Авторы: Попов Иван Павлович, Сьянова Татьяна Юрьевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)

Библиографическое описание:

Попов И. П., Сьянова Т. Ю. Разработка модульных структур сетевых образовательных программ горного профиля [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Динамика социально-экономического развития и конъюнктура современного рынка труда диктуют развитие новых форм профессионального образования и обучения. Необходимость изменения подходов и методов в профессиональном образовании и переподготовке взрослого населения служит причиной поиска новых решений в организации учебного процесса, обеспечивающих его эффективность при сжатых сроках обучения.

Данная задача особенно остро встает при создании и организации функционирования новых компонентов системы профессионального образования, к которым можно отнести ресурсные центры различного назначения. Анализ показал, что существующие учебные программы, составляющие основу программно-методического обеспечения типовых учреждений профессионального образования горной отрасли, не соответствуют требованиям подготовки по конкретной профессии, особенно в сжатые сроки, а также не обеспечивают возможность их сетевой реализации. В соответствие с этим для обеспечения потребностей ресурсного центра потребовалась разработка программ на иных принципах, в основу которых положен модульный подход.

Модульные программы включают в себя модули, каждый из которых позволяет освоить необходимые теоретические знания, приобрести практические навыки, проверить качество полученных умений и сделать вывод о профессиональной компетентности. Достоинством модульных образовательных программ (МОП) является возможность освоения отдельных модулей последовательно или параллельно по персональному плану обучающегося, а также использование их в сетевом варианте без дополнительной адаптации и переработки.

Данная особенность МОП позволила обеспечить возможность освоения модулей не только на базе одного образовательного учреждения профессионального образования, но и реализовать сетевые варианты освоения образовательных программ на сети образовательных учреждений профессионального образования, имеющих различный уровень материально-технической базы, выбирая для учреждения ПО именно тот модуль, освоение которого может быть обеспечено с максимальным качеством. Такая особенность является наиболее подходящей для сети учреждений, объединенных ресурсным центром (РЦ), осуществляющих подготовку рабочих и специалистов для горной отрасли.

Таким образом, модульное обучение позволяет с позиции обучающегося получить профессиональное образование в удобной форме и в индивидуальном временном режиме, сократить время подготовки по методическим разработкам каждого курса, учебнику, программе; с позиции учебного заведения обучить большее количество обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе, иметь дополнительный материальный ресурс; с позиции отрасли (на базе ресурсного центра) – проводить более глубокую профессиональную подготовку специалистов с большим охватом и меньшими затратами; с позиции общества – получить и продолжить обучение каждому специалисту в системе непрерывного профессионального образования.

В 2011 году Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Кемеровский горнотехнический техникум стал победителем федерального конкурса на выполнение работ по проекту «Модернизация системы начального профессионального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области добычи полезных ископаемых на базе отраслевого межрегионального ресурсного центра», проводимого в рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг.

В процессе реализации мероприятий проекта были разработаны модульные структуры 17-ти сетевых образовательных программ в соответствии с установленными требованиями работодателей к их содержанию, условиям и технологиям их совместной реализации и образовательным результатам – профессиональным компетенциям специалистов, включая программы междисциплинарных курсов и завершенных частей (учебных модулей теоретико-прикладного или прикладного характера) профессиональных модулей, имеющих общую логику достижения результата, в составе основных профессиональных образовательных программ, а также учебных модулей программ дополнительного профессионального образования, которые могут выступать как самостоятельные программы, для их применения в сетевом формате.

При разработке модульных структур в рамках данного проекта мы исходили из того, что модульная образовательная технология (МОТ) – это последовательность процедур реализации законченной единицы образовательной программы, формирующая одну или несколько определенных компетенций с помощью оптимизированного комплекса педагогических технологий, включающего процедуры мониторинга процесса обучения, контроль знаний и умений, обучающихся на выходе. Модульная образовательная технология включает в себя комплекс различных педагогических технологий, зависит от профиля подготовки кадров и должна проектироваться под конкретные условия обучения. В связи с этим в рамках каждой модульной образовательной программы был разработан перечень технологий в соответствии с конкретными условиями обучения. В ходе разработки предлагаемых сетевых образовательных программ (СОП), в соответствии с теорией модульного обучения, нами в качестве ориентировочного было установлено определенное соотношение практического материала к теоретическому, которое составило 70-80% практики к 20-30% теории.

Кроме того проводимая работа была основана на следующих принципиальных положениях:

  • все учебные программы строились гибко, в виде набора модулей, на основе анализа рынка труда и потребности в определенных умениях и навыках, с возможностью дополнения и корректировки по мере необходимости;

  • основное содержание программ ориентировалось на потребность рынка труда, реальную трудовую деятельность, выраженную в конкретных заявках и пожеланиях работодателей;

  • методы обучения преимущественно были ориентированы на практическую деятельность обучающихся, в первую очередь в рамках осваиваемых компетенций, роль преподавателя – организовать процесс обучения и обеспечить постоянную поддержку по ходу выполнения обучающимися практических работ и заданий;

  • оценка результатов обучения заключается в освоении определенных компетенций, обеспечивающих выполнение работ по заданному виду деятельности в соответствии с профессией/специальностью. При желании или необходимости оценку можно проводить с участием внешних экспертов (работодателей).

Из существующих подходов к реализации модульной образовательной технологии (блочно-модульный, модульно-компетентностный, модульно-рейтинговый и кредитно-модульный) нами в качестве основного выбран модульно-компетентностный, как наиболее соответствующий условиям и профессионального образования, и образованию взрослых. Модульно-компетентностный подход нами рассматривался как целевой процесс, основанный на последовательном поэтапном освоении самостоятельных единиц профессиональной деятельности (модулей), выполняемых в рамках конкретной работы, набора компетенций, и направленный на углубление индивидуализации обучения, формирования навыков внедрения эффективного опыта работы, развитие потребностей в самообразовании. В рамках модульного обучения, основанного на компетенциях, главное – это ориентация образовательного процесса не на освоение определенного количества часов программы, а на результат, выраженный в конкретных компетенциях, необходимых для работников горной отрасли.

Также следует отметить, что часть профессий горной отрасли (по которым велась разработка образовательных программ), как и в целом профессий Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК-016-94), являются родственными и имеют общие (инвариантные) профессиональные знания и умения, что позволяет при разработке учебно-программной документации по одной из профессий классификатора задать алгоритм разработки программ и по родственным профессиям, выделив их инвариантную часть (например, разработав программу по профессии «грохотовщик», можно использовать ее инвариантную часть для разработки учебно-программной документации по профессии «дробильщик»).

Приступая к построению программ на основе модульно-компетентностного подхода, нами были тщательно проанализированы требования работодателей, нормативные требования к учебно-программной документации. Это позволило сформировать на основе модульно-компетентностного подхода модульные структуры сетевых образовательных программ – программ повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки.

В ходе работы разработчики программ основывались на положениях профессиональных стандартов с учетом требований к умениям со стороны работодателей, а также на основе сопоставления и анализа Единого тарифно-квалификационного справочника, Общероссийского классификатора занятий (ОКЗ) и должностных инструкций. С учетом представленных возможностей в результате были получены виды профессиональной деятельности, которые дали возможность сформулировать компетенции, освоение которых позволяет освоить ту или иную профессию. Также было учтено, что ряд программ были сформированы в результате адаптации и переработки программ профессиональных модулей, разработанных на основе введенных федеральных государственных образовательных стандартов НПО и СПО третьего поколения по данной профессии или специальности для процесса переподготовки и повышения кадров.

При разработке модульных структур сетевых образовательных программ в целях повышения квалификации разработчики основывались на компетенциях, которые формируются на основе нормативных документов: ЕТКС, ОКЗ, должностных инструкций. Курсы повышения квалификации не предусматривают полного соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, так как носят в большей степени краткосрочный характер, соответственно выделенные в модулях компетенции не в полном объеме соответствуют компетенциям, определенным федеральными государственными образовательными стандартами НПО/СПО, однако более полно отражают требования работодателей. В соответствии со ст. 143 Трудового кодекса РФ тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам производится с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ) представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность проведения статистических сравнений, учета и анализа в интересах осуществления рациональной политики занятости. Классификационной единицей ОКЗ является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующей специальной подготовки, приносящей заработок или доход. Должностные инструкции – краткое изложение основных задач, требующихся навыков и полномочий различных должностей в организации. Должностная инструкция – документ, разъясняющий порядок взаимоотношений работника и работодателя. Содержит полный перечень квалификационных требований, права, обязанности работника, а также определяет меру его ответственности за те или иные действия (совершенные или несовершенные). Основная функция должностных инструкций – упорядочение работы кадрового отдела в частности и всего предприятия в целом. Описывая права и обязанности сотрудников, инструкции способствуют организации и структурированию работы персонала, а также помогают каждому сотруднику предприятия четко представлять себе предписанные им полномочия, возможности и степень ответственности перед предприятием [1].

Перечисленные нормативные документы обеспечили основу в работе по определению видов деятельности и перечня компетенций – как результатов освоения модулей. Именно модуль являлся основным компонентом модульных структур разработанных образовательных программ. Здесь модульструктурная часть программы обучения, которая включает в себя содержание обучения и организацию познавательной деятельности обучаемых, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения.

Модуль нами понимается как целостный набор умений, знаний, отношений и опыта (компетенций), описанных в форме целей-результатов, которые должен достигнуть обучающийся по завершению освоения модуля, являющегося составной частью модульной структуры сетевой образовательной программы [2, 3]. Каждый модуль имеет свою дидактическую цель, которой соответствовала достаточная полнота учебного материала. Это означает, что в модуле излагается принципиально важное содержание учебной информации, определяется условия погружения в информацию, проводятся теоретические занятия, рекомендации к ним, указаны практические задания, запланирована практика.

Все модули, являясь дидактическим средством обучения, включают в себя целевой план действий, банк информации и методическое руководство по достижению дидактических целей. Четкое изложение учебного материала, информационно-методическое обеспечение с программой логически последовательных действий для обучающегося, возможность осваивать материал в удобное для него время, в также реализовывать комплекс модулей на базе ресурсного центра и учреждений профессионального образования, входящих сеть на его основе – способно существенно улучшить качество и эффективность процесса подготовки рабочих кадров в интересах различных отраслей промышленности.

Каждый модуль, включенный в представленные модульные структуры программ, всегда заканчивается контрольной проверкой знаний, при этом в состав большинства модулей были включены средства промежуточного контроля (как отдельные учебные элементы), которыми определялись уровень усвоения знаний и выработка умений в рамках одного или нескольких элементов модуля. Модуль обеспечивается необходимыми учебно-методическими материалами, средствами обучения и контроля.

Составляющие учебно-методических материалов, средств контроля являются учебными элементами. Учебный элемент – это наименьшая значимая часть учебного материала, отражающая какой-либо аспект профессиональной задачи, и являющаяся основным носителем учебной информации в модуле.

Для каждого разработанного учебного модуля включенного в модульную структуру была разработана своя система учебных элементов на основе типовой, формируемая в соответствии с конкретными компетенциями, а также осваиваемыми способами осуществления профессионально-трудовой деятельности.

В разработанных модульных структурах сетевых программ обучения рабочих кадров для горной отрасли были использованы следующих набор типовых учебных элементов:

- учебный элемент теоретический (основу которого составили теоретические материалы, без освоения которых нельзя выполнять практические действия и работы, а также – методические рекомендации по их выполнению);

- учебный элемент практический (основу которого составили практические задания, лабораторные работы, методические рекомендации по их выполнению);

- учебный элемент комбинированный (содержащий теоретические материалы и практические задания, а также методические рекомендации по их выполнению);

- учебный элемент контрольный (контрольный блок) (содержащий контрольные и методические материалы для реализации всех видов контроля);

- учебный элемент практики (включает планирующие и методические материалы, обеспечивающие организацию и проведение производственной практики).

Состав и взаимосвязи учебных элементов между собой в представленных программах различны и определялись целью и задачами, решаемыми модулями, в состав которых они были включены. Овладение каждым учебным элементом и всеми ими в целом в рамках модуля в совокупности, по нашему мнению, обеспечит овладение обучающимися необходимыми профессиональными и личностными умениями.


Литература:

  1. Бородина, Н.В. Педагогические условия проектирования и организации кейс-технологии в дистанционном обучении на основе модульного подхода [Текст] / Н.В. Бородина, Д.Г. Мирошин, Т.В. Шестакова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2011. – №5. – С. 99-108.

  2. Галлиев, Ж.К. Актуальные задачи развития угольной промышленности России [Текст] / Ж. К. Галлиев, О. О. Плохих // Научный вестник МГГУ. – 2011. – № 5 (14). – C. 64-68.

  3. Евсеев, Р.Ю. Ресурсный центр как организационная структура управления профессиональным образованием [Текст] / Р. Ю. Евсеев // СПО. – 2010. – № 8. – С. 30-32.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательных программ, профессионального образования, сетевых образовательных программ, модульных образовательных программ, среднего профессионального образования, ресурсного центра, учреждений профессионального образования, программ повышения квалификации, горной отрасли, межрегионального отраслевого ресурсного, образовательных программ повышения, учебный элемент, отраслевого ресурсного центра, модульных структур, структур сетевых образовательных, проектированию модульных образовательных, экспертизы сетевых образовательных, модульных структур сетевых, сети образовательных учреждений, освоения образовательных программ.

Похожие статьи

Результаты апробации и экспертизы сетевых образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования, входящих в состав межрегионального отраслевого ресурсного центра

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов с использованием медиаресурсов для реализации дополнительных общеобразовательных программ

Подготовка квалифицированных рабочих горного профиля в условиях профессионально-технического учебного заведения

Создание институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра

Основные подходы к проектированию модульных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Результаты апробации и экспертизы сетевых образовательных программ в учреждениях среднего профессионального образования, входящих в состав межрегионального отраслевого ресурсного центра

Разработка модели сетевого взаимодействия образовательных организаций разных типов с использованием медиаресурсов для реализации дополнительных общеобразовательных программ

Подготовка квалифицированных рабочих горного профиля в условиях профессионально-технического учебного заведения

Создание институционального механизма общественно-профессиональной экспертизы новых образовательных программ, внедряемых в сети образовательных учреждений на базе межрегионального отраслевого ресурсного центра

Основные подходы к проектированию модульных образовательных программ повышения квалификации педагогических работников