Библиографическое описание:

Зауэр Н. Г., Козырева О. А., Ситникова А. Ю., Смирнова Я. А. Особенности социализации и самореализации молодежи в спорте и науке [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 6-8.

В нашей стране возможностям и проблеме социализации и самореализации молодежи уделяют не так много внимания, а от того, как социализирована и включена в процесс самореализации молодежь – зависит наше будущее. Известно, что за 20 лет вырастает новая смена, и модели культуры могут претерпеть существенные изменения, порою не в лучшую сторону. Этому свидетельствует и тот факт, что востребованность человека в социокультурном пространстве есть лишь идея гуманно-личностной педагогики и психологии, на самом деле все обстоит совсем по-другому – экономические, политические, демографические и прочие кризисы ставят на грань вымирания такие ценности, как уважение, порядочность, честность, гуманизм, толерантность, патриотизм, продуктивность, креативность, гибкость, состоятельность в трудовой деятельности, профессиональная, личностная и социальная устойчивость личности, трудолюбие, сострадание, искренность и пр. Не редко нам приходится сталкиваться с проблемами национальной и религиозной основы конфликтов, где бесконечны притязания к какой-то категории граждан, включенных в социализацию на принципах, деформирующих систему отношений, порядков, культуры, общения. Недоверие, корыстолюбие, жестокость, месть, все крайние негативные формы проявления чувств не наблюдались в нашей стране период с 1941 по 1945 гг., а был действительно голод, война, разруха и прочие особенности военного времени. Теперь иные правила ведения войны и социализации молодежи в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисредах. Теперь не понятно, как ребенок 10-12 лет, работая за станком, производил продукции для фронта больше, чем взрослые. Теперь нет интереса к труду, любви к Родине, целостности многонациональной культуры, репродукция которой может или сохранить нам наше государство, или разрушить подчистую все то, что было создано нашими предками. И теперь навряд ли мудрость народной педагогики нам поможет в формировании толерантности и гуманизма, сплоченности и коллективизма в хаосе побед нечеловеческого мировоззрения, пресыщения материального, деформаций различного генеза. Но необходимо разобраться в условиях и механизмах сохранения культуры и наследия наших предков.
Начнем с того, что необходимо разобраться в дефинициях и моделях функционирования социализации и самореализации в среде общественных отношений и преобразований. Полидефинитная категория «социализация» обеспечивает нам восприятие смыслов и ценностей социального пространства, ретранслируемых веками от поколения к поколению, любой просчет в этой деятельности сводит на нет все синергетически регулируемые и реконструируемые достижения, сохраняющие как самого человека, так и общество в целом.
Попытаемся дать определение, в котором бы был осуществлен учет многогранности, полиструктурности категории «социализация».
Социализация – полиструктурный, мультисредовый процесс создания условий для восприятия, развития, реконструкции, ретрансляции социального опыта и социальных ролей и связей, системно раскрывающих и стимулирующих возможности антропологического поля человека и среды в целом в сохранении и преумножении материальных и духовных ценностей и богатств, предопределяющих функционирование и развитие моделей самореализации и самосовершенствования, гуманизма (взаимопомощи) и взаимодействия. Данное определение может быть рассмотрено в различных аспектах рассмотрения: микро, мезо, макро и мага. В условиях 4-хгранной модели социализации (спорт, наука, искусство, религия), мы отмечаем, что через спорт и физическую культуру социализировать подрастающее поколение в здоровьесберегающих канонах взаимодействия легче, чем через другие направления деятельности. Игра и труд могут быть соперниками социализации через спорт, но для гиперактивных подростков, юношей и девушек не возможно подобрать лучшего средства, как для социализации, так и для самореализации. Если социализация – это внешнее проявление мультисредовых отношений, т.е. как среда нас воспринимает в совокупности микро-, мезо-, макро-, мегасред, то самореализация – это внутренне проявление самоутверждения через позитивную, продуктивную социализацию в спорте, труде, искусстве, науке и пр.
Самореализация – опять таки полидефинитная категория. Одним из определений категории «самореализация» может выступать в нашем случае дефиниция Ситниковой А.Ю. (студентка факультета физической культуры Кузбасской государственной педагогической академии) – это процесс эффективного выявления и осуществления личностью своих возможностей, способностей, вершин притязаний и объективности формирования самооценки и мотивации деятельности и общения в достижении оптимально и своевременно поставленных целей в решении личностно, социально и профессионально значимых проблем, задач и дилемм, позволяющих максимально полно реализовать творческий потенциал личности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах в различных видах деятельности (науки, искусства, спорта, культуры и пр.).
Можно обобщить и трансформировать опыт моделированных дефиниций категории «самореализация» и относительно выбранного вида социализации и самореализации через спорт предложить другое определение. – Самореализация в спорте – это процесс своевременной постановки и достижения целей, лежащих в плоскости здоровьесберегающей педагогики, системно трансформирующей сознание и модели ведущей деятельности в согласованной структуре профессионально-педагогического, социально-экономического взаимодействия и саморазвития, результат которых при выполнении всех условий продуктивной педагогики остается в копилке цивилизации как ресурс и результат на различных этапах жизнедеятельности субъекта социальной среды, создавшей и неустанно питающей его тем морально-этическим конгломератом чувств, мыслей, ценностей, эталонов, без которых человек никогда не смог бы быть человеком.
Формирование интересов молодежи и ее ценностно-смысловое поле деятельности в современном обществе – проблема не одного социального института, а микро- и мезосреды в таком выявлении и решении проблем не смогут их решить, даже разрабатываемые различные программы на государственном (федеральном) уровне не будут эффективны, если разобраться в распределении способностей, склонностей, интересов и прочих явлений в социальной среде согласно закону нормального распределения, которому подчиняются все процессы и явления в социальной или социально-педагогической среде.
Итак, нормальное распределение было впервые найдено Муавром в 1733 г., затем заново открыто Гауссом в 1809 г. и Лапласом в 1812 г. Формула нормального распределения: , график нормального распределения имеет еще название кривой Гаусса.
Суммарная ошибка физического или астрономического измерения рассматривается как сумма большого числа взаимно независимых ошибок, и она должна быть распределена приблизительно нормально. Распределение ошибок физических и астрономических измерений, большого числа демографических и биологических распределений и т.д. должно быть распределено нормально. Среднее арифметическое большого числа независимых величин распределено приблизительно нормально.
Примеры кривых Гаусса:
Рассмотрим на примере кривой Гаусса распределение способностей детей, отразив такие феномены, как "аномальные дети", "нормальные дети", "одаренные дети". Отклонение от нормы может быть как позитивным, так и негативным. Исходя из этого определения, к аномальным детям можно было бы отнести и одаренных детей, но мы будем рассматривать феномен аномального ребенка как ребенка, имеющего врожденные или приобретенные дефекты. Дети с отклонениями в развитии – сложная и разнохарактерная группа, т.к. различные аномалии по-разному отражаются на формировании социальных связей детей, на их познавательных и конструктивно-креативных возможностях. По мнению советских педагогов, в зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, другие лишь корригироваться, а некоторые только компенсироваться.

В такой постановке проблемы помощь должна быть именно аномальным детям в социализации и самореализации, нормальным и одаренным детям должны создаваться условия в проявлении и развитии различных способностей, склонностей, предпочтениях, таланов. И, если проследить за всевозможными социальными программами, то можно сделать вывод, что вся политика социально-педагогической работы направлена на помощь социально-незащищенному населению, которого у нас по статистике не 5 процентов, а, значит, всестороннее обнищание нации приведет в таком контексте к уничтожению ее. Нельзя оказывать гуманитарную, социальную помощь тем, кто в состоянии сам сотворить благо и продукт его деятельности, раскрывая перед ним возможности и захлопывая двери здравого смысла. Общество существует в большей степени за счет одаренных и нормальных людей и детей. Создание материальных и моральных благ и ресурсов в любой из религий содержит механизм распределения их нуждающемуся – аномальному, и это происходит без всякой демонстрации величайшего снисхождения богатого отче. У нас происходит деформация моделей социализации и самореализации, – так средняя заработная плата и потребительская корзина в обратной пропорции терзают наше население некоторой несостоятельностью идей социальной и экономической педагогики и психологии. За двадцать с небольшим лет реформирования общества мы потеряли спорт, искусство, промышленность (металлургию, тяжелое машиностроение, горнодобывающую отрасль и пр.), образование, культуру, медицину и многое другое.
Так с чего же начать поиск решения проблем в нашем обществе? И на каком уровне их постановку и исчисление необходимо незамедлительно начинать решать?

Литература:
  1. Козырева, О.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов /О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.
  2. Козырева, О.А. Специальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов специальности «033100 – Физическая культура» /О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 114 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–496–4.
  3. Зауэр, Н.Г. Модель подготовки учителей физической культуры на основе антропологического подхода / Н.Г. Зауэр. – Барнаул: Барнаульский гос. пед. ун-т, 2006.
  4. Козирєва, О. А. Моделі формування професійно-пізнавальних інтересів майбутнього педагога / О.А. Козырева, Н.В. Маринич // Научные исследования-2011: материалы VIII Международной научно-практической конференции по философским, филологическим и педагогическим наукам. – Горловка, 2011. – С. 88-90.
  5. Гайко, М.Е. Условия формирования культуры самостоятельной работы студентов олимпийского резерва как ценность мультисредового континуума / М.Е. Гайко, О.А. Козырева // Социокультурная среда как средство формирования и развития личности: материалы Российской научно-практической конференции, 24-25 марта 2011 г. – Рязань: изд-во Ряз. гос. ун-та им. С.А. Есенина, 2011. – С.46-50.
  6. Артамонова, Е.И. Особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога / Е.И. Артамонова, О.А. Козырева // Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. – 2011. – № 4 (33). – С.11-19.
Основные термины: Особенности социализации, социализации молодежи, самореализации молодежи, большого числа, культуры самостоятельной работы, студентов педагогических вузов, моделях функционирования социализации, нормального распределения, проблеме социализации, процесс самореализации молодежь, соперниками социализации, деформация моделей социализации, проблема социализации, модели социализации, вида социализации, Возможности социализации, развитие моделей самореализации, физической культуры, самореализации подростков, кривой Гаусса

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle