Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ракина, Л. В. Взаимодействие детского сада с семьей, при подготовке дошкольников к обучению в школе, через реализацию образовательной области «Труд» / Л. В. Ракина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2471/ (дата обращения: 25.04.2024).

"В детях заложена уникальная способность к деятельности.

Основное свойство детского организма неутомимая жажда

познания, поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии."

Буре Р. С. Г.

Одна из задач, стоящих перед детским садом – всестороннее развитие детей и подготовка к обучению в школе. В течение всего дошкольного периода детям необходимо овладеть «универсальными предпосылками учебной деятельности», то есть научиться работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Осуществить полноценную подготовку детей к школьному обучению, невозможно без тесного сотрудничества с семьей и школой. Тесная взаимосвязь со школой (школа и наш детский сад находятся в одном районе) помогает найти общие подходы к подготовке детей к школьному обучению. Одно из пожеланий учителей – уделить больше внимания развитию мелкой моторики рук детей.


"Рука – развивает мозг" – это утверждение уже многократно доказано. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для успешного обучения в школе. Для решения этой задачи было принято решение – создать в группе мини-центр "Мелкой моторики".


Для содержательного наполнения центра, необходимо было изучить имеющийся опыт по этому направлению. Оказалось, много игр и пособий можно изготовить своими руками. Было принято решение – привлечь к созданию мини-центра родителей. Для этого были разработаны следующие шаги: подготовлен доклад на тему «Значение развития мелкой моторики для успешного обучения в школе», подготовлена презентация «Игры своими руками», проведено собрание «Секреты семейного воспитания». По итогам проведенных мероприятий, родители решили оказать посильную помощь в изготовлении игр и пособий.

На сегодняшний день мини-центр оборудован фабричными играми: разными видами конструкторов – магнитный, мягкий, деревяннный, "Мелкое лего", магнитные игры, шнуровки, игры Воскобовича "Чудо - соты", "Чудо - крестики", "Чудо - цветик"; игры Никитина: «Сложи узор», «Сложи квадрат»; и играми, изготовленными родителями: гутапперчивые буквы, цветные палочки, «крупяные мешочки», «орехи» "Золушка".

Родители помогли изготовить палочки для самомассажа, приобрести массажеры: Су-Джок, эспандер. Большим подспорьем в работе с детьми стала картотека пальчиковых игр и упражнений. В ее подготовке приняли участие и родители – поделились опытом семейного воспитания. Такое многообразие игр позволяет детям развивать разные группы мышц рук. Кроме того, подобные игры развивают усидчивость, внимание и другие психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе. Пополнение мини-центра происходит регулярно в зависимости от возрастных особенностей детей.

В старшем дошкольном возрасте детям становится доступным ручной труд. Его содержание очень разнообразно: это изготовление игрушек-самоделок из природного и бросового материалов, работа с тканью, древесиной. В ходе таких занятий решается задача: "развитие трудовой деятельности". Использование в ходе занятий по ручному труду приемов вышивания помогает вывести задачу по развитию мелкой моторики рук на новый уровень.

Организуя ручной труд по обучению детей вышиванию, следует учитывать соответствие его содержания возможностям детей. Обучение приемам вышивания происходило поэтапно. На первом этапе дети учились выполнять стежки на картоне толстой нитью по заранее выбитым отверстиям, без использования иглы. Здесь большую помощь оказали родители. Они подготовили шаблоны и большое количество разноцветных ниток. Труд был интересным для детей и приводил к результату, имеющему практическое значение. На занятии у детей получалась готовая поделка: закладка, открытка, блокнот, ловушка для снов и тому подобное. Кроме того, на каждом занятии, проводилась игра-разминка для рук.

На втором этапе дети учились работать с иглой. Для родителей была составлена памятка "С чего начинается вышивка". Она помогла родителям подобрать все необходимое: пяльцы (диаметром 18 см, лучше деревянные); наперсток (по детскому пальцу); иголку (с большим ушком, длиной не более 3 см. с острым концом); нитки (мулине); ножницы (хорошо отрегулированные и заточенные, размером около 140-170 мм.), игольницу для каждого ребенка (ее сделали родители из контейнеров киндер-сюрприза), ткань нежных пастельных тонов (мягкую, стираную), рамку для работы по размеру 15см Х 15 см. У детей был довольно сильный мотив для работы – это будет сюрприз для мамы на праздник 8 Марта. Каждый ребенок сам выбрал рисунок – узор для салфетки. Это были цветы, птицы, бабочки.

В начале обучение проводилось в индивидуальном порядке, а затем по подгруппам по 7-12 человек.

На каждом занятии повторяли правила: как обращаться с ножницами, как хранить иглы, заканчивать работу, как относится друг другу в процессе вышивания.

Реализация содержания образовательной области "Труд" было направлено не только на воспитание у детей ценностного отношения к собственному труду и труду других людей, но и на формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека. Поэтому тесная связь с семьей продолжалась. Для родителей было подготовлено несколько консультаций: "Техника безопасности во время занятий детей с ножницами и иголками", "Значение вышивания для развития ребенка".


Для более полного взаимодействия с родителями и реализации поставленных задач внедрялись в практику работы детско-родительские проекты: "Откуда иголка пришла", "Кто трусы ребятам шьет", "Национальные узоры", "Какие бывают нити"; исследовательские проекты: "Значения пословиц и поговорок о труде", "Сказки о труде", "Трудовые династии". Всё это помогло интегрировать образовательную область "Труд" с такими областями как "Социализация", "Чтение художественной литературы", "Коммуникация". Традиционной стала выставка работ по рукоделию мам и бабушек "Золотые руки". С огромным успехом прошла выставка книг по рукоделию "Секреты рукодельницы Маши".

Заключительным аккордом стало вручение подарков мамам на празднике, посвященном 8 марта – рамочек с вышитыми салфетками. Мамы с удивлением спрашивали: "Это ты сам вышил?".

Таким образом, работая в этом направлении несколько лет, используя разные методы и приемы работы с детьми, можно с уверенностью сказать, что уровень подготовки у многих детей к школьному обучению становится выше среднего, а внедрение таких форм сотрудничества с семьей как проектная деятельность помогает сблизить и достичь взаимопонимания между семьей и детским садом.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, детский сад, игра, родитель, успешное обучение, школьное обучение, мелкая моторика, образовательная область, ручной труд, семейное воспитание.

Похожие статьи

Ручной труд в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

обучение, развитие, мелкая моторика.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Следовательно, в детском саду необходимо создать условия для накопления ребенком

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Условия успешного перехода из детского сада в школу

ребенок, детский сад, игра, воспитатель, родитель, психологический комфорт, течение дня, мелкая моторика, педагогическая деятельность, природный материал. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

ребенок, организованная образовательная деятельность, мелкая моторика, школа, задание, родитель, дошкольный возраст, детский сад, учебная деятельность, будущий школьник.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание, задача, школьная готовность. Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против?

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В детском саду современные дети дошкольного возраста проводят большую часть своего сознательного времени.

Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом развитии играет мелкая моторика рук.

Взаимодействие и формы работы с семьей в логопедической...

Ключевые слова: родитель, ребенок, детский сад, собрание, семья, мелкая моторика. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок родился здоровым, успешно развивался, был активным и общительным, смог добиться большего, нежели он сам.

Похожие статьи

Ручной труд в детском саду | Статья в журнале «Молодой ученый»

Уже давно доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

обучение, развитие, мелкая моторика.

ребенок, игра, мелкая моторика, упражнение, рука, старший возраст, младший возраст, мелкая мускулатура кисти рук, мелкая моторика рук, возраст задания.

Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство...

Следовательно, в детском саду необходимо создать условия для накопления ребенком

Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук у детей...

мелкая моторика, ребенок, палец, упражнение, рука, развитие, пальчик, кисть рук, головной мозг, пальчиковая гимнастика.

Условия успешного перехода из детского сада в школу

ребенок, детский сад, игра, воспитатель, родитель, психологический комфорт, течение дня, мелкая моторика, педагогическая деятельность, природный материал. Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

Преемственность в работе детского сада и школы как условие...

ребенок, организованная образовательная деятельность, мелкая моторика, школа, задание, родитель, дошкольный возраст, детский сад, учебная деятельность, будущий школьник.

Роль воспитателя детского сада в подготовке детей к школе

детский сад, школа, ребенок, учебная деятельность, подготовка детей, подготовка ребенка, образовательная деятельность, знание, задача, школьная готовность. Экспериментальная программа по развитию мелкой моторики...

Педагогические условия подготовки детей к школе в дошкольных...

школа, детский сад, ребенок, школьное обучение, родитель, подготовка детей, воспитание детей, дошкольный возраст, дошкольное учреждение, дошкольное образование. Подготовка ребенка к школе — за или против?

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста...

В детском саду современные дети дошкольного возраста проводят большую часть своего сознательного времени.

Немаловажную роль в успешном интеллектуальном и психофизическом развитии играет мелкая моторика рук.

Взаимодействие и формы работы с семьей в логопедической...

Ключевые слова: родитель, ребенок, детский сад, собрание, семья, мелкая моторика. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок родился здоровым, успешно развивался, был активным и общительным, смог добиться большего, нежели он сам.