Библиографическое описание:

Козырева О. А., Зорина Д. М., Юркова Я. А., Рамазанова К. А., Шмелев И. С. Возможности педагогики сотрудничества в формировании культуры самостоятельной работы студента-педагога [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 8-11.

Современная педагогика, как всё наше общество, пытается решать возникающие проблемы традиционными средствами и средствами инновационной теории и практики, связь которых несомненна и ошибки в выявлении закономерностей и решении в поле необъективного чреваты гибелью как решающего, решаемых, так и общества в целом. Таких ошибок в педагогике было немало и примеров данного феномена в полисубъектном пространстве значительно больше, чем их антиподов, в художественных произведениях литературы XX века остались такие слепки времени, как «Малышок» (А. Ликстанов), «Два капитана» (В. Каверин), «Автономное плавание» (В. Устьянцев). Исправление ошибок, недочетов и других несоответствий – сложная работа, – значительно легче сделать хорошо и качественно с первого раза. Ошибка родителей и педагогов в таком вопросе не решаема – они пытаются облегчить участь своего чада и всё делают сами, в таком акте есть добродетель, которая, в конечном счете, может диаметрально отразить адаптированность опекаемого. Нестабильная система ценностей ставит личность на тропу блуждания в потемках и без поводыря. Анализ поведения персонажей с точки зрения различных устоев уникален, природа воспитания берет свои трофеи и высмеивает взятое с позиции времени, описываемого в произведении. Мы, чувствуя несколько смыслов и понимая содержание произведения, примеряем различные модели, а уже при встрече с ними в реальном, изменяющемся мире – способны действовать согласно нормам морали, этики, законности, честности, порядочности, гуманизма.
Педагогика сотрудничества начинается с раннего детства. Так, изначально в семье закладываются основы совместной деятельности, а затем через семь лет – данный процесс проходит свой виток в новых для субъекта деятельности условиях – в школе. Какие обязанности, нормы, модели поведения получил ребенок в семье – тем он и щедр, то он и вносит в коллектив. Педагог создает условия для становления каждой личности. Затем высшая школа – и всё повторяется. Новые условия, новые модели и отношения – новые результаты личной и совместной деятельности.
В таком контексте хотелось бы остановиться на феномене «культура самостоятель­ной работы» (КСР), отразить модели и дефиниции в структуре изучаемых процессов, явлений, механизмов и отношений, опосредованных нормами современных категориальных структур, описывающих возможности социального поля и достижений в нем субъекта и/или групп.
КСР – это система объективных, ситуативно и личностно трансформируемых стереотипов поведения и векторов самоопределения, самосовершенствования, самореализации, адаптации и социализации в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах, опосредованных нормами и эталонами культуры и этики. Будучи гносеолого-герменевтической единицей антропологического пространства, модели формирования КСР и уровень сформированности КСР предопределяют результативность и продуктивность в различных видах деятельности и общении.
В процессе изучения разделов современной педагогики в вузе уделяется немалое значение формированию КСР. Одним из примеров такого рода деятельности в системе знаний и норм педагогики сотрудничества мы хотели бы проиллюстрировать на примере моделирования дефиниций категории «воспитание», «социализация», «саморазвитие», «самореализация», «самосовершенствование».
Воспитание с точки зрения научного подхода – это механизм решения познавательных, репродуктивных (генетико-биологических), социальных, профессиональных и досуговых задач неустанно развивающимся субъектом социокультурной среды через соотношение их с эталонами нравственности, здравого смысла, здоровьесбережения, фасилитирующих формирование моральных взглядов, представлений об окружающем мире и внутреннем мире человека, моделей поведения, мировоззрения, преобразования объективного и создания нового знания как зеркала науки, искусства, деятельности, общения и культуры (Рамазанова К.А. – 2010/2011 уч.г.).
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это механизм, фасилитирующий получение оптимальных или в некоторых ситуациях максимальных результатов в деятельности и общении субъекта науки, культуры, искусства, спорта и прочих составляющих и характеристик антропологического пространства, создавшего человека смыслом, ценностью и вершиной всех социокультурных преобразований (Рамазанова К.А. – 2010/2011 уч.г.).
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это механизм социокультурной среды, позволяющий выявлять, формировать, ретранслировать сущность, природу и условия формирования ценностей, их место в жизни субъекта учения, труда и культуры, в современных условиях опосредован гуманистической парадигмой пространства и культуры, имеет широкое философско-антропологическое и социально-политическое значение, т.к. от способов, средств и условий решения задач и проблем субъектов общества зависит стратегия общественного движения, которая может либо тормозить развитие человека и цивилизации, либо способствовать ему (Рамазанова К.А.– 2010/2011 уч.г.).
Воспитание с точки зрения синергетического подхода – это социокультурный механизм, фасилитирующий выявление и проведение различных направлений научных исследований и культурно-исторических актов и норм жизнедеятельности и жизнеобеспечения, способствующих формированию гармонично-развитой личности, её способностей к самоопределению, самоорганизации, самореализации, самосовершенствованию, взаимодействию и общению в различных социально-направленных, гуманных сообществах и объединениях людей, ставящих своею целью создание и реализацию свободного гуманно-нравственного пространства, учитывающего систему ограничений субъектов общества и этико-эстетические нормы развития и функционирования различных объединений людей (Рамазанова К.А. – 2010/2011 уч.г.).
Воспитание с точки зрения системного подхода – это механизм отражения в сознании субъекта культуры и деятельности свойств, объектов и их отношений, фасилитирующих решение различных задач и проблем жизнедеятельности и общения, создающих и реализующих предпосылки раскрытия задатков, способностей, различных направленностей, качеств и свойств личности, создающей и реализующей программу своего развития в генетико-биологическом, социокультурном, профессионально-этическом направлениях саморазвития, самореализации и взаимодействия (Рамазанова К.А. – 2010/2011 уч.г.).
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это процесс развития и формирования у субъекта социальной среды духовных, религиозных, мистических, сверхъестественных и прочих эзотерических представлений об окружающей действительности и выбор индивидуальной модели отношения к ним, опосредованный такими социальными и социально-профессиональными феноменами, как самосовершенствование, самореализация, рефлексия, культура и этика (Шмелев И.С. – 2010/2011 уч.г.).
Самосовершенствование – это процесс независимого, личного выбора субъектом деятельности и социальной среды системы методов, средств, условий, качеств, показателей, технологий саморазвития, самовоспитания, самообучения, самообразования, фасилитирующих нахождение путей реализации цели преобразование внутреннего мира, обеспечивающих качественные и количественные изменения в таких системах отсчета, как личный рост в различных областях, искусства, спорта и т.д., способности, дарования, модели познания и преобразования объективной действительности, высшие чувства, культурологические, мультисредовые, эзотерические компоненты сформированности личности и пр. (Зорина Д.М. – 2011/2012 уч.г.).
Самореализация – это механизм и процесс нахождения и претворение своего неповторимого пути развития в микро-, мезо-, и макро- и мегамасштабах, опосредован системой постановки и решения психолого-педагогических, мультисредовых, коммуникативно-деятельностных, социокультурных, эзотерических и прочих противоречий и проблем, задач и дилемм, прямо и косвенно касающихся человека, включенного в активный и опосредованный процесс познания и преобразования объективной реальности (Зорина Д.М. – 2011/2012 уч.г.).
Социализация – это процесс усвоения человеком социальных ценностей, норм, моделей поведения, принятых в обществе и индивидуально значимых или допустимых человеком, активно и ситуативно, предметно и опосредованно включенным в процесс познания социальных, профессиональных и полисубъектных взаимоотношений, стимулирующих результат одобрения или принятия, включения и активизации деятельности личности в культурно-исторических отношениях (Зорина Д.М. – 2011/2012 уч.г.).
Самореализация – процесс построения и преобразования, ретрансляции и модификации антропологически обусловленной модели личного и профессионального роста, где система антропологического знания предопределяет выделение и сохранение норм, ценностей, моделей, качеств, векторов, матриц, отношений, связей, условий и пр. ресурсов и ограничителей познания и преобразования среды и ее субъекта, предопределяющего исход описываемых выше явлений и феноменов (Юркова Я.А. – 2011/2012 уч.г.).
Уровень сформированности КСР педагога – показатель его состоятельности не только в профессиональном плане, но и возможность самореализации в различных направлениях деятельности и общения, а моделирование – метод и средство формирования и развития КСР в условиях повышения роли и качества самостоятельной работы и самостоятельности в системе непрерывного профессионального образования.
Моделирование как метод и средство формирования и развития КСР у будущих педагогов имеет ряд преимуществ:
  • выявление и осознание спектра аксиакмеологических структур личности в процессе полисубъектных взаимоотношений, опосредованных социокультурными нормами, традициями и потребностями;
  • формирование и развитие интереса и мотивации к проблемам изучаемого курса и педагогики в целом;
  • формирование сферы профессионально-педагогического творчества и сотрудничества, опосредованной социальным заказом и индивидуально-личностным развитием студента;
  • развитие профессионально-педагогического мышления, профессионально-педагогической культуры и компетенций посредством практико ориентированной работы со студентами;
  • повышение качества обучения и научно-исследовательской деятельности студентов при учете их уровня развития общекультурных и профессиональных компетенций.
Моделирование инновационных средств с использованием RP-технологии педагогического взаимодействия осуществляется не только студентами, но и педагогами, организующими процесс педагогического взаимодействия в вузе (реализация идей сотрудничества и сотворчества), так была разработана совокупность учебно-методических пособий по организации педагогической практики, где одним из приложений является электронное приложение (CD), на котором представлены лучшие творческие проекты студентов Кузбасской государственной педагогической академии по планированию и организации воспитательной, социально-педагогической, профориентационной работы [1-3].
В заключение хотелось бы отметь, что моделирование как социально-педагогичес­кое явление многогранно и полифункционально, а для будущих педагогов – это единственное средство формирования и развития КСР, а единство моделирования и эксперимента – средство формирования и развития профессионально-педагогической культуры, отражающей запросы, традиции и перспективы развития общества и индивидуальные стремления и способности личности обучающейся, устойчивой, состоятельной, креативной, мобильной и востребованной. В таких условиях происходит формирование КСР, профессионально-педагогической культуры и становление личности в полном смысле данного феномена в системе полисубъектных и субъект-объектных связей и отношений, предопределяющих результаты сотрудничества, сотворчества, самосовершенствования и самореализации.

Литература:
  1. Козырева, О.А. Теория и методика воспитания: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2008. – 267 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 987–5–85117–379–0.
  2. Кундозерова, Л.И. Педагогическая практика: программно-педагогическое обеспечение для студентов специальности 033100 – "Физическая культура" (педагогический компонент): учебное пособие для студентов специальности 033100 – "Физическая культура", квалификации – "педагог по физической культуре" / Л.И. Кундозерова, О.А. Козырева, Л.Ф. Михальцова. – Новокузнецк: КузГПА, 2008. – 65 с. [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–395–0.
  3. Козырева, О.А. Введение в педагогическую деятельность: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – 2-е изд. доп. и перераб. – Новокузнецк: КузГПА: МОУ ДПО ИПК, 2011. – 121 с. – [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–553–4.
Основные термины: культуры самостоятельной работы, точки зрения, формирования культуры самостоятельной, средство формирования, Рамазанова К.А, развития КСР, профессионально-педагогической культуры, результат формирования культуры, Зорина Д.М, сформированности КСР, самостоятельной работы педагога, модели формирования КСР, педагогики сотрудничества, педагогического взаимодействия, самостоятельной работы будущего, студентов педагогических вузов, МОУ ДПО ИПК, работы будущего педагога, учебное пособие, моделирования дефиниций категории

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle