Библиографическое описание:

Устинова Л. А., Кошелев А. А., Козырева О. А., Митькина Е. В. Функции и модели портфолио школьника в структуре формирования культуры самостоятельной работы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 87-89.

Портфолио – совокупность объективных, систематизированных, структурно-взаимо­связанных данных о человеке как субъекте деятельности и культуры, составленных и представленных лично или заинтересованным лицом (родители, тренера, воспитатели, педагоги и пр.), отражающих достижения данного субъекта в различных областях деятельности, науки, культуры, искусства, спорта и пр.
Портфолио – совокупность достижений и перспектив саморазвития и самореализации личности в мультисреде, создающей и реализующей условия для жизнедеятельности каждого человека с учетом возможностей и ограничений, потребностей и общественных норм отношений и культуры. Мультисреда – это совокупность социальных сред, включающих человека в систему деятельности и общения, досуга и отдыха. Подобно матрешки мультисреда раскрывает достижения и возможности каждого. Так, появляются на арене анализа социальные роли. Это может быть совокупность семейных ролей (мать, отец, ребенок, бабушка, дедушка, брат, сестра и пр.), деятельностно-трудовых (обучающийся, студент, мастер, наставник, учитель, руководитель и пр.), гражданско-правовых (гражданин, истец, ответчик и пр.), социально-бытовых (сосед, покупатель, слушатель и пр.), досуговых (посетитель, турист, отдыхающий и т.д.) и пр.
Виды портфолио подразделяются по следующим направлениям классификаций:
I. По отношению к использованию средств новых информационных технологий в структуре содержания портфолио: электронные, неэлектронные (классические – текстово-графические), смешанные.
II. По отношению к автору составления/представления портфолио: личного составления (сам составил и представил вниманию), внешнего представления (родители, учителя, воспитатели, мастера и др., например, на смотр-конкурс портфолио обучающихся), коллективного составления (родители вместе с детьми составляют портфолио ребенка).
III. По отношению к ресурсу использования портфолио различают: учебно-адаптивные, коммуникативно-социальные, профессионально-деловые.
IV. По отношению к месту предъявления/использования в системе образования учебно-адаптивные портфолио бывают: внутришкольного представления, районного представления, городского представления, регионального представления и пр.
V. По отношению к соблюдению традиционной структуры портфолио: классические, нестандартные.
VI. По отношению к четырехуровневой модели фор­ми­рования самостоятельности / культуры самостоятельной работы обучающегося портфолио различают: репродуктивного уровня, репродуктивно-вариативного уровня, поискового уровня, творческого уровня.
VII. По отношению к эстетико-эмоциональному фону составления портфолио различают:
  • объективно-позитивные (уровень сформированности самооценки адекватен, уровень притязаний личности достаточен, мотивация деятельности и общения внутренняя);
  • субъективно-позитивные (уровень сформированности самооценки может быть или завышен, или адекватен; уровень притязаний личности может быть или ситуативно высоким, или достаточным, мотивация деятельности и общения или нестабильная ситуативно-внутренняя, или ситуативно-внешняя);
  • нейтральные (аморфное представление сформированности самооценки, уровня притязаний личности, мотивации общения и деятельности);
  • негативные (деформированное восприятие объективной реальности, ситуативно асоциальная рефлексия, нестабильное психоэмоцианальное состояние личности, заниженная самооценка, заниженный уровень притязаний и пр.).
VIII. По отношению к сформированности креативного мышления в моделировании портфолио: низкого уровня (не достаточного), среднего уровня (нормального), высокого уровня (достаточного).
IX. По отношению к востребованности обновления информации в портфолио: системно-регулярного обновления (раз в полугодие, раз в год и пр.), несистемного, эпизодического обновления.
X. По отношению к механизмам формирования конкурентоспособности обучающегося: стимулирующие, стабилизирующие, корректирующие.
XI. По отношению к включенности в продуктивную деятельность портфолио различают: непродуктивного (репродуктивного) взаимодействия, продуктивной деятельности и общения.
Цель портфолио – наглядное, структурно-содержательное, объективное, субъектно ориентированное отражение результатов деятельности и общения школьника, обучающегося суза (среднего учебного заведения) или любого другого субъекта обучения и образования в свободной, воспитательно-образовательной среде, создание перспектив ближайшего и дальнего развития, определяющих принятие моделей социализации и саморазвития, самосовершенствования и самореализации.
Задачи портфолио школьника/обучающегося:
  • создание условий для анализа личных достижений и результатов школьника/обучающегося в различных областях школьной и внешкольной жизни и творчества;
  • реализация принципов гуманно-личностной педагогики и психологии в процессах личностного, гражданского и профессионального самоопределения, самореализации и самосовершенствования, системного представления данных о себе и своих достижениях;
  • создание и реализация условий формирования позитивной, адекватной самооценки и необходимого уровня притязаний;
  • формирование внутренней мотивации деятельности и общения, сопряженной с условиями и нормами культуры и общения в мультисреде;
  • формирование устойчивых личностных и профессиональных интересов, мотивов, ценностей и моделей самопознания и самореализации в социальном или свободном, воспитательно-образовательном пространстве;
  • формирование потребностей в рефлексии и соревновании, общении и социальном взаимодействии, посильной помощи другим людям;
  • формирование устойчивости личности в различных направлениях и моделях реализации социальных отношений, характеризующих ее с позиции самостоятельности, взрослости, гуманности, этичности, эстетичности, креативности, продуктивности, востребованности, конкурентоспособности и пр.;
  • формирование основ культуры самостоятельной работы, коммуникативной культуры, общей и профессиональной культуры.
Функции портфолио – это система закономерностей и условий реализации идей построения портфолио, опосредованных нормами культуры, гносеологии, философии, педагогики и психологии. К функциям портфолио мы относим следующие функции: познавательно-стимулирующая, мотивационно-целевая, рефлексивно-оценочная, субъектно-информационная, коммуникативно-социальная, адаптивно-деятельностная, здоровьесберегающая, психотерапевтическая и пр.
Познавательно-стимулирующая функция портфолио заключается в системном использовании ресурсов формирования культуры поведения и отношений в социальном пространстве с его нормами, правилами, эталонами, способами познания и преобразования объективной реальности и системой поддерживаемых государством и микро-, мезо-, макросредами интересов личностного, профессионального, социального генеза. Портфолио в таком контексте является пропуском в будущее с его требованиями и перспективами взаимодействия. Не секрет, что у современной молодежи значительно хуже формируются мотивы саморазвития, самореализации, гуманных отношений и получения социально допустимых благ. Это связано со сменой парадигмы воспитания подрастающего поколения, различными кризисами социального, экономического, политического, нравственного характера. Портфолио в данной ситуации позволяет формировать познавательные интересы и мотивы учения и деятельности. А проводимые всевозможные конкурсы, соревнования и др. формы педагогического и социально-педагогического взаимодействия стимулируют качественное составление портфолио и получение в процессе общения и учения в системе образования продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Мотивационно-целевая функция портфолио представляет собой осознаваемую и социально-ретранслируемую матрицу идей, мотивов, целей формирования успешности в социальном и профессиональном ракурсе взаимодействия. Мотивы и цели обучающегося, отражаемые в портфолио, личностно и социально значимы. Процесс формирования моделей поведения, отношений, социализации, самореализации, самосовершенствования и взаимодействия в своей основе содержат данную функцию моделирования портфолио как смысл всех преобразований внутреннего и внешнего мира согласно законам и эталонам гуманно-личностных отношений.
Рефлексивно-оценочная функция портфолио заключается в реализации условий формирования самооценки и анализа продуктов и результатов деятельности и общения в различных направлениях сотворчества, сотрудничества и самореализации. Система оценивания и, как следствие, уровень притязаний объективно отражают возможности и планы обучающихся в самостоятельной жизни. Свидетельством данного может быть произведение М. Твена «Принц и нищий», ярко описывающее поведение двух мальчиков в измененных условиях жизни и реакцию близких на такой ход событий. Поэтому в условиях современной трансформации ценностей и морально-этических норм необходимо обучающихся обучать навыкам рефлексивно-оценочной деятельности в соответствии с нормами гуманно-личностной педагогики и психологии. А портфолио в такой работе и есть оптимум реализации идей современной продуктивной педагогики саморазвития и самореализации.
Субъектно-информационная функция портфолио – это система и механизм неустанного поиска информации, моделей деятельности и реализации условий сотворчества и сотрудничества субъектов свободного воспитательно-образовательного пространства в системе ограничений и возможностей социокультурного поля и личностного отношения к внутреннему и внешнему преобразованию объективной реальности.
Коммуникативно-социальная функция портфолио – это результат воздействия микро-, мезо-, макро- и мегасред на личность, реализующую права и свободы в различных объединениях по интересам, профессиональным предпочтениям, возрасту и пр. В обществе человек создает предпосылки для саморазвития в культуре деятельности и общения.
Адаптивно-деятельностная функция портфолио заключается в приспособлении обучающегося к нормам, эталонам, моделям, социальным ролям и отношениям, характеризующим общество и его единицы с позиции устойчивости, состоятельности, востребованности и гуманизма. В процессе смены ролей обучающийся в структуре ведущей деятельности по-разному приспосабливается к условиям и нормам труда и общения. Портфолио в данном ракурсе позволяет создать и реализовать равные условия для всех субъектов социокультурного пространства.
Здоровьесберегающая функция портфолио – функция сохранения внутреннего – биолого-генетического ресурса субъекта культуры, деятельности и общения в способности оптимально строить процесс взаимодействия, общения и деятельности в различных ее направлениях. Так, обучающийся знакомится с нормами и правилами ведения здорового образа жизни и формирует активную позицию к данной ценности современного общества.
Психотерапевтическая функция портфолио объясняет необходимость деятельности и роста каждого в социальной среде, создает условия для личностного и профессионального саморазвития и самореализации.
В таком контексте происходит формирование культуры самостоятельной работы обучающегося/школьника в четырехуровневой модели, в ходе реализации идей которой обучающийся поэтапно наращивает свой потенциал и возможности и системно представляет следующие четыре уровня: объектный, индивидуальный, субъектный, личностный. Границы сформированности культуры самостоятельной работы первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.). Сформированность культуры самостоятельной работы на индивидуальном уровне определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов. Сформированность культуры самостоятельной работы субъектном на уровне определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств. Сформированность культуры самостоятельной работы на личностном уровне определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, саморазвития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагогического взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.

Литература:
  1. Кошелев, А. А. Портфолио школьника: учебное пособие / А.А. Кошелев, О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2011. – 38 с. [+приложение на DVD]. – ISBN 978–5–85117–615–9.
Основные термины: культуры самостоятельной работы, функция портфолио, формирования культуры самостоятельной, Сформированность культуры самостоятельной, уровень притязаний, структуре формирования культуры, притязаний личности, уровень притязаний личности, нормами культуры, модели портфолио школьника, сформированности самооценки, уровень сформированности самооценки, уровня притязаний, Мотивационно-целевая функция портфолио, Рефлексивно-оценочная функция портфолио, Адаптивно-деятельностная функция портфолио, Субъектно-информационная функция портфолио, формирование культуры самостоятельной, структуре содержания портфолио, Коммуникативно-социальная функция портфолио

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle