Автор: Титова Светлана Сергеевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, июль 2012)

Библиографическое описание:

Титова С. С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Образовательные дисциплины, не зависимо от их направленности, всегда предполагают достижение определенных знаний, умений и навыков, прописанных в стандартных программах. Обычно определенной оказывается тематика изучаемого материала, но способы организации учебного процесса и выбор средств обучения остаются предоставленными на выбор преподавателю. От того, как преподносится материал, по большей мере, зависит степень его усвоения. Даже самые усердные учащиеся могут потерять интерес к предмету, не приносящему впечатлений. И, наоборот, возможно привлечь внимание даже самых ленивых учащихся посредством ярких, порой нестандартных средств обучения. Необходимо учитывать современные тенденции в образовании, ориентированные на интенсивность (проблема дифференциации)1 и креативность2 обучения. Недостаточно просто знать, чему научить, важно владеть новыми технологиями и информационными источниками для того, чтобы процесс обучения оказался соответствующим современным потребностям. Учащиеся с детства знакомы с ресурсами сети Internet, свободно обращаются с электронной техникой, пользуются рядом компьютерных программ, обучаются не в библиотеке, а с помощью интерактивных энциклопедий и привыкли к высокому качеству аудиозаписей. За преподавателем ставится уже не только задача научить материалу дисциплины, но и суметь приобщить информационно искушенных учеников к самому предмету, что выдвигает ряд критериев к современному преподавателю: владение широким кругом информационных источников и использование, насколько оказывается возможным, большего количества технических средств.

Применение новых информационных технологий и ресурсов – одна из главных задач современного образования в целом, и музыкального в частности. К авторам, раскрывающим в своих работах вопросы по данному направлению, относятся: Г.Р. Тараева, И.М. Красильников, Б.И. Лифановский, И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, А.В. Белов, И.Р. Айдарова, Р.В. Панкевич, Ю.В. Петелин, Р.Ю. Петелин, Е.Р. Сизова, Е.А. Яблонская, А.Ш. Долгунова, В.Л. Козлова, И.А. Стайловская, О.В.Черненко и др.

Данная статья посвящена введению и использованию современных информационных ресурсов и технологий в рамках дисциплины «музыкальная литература». Среди главных причин, обуславливающих необходимость их введения, являются специфика и уникальность музыкальных дисциплин в ДМШ. Это проявляется в том, что в нашей стране музыкальное образование не является всеобщим и обязательным, по сравнению со странами Запада, оно остается дополнительным и элитарным. И по этой причине, учащиеся, выбравшие обучение в ДМШ предполагают приобретение специально ориентированных знаний в этой области, отличных от музыкальных знаний, предоставляемых в рамках общеобразовательного цикла.

Так, к современным информационным ресурсам3 в этом направлении («ЧТО» – материалы, предметы, которыми возможно располагать) могут быть отнесены: интерактивные энциклопедии, словари; аудио- и видеоресурсы; современные журналы, учебники, пособия; ресурсы сети Internet. А среди современных технологий4 («КАК» – способов работы с имеющимся материалом и способов его предоставления) могут быть перечислены:

видеопрезентации5; видеовикторина (наряду с аудиовикториной); интерактивные тесты: с видео- и аудиовопросами (наряду с тестами печатного типа);

аранжировки мелодий (в качестве творческих заданий).

Предмет «музыкальная литература» предполагает ряд основных форм работы6, рассмотрение которых мы осуществим с точки зрения вполне доступных современных возможностей в плане информации и технологий.

Форма работы

Осуществление

1.

ознакомление с музыкальными направлениями и музыкальными культурами разных стран

а) дополнение рассказа педагога специально созданной видеопрезентацией7, на основе фотографий композиторов8, картин художников данного направления, иллюстр. к произведениям, муз. фрагментами9 и пр. (Сам преподаватель, в свете современных условий, должен обладать навыками работы с разными компьютерными программами и уметь объяснить учащимся ход изготовления подобной презентации для возможного дальнейшего выполнения творческих домашних заданий. В идеале, в самом образовательном учреждении, желательно присутствие действующей дисциплины «Музыкально-компьютерные технологии»). б) использование готового видеоматериала10 из существующих интерактивных энциклопедий11.

2.

объяснение понятий и терминов, посвященных раскрытию муз. особенностей: средств выразительности, жанра, формы и пр.

а) дополнение рассказа педагога специально созданной видеопрезентацией, в которой тезисно представлены значения понятий и терминов, дополненные муз. фрагментами12, нотными примерами и пр.,

б) формирование терминологических и понятийных словарей при непосредственной работе с несколькими электронными энциклопедиями (либо Interner ресурсы) в классе, выявление вместе с учащимися общих и различных черт (возможно при усвоении формы работы в качестве домашнего задания).

3.

изучение биографии и творческих портретов композиторов

Данная форма является одной из наиболее обеспеченных информационно.

а) дополнение рассказа педагога художественными фильмами о жизни и творчестве композиторов; б) использование готовых кратких, но содержательных видеороликов из серии о знаменитых деятелей искусства и науки13.

в) создание специальной видеопрезентации, на основе фотографий композиторов и людей из их окружения, картин художников, иллюстр. к произведениям, муз. фрагментами, нотных примеров, включения тезисов и выводов об основных событиях и особенностях жизни и творчества, списка произведений и пр.

4.

характеристика произведеий композиторов

а) на основе готового видеоматериала (если таковой имеется): видео постановок балетов, опер, мультфильмы (см. список далее);

б) создание видеопрезентации, включающей видеоряд, идущий параллельно к объяснению преподавателя14 с тезисами: об истории создания, содержании, структуре, образном строе и средствах воплощения конкретного прозведения, с иллюстрациями, изображающими героев, композитора, либреттистов, постановщиков, исполнителей и пр., с музыкальными фрагментами15 и возможными картинами художников.

5.

слушание композиций и работа с нотным текстом

а) использование качественных аудио записей и нотных клавиров;

б) использование специально заготовленных видеопрезентаций на основе качественного звучания, нотных примеров и иллюстраций к данному пр.-ию.

6.

проверка запоминания музыки

Цель – определение направления, стиля композитора, произведения, тембров, указание изменений в обработке первоначального звучания. Музыка остается узнаваемой, но часто подвергается ряду преобразований, определение которых является одним из ведущих видов в слуховой работе над произведением.

Данная форма работы возможна не только на основе аудиозаписей, но и на примере: музыки из произведений мультипликационного, кинематографического жанров, композиций современного вокального искусства, рекламных роликов. (см. планы анализа перечисленных информационных источников).

7.

проверка теоретических знаний

а) стандартное использование тестовых заданий16, состязаний, устных опросов, письменных работ по раскрытию содержания изучаемого материала;

б) использование готовых интерактивных тестов из существующих интерактивных энциклопедий17; в) создание специальных интерактивных тестов на основе: видео и аудио фрагментов, нотных примеров, изображений и пр. (вопросы на соотношение, так называемые «фотовопросы», «аудиовопросы», «видеовопросы» как с вариантами ответов на выбор, так и без таковых).

Среди готового видеоматериала, соответствующего курсу «музыкальной литературы», можно перечислить следующие ресурсы (избегая оценки в выборе, из указанных ранее, примерных программ по данной дисциплине [отличающихся по принципу прохождения материала: хронологический (А.И. Лагутин, Э.С. Смирнова) или жанровый (Е.Е. Лисянская )], ресурсы приводятся в алфавитном порядке фамилий композиторов:

Форма работы

Информационный ресурс

Ознакомление с муз. культурами разных стран

Австрийская муз. культура: № 000/ Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 200218; Венгерская муз. культура: №010/ Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Немецкая муз. культура: №003/ Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002; Польская муз. культура: №005/ Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Русская муз. культура: №006/ Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002; Скандинавская муз. культура: №007/ Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002.

Для учащихся по повышенному и проф.ориентированному уровней19, возможно ознакомление и со следующим материалом:

Американская муз. культура: №009 / Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002; Английская муз. культура: №001/ Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Испанская муз. культура: №008/ Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002; Итальянская муз. культура: №004/ Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Французская муз. культура: №002/ Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002; Чешская муз. культура: №011/ Tours/Data/Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002.

ознакомление с муз. направлениями (степень углубленности зависит от выбранного уровня обучения)20

Барокко, классицизм, романтизм, реализм - из интерактивной энциклопедии «Шедевры музыки», 200121.

Для учащихся по повышенному и проф.ориентированному уровней, возможно изучить и презентации по некоторым другим направлениям.

Средневековье, возрождение, импрессионизм, экспрессионизм, модернизм, авангардизм - из интерактивной энциклопедии «Шедевры музыки», 2001.

изучение биографии и творческих портретов композиторов

Для учащихся по повышенному и проф.ориентированному уровней, возможно осуществлять просмотр фильмов целиком (при дефиците времени, в качестве задания на дом), сравнивать несколько трактовок видеоматериала в представлении образа композитора.

Бах И.С.: «Хроника Анны Магдалены» (1968, реж. Ж. штрауб, Д. Юйе); «Меня зовут Бах» (2003, х/ф, реж. Д. Риваз), «И.С. Бах. Этапы его жизни» - х./ф.; серия №24 из 270 («И.С. Бах») – «Encyclopedia channel», 2006-2009;

Бетховен Л.В.: «Бессмертная возлюбленная» («Immortal Beloved») – х./ф., реж. Б. Роуз, 1994; «Переписывая Бетховена», реж. А. Холланд, 2006; серия №77 («Л.В. Бетховен») – «Encyclopedia channel», 2006-2009; мультфильм «Л.В.Бетховен» (из серии «Сказки старого пианино», 2007, Студия М.И.Р., реж, В. Петкевич, О. Черкасова);

Вивальди А.: мультфильм «Антонио Вивальди» (из серии «Сказки старого пианино», 2007, Студия М.И.Р., реж.:В. Петкевич, О. Черкасова);

Гайдн Й: серия №27 («Й. Гайдн») – «Encyclopedia channel», 2006-2009;

Г.Ф. Гендель: «Великий господин Гендель» (1942, реж. Н. Уокер ); «Гендель: Жизнь музыкального кумира» (2008, реж. Р. Плегер);

Глинка М.И.: серия №31 («М.И. Глинка») – «Encyclopedia channel», 2006-2009; «Глинка», реж. Л. Арнштам, 1946;

Григ Э.: «Легенда о Григе» – с.м./ф. реж. В. Курчевский;

Дебюсси К.А.: «Фильм о Дебюсси» (1965, реж. К. Рассел).

Лист Ф.: серия №70 («Ф. Лист») – «Encyclopedia channel», 2006-2009; «Ференц Лист», реж. М. Келети, 1970; «Листомания» (фильм 1975, реж. К. Рассел); Лист Ф.: «Грезы любви» (о Листе,1970, реж. М. Келети);

«Могучая кучка»: «Русская пятерка. Стасов, Балакирев, Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков» (2002, 5 выпусков, реж. А. Торстенсен);

Моцарт В.А.: «Amadeus» – х./ф., реж.М. Форман, 1984; «Моцарт» – док./ф., реж. А. Попова; «Моцарт» («Игра в кости»), реж. С. Баскова, 2006; мультфильм «Моцарт» (из серии «Сказки старого пианино», 2009, Студия М.И.Р., реж. М. Спорн);

Мусоргский М.П.: серия («М.П. Мусоргский») – «Encyclopedia channel», 2006-2009; «Мусоргский», реж. Г. Рошаль, 1950;

Рахманинов С.В.: «Сергей Рахманинов. Две жизни» (в 2х чч.), реж. М. Рыбаков, т/о «Экран» и А. Рахманинов, 1992-3;

Римский-Корсаков Н.А.: «Римский-Корсаков», реж. Г. Рошаль, 1953; серия №83 («Н.А. Римский-Корсаков») – «Encyclopedia channel», 2006-2009;

Стравинский И.Ф.: «Коко Шанель и Игорь Стравинский» – х./ф., реж. Ян Кунен, 2009;

Чайковский П.И.: «Чайковский», х./ф., реж.-пост. И.В. Таланкин, «Мосфильм», т/о «Время», 1969; «Жизнь и смерть Чайковского», реж. А. Торстенсен, ЧГТРК «Культура», 2010; «Любители музыки» (1970, реж. К. Рассел).

Шопен Ф.: «Желание (жажда) любви», Польша, реж. Ежи Антчак, 2002; «Искусство Шопена» («The Art of Chopin») – докум. кино, 2010, Польша, реж. В. Мировски; «Прощальное послание» («La note bleue» - «Голубая нота»), реж. А. Жулавски, 1991; серия №264 («Ф. Шопен») – «Encyclopedia channel», 2006-2009; «Песня на память» (1945, о жизни Шопена, США, реж. Ч. Видор);

Шуберт Ф.: серия №45 («Ф. Шуберт») – «Encyclopedia channel», 2006-2009.

характеристика произведений композиторов

Для учащихся по повышенному и проф.ориентированному уровней, возможно осуществлять просмотр видеоматериалов целиком (при дефиците времени, в качестве задания на дом), сравнивать несколько исполнительских и постановочных трактовок одного и того же произведения (эта же форма работы непременно, но в меньшей степени, присутствует и на базовом уровне обучения).

Бах И.С. «Токката и фуга d moll» – орк. обр. М. Плетнев, Рос. нац. ор.-р, дир. М. Плетнев;

Бородин А.П.: «Князь Игорь» – опера, Большой т.-р, начало 1980-х; «Князь Игорь» (1970, Ленфильм, реж. Р. Тихомиров);

Глинка М.И.: «Камаринская» – с.м./ф реж. И. Ковалевская, 1980; , «Иван Сусанин» – опера, Большой т.-р, дир. М. Эрмлер; «Руслан и Людмила» – опера, Мариинский т.-р, дир. В. Гергиев, BBC, 1995;

Григ Э.: «Пер Гюнт» – с.м./ф., реж. В. Курчевский, 1979;

«Peer Gynt» – худож./ф., 2006; «Гномы и горный король» («Шествие гномов», «В пещере горного короля», «Утро») – с.м./ф., реж. И. Ковалевская, 1993; «Пер Гюнт» – модерн-балет, хореогр. Х. Шпёрли, «Цюрихская Опера», 2008;

Даргомыжский А.С.: «Русалка» – опера, Большой т.-р, дир. В. Андропов, 2000;

Лядов А.К.: «Баба-Яга», «Кикимора» – сф. ор.-р «Молодая Россия», дир. М. Горенштейн, 2001;

Моцарт В.А.: «Свадьба Фигаро» – фильм-опера, Венск. филарм. ор.-р, дир. К. Бём, «Unitel», 1976;

Мусоргский М.П.: «Картинки с выставки» – с.м./ф., реж. И. Ковалевская, 1984; «Борис Годунов» – опера, Большой т.-р, дир. А. Лазарев, 1987; «Хованщина» (1959, фиьлм-опера, реж. В. Строева); «Борис Годунов» (МАМТ им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 1989 , дир. – Е. Колобов); «Борис Годунов» (фильм-опера, 1954, реж. В. Строева); «Сорочинская ярмарка» (2009, «Русская опера», реж. М. Кисляров); «Ночь на лысой горе» (1993, м/ф, реж. Г. Шакицкая);

Прокофьев С.С.: «Прогулка» (музыка из «Детской музыки») – с.м./ф, реж. И. Ковалевская, 1976; «Золушка», «Петя и волк» – с.м./ф., реж. А. Каранович, 1958; «Петя и волк» – балет.

«Петя и волк» – балет, «Royal Ballet School», хореогр. .M. Харт, Фр., 1995; «Петя и волк» – м./ф., «Capa Production», Фр., 1995; «Любовь к трем апельсинам» - опера, Большой т.-р, реж. П. Устинов, 1997; «Ромео и Джульетта» – балет, Большой т.-р, дир. А. Жюрайтис, 1976 (из серии «Балет. Лучшее на DVD», 2011. - №3).

Равель М.: «Болеро» – м./ф. студия «Классика», 1992;

Римский-Корсаков Н.А.: «Римский-Корсаков» (1953, реж. Г. Казанский, ЭГ. Рошаль); «Шехеразада» – балет, «Les Saisons Rosses», хореогр. М. Фокин; «Снегурочка» – опера, Екб. ГАТО и Б, дир.-пост. В. Пяхн, реж. А. Степанюк, 2009-10, «Садко» – опера, Большой т.-р, начало 1980-х; Н.А. Римский-Корсаков «Ночь перед рождеством» (2009, реж. Л. Моспан-Шульга); «Ночь перед рождеством» (1951, м/ф, реж. В. и З. Брумберги); «Сеча при Керженце» (1971, Союзм/ф, реж. И. Иванов-Вано. Ю. Норштейн);

Сен-Санс К.: «Карнавал животных» – «Technisonor», дир. Ф. Лозано, Фр., 1983; «Аквариум»;

Стравинский И.Ф.: «Петрушка» – балет, «Les Saisons Rosses», хореогр. М. Фокин;

Хачатурян «Спартак» – балет, Большой т.-р, начало 1970-х;

Чайковский П.И.: «Детский альбом» – с.м./ф., реж. И. Ковалевская, 1976; «Щелкунчик» – с.м./ф., реж. Б. Степанцев, 1973 (музыка из балетов: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Спящая красавица»); «Щелкунчик» – балет, Мариинский т.-р, дир. В. Гергиев, 2007; «Щелкунчик» – пост. М. Борн, 2003; «Щелкунчик» – фильм-балет, реж. М. Бежар, 1999; «Щелкунчик» – балет, Большой т.-р, дир. А. Копылов, 1978 (из серии «Балет. Лучшее на DVD, 2011. – №2); «Времена года» – м./ф Romana, реж. Иванов-Вано; «Спящая красавица» – балет, Большой т.-р , дир. В. Федотов, начало 1980-х; «Лебединое озеро» – балет, ЛГАТ оперы и балета им. Кирова (Мариинского т.-ра), дир. Е. Колобов, 1986 (из серии «Балет. Лучшее на DVD», 2011. – №1); «Евгений Онегин» – фильм-опера, Кировский т.-р оперы и балета, реж. Е. Горбунова, 1984; «Евгений Онегин» – опера, Метрополитен опера, дир. В. Гергиев, 2007; «Черевички» (2009, BBC, Covent Garden, дир. А. Полианишко);

Шостакович Д.Д.: «Танцы кукол» – с.м./ф., реж. И. Ковалевская, 1985; Седьмая симфония – дир. Р. Баршай, «Синемафоника», «Глупый мышонок» (на предмет музыкального стиля Шостаковича) – м./ф., реж. М. Цехановский, «Ленфильм», 1940;

проверка запоминания музыки

Помимо традиционного использования аудиофрагментов, возможен альтернативный вариант, основанный на использовании видеоматериалов и не только стандартных академических записей, но и мультфильмов, рекламных роликов. Такой вид работы оказывается на практике довольно полезным. При всей необычности и новизне, достигаются в итоге те же задачи, что и при слушании музыки в интерпретации разных исполнителей: тренируется слух, предпринимаются попытки сравнительного анализа с выявлением различий в решении композиций на одно и то же произведение.

Стандартные видеофрагменты

Бородин А.П. Опера "Князь Игорь". Хор "Мужайся, княгиня": №075/ Video / Proi / Data / Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Глинка М.И. Опера "Иван Сусанин". Ария Антониды: №059/ Video / Proi / Data / Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Глинка М.И. Опера "Руслан и Людмила". Марш Черномора: №141/ Video / Proi / Data / Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Мусоргский М.П. Опера "Борис Годунов". Песня Варлаама: №014/ Video / Proi / Data / Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Римский-Корсаков Н.А. Опера "Снегурочка". Финал: №171/ Video / Proi / Data / Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Хачатурян А.И. Балет "Спартак". Битва Спартака и Красса: №239/ Video/ Comp /Data /Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Чайковский П.И. Опера "Евгений Онегин". Письмо Татьяны: №049 /Video / Proi / Data / Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Чайковский П.И. "Спящая Красавица". Сцена из балета: №179 / Video / Proi / Data / Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002;

Чайковский П.И. "Щелкунчик". Сцена из балета: №205 / Video / Proi / Data / Data – Интерактивная «Энциклопедия классической музыки», 2002.

М/ф.

Бах И.С.: «Токката и фуга d moll» – WD Pictures «Фантазия», реж. Бен Шарпстин, 1940; «Рождество» (Andante из Бранденбургского к.-та №4) – м./ф., «PIDP Intertainment», студия «Мишка», реж. М. Алдашин, 1996; «Шутка» (7 часть сюиты №2, h moll) – «Волшебная флейта», 2008;

Бетховен Л.В.: «До весны не будить» [«Лунная соната» №14, (cis moll) I ч. и тема судьбы из Симфонии №5 (c moll)] – «Анимакккорд» м./ф, реж. О. Кузнецов, 2009;

Григ Э.: «Утро» (№1) из Первой сюиты «Пер Гюнт» – м./ф «Сlassical baby», «HBO. Family», 2005; «Танец Анитры» №3 из Первой сюиты «Пер Гюнт» – м./ф «Музыкальная шутка», худож. Беляков, Цаховская; «В пещере горного короля» (№4) из Первой сюиты «Пер Гюнт» – «Волшебная флейта», 2008;

Лист Ф.: Венгерская рапсодия №2 – «Кошачий концерт» («The cat concerto») - №29 из серии «Том и Джерри», «Cartoon», 1946; Венгерская рапсодия №2 – «Кроличья рапсодия» («Rhapsody rabbit») – «Warner Brothers», 1946;

Моцарт В.А.: «Маленькая ночная серенада» и «Турецкий марш» [III часть фортепианной сонаты №11 (A dur)] – «Волшебная флейта», 2008;

Фортепианная соната №15, I часть («Маленький Моцарт» («Little Amadeus») – заставка из начала мультсериала);

Мусоргский М.П.: «Старый замок» из «Картинок с выставки» – «Волшебная флейта», 2008;

Рахманинов С.В.: «Итальянская полька» – м./ф. «Буревестник», «Argus International», реж. А. Туркус, 2004;

Сен-Санс К.: «Аквариум» (№7) из зоологической фантазии «Карнавала животных» – м./ф, «Сlassical baby», «HBO. Family», 2005; «Лебедь» (№13) из зоологической фантазии «Карнавала животных» – «Волшебная флейта», 2008;

Чайковский П.И.: фрагменты из балета «Щелкунчик» – WD Pictures «Фантазия», реж. Бен Шарпстин, 1940;

Шопен Ф.: вальс h moll, мазурка e moll, вальс a moll, прелюдия Dis dur, ноктюрн c moll - «Волшебная флейта», 2008;

«Революционный этюд» cis moll – м./ф. «Буревестник», «Argus International», реж. А. Туркус, 2004;

Шуберт Ф.: «Ave Maria» WD Pictures «Фантазия», реж. Бен Шарпстин, 1940.

Заставки к телепередачам

Бах И.С.: «Токката и фуга d moll» – тема токкаты – заставка к телепередаче «Человек и закон» на телеканале «НТВ»;

Моцарт В.А.: тема из I части фортепианной сонаты №15 – заставка к телепередаче «Умники и умницы» на «Первом» телеканале.

Рекламные ролики

Бетховен Л.В.: Тема судьбы из симфонии №5 с moll + тема радости из симфонии №9 d moll – Момент - Гермент – Henkel, 2010; Тема судьбы из симфонии №5 – обои – Стройландия, 2010;

Бородин А.П.: Хор «Улетай на крыльях ветра» (№17) из II д. оперы «Князь Игорь» - квас "Русский дар" и Квас «Русский дар клюква» – PepsiCo, 2010,11;

Григ Э.: «Утро» №1 из Сюиты №1 «Пер Гюнт» – кофе Nescafe Gold – совершенство вкуса и аромата – Nestle, 2010;

Моцарт В.А.: «Турецкий марш» – III ч. сонаты для ф-но A dur №11 – Audi S3 – Crescendo – Audi; ГП симфонии №40 (g moll) – Телефон LG KP 500 –LG, 2009; увертюра к опере «Свадьба фигаро» – реклама чипсов Pringles (2012); ГП симфонии №40 – реклама автомобиля Lexus;

Прокофьев С.С.: Тема Пети из симф. сказки «Петя и волк» – Coca-Cola – Coca-Cola, 2009;

Равель М.: Фрагмент из «Болеро» – газированный напиток Coca Cola – Sleepwalker - Coca Cola;

Чайковский П.И.: «Танец пастушков» из балета «Щелкунчик» – мороженое «Золотой стандарт», «Инмарко» – «Unilever», 2011; «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» – услуги банка – Сбербанк, 2002; «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» – корм для кошек Whiskas с кусочками курицы в сырном соусе – Mars, 2009, 10,11; «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» – M&Ms: они настоящие… он настоящий – Mars, (2006) – 2009, 10,11; «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» – тарифная опция «Безлимит за 2 рубля» – МТС, 2010; «Танец феи Драже» из балета «Щелкунчик» – акция «подарок от Щелкунчика – Детский мир, 2010; «Вальс цветов» (тема №2) из балета «Щелкунчик» – серия «Дворцы и усадьбы» – ДеАгостини, 2011; «Вальс» (тема) из балета «Лебединое озеро» – мебель – МиассМебель, 2010,11; «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» – туалетная бумага Lotus-Арома – Lotus; «Неаполитанский танец» из балета «Лебединое озеро» – корм для кошек (ваша киска купила бы Whiskas) – Mars, 2009;

В сложившейся ситуации раскола между академическим музыкальным искусством и массовой культурой необходимо уметь избегать однозначного отношения, отрицательного или положительного, ко всем жанрам, так или иначе претворяющим классическую музыку. Объективно требуется рассматривать каждый отдельный вариант. Не случайно организованы и проводятся конкурсы и фестивали в области кинематографии (среди наиболее престижных – имеющие аккредитацию «Международной федерации ассоциаций кинопродюсеров»), мультипликации [например: («Мультиматограф») в Вологде, («Открытый российский фестиваль анимационного кино») в Суздали] и рекламы [«Каннские львы» (Cannes Lions) во Франции, «Клио» (Clio) и «Саммит-эвордс» (Summit Awards) в Нью-Йорке, «Епика» (Epica Awards) поочередно в различных больших городах Европы, Лондонский международный фестиваль рекламы, «Золотой барабан» (Golden Drum) в Порто-Рож, «Золотой волк» в Минске и «Золотой молоток» (Golden Hummer) в Риге, «RedApple» в Москве], в рамках которых выявляются наиболее удачные и профессиональные образцы.

Примерный план анализа музыки в произведениях мультипликационного и кинематографического жанров

  1. Определение используемого музыкального материала: возможного стиля, композитора, произведения, части или раздела.

  2. На какую аудиторию ориентирована данная мультипликационная или кинематографическая картина.

  3. Прослушивание изначального, созданного самим композитором варианта произведения и претворенного в рассматриваемой картине.

  4. Образное соответствие музыки и картины (сюжет, образ):

а) музыка соответствует образу картины и подчеркивает его;

б) сравнительно высокий уровень музыки повышает престиж картины;

в) сравнительно высокий уровень музыки снижается от синтеза с неравной картиной, провоцируя различные состояния: иронию, недоумение и пр..

  1. Смысловая функция музыкального сопровождения

а) основная нагрузка в синтезе с изображением; б) фоновая нагрузка, создание атмосферы для восприятия звучащих словесных комментариев и видеоряду.

VI. По продолжительности введения, муз. произведение представляет:

а) постоянный фон; б) фрагментарные вкрапления (реже).

VII. По выбору цитируемого фрагмента: а) наиболее яркие темы произведения;

б) некоторая продолжительная часть произведения;

в) синтез нескольких фрагментов по необходимому смыслу.

VIII. При адаптации музыкальных произведений к картине первоначальный вариант подвергается тем или иных изменениям:

1. по способу цитирования:

а) прямое (точный повтор); б) варьированное (с изменениями).

2. в отношении словесного текста:

а) словесная вокальная линия заменяется бессловесной или инструментальной;

б) инструментальная сменяется вокальной (досочинение слов);

3. по выбору инструментовки: а) сохраняется первоначальный вариант;

б) тембры обогащаются партией ударных, либо целиком подменяются синтезированным звуком; в) тембры инструментов замещаются иными, порой весьма своеобразными.

Примерный план анализа рекламного ролика22

  1. Определение названий: товара, торговой марки, компании. Запомнили ли вы эту информацию после просмотра рекламы (при условии присутствия такой информации полностью или частично). Как преподнесена эта информация: голос, текст.

  2. Определение возможного стиля, композитора, произведения, части или раздела произведения. (При осуществлении выбора наблюдаются две тенденции:

  • наиболее известные композиторы и произведения, знакомые многим;

  • и в противоположность этому - немногим известные композиторы и произведения, знакомые избранным и знатокам музыки. – Выбрать из двух)

  1. Где была просмотрена видеореклама: а) по телевизору; б) в сети Интернет; в) на мониторах города; г) в кинотеатре; д) иное.

  2. Краткое изложение сути происходящего в ролике (сюжет). Сложен ли он для понимания и почему.

  3. На какую аудиторию ориентирована данная реклама: а) по назначению товара, б) по стоимости товара; в) по доступности информации; г) по направленности сюжета и прочее.

  4. Прослушивание изначального, созданного самим композитором варианта произведения, используемого в данной рекламе.

  5. Образное соответствие музыки и рекламного ролика (сюжет, образ):

а) музыка соответствует образу рекламируемого товара и подчеркивает его;

б) сравнительно высокий уровень музыки повышает престиж товара;

в) сравнительно высокий уровень музыки снижается от синтеза с неравным товаром, провоцируя различные состояния: иронию, недоумение и пр.;

  1. Смысловая функция музыкального сопровождения

а) основная нагрузка в синтезе с изображением;

б) фоновая нагрузка, создание атмосферы для восприятия звучащих словесных комментариев и видеоряду.

VII. По продолжительности введения, муз. произведение представляет:

а) постоянный фон;

б) фрагментарные вкрапления (реже).

IX По выбору цитируемого фрагмента:

а) наиболее яркие темы произведения;

б) некоторая продолжительная часть произведения;

в) синтез нескольких фрагментов по необходимому смыслу:

X. При адаптации музыкальных произведений к видеорекламе первоначальный вариант подвергается тем или иных изменениям:

1. по способу цитирования:

а) прямое (точный повтор); б) варьированное (с изменениями).

2. в отношении словесного текста:

а) словесная вокальная линия заменяется бессловесной или инструментальной;

б) инструментальная сменяется вокальной (досочинение слов);

3. по выбору инструментовки:

а) сохраняется первоначальный вариант;

б) тембры обогащаются партией ударных, либо целиком подменяются синтезированным звуком;

в) тембры инструментов замещаются иными, порой весьма своеобразными;

4. по наличию добавочных звуковых эффектов:

а) эффект присутствия (звуки самого товара и окружающего пространства);

б) эффект символизации (приписывание товару свойств или соотнесение со свойствами).

XI. Было ли в рекламе что-то, что вас удивило, потрясло, рассмешило, насторожило, испугало? (Эмоциональное содержание).

XII. Понравилась ли эта конкретная видеореклама?

а) да; б) нет; в) затрудняюсь. Объяснить причину.

Среди готового неакадемического23 аудиоматериала24, соответствующего курсу «музыкальной литературы» в ДМШ, можно перечислить следующие ресурсы (приводятся в алфавитном порядке фамилий комп.-ов):

проверка запоминания музыки

Вокальное и хоровое исполнение с современной аранжировкой и добавлением словесного текста к мелодиям классических произведений.

Бах И.С. Прелюдия C dur из I тома «Х.Т.К.» – №№12,24 (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина, исп. БДХ) – «Игра в классики», проект Д. Тухманова и Ю. Энтина, 2004; импровизации на темы композитора – Жак Лузье, вокальный ансамбль Swingle Singers;

Бетховен Л.В. «Серега-Бетховен» (песня на мелодию «К Элизе»: автор – Серега, исп. Серега и «Премьер министр»), реж. А. Голубев, 2009; «К Элизе» – №№5, 17 (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина, исп. С. Беликов и БДХ) - «Игра в классики», 2004;

Бородин А.П.: хор «Улетай на крыльях ветра» в качестве припева в песне «Prince Igor» (1997, Warren, Sissel );

Моцарт В.А. «Турецкий марш» из Фортепианной сонаты A dur, III часть – №№1,13 (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина, исп. Д. Тухманов и БДХ) – «Игра в классики», 2004;

Чайковский П.И. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» №№11, 23 (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина, исп. БДХ);

«Июнь» из «Времен года» – №№10, 22 (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина, исп. Т. Гвердцители и БДХ) – «Игра в классики», 2004; «Танец маленьких лебедей» из балета «Лебединое озеро» – №№7,19 (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина, исп. В. Войнаровский и БДХ) – «Игра в классики», 2004; «Старинная французская песенка» из «Детского альбома» – №№9, 21 (муз. Д. Тухманов, сл. Ю. Энтин, Д. Тухманов и БДХ) – «Игра в классики», 2004;

Шопен Ф. Этюд ор.10 №3 (E dur) – №№6, 18 (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина, исп. Н. Басков и БДХ) – «Игра в классики», 2004;

Шуберт Ф. Музыкальный момент ор. 94 №3 (f moll) – №№ 4,16 (муз. Д. Тухманова, сл. Ю. Энтина, исп. БДХ) – «Игра в классики», 2004;

Произведения в современной обработке.

Бах И.С.: «Токката и фуга d moll» - «Ор.-р Золотого Света» - «Мировая классика в современной обработке» - Ч.1., 2004; «Токката и фуга» - Remix Techno;

Бетховен Л.В.: «Лунная соната», «Аппассионата», «Патетическая соната», «К Элизе» - «Ор.-р Золотого Света» - «Мировая классика в современной обработке» - Ч.1., 2004;

Глинка М.И.: Увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Вальс-фантазия», «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила», «Я помню чудное мгновенье», «Каватина Людмилы» из оперы «Руслан иЛюдмила», «Славься» и- оперы «Иван Сусанин» - «Ор.-р Золотого Света» - «Мировая классика в современной обработке» - Ч.1., 2004;

Григ Э.: «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «В пещере горного короля», «Утро», «Смерть Осе» из сюит «Пер Гюнт».

«Вальс», «Свадебный день в Трольхаугене» - «Ор.-р Золотого Света» - «Мировая классика в современной обработке» - Ч.1., 2004;

Моцарт В.А.: I часть фортепианной сонаты №15, «Турецкий марш» из фортепианной сонаты №11, «Маленькая ночная серенада», увертюра к опере «Свадьба Фигаро» - «Мировая классика в современной обработке» - Ч.2., 2004;

Мусоргский М.П.: «Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Баба-Яга», «Два еврея», «Быдло», «Тюильрийский сад» из «Картинок с выставки» - «Мировая классика в современной обработке» - Ч.2., 2004;

Чайковский П.И.: «Сладкая греза», «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома»; «Баркарола», «Подснежник» из «Времен года»; «Марш», «Трепак», «Китайский танец», «Арабский танец», «Танец феи Драже», «Вальс цветов». «Танец пастушков» из «Щелкунчика» - «Мировая классика в современной обработке» - Ч.2., 2004;

Шопен Ф.: ноктюрн №2; этюды №№ 2, 13,19,21; вальсы №№2, 7,10; прелюдии №№2,4,5,6,20; мазурка №3 - «Мировая классика в современной обработке» - Ч.2., 2004;

Примерные творческие задания с применением минимальных компьютерных технологий (для любого из уровней обучения: отличных по качественной наполняемости):

  • составить презентацию, включающую: тезисы (из учебников, энциклопедий, ресурсов сети Internet), иллюстрации (возможно собственные, по прослушиванию музыки) и муз. фрагменты (по образцу, показанных в классе);

  • составить тесты любого типа;

  • сочинить слова к мелодии понравившегося произведения из предложенных по программе и дополнительно, по желанию, создать автоаккомпанемент (полученный вариант исполнить в виде песни);

  • сочинить и записать несколько вариаций на понравившуюся тему (возможно и с помощью преподавателя по композиции, если такой предмет существует в школе).


Литература:
  1. Айдарова, И.Р. Уроки творчества за музыкальным компьютером / И.Р. Айдарова // Искусство в школе, 2008. – №1. – С. 60-62.

  2. Безека, С.В. Создание презентаций в Power Point 2007 / С.В. Безека. – М.: НТ Пресс; Владимир: ВКТ, 2008. – 194 с.

  3. Глушков, С.В. Цифровое видео и аудио. Секреты обработки на ПК / С.В. Глушков, А.В. Харьковский. – М.: АСТ; Владимир: ВКТ, 2008. – 320 с.

  4. Горбунова, И.Б. Музыкальный компьютер новый инструмент музыканта. Элективный курс для старшеклассников/ И.Б. Горбунова, А.В. Горельченко, А.В. Белов. – СПб.: СМИО Пресс, 2006. – 211 с. (+ CD-ROM).

  5. Долгунова, А.Ш. Новые информационные технологии в музыкальном образовании / А.Ш. Долгунова // Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы. – Челябинск: ЧГИМ им. П.И. Чайковского, 2010. – С. 7-9.

  6. Красильников, И.М. Студия компьютерной музыки / И.М. Красильников // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

  7. Лифановский, Б.И. Интернет для музыканта / Б.И. Лифановский. – М.: Классика-XXI, 2006. – 216 с.

  8. Панкевич, Р.В. Возможности информационных технологий в реализации стандарта высшего образования по специальности «Музыкальное образование» / Р.В. Панкевич // www.ito.su.

  9. Петелин, Р.Ю. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства / Р.Ю. Петелин, Ю.В. Петелин. – СПб.: БХВ-Петербург; Арлит, 2004. – 2-е изд., перераб. и доп. – 688 с.

  10. Сизова, Е.Р. Обучающие компьютерные программы в курсе гармонии / Е.Р. Сизова // Вопросы теории и истории музыки. – Челябинск: ЧВМУ им. П.И. Чайковского, 1998. – С. 156-164.

  11. Стайловская, И.А. Применение компьютерных технологий в системе дополнительного образования детей / И.А. Стайловская // Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы. – Челябинск: ЧГИМ им. П.И. Чайковского, 2010. – С. 42-44.

  12. Тараева, Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Стратегии и методики: в 3-х кн. / Г.Р. Тараева. – М.: Классика-XXI, 2007. – Кн.1. (+CD-ROM) – 128 с., Кн.2. – 120 с., Кн.3. – 128 с.

  13. Титова, С.С. Систематизация теоретического материала в рамках дисциплины «Музыкальная литература» на примере темы «Симфоническое творчество Й. Гайдна» / С.С. Титова, рук. Л.А. Иванова // Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе школа-колледж-ВУЗ. – Челябинск: ЧГИМ им. П.И. Чайковского, 2009. – С. 47-74.

  14. Черненко, О.В. Использование информационных и музыкально-компьютерных технологий в музыкальном образовании / О.В. Черненко // Музыкальное образование сегодня: поиски, инновации, проблемы. – Челябинск: ЧГИМ им. П.И. Чайковского, 2010. – С. 52-54.

  15. Яблонская, О.А. Основные формы проверки знаний на уроках музыкальной литературы: метод. рекомендации для препод. муз. училищ, школ, лицеев, колледжей / О.А. Яблонская // Вопросы теории и истории музыки. – Челябинск: ЧВМУ им. П.И. Чайковского. – С. 173-180.

  16. Яблонская, Е.А. Отечественное музыкальное образование в контексте процессов глобализации и информатизации / Е.А. Яблонская // Музыкальное искусство Урала в контексте национальных культурных традиций и диалога культур. – Челябинск: УЮрГИИ им. П.И. Чайковского, 2011. – С. 179-181.


Примерный базовый список информационных ресурсов для дисциплины «музыкальной литературы» в ДМШ

1. Великие композиторы. Рассказы детям, биографии и интересные истории // http://www.muz-urok.ru/kompozitoryi.htm

2. Волшебная флейта, 2008 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Польша: Cinema Prestige, 2008 . – 2 электрон. опт. диска (DVD). Системные требования: устройство для чтения DVD дисков.

3. Детская музыкальная школа, 2006 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.:ИДДК: Детская музыкальная школа, 2006 . – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Системные требования: MS Windows 98/Ме/NT/2000; процессор Pentium 100 Мгц; 4-скоростной CD-ROM; SVGA-карта; звуковая карта.

4. Игра в классики, 2004 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Л.: Маркон: Игра в классики, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-DA). Системные требования: устройство для чтения CD-DA.

5. Композиторы, 2008 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.:Нью Медиа Дженерейшн: Композиторы, 2008 . – 1 электрон. опт. диск (DVD). Системные требования: устройство для чтения DVD дисков.

6. Мир музыки, 2000 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Медиа-сервис: Мир музыки, 2000. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Системные требования: MS Windows 95/98/Me/2000/ XP; процессор Celeron 300 Мгц; CD-ROM; оперативная память 64 Мб; SVGA-карта; звуковая карта.

7. Мировая классика в современной обработке, 2004 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Монолит: Мировая классика в современной обработке, 2004. – Ч.1,2 . – 2 электрон. опт. диска (CD-DA). Системные требования: устройство для чтения CD-DA.

8. Музыкальный и театральный словари, 2008 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.:Бука: Музыкальный и театральный словари, 2008 . – 1 электрон. опт. диск (PC CD). Системные требования: MS Windows 2000/ XP/Vista; процессор Pentium II 800 Мгц; 16-скоростной CD-ROM; оперативная память 256 Мб; SVGA-карта (16 Мб памяти); звуковая карта; клавиатура; мышь.

9. Нотный архив Бориса Тараканова // http://notes.tarakanov.net/composers/g.htm

10. Симфонический оркестр, 2002 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Си Ди Клуб. – 1 электрон. опт. диск (CD-DA). Системные требования: устройство для чтения CD-DA.

11. Соната. Не только классика, 2004 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Новый диск. Институт Новых технологий: Соната. Не только классика, 2004. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Системные требования: MS Windows 98/Ме/2000/XP ; процессор Pentium II 266 Мгц; 64 Мб оперативной памяти; 4-скоростное устройство для чтения компакт-дисков или DVD дисков; SVGA-карта (1024х768); звуковое устройство.

12. Театр: балет, опера, драма, 2004 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.:Кордис и Медиа: Театр: балет, опера, драма, 2004. – 1 электрон. опт. диск (DVD). Системные требования: MS Windows 2000 и выше; процессор Pentium; DVD-ROM; SVGA-карта; звуковая карта; мышь.

13. Шедевры музыки, 2001 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Кирилл и Мефодий: Шедевры музыки, 2001. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Системные требования: MS Windows 98 и выше; процессор Celeron 300 Мгц; 200 Мб свободного пространства на жестком диске; 32-х скоростной CD-ROM; SVGA-карта (800x600 с глубиной цвета 24 бит); звуковая карта 16 бит.

14. Фантазия, 2003 (1940) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.:Реплимастер: Фантазия, 2003 (1940). – 1 электрон. опт. диск (DVD). Системные требования: устройство для чтения DVD дисков.

15. Энциклопедии классической музыки, 2002 (переизд.) [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Коминфо: Энциклопедия классической музыки, 2002. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). Системные требования: Pentium; 32 Мб оперативной памяти; MS Windows 95/98/2000 и выше; 4-скоростное устройство для чтения компакт-дисков или DVD-дисков; SVGA-карта (640x480 с глубиной цвета 16 бит); звуковая карта; мышь.

16. Энциклопедия классической музыки, 1997 // http://forum.in-ku.com/showthread.php?130443-%D0%92%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%B8&s=b330a8cc780a01c585db9e7dcfe7f4f9

17. Encyclopedia channel, 2006-2009 // http://xxmovie.ru/433-proekt-yenciklopediya-encyclopedia-channel-2006.html.

Примерный список архивов информации

http://telead.ru и http://adme.ru – архивы рекламных роликов;

http://baseoffmp3.com – архив аудиозаписей;

http://intoclassics.net – архив видео, аудио, нот и пр. по музыкальной тематике;

http://mults.spb.ru – архив мультфильмов;

http://telead.ru и http://adme.ru – архивы рекламных роликов;

Примерный список периодических информационных ресурсов для дисциплины «музыкальной литературы» в ДМШ

1. 10 великих русских композиторов. Ч. 1 // http://www.olofmp3.ru/index.php/10-velikih-russkih-kompozitorov.– Chasty-1.html

2. 10 великих русских композиторов. Ч.2. // http://www.olofmp3.ru/index.php/10-velikih-russkih-kompozitorov.– Chasty-2.html

3. 100 человек, которые изменили ход истории. – М.: Де Агостини, 2008-2009. – №№8 (Моцарт В.А.), 43 (Бетховен Л.В.).

4. Балет. Лучшее на DVD, 2011 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – М.: Ди Ви Ди-Клуб; Де Агостини: Балет. Лучшее на DVD, 2011. – 50 электрон. опт. дисков (DVD). Системные требования: устройство для чтения DVD дисков.

5. Великие композиторы, 2008-2009 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –Комсомольская правда; Мелодия: Великие композиторы, 2008-2009. – 20 электрон. опт. дисков (CD-DA). Системные требования: устройство для чтения CD-DA.

6. Великие композиторы. – Комсомольская правда; Мелодия, 2009. – №№21-40 //http://files.mail.ru/OL4KIP

7. Великие композиторы, 2010 [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –Комсомольская правда; Мелодия: Великие композиторы, 2010. – 25 электрон. опт. дисков (CD-DA). Системные требования: устройство для чтения CD-DA.

8. Великие композиторы. Жизнь и творчество, 2006-2009 [Электронный ресурс, журнал]. – Электрон. дан. –– 85 электрон. опт. дисков (CD-DA). Системные требования: устройство для чтения CD-DA.

9. Мугинштейн, М.Л. Хроники мировой оперы 1600-1850/ М.Л. Мугинштейн. – Екатеринбург: У-Фактория (при участии издательства Гуманитарного университета), 2005. – 640 с. (присутствуют ссылки на видео и аудиоресурсы рассматриваемых опер).

10. Наша история. 100 великих имен. - М.: Де Агостини, 2010-2011. – №№4 (Чайковский П.И.), 25 (Шостакович Д.Д.), 50 (Рахманинов С.В.), 60 (Римский-Корсаков Н.А.), 73 (Глинка М.И.), 76 (Мусоргский М.П.), 82 (Бородин А.П.).

11. «Шедевры классической музыки» (М.: «И.М.П.», 2011 (книга+СD): Чайковский «Поэзия и страсть»; Григ «Норвежская идиллия»; Бах «Гений барокко»; Вивальди «Ввенецианская роскошь»; Шуберт «Лирическая гармония»; Штраус «Король вальса»; Мендельсон «Сны и фантазии»; Гендель «Королевская музыка»; Моцарт «Мастерство гения»; Дворжак «Чешские мелодии»; Бетховен «Романтические интерлюдии»; Шопен «Магия фортепиано»; Пуччини «Трагедия в опере»; Верди «Ее величество опера»; Брамс «Романтическая страсть»; Рахманинов «Последний романтик»; Бетховен «Дух свободы»; Гайдн «Мастер музыки»).

1 Интенсивность – термин, заимствованный из физики и экономики (был применим в отношении силы, звука, излучения, производительности труда). В рассматриваемом ключе – степень напряженности образовательного процесса, т.е. его количество и качество за определённый промежуток времени. (Количество занятий и уровень сложности).

2Креативность – (лат. creatio – созидание, англ. create – создавать, англ. creative – созидательный, творческий) – готовность к созданию принципиально новых идей, способность сопротивляться стереотипам и осуществить нечто новое: новое решение проблемы, новый метод или инструмент. Это стремление выявить свой творческий созидательный потенциал для полноценного личного участия в инновационных процессах

3 Ресурсы – (франц. ressource — вспомогательное средство) – возможности, источники, запасы.

4 Технологии – понятие, взятое из инженерной области – (от греч. τέχνη – искусство, мастерство, умение; др.-греч. λόγος – мысль, причина; методика, способ производства) – комплекс мер, операций и приемов, направленных на изготовление, обслуживание, эксплуатацию изделия с номинальным качеством и оптимальными затратами, и обусловленных текущим уровнем развития науки, техники и общества в целом.

5 Презентация – (от лат. praesentatio): общественное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного. Мультимедийная презентация – информационный инструмент, позволяющий сообщить нужную информацию об объекте презентации в удобной для получателя форме.

6 Среди примерных программ по музыкальной литературе в ДШИ: программа, составленная А.И. Лагутиным, Э.С. Смирновой (1982) и программа, составленная Е.Е. Лисянской (1988). Существует довольно интересная примерная программа Б.Р. Иофис (2004), в которой подчеркивается принцип вариативности обучения («конструирования» из предложенных элементов собственных программ), возможности выбора последовательности в прохождении материала.

7,10 – предполагают среди технических средств использование ноутбука (компьютера). Для создания презентации необходима базовая компьютерная программа Microsoft Office PowerPoint, для видеопрезентации возможно применить программу, также из ряда базовых, Windows Movie Maker.

Но, выполняя презентацию ради определенной образовательной цели, заключающейся в раскрытии той или иной темы, нельзя забывать, что и при этом может проявляться, подразумевается, личностный творческий подход.

8 Иллюстрации возможно взять из интерактивных энциклопедий (например: «Шедевры музыки», 2001 - папка Data; «Соната. Не только классика», 2004 – расположенных в i/Data; «Мир музыки», 2000 – папка Images, «Театр: алет, опера, драма», 2004 – Img либо Prev/ Theatre), либо из журналов о композиторах (см. библиографич. список, но необходима окажется работа по сканированию и обработке изображений, в программах Paint, Paint.net, PhotoShop, СтудияЭффектов) и, возможно для этого использовать ресурсы сети Internet.

9 Муз. фрагменты возможно нарезать с помощью программы Sound Forge, используя записи целых произведений из интерактивных энциклопедий, дисков с музыкой или из ресурсов сети Internet.

10

1111 Например, из интерактивной «Энциклопедии классической музыки», 2002.

12 Для объяснения темы «Музыкальные инструменты» возможно использовать: аудиоэнциклопедию «Симфонический оркестр», 2002; «Шедевры музыки», 2001, в которых представлены образцы звучания инструментов (в аудиоэнциклопедии на примере произведений).

13 Например, из «Encyclopedia channel», 2006-2009.

14 Богатый теоретический материал содержится в интерактивной энциклопедии «Театр: балет, опера, драма», 2004. Тезисный и лаконичный материал можно обнаружить в интерактивных энциклопедиях: «Шедевры музыки», 2001, «Энциклопедии классической музыки», 2002. Безусловно, что для видеопрезентации довольно высокого уровня потребуются сравнительно глубокие теоретические знания, освещенные в специальной музыковедческой литературе или хотя бы в учебной литературе. И в этом отношении необходимо учитывать избранный уровень обучения, из указанных выше (базовый, повышенный, профориентированный).

15 Минимальную подборку музыкальных произведений, например, содержит диск «Детская музыкальная школа. Сборник классической музыки», 2006. (Довольно значимый в обучении по базовому уровню).

Желательно каждому из учащихся приобрести для выполнения творческих заданий (о них см. ниже) подобный сборник классической музыки, либо иметь доступ к ресурсам Internet.

16 Подробнее о видах вопросов в курсе «музыкальной литературы» см. статью автора: «Систематизация теоретического материала в рамках дисциплины «Музыкальная литература» на примере темы «Симфоническое творчество Й. Гайдна» в сб. ст. «Современные проблемы преподавания музыкально-теоретических дисциплин в системе школа-колледж-ВУЗ» - Челябинск, 2009. – С. 65-71.

17 Например, из уже упомянутых ранее интерактивных: «Соната. Не только классика», 2004; «Энциклопедии классической музыки», 2002; «Шедевры музыки», 2001.

18 Указание интерактивного источника производится по принципу от названия, по возрастающей, в местоположении в диске

19 В условиях дифференцированной системы образования в ДМШ, предполагающей несколько уровней в образовательных программах: базовый, повышенный, профориентированный.

20 Особое внимание к развитию «слышания в музыке эпохи» отводится в авторской программе И.В. Рулевой – «Музыка в потоке времени» – Екатеринбург, 1999 (рассчитана на 9 летнее обучение). Изучению музыки XX века посвящены: авторская программа Т. Басмановой, Е. Уфимцевой – «Зарубежная музыка XX века в контексте ведущих течений художественной культуры», Екатеринбург, 1998, авторская программа И.В. Корякиной – «Русская и зарубежная музыкальная культура XX века», Екатеринбург, 2000 и экспериментальная программа М.С. Звягиной – «Музыкальная литература. Стилевые особенности разных эпох» (2010-11 уч. год).

21 Данные презентации в приведенной энциклопедии открываются только при автозапуске программы в целом.

22 Был разработан учащимися ДШИ №9 - Хмелевой Е.Е., Хаустовым А.Ю. под руководством автора данной статьи при написании научной работы для VIII городской научно-практической конференции учащихся «Первые шаги в науке»: «Шедевры мировой музыкальной классики и видеореклама: к вопросу о взаимодействии в синтезе». – Челябинск, 2011.

23 Перечисление академических стандартных аудиозаписей требует большого текстового объема и, по причине намного большей вариантности исполнений, по сравнению с видеоматериалами, мы оставляем выбор за самим преподавателем.

24 План анализа муз. произведения в вокальной, хоровой, компьютерной обработках составляется по аналогии с представленными примерными планами.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle