Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Балалиева, О. В. Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как компонент образовательного процесса / О. В. Балалиева. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/59/2434/ (дата обращения: 19.04.2024).

Педагогическая общественность осознает необходимость перемен в образовательном процессе дошкольных учреждений. Поэтому поиски путей повышения его эффективности и совершенствования всегда оказываются связанными с разработкой предметно – средовых моделей организации педагогического взаимодействия с детьми в условиях семьи и детского сада. Между тем, не стоит забывать, что среда развития ребенка дошкольного возраста – это и пространство его жизнедеятельности, поэтому, современная среда, в первую очередь, должна обладать качествами интерактивности и установления взаимосвязей между ее социальной и предметной составляющими.

Научно-психологические основы развития образования и основы организации развивающей среды как неотъемлемой части такого образования применительно к дошкольной ступени намечены в трудах выдающихся отечественных ученых двадцатого столетия – Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. В этом направлении работали и работают их последователи Л.А. Венгер, Ф.А. Сохин, Н.Н. Поддъяков, О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов. Это психологическое движение сочеталось с аналогичными поисками в области педагогической теории исследования А.П. Усовой, Н.В. Ветлугиной, С.Л. Новоселовой, В.А. Петровского, Л.Л. Стрелковой. Благодаря данным разработкам среда стала рассматриваться

- с точки зрения психологии, среда как условие, процесс и результат саморазвития личности;

- с точки зрения педагогики, среда как условие жизнедеятельности ребенка, формирования отношения к базовым ценностям, усвоения социального опыта, развития жизненно необходимых личностных качеств; способ трансформации внешних отношений во внутреннюю структуру личности, удовлетворения потребностей субъекта.

Под средой понимается вся окружающая ребенка действительность, в условиях которой происходит его личностное и интеллектуальное развитие.

Одни авторы исследуют развивающую среду с позиций "предметной среды", "предметного пространства", с учетом эргономических требований к жизнедеятельности, антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателей этой среды. Другие современные ученые понимают ее как совокупность предметов, представляющую собой наглядно воспринимаемую форму существования культуры, в которых запечатлен опыт, знания, вкусы, способности и потребности многих поколений.

Предметно-развивающая среда – составная часть развивающей среды дошкольного детства.

Среда будет являться стимулом к развитию только в том случае, если будет иметь определенную направленность и структуру в соответствии с актуальными потребностями ее субъектов (Г.М. Андреева, О.А. Горбань, А.Н. Леонтьев и др.).

Однако предметно-развивающая среда чаще связывается с предметным пространством, отождествляющимся с игровой средой. Надо подчеркнуть, что О.А. Комаровой под предметно-игровой средой понимается организованное пространство, включающее в себя специально подобранные игрушки, игровое оборудование, предметы мебели для осуществления специфических видов деятельности, главным образом, игры, личностно-ориентированного взаимодействия [2, с.105].

В.В. Сабирзянова оценивает предметно-развивающую среду как место, рамки которого могут быть обозначены предметами материального мира, а могут быть, и не обозначены, но иметь место в детских представлениях, образах, о которых взрослый может узнать, только обратившись к ребенку с вопросом или участвуя в игре. То есть, предметно-развивающая среда – это не конкретное место, а собирательный образ места, который создается педагогом и чаще всего связан со словесным обозначением предметов [3].

Безусловно, организация предметно-развивающей среды является непременным элементом в осуществлении педагогического процесса, носящего развивающий характер.

Таким образом, по мнению автора, предметно-развивающая среда – организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально-культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего развития ребенка.

Развивающая среда ДОУ обладает широким спектром функций:

Информационная функция – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством передачи социального опыта.

Не менее важное значение имеет и стимулирующая функция среды. Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

В связи с этим наиболее важные задачи предметно-развивающей среды можно определить таким образом:

- предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности;

- предметно-пространственная среда должна обеспечивать "зону ближайшего развития" ребенка, стать составным компонентом обучения, способствовать развитию задатков у детей;

- среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления ими личного опыта;

- развивающая среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.

- предметно-пространственная среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности [1, с.25-25].

Предметный мир детства – среда развития всех специфических его видов деятельности.

Стало быть, организация среды должна служить удовлетворению потребностей и интересов самого ребенка, давать ему возможность постоянно чувствовать себя полноценным владельцем игрушек, достаточно свободно перемещаться по детскому саду, иметь свободный доступ к средствам изобразительной, игровой, конструктивной и другой деятельности. Очень активно в последнее время используется принцип интеграции образовательных областей, посредством предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми, в совместной с педагогом деятельности, что способствует реализации личностно-ориентированного подхода.

Благодаря этому, педагоги могут использовать несколько основных методических приемов обыгрывания среды, которые имеют прямой развивающий и обучающий эффект:

- показ предмета и его называние;

-показ действий с предметами и их называние;

-предоставление ребенку свободы выбора действий и экспериментирование.

В таком случае, следует рассмотреть их подробнее.

Показ предмета и его называние – методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. Используется для развития слухо-зрительного сосредоточения (через внезапное появление и быстрое исчезновение предмета (игрушки).

Показ действий с предметами и их называние – другой методический прием обучения детей в процессе организации совместной предметной и игровой деятельности ребенка и взрослого. В основе действия ребенка с предметами лежит подражание взрослому. Действия с предметами путем подражания усваиваются в следующей последовательности:

  • совместное выполнение действий ребенка со взрослым (сопряженное и сопряженно-отраженное),

  • отраженное выполнение действий ребенком (по последовательному показу взрослого),

  • выполнение действий ребенком по пошаговому образцу взрослого,

  • выполнение действий по памяти,

  • самостоятельное выполнение действий по словесной инструкции,

  • самостоятельное выполнение действий в свободной деятельности детей.

Экспериментирование в условиях предоставления свободы выбора как методический прием моделирует такие условия исследования, освоение и модификация предметно-развивающей среды, в которых ребенок осознает проблемность ситуации, ищет способы разрешения имеющегося противоречия, манипулируя одной или несколькими переменными (факторами) данной проблемной ситуации и фиксируя сопутствующие изменения в поведении изучаемого объекта при изменении предметно-развивающей среды [1, с.91-92].

С целью привлечения родителей к активному взаимодействию и интеграции потенциалов предметно-развивающей среды дома и детского сада оказался метод проектной деятельности, задачи которой заключаются в следующем:

  • ввести детей в проблемную игровую ситуацию;

  • способствовать мотивации детей к исследовательской деятельности;

  • активизировать познавательный процесс;

  • формировать элементарные навыки поисковой деятельности в практическом опыте.

Проектная деятельность, реализованная в детском саду, помогает интегрировать предметно-развивающую среду семьи и детского сада, связать воспитательно-образовательный процесс с социальной жизнью и способствует формированию навыков исследовательской деятельности.

Вышеперечисленные методы делают предметно-развивающую среду не просто активной, а интерактивной, то есть ориентируют ребенка и родителей на обмен информацией и мнениями, на согласование своих действий, и на формирование общих эмоциональных смыслов совместной деятельности, и освоение культурных способов познания, носителем которых является взрослый. Эти способы познания связаны с освоением специфических: математической, речевой и эстетической, конструктивной, компьютерной-предметно-развивающих сред. Все это позволяет выйти на более качественный уровень образования, способствует раскрытию предпосылок творческого потенциала детей.


Литература:

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Интерактивная предметно-развивающая и игровая среда детского сада / Н.А. Виноградова. – М.:УЦ "Перспектива",2011. – 208с.

  2. Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей в условиях среды дошкольного образовательного учреждения / О.А. Комарова // Дискуссия. – 2011. – № 10 (18). – С. 104-107.

  3. Сабирзянова В.В. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/predmetno-razvivayushchaya-sreda-dou".

Основные термины (генерируются автоматически): предметно-развивающая среда, детский сад, развивающая среда, ребенок, среда, исследовательская деятельность, предметная среда, предметно-пространственная среда, предметное пространство, проектная деятельность.

Похожие статьи

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Обновление развивающей предметно-пространственной...

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, игра, малыш, игрушка, период адаптации, младший возраст, природный материал, особое удовольствие.

Проектирование развивающей предметно-пространственной...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС.

В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

предметно-развивающая среда, ребенок, окружающий мир, предметная среда, развивающая предметная среда, игра

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой...

Развивающая предметно-пространственная среда детского...

Организация развивающей предметно-пространственной... Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы...

Организация развивающей предметно-пространственной...

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной... детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее...

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Создание развивающей предметно-пространственной среды... предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация...

Похожие статьи

Создание модели развивающей предметно-пространственной...

Новая развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ предполагает особую педагогическую реальность как ситуацию взаимопроникновения сознания двух субъектов, основанную на желании одного передать опыт, а другого — этот опыт приобрести.

Значение предметно-пространственной развивающей среды...

Дошкольный возраст — своеобразный фундамент в развитии личности. В этот период под воздействием многочисленных факторов формируются способности, навыки и будущий характер ребенка.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство...

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Обновление развивающей предметно-пространственной...

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда, детский сад, игра, малыш, игрушка, период адаптации, младший возраст, природный материал, особое удовольствие.

Проектирование развивающей предметно-пространственной...

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации ФГОС.

В развитии ребенка образование и среда играют большую роль, чем наследственность… Вопрос в том, какое образование и какая среда лучше всего развивают...

Создание предметно-развивающей среды для детей...

предметно-развивающая среда, ребенок, окружающий мир, предметная среда, развивающая предметная среда, игра

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: содержательно насыщенной, развивающей, трансформируемой...

Развивающая предметно-пространственная среда детского...

Организация развивающей предметно-пространственной... Развивающая предметно-пространственная среда детского сада предполагает создание в группах: ‒ краеведческих уголков, в которых представлены разнообразные материалы...

Организация развивающей предметно-пространственной...

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду.

Предметно-развивающая среда дошкольной образовательной... детский сад, родной город, малая родина, окружающая среда, развивающая среда, Омутнинск, Александров, ближайшее...

Роль педагога в организации предметно-пространственной...

Создание развивающей предметно-пространственной среды... предметно-пространственная среда, группа, игра, материал, речевое развитие, пространственная среда, опытно-поисковая работа, максимальная реализация...