Авторы: Кибирева Ольга Николаевна, Полынская Елена Юрьевна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

II международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, июнь 2012)

Библиографическое описание:

Кибирева О. Н., Полынская Е. Ю. Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 99-102.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года отмечается: «Россия не может поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономики на развитии образования».

Отвечая на вызов предстоящего периода – возрастании роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития «России необходимо преодолеть имеющиеся негативные тенденции в развитии человеческого потенциала, которые характеризуются сокращением численности населения и уровня занятости в экономике, растущей конкуренцией с европейскими и азиатскими рынками в отношении квалифицированных кадров; низким качеством и снижении уровня доступности социальных услуг в сфере здравоохранения и образования»

Где искать выход?

Уместны в этой связи слова Э. Фромма: «Чтобы изменить общество, нужно воспитать другого человека. Чтобы воспитать другого человека, надо изменить общество».

Современное образование в этой связи становится самым активным участником процесса выхода из кризиса, а центральной фигурой этого процесса является учитель.

Вопрос подготовки будущего учителя является определяющим в аспекте реформирования образования. Одним из решений данного вопроса стало внедрение федеральных государственных стандартов среднего профессионального образования (ФГОС СПО) нового поколения.

ФГОС представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы учреждениями и включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы, к структуре основной образовательной программы и к условиям ее реализации.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающего составляет цель и основной результат образования.

Анализ материалов различных исследований (Е.И. Исаев, Н.Ю. Сергеева, В.А. Сластенин и др.), связанных с практикой подготовки будущих педагогов, обнаруживает ряд тенденций: проблема низкой мотивации студентов к будущей профессии, пассивность студентов на занятиях, информационная перенасыщенность содержания образования без качественного его осмысления, недостаток внимания к проблемам понимания места и роли образования в условиях современной информационной реальности, преобладание академического характера взаимодействия в системе «преподаватель – студент». Обозначенные проблемы не обеспечивают будущим педагогам полноценного осмысления феномена детства, феномена становления, развития и саморазвития человека, не раскрывают ценностных оснований педагогической деятельности, не формируют основания для целенаправленного профессионального развития и саморазвития в контексте собственного жизнестроительства человека [2, 56-68].

Третий компонент требований стандарта – требования к условиям реализации основной образовательной программы. Они представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Интегративным результатом реализации названных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;

  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся; комфортной по отношению к обучающимся и педагогам.

Вопросы комфортности деятельности и комфортных взаимоотношений изучали В.В. Гуленко, В.Р. Дольник и В.Г Шуметов рассматривали комфортность как тип социального самочувствия, определяющий социальное поведение людей. Т.Е. Бородина, О.А. Воробьева в исследованиях по психолого-педагогическому комфорту представляют его как нравственно-эмоциональное состояние коллектива образовательного учреждения, в котором находят гармоничное развитие и удовлетворение интересов и потребностей все субъекты учебно-воспитательного процесса.

Все это можно соотнести с необходимостью создания благоприятных условий в учебном процессе СПО.

Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состояние с определенной мобилизацией нервных и психических функций человека, которая способствует их длительному сохранению и развитию. «Комфортный» – такой, который благоприятно отражается на самочувствии, доставляет приятное ощущение [1, 48-64].

Через дуальную оппозицию «комфортный – дискомфортный мир» исследует проблемы комфортности А.С. Ахиезер. Согласно позиции автора специфика комфортного мира в том, что он является выразителем позитивных ценностей. Комфортность мира, надежда на него привязывает людей к жизни, делает ее эмоционально насыщенной, оправданной. Дискомфортный мир – это мир опасный, нарушающий сложившиеся ритмы, несущий дезорганизацию свыше приемлемого уровня. Он ценностно негативен.

Для комфортного существования человека необходимо удовлетворение базовых потребностей.

А. Маслоу выделил пять основных групп базовых потребностей человека:

1. Физиологические потребности, связанные с удовлетворением нужды в пище, одежде, других материальных ценностях, без которых невозможна нормальная жизнь.

2. Потребности в безопасности, в защите от угроз всему тому, что ставит под удар жизнь и здоровье, экономическую обеспеченность, уверенность в своем будущем и будущем членов семьи, близких и т.п., которые становятся доминирующими в условиях социальной дезорганизации. В исследованиях А. Маслоу показано, что полноценное развитие человека возможно только при условии удовлетворения потребности в безопасности, когда его ресурс направлен не на защиту от субъективно воспринимаемой и переживаемой угрозы, а на собственное развитие.

3. Потребности в зависимости, привязанности и любви, или как еще их обозначают, в межличностных связях.

Согласно концепции среды как места человеческого существования К. Норберта-Шульца, обучающийся не просто проникает в окружающий мир, но постигает разные миры, являющиеся отражением настоящего и прошлого человеческого опыта аккумулированного в данном конкретном учебном заведении. В качестве интегративной ценности образовательной среды должно выступать восприятие человеком образовательного пространства учебного учреждения как "своего". Исторически, психоэмоциональные характеристики учебного учреждения, вызывают у человека определённые ассоциации и оказывает опосредованное влияние на поведение человека (преемственность и традиции учебного заведения).

4. Потребности в самоуважении (уверенности в себе, компетентности, мастерства, достижений, независимости и свободы) и оценке со стороны других (престиж, признание, принятие, проявление внимания, статус, репутация и собственная оценка).

5. Потребности в реализации потенциала личности, в самоактуализации, "желании стать тем, кем ты можешь стать".

Обычно эти группы потребностей определяют социальное поведение людей своим интегральным влиянием, внося больший или меньший вклад в мотивы человека в зависимости от условий его жизни и индивидуальных особенностей личности. [3, 52].

Не вызывает сомнения и то, что познавательная мотивация лежит в основе успешного обучения, а переживание эмоционального благополучия (Божович Л.И.) является главным условием формирования личности. Следовательно, удовлетворение потребностей в психологическом комфорте, создание благоприятной психологической среды является одним из важнейших условий формирование познавательной мотивации и личности в целом.

На основании теоретического анализа взглядов разных авторов в ОГБОУ СПО «БПК» была разработана программа инновационной деятельности по теме: «Комфортная образовательная среда». С целью теоретически обосновать и экспериментально проверить условия организации комфортной образовательной среды колледжа. Была разработана и теоретически обоснована модель комфортной образовательной среды, за основу была взята работа Ю. Кулюткин, С. Тарасов [4]. Даная модель включает в себя следующие компоненты:

Пространственно-предметный компонент – пространственно-предметные средства, совокупность которых обеспечивает возможность требуемых пространственных действий и поведения субъектов образовательной среды:

- архитектурно-эстетическая организация жизненного пространства;

- архитектура здания;

- дизайн интерьеров;

- пространственная структура учебных и рекреационных помещений;

- возможность пространственной трансформации помещений при необходимости;

- осуществление квазипрофессиональной деятельности;

Символическое пространство (различные символы – герб, гимн, традиции и др.).

Содержательно-методический компонент включает в себя учебную, квазипрофессиональную и учебно-профессиональную деятельность студентов, деятельность преподавателей (цели, содержание, формы организации, стиль преподавания и характер контроля, методы, технологии др.), обеспечивает различные пути и способы приобретения и применения профессиональных знаний и опыта социальных отношений и служат основой моделирования предметного и социального контекстов деятельности будущих педагогов.

- актуальность содержания образования для развития личности и профессиональной деятельности специалиста;

- интегративный подход к содержанию обучения;

- открытость содержания образования для изменений, включение в содержание актуальных проблем;

- вариативность учебных программ;

- вариативность образовательных программ и технологий в учебной деятельности студентов обеспечивает раскрытие личностного потенциала студентов, создает интеллектуальную комфортность учения.

- свобода выбора образовательного маршрута в рамках одного образовательного учреждения;

- разнообразие методических обучающих средств;

- акцент на диалогическое общение;

- учет различных преобладающих способов восприятия информации у разных людей;

- методические разработки, книги, визуализированная и текстовая информация, оформление информационно-рекламные объекты, интернет сайты и др.;

- открытость, целостность, системность, взаимосвязь и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую методологическую основу.

Коммуникативно-организационный компонент представляет собой пространство межличностного взаимодействия в непосредственной или предметно-опосредованной форме и способов взаимодействия учащегося с данной образовательной средой и другими ее субъектами.

- особенности субъектов образовательной среды (распределение статусов и ролей, половозрастные и национальные особенности обучающихся и педагогов, их ценности, установки, стереотипы и т.п.);

- коммуникативная сфера (пространственная и социальная плотность среди субъектов образования, степень скученности и др.;

- взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников;

- преобладающее позитивное настроение всех участников;

- участие всех субъектов в конструировании и оптимизации образовательного процесса;

- организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих объединений преподавателей, инициативных групп.).

Многообразие ресурсов, обеспечивают личностный выбор, развитие индивидуальности.

Образовательная среда – это явление динамическое поэтому в колледже осуществляется ее мониторинг, который позволит определить наиболее оптимальные условия для ее организации.


Литература:

1. Воробьева О.А. Психолого-педагогический комфорт как условие воспитания гармоничного развития личности в образовательном учреждении нового типа. – Коломна. – 2000. – 180 с.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр "Академия", 2002. – 576 с.

3. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.

4. Интернет ресурсы jornal/n1_01/obraz_sreda.html Ю. Кулютин., А Савенков статья: Образовательная среда и развитие личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle