Библиографическое описание:

Похоруков О. Ю., Козырева О. А., Матвеев К. О., Иванова А. И. Психосоциальная аллергия как феномен дидактогений и социально-профессиональных деструкций [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 14-16.

Современное общество ставит перед собой задачу создания свободного, гуманно-личностного пространства, в поле которого проблемы и дилеммы социально-педагогического и социально-профессионального генеза решались бы эффективно, своевременно и без наличия деструктивных конфликтов. Деструктивные конфликты – это конфликты, которые несут разрушающий вред человеку, его здоровью и, как следствие, качеству его жизни. Психосоциальная аллергия – одно из проявлений зарождения деструктивных конфликтов. Субъект образовательного или культурно-исторического пространства в такой ситуации поставлен в условия дезадаптивных взаимоотношений, в ходе которых он не может справиться с ситуацией, налагающей на него обязанности или профессионально-делового, или межэтнического, или правового, или морального генеза (в этой ситуации система принципов социального или социально-педагогического взаимодействия отвечает за формирование и сформированность системы ценностей и ценностных ориентаций, определяющих жизнеспособность и устойчивость субъекта общества и общества в целом). Примером может служить подростковый кризис, где подросток не справляется с требованиями и обязанностями старшего поколения и вынужден проявлять симптомы психосоциальной аллергии в различных проявлениях асоциального поведения, характеризующего его как неустойчивого, несформированного субъекта общества.
Дидактогении – это грубейшие педагогические ошибки, возникающие в поле профессионально-педагогической деятельности учителя или педагога вследствие его некомпетентности в постановке и решении проблем воспитания, обучения, развития, образования, социализации, адаптации, самореализации, самоопределения, самосовершенствования и пр.
Одним из методологических подходов, позволяющих выявлять и решать проблемы современной педагогики, является полисистемный подход. Полисистемный подход – это методологический подход, где все нюансы и аспекты деятельности, культуры и взаимодействия представляют собой уникальную систему, связанную с другими системами, синергетически реагирующими на изменения во внутренних и внешних структурах, предопределяющих полиструктурное единство и целесообразность в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, сообразно повышающую сложность отношений, качеств, связей в многомерном пространстве социально-биологического генеза. Полисистемный подход, таким образом, позволяет найти решения задач, связанных с поиском определенного качества, связи, решения их на определенной плоскости – или декартовой прямоугольной системы координат, или плоскости социально-педагогических отношений, бывает так, что данные задачи не имеют логического, действительного решения, при переходе в другую систему, расширении видения проблемы, добавлении степени свободы или энергии, и т.д., и т.п., они имеют бесконечное множество решений.
Сказки, в которых описывался бы сказочный, не реальный феномен, например, ковер-самолет, а затем открытие воздухоплавания с его системой и моделями, трансформирующими сказку в реальное пространство. Гражданство одной страны и двух стран. Проблема половой принадлежности (биологическая и психологическая) у гермафродита и гомосексуалиста. Проблема материнства и отцовства в генетическом и социальном контексте. Проблема творчества, его персонификации и коллективного продукта, проблема плагиата и антиплагиатных мер. Проблема исполнения и трансформации различных правовых законов, их жизнеспособности. Такого рода задачи и их решения неоднократно являют собой нам вышеописанную модель преобразования объективной реальности.
Полисистемный подход в формировании культуры самостоятельной работы, т.к. с точки зрения биологического зарождения ребенок проходит несколько стадий развития – внутриутробную (ребенок в чреве матери пытается показать свою волю, самостоятельность, на что мать реагирует исходя из своих потребностей, представлений, нужд, опыта деятельности, культуры и пр., в зависимости от того, как приспособится данный плод – будут и согласованные или несогласованные действия, ведущие или к позитивному развитию плода, или к негативному, вплоть до устранения по какой-либо причине), стадия новорожденного (самостоятельность биологическая ставит условия формирования самостоятельности социобиокультурной со всеми нюансами трансформации опыта и отношений), стадия детства в подлинном смысле данного термина, где ребенок постигает все социобиокультурные связи, отношения, блага, создавая условия и реализуя их в уникальном опыте деятельности и общения, в ходе чего трансформируются разнообразные качества, связи, модели поведения и преобразования внутреннего и внешнего, а затем ребенок, проходя совокупность стадий взросления, становится взрослым в полном смысле этого понятия, т.е. человеком, создающем материальные блага, количество и качество которых обеспечивает его с излишком, называемым социальной страховкой, которая в любой момент времени может быть использована этим взрослым, по какой-либо причине получившем деформацию, не позволяющую заниматься прежней деятельностью и несущем ему остатки его труда в данном русле услуг культуры, общественных отношений, деятельности, науки, искусства, религии и пр. Так объясняется модель «Богу богово, кесарю кесарево» или иными словами – «Каждому своё». Уникальность такого подхода к трансформации разнообразных идей ставит нас на ступень, где жизнь в различных ее проявлениях несет культуре и истории свои плоды, а культура самостоятельной работы обеспечивает формирование опыта, который социализирует, адаптирует, самоорганизует, самореализует, самоопределит, вдохновит человека, индивида, субъекта, личность на определенные поступки, продукты, а также прямое и косвенное принятие их следствий. В данной системе аксиолого-гносеологическая цепочка «цель – ценность – цена – смысл – плата – расплата» безукоризненно выполняет роль стабилизатора культуры и ее норм. Любая деятельность, любой поступок в ее канве иллюстрирует исход культурологических преобразований и персонифицированных актов самоопределения и самореализации человека, индивида, субъекта, личности, уникума и пр. через среду (модели социализации, сводимые к таким направлениям, как наука, спорт, искусство, религия), деятельность и общение (модели самоопределения, самовоспитания, самообучения, саморазвития, самообразования, самореализации, самосовершенствования, самосохранения, взаимодействия и пр.), культуру (представляющую собой, с одной стороны, матрицу возможных направлений и матрицу препятствий, сохраняющих культуру и ее единицы в поле преобразований и реальности, с другой стороны, систему смыслов, трансформирующих сознание, подсознание, модели деятельности и отношений человека в микро-, мезо-, макро-, мега-, мультимасштабах и саму культуру согласно новообразованиям НТП и системе морально-этических гуманистических идей, теорий, концепций и программ, реализующих образовательные, социальные, государственные и мировые взгляды на решение проблем определенного масштаба, прямо и косвенно связанных с человеком, его жизнью и деятельностью).
Одним из средств профилактики дидактогений и проявления психосоциальной аллергии является формирование и развитие культуры самостоятельной работы (КСР) педагога и школьника, фасилитирующей включение субъекта образовательного пространства в систему общественных, гуманно-личностных, общечеловеческих отношений, предопределяющей создание условий для поиска и нахождения каждым субъектом общества вершины в развитии способностей, склонностей и предпочтений, мотивов, целей и ценностей, построение и реализация акметраекторий и прочих атрибутов и составляющих продуктивной педагогики.
Рассмотрим модель взаимосвязи КСР педагога и уровней формирования профессионально-педагогической культуры (ППК), раскрывающей нам в практико ориентированном русле теоретико-прикладные нюансы формирования КСР педагога и ППК, являющихся феноменами социально-педагогических инноваций и мерилом личностного в субъекте деятельности, науки, культуры и общения (табл. 1). Из нее видно, что первый уровень – объектный предполагает в структуре формирования КСР педагога использование средств фиксации информации, а на уровне формирования профессионально-педагогической культуры благодаря владению совокупностью средств фиксации информации – формирование основ самообучения, саморазвития и самообразования, формирование общеучебных знаний, умений и навыков, фасилитирующих процессы социализации, самореализации, самосовершенствования.
На втором уровне – индивидуальном предполагается в структуре формирования КСР педагога использование моделирования как метода исследования, метода построения и преобразования объективной реальности, т.е. в данном направлении ведется моделирование продуктов мыслетворчества, а на уровне формирования профессиональ­но-педагогической культуры благодаря владению совокупностью средств фиксации информации, а также моделированию происходит поэтапное становление личности педагога как посредника репродуктивной и продуктивной деятельности в структуре изучения социального опыта подрастающим поколением, включенное в решение проблем самоопределения, самовоспитания, самообразования, саморазвития, самосовершенствования и самореализации.

Таблица 1

Модель взаимосвязи сформированности КСР педагога и уровней формирования ППК

Уровни
функционирования КСР

Уровни сформированности КСР педагога

Уровни формирования профессионально-педагогической культуры (ППК)

1

2

3

Объектный (О)

Использование средств фиксации информации.

  • Формирование основ самообучения, саморазвития и самообразования.

  • Формирование общеучебных знаний, умений и навыков, фасилитирующих процессы социализации, самореализации, самосовершенствования.

Индивидуальный (И)

Моделирование продуктов мыслетворчества.

  • Становление личности педагога как посредника репродуктивной и продуктивной деятельности.

Субъектный (С)

Моделирование и реализация продуктов моделирования.

  • Становление личности педагога как субъекта общества, обучения, педагогического взаимодействия, культуры, профессии.

Личностный (Л)

Создание условий для использования средств фиксации информации, моделирования и внедрения продуктов моделирования.

  • Становление личности педагога как профессионала, мастера, наставника.


На третьем уровне – субъектном предполагается в структуре формирования КСР педагога использование моделирования и реализации продуктов моделирования в ведущей деятельности и общении, а на уровне формирования профессионально-педагогичес­кой культуры благодаря владению совокупностью средств фиксации информации, моделирования и реализации продуктов моделирования в ведущей деятельности и общения происходит становление личности педагога как субъекта общества, обучения, педагогического взаимодействия, культуры, профессии.
На четвертом уровне – личностном предполагается в структуре формирования КСР педагога использование ресурсов педагогического сотрудничества, сотворчества в создании условий для использования средств фиксации информации, моделирования и внедрения продуктов моделирования в ведущую деятельность и общение, результатом коих у данной группы индивидов, субъектов, личностей будет формироваться профессионально-педагогическая культура, а именно, – становление личнос­ти педагога как профессионала, мастера, наставника.
Условия формирования КСР педагога – это совокупность тенденций, закономерностей и принципов, обеспечивающих процесс формирования и его качество в режиме идеального или оптимального, реального педагогического или лабораторно-включенного моделирования и апробации данных моделей, математически и логически подтверждающих истинность теории и практики исследования.
Интересна проблема и возможность ее решения в структуре формирования КСР педагога в системе ограничений и возможностей полисубъектного характера, где человеческое качество в уникальной его природе синергетически реализуют механизмы защиты, коррекции, компенсации, самореализации, самосовершенствования, опеки, симпатии/антипатии, самоутверждения, самодостаточности, самосохранения и пр., учитывающие биологическую, социальную, профессиональную и личностные грани данного феноменологического явления. Нельзя заставить любить А.С. Пушкина, если уже сформировано чувство единственного преклонения и вдохновенной симпатии к М.Ю. Лермонтову. Данное явление очень хорошо описал С.Я. Маршак, говоря словами бестолково наставляющего педанта, что не переставайте любить М.Ю. Лермонтова, но полюбите же А.С. Пушкина… Данное качество опосредовано личностным фактором, который мы переносим с педагога на дидактический материал, системно трансформирующий сознание и деятельность каждого человека, включенного в процесс микро-, мезо-, макро- и мегапреобразований. Только опыт расширения сознания и мультипреобразований моделей деятельности позволяет разрешить данные противоречия. Но и на старуху находится проруха. Иногда лучше отступить от цели или выбрать другой ее вариант, нежели искушать судьбу в устойчивых формах дидактогений, низвергающих всех и вся в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах в социально-профессиональную и психосоциальную аллергию. Простейшим примером социально-профессиональной аллергии бывает реакция обучающегося, у которого есть эталон превосходящий по различным критериям дидактического знания и психолого-педагогической компетентности того человека, у которого приходится учиться согласно нормативно-правовым актам или иным социально-профессиональным обязанностям. Есть и антипод, когда низкий уровень культуры и социально-средовая политика понижения уровня жизни, отношений, культуры и пр., не позволяют одиночке (один в поле не воин) повысить его хотя бы до социально допустимого, ни говоря уж о личностно-профессиональном или акмеолого-профессиональном. Или же есть и другая сторона деструкций и дидактогений – эгоизм, уничтожающей человеческое как в человеке, так и в обществе в целом.


Литература:

Козырева, О.А. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О.А. Козырева. – Новокузнецк: КузГПА, 2010. – 217 с. – [+приложение на CD]. – ISBN 978–5–85117–495–7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle