Библиографическое описание:

Плотникова Т. В. Развитие эстетического восприятия в процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Для осуществления эстетического воспитания дошкольников «Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает знакомство с разными видами искусства. Особая роль отводится декоративно – прикладному искусству».

Знакомство детей с этим видом искусства способствует эмоциональному развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Декоративно-прикладное искусство помогает развивать эстетический вкус, образное мышление, воображение.

Знакомя с декоративно-прикладным искусством, учим наслаждаться красотой, выразительностью окружающих предметов и явлений, давать эстетическую оценку тем или иным характерным свойствам, ярким деталям. Восприятие произведения искусства предполагает активную деятельность, для которой требуется соответствующая подготовка. Восприятие работы художника – это тоже творческий процесс. Развитие у детей художественного восприятия предполагает решение большого круга задач.

Прежде всего, это расширение объёма знаний и представлений о декоративно-прикладном искусстве. Далее – развитие способности выражать своё отношение к изделию, воспитание отзывчивости. Необходимо формировать представления о декоративно-прикладном искусстве как особом способе познания мира и жизни, объяснение смысла работы художника, который не просто «копирует», а всегда выражает своё отношение к изделию, передавая его в форме живописи.

Дети легко и свободно осваивают выразительные средства, при помощи которых художник передаёт настроение и характер изделия. Старшие дети уже способны понять и объяснить, почему им нравится тот или иной предмет. Они уже могут отметить красоту ритма декоративного произведения. Дети, имея некоторый опыт, психологически готовы воспринять более сложных по содержанию и по замыслу произведений изобразительного искусства.

Для бесед с детьми о народной игрушке, о произведениях народно-прикладного искусства я отбираю большое количество предметов, более сложных по содержанию.

В подготовительной группе я продолжаю учить детей рисовать узоры по мотивам дымковской, хохломской, городецкой, гжельской росписей.

В предыдущих выпусках я познакомила детей с изделиями разных промыслов. В этой группе знания расширяются, углубляются. Продолжая знакомить детей с искусством народная игрушка дала целостное представление о народных игрушках, как об одной из форм народного декоративного искусства; познакомила с содержанием народных игрушек.

Дымковскую игрушку я демонстрировала на занятиях лепкой «Барышня – франтиха», «Дымковский индюк», «Дымковская лошадка», «Дымковские птицы». Игрушки рассматривали и лепили из глины.

На занятии по декоративному рисованию дети расписывали вылепленные ими ранее игрушки. Детям было интересно наблюдать, как ложится узор на объём. При росписи объёмных игрушек поясняла детям, что птиц надо украшать одинаковым узором с двух сторон. Детям, которые затруднялись раскрашивать птиц, советовала использовать рациональный способ работы – закрашивать или рисовать одинаковые части и детали сразу на двух сторонах игрушки. При росписи дымковских кукол, дети затруднялись использовать особенности узора на расширяющейся книзу юбке. Обращала внимание детей на то, как увеличиваются кольца книзу юбки и расширяются расстояния между полосками.

Знакомя детей с данным промыслом, я ставила перед собой задачу – вызвать в душе детей эмоциональный отклик на красоту и самобытность изделия, желание выразить словом своё понимание, свою оценку формы, строения, цветовой гаммы росписи. Чтобы дети почувствовали сказочную прелесть народной игрушки, я предложила им пофантазировать. Дети выбрали из набора дымковских игрушек те, которые больше всего понравились и придумали с их участием сказку. А через несколько дней новое задание – проиллюстрировать сказки рисунками. Детской фантазии не было предела. Дымковских барышень заколдовывали злые разбойники, дымковские козлы превращались в прекрасных принцев.

При росписи дымковских игрушек обращала внимание на красоту орнамента, учила варьировать элементы «дымки», например, кружок – широкий и узкий, точнее большие и маленькие. Одобряла тех детей, которые раскрашивали фигурки по собственному замыслу, но придерживались цвета и композиции.

В подготовительной группе использовала и такой сложный вид рисования, как роспись объёмных дымковских игрушек, сделанных из бумаги самими детьми на занятиях по конструированию. Изготовила с детьми «дымковских артистов» для настольного театра.

Такое художественное творчество приносит радость ребёнку, раскрывает его способность, умение думать, искать и находить оптимальное решение.

Юмор, присущий глиняной игрушке, вызывал у детей желание поиграть. Предложила детям игру «Что не дорисовано?». Показала детям рисунки с изображением дымковских игрушек, просила внимательно посмотреть на каждый рисунок и назвать недостающую деталь (у козла – один рог, у лошади нет хвоста, барышни – фартука, у водоноски – вёдер).

Дети с удовольствием играли в игру «Чем залатать юбку?» С помощью этой игры определяла, насколько ребёнок в состоянии, сохраняя в кратковременной памяти образцы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи. Показывала детям рисунки с двумя «юбками», а также кусочки разнообразной материи. Эти кусочки материи дети использовали, чтобы «залатать» имеющиеся на юбке дырки. Дети из нескольких кусочков материи старались найти такой, который бы подошёл больше всего к рисунку юбки. Дети с заданием справлялись.

Для восприятия заданий и их выполнение требовалась активная деятельность детей, для которой необходимо соответствующая подготовка.

В подготовительной группе продолжаю знакомить детей с изделиями Городца, с городецкими мастерами. В группе устраивала выставки, организовывала беседы, в ходе которых старалась вызвать интерес к городецкой росписи, учила замечать её особенности. Рассматривала узор на городецких изделиях: кухонных досточках, шкатулках, коне – качалках, потрогать отдельные элементы пальцами, «обрисовывать их на изделиях, поддержать их в руках, обыграть их».

Показала детям, что в росписи мастер идёт от пятна, а каждый цвет любит свои оттенки. На занятиях по рисованию: «Кружка, украшенная цветной гирляндой», «Узоры на кухонной доске», «Украсим кукольную мебель городецким узором» учила рисовать элементы городецкой росписи в определённой последовательности: сначала круги нужного цвета, затем листья и мелкие детали. Обращала внимание, что мастер рисует узоры на дереве, а мы на бумаге, тонированной под цвет дерева.

При построении узора запоминали правила построения композиции. На каждом занятии дети проявляли творчество в выборе цвета, количества цветов и бутонов, формы листа. Знакомила детей с городецкой росписью не только на занятиях, но и в процессе самостоятельно-художественной деятельности.

Предлагала детям художественно-дидактические игры: «Кто лучше украсит?», «Запомни рисунок», «Нарисуй так, чтобы мы узнали», «Что украшают узором?» Эти игры позволяли создать ситуацию, требующую активного переноса знаний, навыков и творческих умений, приобретённых в процессе обучения (декоративному рисованию и ознакомление с декоративно-прикладным искусством).

Дети охотно приняли участие в сюжетно-ролевой игре «Мастерская художников». Дети должны были вспомнить узор, предназначенной для определённой вещи. Чтобы выполнить узор, нужно учить его рисовать. Дети осознанно относились к элементам декоративности, поскольку предметом изображения становилась реальная действительность. Постепенно они научились понимать, что внесение в рисунок декоративных элементов, умелое использование цвета дают возможность ярче выразить основную идею.

Не меньший интерес для детей представляет хохломская роспись. Знакомя детей с хохломской росписью, поставила следующие задачи:

- расширять и углублять интерес и знания о росписи;

- продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции как наиболее важные художественные компоненты хохломского узора.

В группе подготовила для детей выставку «Золотая хохлома». Дети рассматривали посуду, отмечали её особенности. Уточнила элементы росписи, используемые цвета, объяснила возникновение ласкового названия «золотая хохлома». На занятиях по рисованию «Узор на листе», «Хохломские ложки» выделяли элементы: разные ягоды, листья, декоративные цветы, «травка». Уделяла внимание цветосочетанию хохломской росписи. В ней три главных цвета: красный, чёрный, золотой.

Знакомила детей с хохломской росписью не только на занятиях, но и в играх. Предлагала детям тематические задания: «Узоры для украшения посуды», «Красивая посуда». Выполнение заданий предполагало активное использование декоративных элементов в рисовании, прямо не связанном с декоративным, но близким к нему. Выполнение узора для определённого предмета содержало в себе подсказку на возможность использования элементов декоративности.

При отборе произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных художественных промыслов и предметов бытового назначения за основу принимала орнамент. К оценке орнамента подходила с позиции его доступности, восприятию, пониманию и творческому воспроизведению дошкольниками художественности исполнения.

В подготовительной группе буду продолжать знакомить детей с искусством жостовских и гжельских мастеров.

Дети самостоятельно воспринимают прекрасное в окружающей действительности, рассматривают изделия декоративно-прикладного искусства, испытывают удовольствие и радость от встречи с ними. Дети замечают произведения декоративно-прикладного искусства в быту, знают об особенностях создания игрушки или посуды.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle