Библиографическое описание:

Козырева О. А., Петухова Н. А., Мокерова С. В., Ивлев А. В. Особенности формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по физической культуре в структуре моделирования дефиниций категории «воспитание» [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы II междунар. науч. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 11-13.

В современных условиях формирования личности и среды как феноменов социокультурных и образовательных систем и перехода на двух уровневую систему высшего профессионального образования возможность формирования культуры самостоятельной работы (КСР) педагога наиболее актуальна, т.к. именно в таких условиях личность и ее продукты творчества являются неподдельной ценностью и смыслом всех преобразований внутреннего и внешнего генеза. Попытаемся представить некоторые определения КСР педагога с точки зрения культурологического и деятельностного подходов. КСР педагога с точки зрения культурологического подхода КСР педагога – это
  • механизм самосовершенствования и самореализации, социализации и адаптации субъектов социального пространства, определяющий ориентиры и особенности социального взаимодействия субъектов-носителей деятельности и культуры.
  • совокупность составляющих векторного, скалярного и матричного генеза, предопределяющих выявление, моделирование, апробацию, внедрение, реконструкцию и трансформацию ЗУН, СУД, СЭН, компетенций, моделей поведения, отношений, моделей преобразования объективной реальности внутреннего и внешнего, моделей социализации и самосовершенствования, саморазвития и самореализации, которые являются вторичным ресурсом такого преобразования, системно обеспечивающих соблюдение норм и сохранение эталонов культуры и деятельности, общения и науки. Примером такого рода совокупности в этнопедагогике служит витая нить, состоящая из ЗУН, СУД, СЭН, компетенций, предопределяющих типологию социальных ролей, отношений, связей и качество жизни. А вся жизнь и деятельность – изготовление изделий пространственно-временного генеза той самой витой нитью, которая описана выше.
С точки зрения деятельностного подхода КСР педагога – это процесс получения и формирования общеучебных и предметных ЗУН-ов, фасилитирующих формирование четырехуровневой структуры компетенций педагога в условиях непрерывного профессионального образования, конкретно решающий проблемы и задачи самостоятельной работы, самоопределения, саморазвития, самосовершенствования и самореализации. В данном определении мы связали два направления педагогики – традиционной педагогики (общеучебные и предметные ЗУН, стандарты первого и второго поколения ВПО) и инновационной педагогики (компетенции, стандарты третьего поколения).
Возможности моделирования в структуре формирования КСР педагога по ФК отражают условия и уровни сформированности данного феномена, мы выделим 4 уровня, описывающих возможности и условия формирования в структуре феноменальных возможностей и границ-ограничителей.
Первый уровень – это объектный, здесь каждый элемент антропосистемы представляет собой единицу, объект в своем исконном изучении, самопознании, самосовершенствовании, самореализации. Границы сформированности КСР первого уровня (объектного) определяются владением способами фиксации информации (аннотации, выписки, записи, конспекты, планы, тезисы, классификации, цитаты, рефераты и пр.). У педагогов по ФК владение способами фиксации информации определяет на данном уровне и способность педагога к планированию особенностей здоровьесберегающей деятельности, предопределяющий планомерный переход на вышестоящий уровень в данной типологии. Здоровьесбережение как ценность уникальна и ее формирование в структуре КСР педагога объективно раскрывает специфику деятельности педагога по ФК.
Второй уровень – индивидуальный, здесь человек со своей совокупностью индивидуальных качеств, чувств, образа мыслей, аспектов социально-педагогических отношений создает плацдарм (поле) для моделирования разнообразных средств, фасилитирующих решение разнообразных социально-педагогических задач, противоречий, проблем и дилемм. Сформированность КСР определяется возможностью индивида в результативности моделирования как его деятельности, так и ее продуктов. Педагог по ФК моделирует программы воспитания, развития, социализации, самореализации, самосовершенствования обучающихся и студентов, качество данной деятельности напрямую зависит от уровня сформированности КСР педагога и обученности студента-педагога по ФК.
Третий уровень – это субъектный, здесь человек представляет собой субъекта культуры, среды, деятельности, общения, в ходе чего он практикует основы моделирования и претворения результатов моделирования на практике. Сформированность КСР определяется возможностью субъекта деятельности, общения, культуры в результативности моделирова­ния и внедрения моделированных средств. На данном уровне у педагога по ФК появляются объективные результаты его инновационной практики.
Четвертый уровень – личностный, здесь личность определяет себе перспективы саморазвития, самосовершенствования и самореализации, создает условия для саморазвития, самосовершенствования и самореализации других людей, фасилитирует процессы социализации и адаптации субъектов социально-педагогического пространства, включенных в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультисреды, способствует формированию позитивной, адекватной самооценки, необходимого уровня притязаний, внутренней мотивации деятельности, активизации формируемых и развиваемых с точки зрения гуманно-личностной педагогики и психологии структур личности. Сформированность КСР определяется возможностью личности осуществлять процессы самоопределения, самосовершенствования, само­раз­вития, самореализации, социализации, адаптации и прочих процессов и феноменологических аспектов социально-педагогического и психолого-педа­го­ги­ческого взаимодействия, где моделирование уже играет роль не только средства самоутверждения, самореализации, социализации, а также механизма, связующего кладезь социокультурного опыта с системой социально-педагогического и психолого-педагоги­чес­ко­го взаимодействия в микро-, мезо-, макро-, мега- и мультимасштабах.

Феноменологическая модель сформированности КСР педагога

В таком контексте можно отразить, что формирование КСР педагога в условиях непрерывного профессионального образования выступает как продукт и процесс моделирования и апробации моделей обучения, самосовершенствования и самореализации педагога в контексте узкого смысла профессиональной деятельности – сформированности компетенций ФГОС специальности 050100 по направлению «Педагогическое образование», в контексте широкого смысла профессиональной деятельности – ситуативного продуктивного общения и труда, где личность и ее продукты творчества являются ценностями, из которых складываются предпосылки построения гуманистических основ как маленькой ячейки общества, так и общества в размерах государства и содружества государств.
Мультисреда – это единое биоэнергетическое поле, создаваемое природой и действием объектов и субъектов социального или воспитательно-образовательного пространства в ситуациях, связанных с деятельностью и общением в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, накладывающих свои гносеологические и методологические векторы на систему преобразования, жизнедеятельности и развития внутреннего (человек, индивид, субъект, личность) и внешнего (объекты и субъекты) генеза. Это описание можно проиллюстрировать феноменологической моделью формирования КСР педагога.
В мультисредовых отношениях изучение дисциплин педагогического блока фасилитировано неустанным поиском педагогов оптимальных условий педагогического взаимодействия и условиями формирования КСР педагога. В течение всей жизнедеятельности у педагога формируется система качеств, компетенций в структуре человек-индивид-субъект-личность, фасилитирующих определение и понимание всех условий и продуктов антропологической среды в микро-, мезо-, макро- и мегахарактеристиках среды и деятельности и общения в ней человека.
Приведем некоторые определения категории «воспитание», моделируемые студентами Кузбасской государственной педагогической академии в структуре изучения курса «Теория и методика воспитания».
Воспитание с точки зрения акмеологического подхода – это система педагогических взглядов, фасилитирующая обеспечение процесса активизации всех структур развивающейся личности в деятельности и общении, предопределяющих результат самоидентификации, самоопределения, мотивации, оптимизации уровня притязаний, саморазвития, самореализации при акцентуации внимания общественности к процессу стимулирования достижения вершин развития высших социальных, культурных и материальных ценностей как эталонов человеческого в человеке в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Мокерова С. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения аксиологического подхода – это система взглядов и убеждений, обеспечивающая создание условий для ретрансляции социального опыта, предопределяющего структуру и содержание процесса определения вершины в различных областях деятельности, фасилитирующих получение позитивного в чувствах, мыслях, способах самореализации и самосовершенствования (Мокерова С. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения антропологического подхода – это механизм, планомерно осуществляющий процессы побуждения и удовлетворения познавательной активности человека, способствующий его развитию и формированию в системе социокультурных взаимоотношений как продукта и первопричины изменений, колыбели и купели антропологического пространства (Мокерова С. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения гносеологического подхода – это многогранный, антрополого и личностно обусловленный процесс, фасилитирующий планирование и организацию непрерывного развития и саморазвития личности, опосредованный нюансами восприятия и отражения, переработки и систематизации объективных причин, условий, задач, дилемм, проблем и желаемого качества в изменениях личностного и средового, внутреннего и внешнего генеза, где словесно- и структурно-логические модели предопределяют качество процесса, условия, результат и перспективы познания и преобразования объективной реальности в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах, а уровень жизнедеятельности каждого субъекта – устойчивость и состоятельность данных моделей (Ивлев А. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения синергетического подхода – это социально-биологический механизм восприятия и передачи особенностей культуры и науки, искусства и религии, опосредованный нормами, традициями гуманных методов, подходов, приёмов, средств и форм социокультурных отношений, предопределяющий уровень саморазвития личности как синергетического потенциала и вектора преобразований в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах (Мокерова С. В. – 2011/2012 уч. г.).
Воспитание с точки зрения эзотерического подхода – это процесс формирования механизмов и эталонов, условий и продуктов восприятия и отображения, трансформации и визуализации общечеловеческих ценностей в верованиях, мистических теориях, концепциях и системе иллюзорно-эфемерных и реально обусловленных отношений, фасилитирующих понимание ценности жизни человека и самого человека в микро-, мезо-, макро-, мегамасштабах сосуществования и сотворчества, где природа человека уникально-божественна, а разум и совесть – продукты и вектора изменений как самого человека, так и общества в целом (Ивлев А. В. – 2011/2012 уч. г.).


Литература

1. kuzspa.ru

1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle