Библиографическое описание:

Платонова О. И., Токарев А. А. Воспитание основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012.

Важнейшая задача каждого педагога дошкольного образовательного учреждения – организовать педагогический процесс, таким образом, чтобы сберегающее здоровье любого ребенка дошкольного возраста и воспитывающий ценностные отношения к здоровью.

Жизнь в 21 веке ставит перед педагогами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья подрастающему поколению путем совершенствования службы здравоохранения, должна приносить ощутимые результаты.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых давно установлено, что здоровье человека лишь на 7-8 % зависит от здравоохранения и на 50% от образа жизни.

На фоне экологической и социальной напряженности в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении. Так или иначе, нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного. Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

Перед педагогами стоит важная задача – дать ребенку информацию, которая сохранит свою значимость на всю жизнь. В дошкольном возрасте дети восприимчивы и послушны, поэтому есть уникальная возможность для выработки правильных привычек. Педагоги должны давать не только качественные знания, при этом формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни, научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Должны помнить, что ребенок, изучая себя, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения, гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались. В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Одновременно с этим взрослые постепенно стимулируют развитие у дошкольников более сложных умений: мыть лицо, шею, руки до локтя, ежедневно самостоятельно мыть ноги, выполнять простейшие водные процедуры. Начиная с двухлетнего возраста детей, приучают чистить зубы щеткой специальной детской пастой утром и вечером. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому.

Формирование навыков личной гигиены предполагает и умение быть всегда аккуратно одетыми, замечать неполадки в своей одежде, самостоятельно или с помощью взрослого устранять их.

В детских садах создаются условия, способствующие формированию и прочному закреплению навыков личной гигиены. В каждой группе обязательно наличие всех принадлежностей для умывания, мытья ног. Помощник воспитателя следит за чистотой и порядком в умывальной комнате, а также как и воспитатель помогает в формировании гигиенических навыков.

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постоянное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх специального содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. Однако для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные предметные и сюжетные картинки, символы.

Гигиенические знания целесообразно закреплять и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого можно использовать дидактические игры: «Водичка, водичка умой мое личико», «Помоги медвежонку», «Честно, честно – чистым быть чудесно», «Покажи лисенку как ты моешь ручки». Из сюжетно-ролевых игр можно выбрать такие, как «Дочки – матери », «Уложи куклу спать», «К нам гости пришли».

Интересны детям и литературные сюжеты. Для детей нашего детского сада №659 мы используем отрывки из «Доктор Айболит», «Мойдодыр» К.Чуковского, «Что такое хорошо и что такое плохо» В. Маяковского.

Навыки у детей становятся достаточно прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы ребятам было интересно и чтобы они могли видеть результаты своих действий.

Очень важно, чтобы в дошкольном возрасте дети знали элементарные правила общественной гигиены, которые неразрывно связаны с личной гигиеной, например: соблюдать чистоту в общественных местах, мыть руки надо для того, чтобы не заболеть самим и не заразить других людей.

Овладение детьми правилами личной, общественной гигиены предполагает умение ребенка вести в разных местах, где он бывает, так как это необходимо. Дети должны твердо усвоить, что нельзя сорить не только в квартире, групповой комнате, в общественных местах, в транспорте.

Все сведения по гигиене прививаются в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т.е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для успешного привития детям навыков гигиены важно: чтобы все гигиенические правила неукоснительно выполнялись взрослыми – воспитателем, помощником воспитателя. Родителями, которые своим примером должны содействовать не только формированию у детей дошкольного возраста соответствующие знания, но и их прочному закреплению. В противном случае дошкольники никогда не усвоят правил личной гигиены. Не будут твердо убеждены в том, что они действительно жизненно необходимы, а в дальнейшем могут пренебрегать ими совсем.

Для эффективного гигиенического воспитания детей дошкольного возраста большое значение имеет и внешний вид окружающих их взрослых. Недопустимо, чтобы воспитатель или помощник воспитателя (или иные педагоги) приходили в группу неряшливо одетыми, непричесанными. Нужно помнить о том, что дети в дошкольном возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому педагоги должны быть для них образцом. Необходимо, чтобы гигиеническое воспитание детей, осуществляемое в дошкольном учреждении, не прерывалось бы и в домашних условиях. Хорошие результаты дают групповые и индивидуальные беседы с родителями в вопросах культурно-гигиенических навыков у дошкольников.

Тематику для бесед с родителями выбирали следующую:

- воспитание гигиенических навыков;

- как развивать у детей дошкольного возраста навыки самообслуживания;

- рациональный режим – основной фактор правильного воспитания и охраны здоровья ребенка;

- закаливание детей;

- игры и развлечения на воздухе;

- одежда и здоровье детей;

- рациональное питание ребенка в семье;

- как организовать досуг в дошкольном возрасте;

- как организовать досуг ребенка в выходные дни.

Все эти качества, сформированные у детей дошкольного возраста, будут нужны ему и в дальнейшем, послужат основой для развития высокой работоспособности и положительных черт человека.


Литература:

  1. Картушина М.Ю. «Зимний огонек здоровья», М.: ТЦ Сфера, 2007.

  2. Зейзива В.А. «Организация режимных процессов в ДОУ», М.: ТЦ Сфера, 2008.

  3. Голицева Н.С., Шумова И.М. «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей». М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2008.

  4. Деркунская В., Поведенок Н., Тимофеева Н., «Дошкольное воспитание, 2004 №11».

  5. Исаева С.А. «Уроки здоровья», Мурманск, 1996.

  6. Здоровый малыш «Программа оздоровления детей в ДОУ» З.И. Беренева. М.: 2004.

  7. Янкемвич Е.Г. « Физкультура и здоровье». «От трех до семи». М., 1977.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle