Библиографическое описание:

Богданова С. Б. Формирование представлений о геральдике на основе интегрированного подхода у детей старшего дошкольного возраста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 31-34.

Формирование интереса и элементарных представлений старших дошкольников к наукам символике и геральдике – достаточно новое направление в работе детского сада, но необходимое в образовательной практике. И это понятно. Ведь гербы государств, городов, фамилий представляют собой символическое «лицо», сконцентрированное отражение их истории, их традиций. Геральдика – прикладная наука к науке символике. Символ – предмет, объект, имеющий для человека (народа) определенный ценностный смысл не только в материальном, но и в духовном плане. Это как ларчик с двойным дном. Чтобы определенные символы стали иметь ценностный смысл для ребенка, надо дать полное и понятное ему представление об этих символах. Знания о гербе и флаге государства обозначены в каждой комплексной программе. Проблема темы затронута в «Программе социального развития детей дошкольного возраста» Коломийченко Л.В, однако целостной системы по геральдике и символике нет. Анализ методической литературы по теме «Геральдика в детском саду» показывает, что в педагогическом сообществе возник определенный интерес, но авторам пособий:

а) не хватает элементарных знаний – нет серьезного, глубокого объяснения сущности символов – «скользят по поверхности», у детей не формируется понятийное восприятие объектов изучения;

б) на дошкольный возраст переносятся знания, даваемые в школе, отсутствуют эмоционально-чувственная и поведенческая составляющие, соответственно, не обеспечивается личностное развитие ребенка;

в) продолжается дискуссия по политическим пристрастиям, что неуместно в практике воспитания детей дошкольного возраста.

Я в своей методической разработке «Геральдика – детям» сделала попытку уйти от вышеперечисленных недостатков. Блочно-тематический план дает возможность педагогу дать воспитанникам осмысленное представление о гербе, основах геральдики.

При разработке темы я основывалась на «трех китах» деятельностного подхода – «зажги чувство», «доведи до сознания», «переведи в поведение».

Когнитивный компонент методической разработки был выстроен на теоретической базе, представленной в книгах В.С. Драчука, кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института Археологии Академии наук Украины, одного из крупнейших специалистов в области археологии и вспомогательных исторических дисциплин второй половины 20 века в нашей стране.

В предлагаемой методической разработке дан необходимый минимум информации о науке геральдике, истории ее развития, о возможных направлениях работы с детьми.

При разработке блока я использовала технологию блочно-тематического планирования, автором которой является кандидат педагогических наук М.В. Грибанова.

Блочно-тематическое планирование реализует следующие принципы педагогической системы: единство сознания и поведения, развитие психики в деятельности, гуманизм и демократичность общения, комплексность и интегративность содержания образования, индивидуальный подход. Кроме этого, технология планирования позволяет оптимально учитывать:

  • Принцип интеграции интеллектуально-познавательной и изобразительной деятельности.

  • Принцип взаимосвязи познавательной и эстетической деятельности.

  • Принцип интеграции задач разных направлений образовательной работы.

Цель методической разработки – Формирование у старших дошкольников представления о науке геральдике, о гербах и их назначении.

Конкретизируется эта цель в следующих задачах:

  1. Познакомить детей с основами построения герба: учить выделять щит как часть герба, дать представление о геральдических и негеральдических фигурах, учить понимать их символическое значение.

  2. Познакомить с гербами русских городов, городов Прикамья, учить «читать» герб по геральдическим и негеральдическим фигурам.

  3. На основе полученных знаний придумывать гербы в ходе творческой деятельности (гербы сказочной страны, волшебного города, сказочных персонажей).

В работе с детьми определены следующие этапы работы:

1этап: Знакомство с науками геральдикой и символикой; знакомство с историей и особенностями русской геральдики.

Цикл «Из истории герба»:

Вводное занятие «Как и зачем появилась наука геральдика»

С последующим просмотром диафильма «О чем рассказывают гербы».

Цель вводного занятия: познакомить детей с символикой, которая заменяла людям паспорт и герб в далекую старину:

  • татуировка воинов у древних племен (чем больше заслуг у воина – тем сложнее и больше татуировка; расположение татуировки на груди, боках, спине, лбу и щеках);

  • символика одежды, вышивки у разных племен;

  • печати как предшественники гербов.

Занятие «Эти чудные звери»

Познакомить детей с историей появления зверей (волшебных и реально существующих) на гербах русских городов:

  • волшебных – птица Сирин на гербовом знаке города Усолье Пермского края как символ счастья и благополучия, белый дракон на гербе Казани как память о легенде о драконе, якобы жившем на горе до возникновения города;

  • реально существующих:

а) от названия города (Козельск – козел на гербе, Змиев – змея на гербе);

б) пережиток тотемизма – животные, изображенные на гербе, почитались древними людьми, жившими когда-то на месте, где возник город (медведь – на гербах Перми, Новгорода).

Выход на продуктивную деятельность-занятие по рисованию с использованием элементов ТРИЗ «Фантастическое животное».

Тематическое занятие (лепка, конструирование из бросового и природного материала) «Сад волшебных птиц».

Предварительная работа: чтение сказок народов мира о сказочных существах; просмотр х/ф «Садко»; беседы по картинам В.Васнецова «Птица Сирин и птица Гамаюн», К. Васильева «Битва на калиновом мосту».

Занятие «Всадник храбрый на коне»

Познакомить детей с гербом города Москвы, рассказать об истории возникновения: ввел в обращение князь Дмитрий Донской после Куликовской битвы в честь победы над татарами и освобождения Руси. До этого на государственной печати был мирный всадник с соколом в руке (рассказать детям о том, что образ богатыря с соколом был популярен на Руси – вспомнить былину о богатыре Вольге, сказку о Финисте – ясном соколе). Когда государственным гербом стал двуглавый орел, всадник остался на малой государственной печати. Георгием Победоносцем всадника назвали сначала чужеземцы, т.к. в Европе он был покровителем рыцарства. К середине всадник на гербе меняет свое положение – по решению Герольдии все фигуры на Российских гербах разворачиваются влево.

«Российский герб, флаг, гимн»

Эмоциональная составляющая – стихи В. Степанова, С. Михалкова о символике России. В разделе «Изобразительная деятельность» – работа над символикой цвета.

«Еще раз о российском гербе»

Познакомить детей с историей возникновения – пришел из Византии с Царьграда, когда князь Иван Третий женился на византийской царевне Софье Палеолог; показать, как меняется герб на примере гербов на старинных монетах и бонах (изменение количества гербов на груди и пр.).

«Три герба Российского государства»

Дать представление, что герб страны является ее лицом, закрепляется основным законом государства – Конституцией, которая содержит описание герба. Каждый символ в гербе имеет определенное значение, а вся композиция эмблемы должна давать представления о стране, ее народе, политическом строе, экономике и истории. Показать на примере советской символики и символики наших дней, отличие и преемственность: музыка гимна, автор слов – С.Михалков; возврат имперской символики и красное знамя, звезда – в российской армии.

Примечание: все мероприятия с детьми предусматривают работу в мини-музее «Мир геральдики» – рассматривание сопутствующих теме экспозиций, состоящих из репродукций графических работ, живописных картин, коллекций монет, бонов,, значков, эмблем, медалей и т.п.

Когда дети получат глобальное представление о предмете изучения, переходим на дифференцированный уровень восприятия, а именно к циклу занятий «Тайны построения герба».

2этап: Цикл занятий «Тайны построения герба»

Реализация задач:

  • Познакомить детей с основами построения герба: учить выделять щит как часть герба, дать представление о геральдических и негеральдических фигурах, учить понимать их символическое значение.

  • Познакомить с гербами русских городов, городов Прикамья, учить «читать» герб по геральдическим и негеральдическим фигурам

1. «Со щитом или на щите»

Рассказать детям об основе, на которой размещается герб – щите; рассказать о щите как части вооружения воина, о формах щита, перешедших в геральдику – варяжском, итальянском, испанском, французском и немецком;

О символическом значении щита в старину: а) поговорка «Со щитом или на щите» – каждый смелый воин возвращается из боя со щитом или его приносят на щите погибшего, только трусы при бегстве бросают щиты на поле боя; б) щит на борту корабля или на мачте говорил о намерениях капитана – белые –едут торговать, красные – воевать (картина Рериха «Заморские гости»).

2.«Геральдическая радуга»

Показать геральдическое искусство как результат работы художников (гербы в витражах, фресках, вышивке), познакомить с геральдическими цветами (красный, синий, зеленый, черный, пурпурный) и штриховкой по металлу, их заменяющей; мехами, используемыми в геральдике (белка, горностай) и их символическим изображением.

3.«Гербы городов русских» (несколько занятий)

Познакомить детей с гербами старинных русских городов, учить читать гербы:

  • Столицы древних русских княжеств (Рязань, Владимир, Суздаль, Новгород, Киев, Козельск).

  • О том, как узнать по гербу о подчинении городов друг другу (областной центр , центр губернии – в верхней части герба подчиненного города.

  • Знакомство с гербами городов Пермской области.

Эта работа идет параллельно с разделом «Краеведение», блок Защитники Земли Русской – знакомство с циклом «Исторические рассказы в стихах».

Стихи Ю.Вронского о монголо-татарском нашествии – «Рязань просит о помощи», «О княгине Евпраксии», «Евпатий Коловрат», «Злой город», «Куликово поле».

3 этап – этап творчества: «Сказочная геральдика»

На основе полученных знаний дети учатся придумывать гербы для сказочных героев в ходе творческой деятельности, узнавать сказочных героев по их гербам-загадкам.

Возможные формы работы с детьми на этом этапе – интегрированные занятия, литературные викторины, игротеки, досуги, занятия цикла «Художественная геральдическая мастерская».

Итоговое занятие «Путешествие по стране Геральдике»

Закрепить представления детей о науке геральдике, о гербах и их назначении; продолжать учить выделять щит как часть герба и геральдические фигуры, понимать их символическое значение; узнавать гербы России, русских городов, в том числе городов Прикамья – Усолья, Березников, Чердыни, Соликамска. Развивать творческое воображение при выполнении заданий продуктивного характера (герб для Дракоши, игра «Составь герб города»).

Третий компонент деятельностного подхода – «переведи в поведение» – реализуется в продуктивных занятиях и игровой деятельности.

Мной был разработан ряд дидактических игр по тайнам построения герба:

  • «Разрезная картинка»

Цель: Учить детей собирать гербы русских городов по заданному образцу; закреплять знания детей о назначении гербов городских (паспорт города – отражены народные сказания, причина названия города, местные культы, географическое положение, экономика); закреплять умение складывать изображение из отдельных частей по заданному образцу.

  • «Геральдическое лото»

Цель игры: Закрепить знания о гербах русских городов: находить герб по образцу, называть части герба (поле, щит, геральдические фигуры, геральдические цвета (по штриховке)).

  • «Геральдические фигуры на гербах»

Цель игры: продолжать знакомить детей с наукой геральдикой; знакомить детей с геральдическими фигурами на щитах гербов: главой, подножием, столбом, поясом, перевязью (справа, слева), стропилом, крестом (1 – комбинированным из столба и пояса; 2 – комбинированным из двух перевязей).

По принципу игры «домино»

Берется игровой материал 2 игр по геральдике – вышеназванной и игры «Геральдическое лото» (игровые поля с гербами русских городов). Ребенок по карточке-домино должен «узнать заколдованный герб» – найти гербы с соответствующими его карточке геральдическими фигурами.

  • «Ошибка художника»

Цель игры.: Закрепить знания детей о символике цвета в гербе, познакомить со штриховкой, заменяющей цвет в черно-белом изображении герба.

Учить находить неправильную штриховку цвета в гербе по образцам – подсказкам

  • «Геральдическая корона»

Закрепить представления детей о роли геральдической короны в гербе города: указывает статус города – столица (императорская корона), областной центр (древняя), бывшая столица русского княжества (шапка Мономаха), с населением более 50 000 (золотая башенная о 5 зубцах), прочие губернские города (золотая башенная о 3 зубцах), простой уездный (серебряная башенная о 3 зубцах), известные посады (червленая башенная о 2 зубцах). Подбирать соответствующую корону к гербу города.

Примечание: данная игра идет приложением к пособию «Гербы городов русских».

Вышеуказанные игры являются как игровой основой для занятий, игротек, так и диагностическим материалом для проверки знаний, полученных детьми в ходе реализации блока.

Работа с родителями – необходимая составляющая любой педагогической системы. Если мы хотим получить качественный результат в педагогической деятельности, прежде всего надо заинтересовать и привлечь к сотрудничеству семью. Я рекомендую следующие формы работы:

  • Консультация «Зачем нужна геральдика в детском саду».

  • Оформление папки – передвижки «Основы геральдической науки».

  • Акция «Составь свое родословное древо и придумай герб своей семьи».

  • Игротека «Тайны науки геральдики» (на основе авторских игр Богдановой) совместно с детьми.

  • Приглашение на тематическое занятие «Путешествие по стране Геральдике».

  • Совместный с детьми досуг «Знатоки геральдики».

Результативность работы по геральдике проявляется в том, что дети старшего дошкольного возраста проявляют активный интерес к гербам и символам, отражают элементы геральдики и символики в продуктах деятельности (рисунках). Дети правильно используют в речи понятия «геральдика», «герб», «щит», «мантия», «корона», «геральдические фигуры». Узнают знакомые гербы русских городов, могут рассказать об особенностях города (легенды, связанные с возникновением, исторические события, значимость, труд людей, географические особенности) по изображенным на гербе геральдическим фигурам. Могут придумывать гербы в ходе творческой деятельности – гербы сказочного королевства, волшебного города, сказочных персонажей и т.п.

Предлагаемый блочно-тематический план дает возможность педагогу подавать материал в системе, видеть перспективу, выстраивать развивающую среду в группе соответственно теме; углубление в тему обеспечивает взаимосвязь и одновременное развитие познавательных, интеллектуальных и художественных способностей воспитанников; дает возможность детям перенести познаваемый материал в детскую деятельность, т.е. включается механизм культуротворчества.

По мнению В.Т. Кудрявцева, культура, превращаясь в содержание детской деятельности, не становится субъектом сугубо дидактического интереса, она приобретает объективно новую функцию материала, на котором ребенок производит ориентацию в сфере человеческих отношений. Ребенок не только присваивает, но и творит культуру. «Овладение человеческой культурой должно рождать у детей неистощимый, ненасытный поиск, который выступает как основа детского творчества». (Н.Н. Поддъяков)

Основные термины: старшего дошкольного возраста, детей старшего дошкольного, русских городов, гербами русских городов, Формирование представлений, детей дошкольного возраста, гербы русских городов, представлений детей старшего, построения герба, часть герба, нравственных представлений детей, основами построения герба, городов Прикамья, науке геральдике, символическое значение, формирования нравственных представлений, «читать» герб, средство формирования нравственных, «Тайны построения герба», детей дошкольного возраста»

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle