Авторы: Попов Иван Павлович, Сьянова Татьяна Юрьевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)

Библиографическое описание:

Попов И. П., Сьянова Т. Ю. Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Динамика социально-экономического развития и конъюнктура современного рынка труда диктуют развитие новых форм профессионального образования и обучения. Необходимость изменения подходов и методов в профессиональном образовании и переподготовке взрослого населения служит причиной поиска новых решений в организации учебного процесса, обеспечивающих его эффективность при сжатых сроках обучения.

Данная задача особенно остро встает при создании и организации функционирования новых компонентов системы профессионального образования, к которым можно отнести ресурсные центры различного назначения. Анализ показал, что существующие учебные программы, составляющие основу программно-методического обеспечения типовых учреждений профессионального образования горной отрасли, не соответствуют требованиям подготовки по конкретной профессии, особенно в сжатые сроки, а также не обеспечивают возможность их сетевой реализации. В соответствие с этим для обеспечения потребностей ресурсного центра потребовалась разработка программ на иных принципах, в основу которых положен модульный подход.

Модульные программы включают в себя модули, каждый из которых позволяет освоить необходимые теоретические знания, приобрести практические навыки, проверить качество полученных умений и сделать вывод о профессиональной компетентности. Достоинством модульных образовательных программ (МОП) является возможность освоения отдельных модулей последовательно или параллельно по персональному плану обучающегося, а также использование их в сетевом варианте без дополнительной адаптации и переработки.

Данная особенность МОП позволила обеспечить возможность освоения модулей не только на базе одного образовательного учреждения профессионального образования, но и реализовать сетевые варианты освоения образовательных программ на сети образовательных учреждений профессионального образования, имеющих различный уровень материально-технической базы, выбирая для учреждения ПО именно тот модуль, освоение которого может быть обеспечено с максимальным качеством. Такая особенность является наиболее подходящей для сети учреждений, объединенных ресурсным центром (РЦ), осуществляющих подготовку рабочих и специалистов для горной отрасли.

Таким образом, модульное обучение позволяет с позиции обучающегося получить профессиональное образование в удобной форме и в индивидуальном временном режиме, сократить время подготовки по методическим разработкам каждого курса, учебнику, программе; с позиции учебного заведения обучить большее количество обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе, иметь дополнительный материальный ресурс; с позиции отрасли (на базе ресурсного центра) – проводить более глубокую профессиональную подготовку специалистов с большим охватом и меньшими затратами; с позиции общества – получить и продолжить обучение каждому специалисту в системе непрерывного профессионального образования.

В 2011 году Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кемеровский горнотехнический техникум стал победителем федерального конкурса на выполнение работ по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра», проводимого в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

В процессе реализации мероприятий проекта были разработаны модульные структуры 17-ти сетевых образовательных программ в соответствии с установленными требованиями работодателей к их содержанию, условиям и технологиям их совместной реализации и образовательным результатам – профессиональным компетенциям специалистов, включая программы междисциплинарных курсов и завершенных частей (учебных модулей теоретико-прикладного или прикладного характера) профессиональных модулей, имеющих общую логику достижения результата, в составе основных профессиональных образовательных программ, а также учебных модулей программ дополнительного профессионального образования, которые могут выступать как самостоятельные программы, для их применения в сетевом формате.

При разработке модульных структур в рамках данного проекта мы исходили из того, что модульная образовательная технология (МОТ) – это последовательность процедур реализации законченной единицы образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных компетенций с помощью оптимизированного комплекса педагогических технологий, включающего процедуры мониторинга процесса обучения, контроль знаний и умений, обучающихся на выходе. Модульная образовательная технология включает в себя комплекс различных педагогических технологий, зависит от профиля подготовки кадров и должна проектироваться под конкретные условия обучения. В связи с этим в рамках каждой модульной образовательной программы был разработан перечень технологий в соответствии с конкретными условиями обучения. В ходе разработки предлагаемых сетевых образовательных программ (СОП), в соответствии с теорией модульного обучения, нами в качестве ориентировочного было установлено определенное соотношение практического материала к теоретическому, которое составило 70-80% практики к 20-30% теории.

Кроме того проводимая работа была основана на следующих принципиальных положениях:

  • все учебные программы строились гибко, в виде набора модулей, на основе анализа рынка труда и потребности в определенных умениях и навыках, с возможностью дополнения и корректировки по мере необходимости;

  • основное содержание программ ориентировалось на потребность рынка труда, реальную трудовую деятельность, выраженную в конкретных заявках и пожеланиях работодателей;

  • методы обучения преимущественно были ориентированы на практическую деятельность обучающихся, в первую очередь в рамках осваиваемых компетенций, роль преподавателя – организовать процесс обучения и обеспечить постоянную поддержку по ходу выполнения обучающимися практических работ и заданий;

  • оценка результатов обучения заключается в освоении определенных компетенций, обеспечивающих выполнение работ по заданному виду деятельности в соответствии с профессией/специальностью. При желании или необходимости оценку можно проводить с участием внешних экспертов (работодателей).

Из существующих подходов к реализации модульной образовательной технологии (блочно-модульный, модульно-компетентностный, модульно-рейтинговый и кредитно-модульный) нами в качестве основного выбран модульно-компетентностный, как наиболее соответствующий условиям и профессионального образования, и образованию взрослых. Модульно-компетентностный подход нами рассматривался как целевой процесс, основанный на последовательном поэтапном освоении самостоятельных единиц профессиональной деятельности (модулей), выполняемых в рамках конкретной работы, набора компетенций, и направленный на углубление индивидуализации обучения, формирования навыков внедрения эффективного опыта работы, развитие потребностей в самообразовании. В рамках модульного обучения, основанного на компетенциях, главное – это ориентация образовательного процесса не на освоение определенного количества часов программы, а на результат, выраженный в конкретных компетенциях, необходимых для работников горной отрасли.

Также следует отметить, что часть профессий горной отрасли (по которым велась разработка образовательных программ), как и в целом профессий Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК-016-94), являются родственными и имеют общие (инвариантные) профессиональные знания и умения, что позволяет при разработке учебно-программной документации по одной из профессий классификатора задать алгоритм разработки программ и по родственным профессиям, выделив их инвариантную часть (например, разработав программу по профессии «грохотовщик», можно использовать ее инвариантную часть для разработки учебно-программной документации по профессии «дробильщик»).

Приступая к построению программ на основе модульно-компетентностного подхода, нами были тщательно проанализированы требования работодателей, нормативные требования к учебно-программной документации. Это позволило сформировать на основе модульно-компетентностного подхода модульные структуры сетевых образовательных программ – программ повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки.

В ходе работы разработчики программ основывались на положениях профессиональных стандартов с учетом требований к умениям со стороны работодателей, а также на основе сопоставления и анализа Единого тарифно-квалификационного справочника, Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) и должностных инструкций. С учетом представленных возможностей в результате были получены виды профессиональной деятельности, которые дали возможность сформулировать компетенции, освоение которых позволяет освоить ту или иную профессию. Также было учтено, что ряд программ были сформированы в результате адаптации и переработки программ профессиональных модулей, разработанных на основе введенных федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО третьего поколения по данной профессии или специальности для процесса переподготовки и повышения кадров.

При разработке модульных структур сетевых образовательных программ в целях повышения квалификации разработчики основывались на компетенциях, которые формируются на основе нормативных документов: ЕТКС, ОКЗ, должностных инструкций. Курсы повышения квалификации не предусматривают полного соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, так как носят в большей степени краткосрочный характер, соответственно выделенные в модулях компетенции не в полном объеме соответствуют компетенциям, определенным федеральными государственными образовательными стандартами НПО/СПО, однако более полно отражают требования работодателей. В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность проведения статистических сравнений, учета и анализа в интересах осуществления рациональной политики занятости. Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующей специальной подготовки, приносящей заработок или доход. Должностные инструкции – краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации. Должностная инструкция – документ, разъясняющий порядок взаимоотношений работника и работодателя. Содержит полный перечень квалификационных требований, права, обязанности работника, а также определяет меру его ответственности за те или иные действия (совершенные или несовершенные). Основная функция должностных инструкций – упорядочение работы кадрового отдела в частности и всего предприятия в целом. Описывая права и обязанности сотрудников, инструкции способствуют организации и структурированию работы персонала, а также помогают каждому сотруднику предприятия четко представлять себе предписанные им полномочия, возможности и степень ответственности перед предприятием [1].

Перечисленные нормативные документы обеспечили основу в работе по определению видов деятельности и перечня компетенций – как результатов освоения модулей. Именно модуль являлся основным компонентом модульных структур разработанных образовательных программ. Здесь модульструктурная часть программы обучения, которая включает в себя содержание обучения и организацию познавательной деятельности обучаемых, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения.

Модуль нами понимается как целостный набор умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме целей-результатов, которые должен достигнуть обучающийся по завершению освоения модуля, являющегося составной частью модульной структуры сетевой образовательной программы [2, 3]. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель, которой соответствовала достаточная полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации, определяется условия погружения в информацию, проводятся теоретические занятия, рекомендации к ним, указаны практические задания, запланирована практика.

Все модули, являясь дидактическим средством обучения, включают в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению дидактических целей. Четкое изложение учебного материала, информационно-методическое обеспечение с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать материал в удобное для него время, в также реализовывать комплекс модулей на базе ресурсного центра и учреждений профессионального образования, входящих сеть на его основе – способно существенно улучшить качество и эффективность процесса подготовки рабочих кадров в интересах различных отраслей промышленности.

Каждый модуль, включенный в представленные модульные структуры программ, всегда заканчивается контрольной проверкой знаний, при этом в состав большинства модулей были включены средства промежуточного контроля (как отдельные учебные элементы), которыми определялись уровень усвоения знаний и выработка умений в рамках одного или нескольких элементов модуля. Модуль обеспечивается необходимыми учебно-методическими материалами, средствами обучения и контроля.

Составляющие учебно-методических материалов, средств контроля являются учебными элементами. Учебный элемент – это наименьшая значимая часть учебного материала, отражающая какой-либо аспект профессиональной задачи, и являющаяся основным носителем учебной информации в модуле.

Для каждого разработанного учебного модуля включенного в модульную структуру была разработана своя система учебных элементов на основе типовой, формируемая в соответствии с конкретными компетенциями, а также осваиваемыми способами осуществления профессионально-трудовой деятельности.

В разработанных модульных структурах сетевых программ обучения рабочих кадров для горной отрасли были использованы следующих набор типовых учебных элементов:

- учебный элемент теоретический (основу которого составили теоретические материалы, без освоения которых нельзя выполнять практические действия и работы, а также – методические рекомендации по их выполнению);

- учебный элемент практический (основу которого составили практические задания, лабораторные работы, методические рекомендации по их выполнению);

- учебный элемент комбинированный (содержащий теоретические материалы и практические задания, а также методические рекомендации по их выполнению);

- учебный элемент контрольный (контрольный блок) (содержащий контрольные и методические материалы для реализации всех видов контроля);

- учебный элемент практики (включает планирующие и методические материалы, обеспечивающие организацию и проведение производственной практики).

Состав и взаимосвязи учебных элементов между собой в представленных программах различны и определялись целью и задачами, решаемыми модулями, в состав которых они были включены. Овладение каждым учебным элементом и всеми ими в целом в рамках модуля в совокупности, по нашему мнению, обеспечит овладение обучающимися необходимыми профессиональными и личностными умениями.


Литература:

  1. Бородина, Н.В. Педагогические условия проектирования и организации кейс-технологии в дистанционном обучении на основе модульного подхода [Текст] / Н.В. Бородина, Д.Г. Мирошин, Т.В. Шестакова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2011. – №5. – С. 99-108.

  2. Галлиев, Ж.К. Актуальные задачи развития угольной промышленности России [Текст] / Ж. К. Галлиев, О. О. Плохих // Научный вестник МГГУ. – 2011. – № 5 (14). – C. 64-68.

  3. Евсеев, Р.Ю. Ресурсный центр как организационная структура управления профессиональным образованием [Текст] / Р. Ю. Евсеев // СПО. – 2010. – № 8. – С. 30-32.

Похожие статьи

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Результаты апробации и экспертизы сетевых образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования, входящих в состав межрегионального отраслевого ресурсного центра

Подготовка квалифицированных рабочих горного профиля в условиях профессионально-технического учебного заведения

Создание институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра

Основные подходы к проектированию модульных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Использование ИКТ-технологий на уроках гуманитарного цикла при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Результаты апробации и экспертизы сетевых образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования, входящих в состав межрегионального отраслевого ресурсного центра

Подготовка квалифицированных рабочих горного профиля в условиях профессионально-технического учебного заведения

Создание институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра

Основные подходы к проектированию модульных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников