Библиографическое описание:

Зауэр Н. Г., Козырева О. А., Ситникова А. Ю., Смирнова Я. А. Особенности социализации и самореализации молодежи в спорте и науке [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 6-8.

В нашей стране возможностям и проблеме социализации и самореализации молодежи уделяют не так много внимания, а от того, как социализирована и включена в процесс самореализации молодежь – зависит наше будущее. Известно, что за 20 лет вырастает новая смена, и модели культуры могут претерпеть существенные изменения, порою не в лучшую сторону. Этому свидетельствует и тот факт, что востребованность человека в социокультурном пространстве есть лишь идея гуманно-личностной педагогики и психологии, на самом деле все обстоит совсем по-другому – экономические, политические, демографические и прочие кризисы ставят на грань вымирания такие ценности, как уважение, порядочность, честность, гуманизм, толерантность, патриотизм, продуктивность, креативность, гибкость, состоятельность в трудовой деятельности, профессиональная, личностная и социальная устойчивость личности, трудолюбие, сострадание, искренность и пр. Не редко нам приходится сталкиваться с проблемами национальной и религиозной основы конфликтов, где бесконечны притязания к какой-то категории граждан, включенных в социализацию на принципах, деформирующих систему отношений, порядков, культуры, общения. Недоверие, корыстолюбие, жестокость, месть, все крайние негативные формы проявления чувств не наблюдались в нашей стране период с 1941 по 1945 гг., а был действительно голод, война, разруха и прочие особенности военного времени. Теперь иные правила ведения войны и социализации молодежи в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах. Теперь не понятно, как ребенок 10-12 лет, работая за станком, производил продукции для фронта больше, чем взрослые. Теперь нет интереса к труду, любви к Родине, целостности многонациональной культуры, репродукция которой может или сохранить нам наше государство, или разрушить подчистую все то, что было создано нашими предками. И теперь навряд ли мудрость народной педагогики нам поможет в формировании толерантности и гуманизма, сплоченности и коллективизма в хаосе побед нечеловеческого мировоззрения, пресыщения материального, деформаций различного генеза. Но необходимо разобраться в условиях и механизмах сохранения культуры и наследия наших предков.
Начнем с того, что необходимо разобраться в дефинициях и моделях функционирования социализации и самореализации в среде общественных отношений и преобразований. Полидефинитная категория «социализация» обеспечивает нам восприятие смыслов и ценностей социального пространства, ретранслируемых веками от поколения к поколению, любой просчет в этой деятельности сводит на нет все синергетически регулируемые и реконструируемые достижения, сохраняющие как самого человека, так и общество в целом.
Попытаемся дать определение, в котором бы был осуществлен учет многогранности, полиструктурности категории «социализация».
Социализация – полиструктурный, мультисредовый процесс создания условий для восприятия, развития, реконструкции, ретрансляции социального опыта и социальных ролей и связей, системно раскрывающих и стимулирующих возможности антропологического поля человека и среды в целом в сохранении и преумножении материальных и духовных ценностей и богатств, предопределяющих функционирование и развитие моделей самореализации и самосовершенствования, гуманизма (взаимопомощи) и взаимодействия. Данное определение может быть рассмотрено в различных аспектах рассмотрения: микро, мезо, макро и мага. В условиях 4-хгранной модели социализации (спорт, наука, искусство, религия), мы отмечаем, что через спорт и физическую культуру социализировать подрастающее поколение в здоровьесберегающих канонах взаимодействия легче, чем через другие направления деятельности. Игра и труд могут быть соперниками социализации через спорт, но для гиперактивных подростков, юношей и девушек не возможно подобрать лучшего средства, как для социализации, так и для самореализации. Если социализация – это внешнее проявление мультисредовых отношений, т.е. как среда нас воспринимает в совокупности микро-, мезо-, макро-, мегасред, то самореализация – это внутренне проявление самоутверждения через позитивную, продуктивную социализацию в спорте, труде, искусстве, науке и пр.
Самореализация – опять таки полидефинитная категория. Одним из определений категории «самореализация» может выступать в нашем случае дефиниция Ситниковой А.Ю. (студентка факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии) – это процесс эффективного выявления и осуществления личностью своих возможностей, способностей, вершин притязаний и объективности формирования самооценки и мотивации деятельности и общения в достижении оптимально и своевременно поставленных целей в решении личностно, социально и профессионально значимых проблем, задач и дилемм, позволяющих максимально полно реализовать творческий потенциал личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах в различных видах деятельности (науки, искусства, спорта, культуры и пр.).
Можно обобщить и трансформировать опыт моделированных дефиниций категории «самореализация» и относительно выбранного вида социализации и самореализации через спорт предложить другое определение. – Самореализация в спорте – это процесс своевременной постановки и достижения целей, лежащих в плоскости здоровьесберегающей педагогики, системно трансформирующей сознание и модели ведущей деятельности в согласованной структуре профессионально-педагогического, социально-экономического взаимодействия и саморазвития, результат которых при выполнении всех условий продуктивной педагогики остается в копилке цивилизации как ресурс и результат на различных этапах жизнедеятельности субъекта социальной среды, создавшей и неустанно питающей его тем морально-этическим конгломератом чувств, мыслей, ценностей, эталонов, без которых человек никогда не смог бы быть человеком.
Формирование интересов молодежи и ее ценностно-смысловое поле деятельности в современном обществе – проблема не одного социального института, а микро- и мезосреды в таком выявлении и решении проблем не смогут их решить, даже разрабатываемые различные программы на государственном (федеральном) уровне не будут эффективны, если разобраться в распределении способностей, склонностей, интересов и прочих явлений в социальной среде согласно закону нормального распределения, которому подчиняются все процессы и явления в социальной или социально-педагогической среде.
Итак, нормальное распределение было впервые найдено Муавром в 1733 г., затем заново открыто Гауссом в 1809 г. и Лапласом в 1812 г. Формула нормального распределения: , график нормального распределения имеет еще название кривой Гаусса.
Суммарная ошибка физического или астрономического измерения рассматривается как сумма большого числа взаимно независимых ошибок, и она должна быть распределена приблизительно нормально. Распределение ошибок физических и астрономических измерений, большого числа демографических и биологических распределений и т.д. должно быть распределено нормально. Среднее арифметическое большого числа независимых величин распределено приблизительно нормально.
Примеры кривых Гаусса:
Рассмотрим на примере кривой Гаусса распределение способностей детей, отразив такие феномены, как "аномальные дети", "нормальные дети", "одаренные дети". Отклонение от нормы может быть как позитивным, так и негативным. Исходя из этого определения, к аномальным детям можно было бы отнести и одаренных детей, но мы будем рассматривать феномен аномального ребенка как ребенка, имеющего врожденные или приобретенные дефекты. Дети с отклонениями в развитии – сложная и разнохарактерная группа, т.к. различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных и конструктивно-креативных возможностях. По мнению советских педагогов, в зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться.

В такой постановке проблемы помощь должна быть именно аномальным детям в социализации и самореализации, нормальным и одаренным детям должны создаваться условия в проявлении и развитии различных способностей, склонностей, предпочтениях, таланов. И, если проследить за всевозможными социальными программами, то можно сделать вывод, что вся политика социально-педагогической работы направлена на помощь социально-незащищенному населению, которого у нас по статистике не 5 процентов, а, значит, всестороннее обнищание нации приведет в таком контексте к уничтожению ее. Нельзя оказывать гуманитарную, социальную помощь тем, кто в состоянии сам сотворить благо и продукт его деятельности, раскрывая перед ним возможности и захлопывая двери здравого смысла. Общество существует в большей степени за счет одаренных и нормальных людей и детей. Создание материальных и моральных благ и ресурсов в любой из религий содержит механизм распределения их нуждающемуся – аномальному, и это происходит без всякой демонстрации величайшего снисхождения богатого отче. У нас происходит деформация моделей социализации и самореализации, – так средняя заработная плата и потребительская корзина в обратной пропорции терзают наше население некоторой несостоятельностью идей социальной и экономической педагогики и психологии. За двадцать с небольшим лет реформирования общества мы потеряли спорт, искусство, промышленность (металлургию, тяжелое машиностроение, горнодобывающую отрасль и пр.), образование, культуру, медицину и многое другое.
Так с чего же начать поиск решения проблем в нашем обществе? И на каком уровне их постановку и исчисление необходимо незамедлительно начинать решать?

Литература:
  1. Козырева, О.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов /О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
  2. Козырева, О.А. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура» /О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 114 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–496–4.
  3. Зауэр, Н.Г. Модель подготовки учителей физической культуры на основе антропологического подхода / Н.Г. Зауэр. – Барнаул: Барнаульский гос. пед. ун-т, 2006.
  4. Козирєва, О. А. Моделі формування професійно-пізнавальних інтересів майбутнього педагога / О.А. Козырева, Н.В. Маринич // Научные исследования-2011: материалы VIII Международной научно-практической конференции по философским, филологическим и педагогическим наукам. – Горловка, 2011. – С. 88-90.
  5. Гайко, М.Е. Условия формирования культуры самостоятельной работы студентов олимпийского резерва как ценность мультисредового континуума / М.Е. Гайко, О.А. Козырева // Социокультурная среда как средство формирования и развития личности: материалы Российской научно-практической конференции, 24-25 марта 2011 г. – Рязань: изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2011. – С.46-50.
  6. Артамонова, Е.И. Особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога / Е.И. Артамонова, О.А. Козырева // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2011. – № 4 (33). – С.11-19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle