Библиографическое описание:

Ермохина А. Р. Применение сервисов Google для работы с Интернет-ресурсами в практической деятельности учителя биологии [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 72-75.

Современного человека окружает множество информационных источников, в которых зачастую нелегко сориентироваться. Особенно это касается источников учебной информации, число которых год от года возрастает. Учебный процесс требует от нас постоянного совершенствования своих умений, и помочь нам в этом могут не только педагоги, но еще и та информация, которую мы можем найти самостоятельно. За последние годы резко возросла роль информационных технологий в обучении и, соответственно, появилось множество новых источников, в частности, Интернет-ресурсов, из которых мы без труда можем получить интересующие нас сведения. Но как разобраться в их многообразии и как применять их в обучении биологии? Об этом пойдет речь в моей статье.

Для того, чтобы ясно представлять, какую информацию можно отнести к учебной, следует ознакомиться с определением понятия «учебная информация», выяснить, какими свойствами она должна обладать и из каких источников возможно ее получить.

«Учебная информация – это часть социальной информации, специально отобранная и организованная для обеспечения возможности достижения целей обучения, соответствующих программным целям общества» [2]. Эта информация должна быть, прежде всего, достоверна и не вызывать затруднений. Ведь от того, насколько учащиеся усвоят данный материал, зависят их успехи в дальнейшем обучении. И, конечно же, большую роль в передаче учебной информации играет педагог, который должен своевременно и без искажений делиться такой информацией со своими учениками, предоставлять им возможность самостоятельного изучения некоторых тем посредством использования, к примеру, рекомендованной им литературы или Интернет-источников.

Учебная информация должна обладать такими свойствами, как

  • релевантность

  • структурированность

  • доступность

Такая информация обеспечит более эффективное усвоение материала и будет мотивировать учеников к дальнейшему изучению предмета.

На сегодняшний день в процессе обучения биологии применяется большое количество средств, позволяющих получить учебную информацию. Их можно условно разделить на следующие группы (по Хозяинову Г.И.) [3]:

  • учебники и учебные пособия;

  • средства наглядности (например, плакаты, гербарии, препараты);

  • средства для осуществления практических действий (учебно-лабораторное оборудование);

  • технические средства обучения (компьютеры, интернет-источники);

  • вспомогательные средства учебного процесса (различные учебные принадлежности).

С каждым годом роль технических средств в обучении возрастает прежде всего в связи с тем, что они позволяют получить доступ к всемирной сети Интернет, а сетевые ресурсы становятся одним из основных источников учебной информации.

Как известно, в системе образования Российской Федерации активно развивается направление информатизации образования, связанное с развитием телекоммуникационных сетей и разработкой информационно-образовательных интернет-ресурсов.

Началом этого процесса послужило создание в середине 90-х годов в рамках государственной программы «Университеты России» российской научно-образовательной сети RUNNet, которая изначально формировалась как национальная сеть университетов и крупных научных учреждений. В процессе развития региональных научно-образовательных сетей при реализации ряда федеральных и региональных программ, а также инициативных проектов к RUNNet были подключены тысячи учреждений образования, науки, культуры. Созданная инфраструктура стала телекоммуникационной основой единой информационной образовательной среды и обеспечила доступ образовательным учреждениям к российским и мировым научно-образовательным ресурсам.

По мнению Н. Тихонова, применение Интернет-технологий привносит новое содержание в учебный процесс и способствует повышению качества образования лишь при наличии в сети образовательного контента – Интернет-ресурсов, полезных для школьных учителей, преподавателей вузов, студентов, аспирантов, научно-педагогических сотрудников, руководителей вузов и их структурных подразделений [1].

Информацией, размещенной в сети, могут пользоваться не только педагоги, для составления, к примеру, планов уроков или поиска интересных материалов, которые могут пригодиться в их педагогической деятельности, но и ученики для самостоятельной подготовки каких-либо материалов к урокам и более углубленного изучения отдельных тем.

Существует множество различных классификаций Интернет-ресурсов, предложенных ведущими учеными, занимающимися проблемами внедрения Интернет-технологий в педагогическую деятельность (работы Антопольского, Башмакова, Могилева, Осина, Седякина и др.). В качестве примера представим классификацию, составленную проф. Тихоновым и опубликованную в специальном издании «Образовательные ресурсы сети Интернет».

1. Федеральные образовательные ресурсы

1.1. Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты

1.2. Федеральные информационно-образовательные порталы

2. Региональные образовательные ресурсы

2.1. Сайты региональных органов управления образованием

2.2. Региональные информационно-образовательные порталы

2.3. Проекты «Образование» и «Информатизация системы образования» в регионах Российской Федерации

3. Образовательная пресса

3.1. Средства массовой информации образовательной направленности

3.2. Издательства учебной литературы

4. Конференции, выставки, конкурсы, олимпиады

4.1. Конференции, выставки

4.2. Конкурсы, олимпиады

5. Инструментальные программные средства

6. Энциклопедии, словари, справочники, каталоги

7. Ресурсы для администрации и методистов образовательных учреждений

8. Ресурсы для дистанционных форм обучения

9. Информационная поддержка Единого государственного экзамена

10. Ресурсы для абитуриентов

11. Ресурсы по предметам образовательной программы

Астрономия

Биология и экология

География

Иностранные языки

Информатика и информационно-коммуникационные технологии

История

Литература

Математика

Мировая художественная культура

Обществознание. Экономика. Право

Русский язык

Физика

Химия

Данная классификация – одна из наиболее подробных и не вызывающая трудностей при поиске необходимых ресурсов. Также стоит упомянуть о том, какие сайты, предоставляющие доступ к ресурсам, можно найти в интернете. Прежде всего, это главная информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам", созданная по заказу Федерального агентства по образованию в 2005-2008 г.г., которая насчитывает огромное число электронных материалов, к которым любой педагог или ученик может получить непосредственный доступ. Стоит так же отметить сервисы поисковых систем Рамблер, Яндекс, Апорт и др., в тематических каталогах которых представлена информация о доступных ресурсах.

Несмотря на то, что использование сети Интернет в учебных целях становится все более актуально, нельзя не упомянуть о некоторых нерешенных проблемах, связанных с использованием Интернет-ресурсов.

Во-первых, не всегда Интернет-источники содержат качественную, достоверную информацию. Связано это с тем, что большинство сайтов предоставляют свободный доступ к редактированию контента и зачастую информация попадает в них от некомпетентных лиц. Например, использвание Интернет-энциклопедии «Википедия» как источника учебной информации не всегда целесообразно, т.к. это свободная энциклопедия, в которую может вносить изменения абсолютно любой пользователь.

Во-вторых, отмечает Достовалова Е.В. В обзоре «Образовательные Интернет-ресурсы России», даже, несмотря на то, что информационные технологии стали неотъемлемой частью нашей жизни, не все педагоги готовы использовать их в своей деятельности, в частности, пользоваться интернет-источниками, считая их крайне недостоверными.

Существующие каталоги предоставляют доступ к множеству ресурсов, но не обеспечивают нас знаниями о том, как же применять информацию из этих источников в практической деятельности.

Поэтому для повышения эффективности учебного процесса и организации Интернет-ресурсов по биологии рассмотрим применение сервисов корпорации Google, которые предоставляют широкие возможности для получения и использования учебной информацией.

При изучении биологии нельзя обойтись без наглядных материалов. К сожалению, не в каждом учебном заведении можно найти различные биологические объекты и пособия, облегчающие усвоение и понимание материала. Для решения этой проблемы существуют сервисы «Поиск картинок» и «Поиск видео», которые позволят учителям и их ученикам находить различные фото и видеоматериалы, а также делиться своими. Как правило, в школах не всегда есть возможность показать ученикам как выглядит, к примеру, то или иное растение, особенно если оно занесено в Красную книгу и в естественных условиях встречается крайне редко. Понятно, что в школьном гербарии оно вряд ли будет представлено, поэтому учитель с помощью поиска картинок сможет найти в интернете фотографии интересующих растений и показать их на уроке, используя мультимедиа средства. А при изучении ископаемых организмов, в частности, рептилий, учитель без труда сможет отыскать с помощью поиска видео интересные документальные фильмы про динозавров и посмотреть их вместе со своими учениками на уроке даже в режиме онлайн.

С помощью сервисов «Книги» и «Академия» можно искать интересующую информацию, не беспокоясь о том, что она окажется недостоверной, т.к. поиск данных сервисов осуществляется только по проверенным научным литературным источникам. Удобство данного сервиса очевидно. Учитель может дать задание, например, написать конспект по теме, используя рекомендованную им литературу либо научную статью. Для выполнения данной работы необходимо непосредственное ознакомление с требуемыми источниками и для этого ученику необходимо посетить библиотеку. На это нужно время, и много сил может уйти на поиск библиотеки, где данная книга имеется в наличии. Но если у ученика есть доступ к Интернету, то он может воспользоваться сервисом «Книги» или «Академия» и найти интересующие его источники, электронная версия которых всегда будет у него под рукой.

Также в изучении биологии может оказаться полезным сервис «Карты гугл». С помощью данного сервиса педагог может выделить определенный участок на карте, «привязать» к нему фотографии животных и растений, обитающих на данной территории, и затем разместить карту на своем сайте либо разослать ученикам по почте. Эта технология с успехом может применяться на занятиях по краеведению. К примеру, учителю необходимо рассказать классу о животных, обитающих на юге нашей страны. Возможно, ученикам сложно будет представить, какая именно территория под этим подразумевается. С помощью карт Google учитель отметит на карте границы нужной территории и продемонстрирует ее в заранее подготовленной презентации.

Но как же организовать учебную информацию, найденную в сети? На помощь вновь приходит Google, предоставляя такие сервисы, как «Сайты гугл» и «Блоггер». «Сайты гугл» позволяют легко создавать собственные страницы в сети даже тем, кто не знаком с основами сайтостроения. Поэтому многие учителя, которые в полной мере не овладели информационными технологиями, получат возможность без особых усилий создать собственный Интернет-ресурс. Сервис «Блоггер» предоставляет более широкие возможности для создания своих сайтов, и в отличие от предыдущего сервиса, позволит учителю обмениваться мнениями в комментариях на сайте или совместно с учениками наполнять сайт контентом.

На сайте учитель может создавать различные разделы, выкладывать фото и видеоматериалы, делиться ссылками на интернет-источники и поддерживать контакты со своими учениками.

Может возникнуть вопрос, почему не использовать в целях обмена информацией социальные сети, возможности которых практически аналогичны тем, которые можно обнаружить в Google. Безусловно, они предоставляют широкий доступ к ресурсам и имеют достаточно преимуществ, но кроме плюсов, содержат в себе еще и минусы.

Итак, к преимуществам можно отнести:

  • быстрый обмен информацией: не нужно проверять электронные ящики и аккаунты в различных сайтах, чтобы найти письмо, которое вам отправили. Достаточно зайти на свою страничку в социальной сети и открыть его;

  • возможность обсуждения с другими участниками учебного процесса: например, в режиме онлайн ученики могут обсудить с учителем его задание, задать интересующие вопросы

Но существуют также и отрицательные стороны в использовании социальных сетей в учебном процессе:

  • невозможность четкой организации информации. Безусловно, без этого можно и обойтись, но когда информация грамотно структурирована, то работать с намного проще, и запоминается она лучше. Популярные социальные сети пока не могут предоставить такую возможность.

  • большое количество сторонней информации развлекательного и иного характера, которая отвлекает от учебного процесса. Конечно, можно утверждать, что когда человек хочет учиться, то ничто ему помешать не может. Но когда дело касается социальных сетей, то ситуация складывается по-другому. На просмотр новостей развлекательного характера требуется немало времени, которое ученик мог бы потратить с пользой, если бы постоянно не отвлекался них.

Можем предположить, что использование только лишь социальных сетей для обмена учебной информацией не всегда оправдано, и можно рассматривать этот вариант в качестве дополнения к более продуктивным методам использования Интернет-ресурсов.

Создание отдельного сайта для учителя биологии – самое рациональное решение, т.к. на нем возможна четкая организация учебного контента и отсутствие сторонней информации. Имея свой собственный ресурс и используя сервисы Google, учителю биологии удастся систематизировать имеющуюся у него информацию, находить новую, своевременно делиться ею со своими учениками и тем самым повышать эффективность учебного процесса.


Литература:

  1. Тихонов, Н. Информационная система «единое окно доступа к образовательным ресурсам» [Текст]: Информационно-методическое пособие для учреждений высшего профессионального образования / Н.Тихонов, М. – 2007 г.

  2. Трайнев, В.А., Трайнев, И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии (обобщения и рекомендации) [Текст]: Учебное пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2004. – 280 с.

  3. Хозяинов, Г.И. Средства обучения как компонент педагогического процесса / Хозяинов Г.И. // Юбилейный сборник трудов ученых РГАФК, посвященный 80-летию академии. – М.: 1998. – Т. 5. – С. 130-136.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle