процесса.

Выстроенная мною система работы позволяет воспитанникам совершенствоваться в музыкальном развитии. И мне очень хочется верить, что я своей работой, своим отношением помогаю детям любить песню во всех ее проявлениях. Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть».


Список литературы:

  1. Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. – М.: Сфера, 2008.

  2. Емельянов В.В. Фонопедический метод развития голоса. Первый уровень: развивающие голосовые игры. СПб. 1999.

  3. Кисилева Л.С.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. – М.: Аркти, 2005.

  4. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду: – М.: Сфера, 2004.

  5. Метлов Н.А. Музыка-детям: Пособие для воспитателя и муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1985

  6. Орлова Т., Бекина С. Учите детей петь. М.: Просвещение, 1994.

  7. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. – М.: Просвещение, 1994.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle